Обязанности мужа и жены 6 страница

Я не знаю всех подробностей конкретно твоего случая, я рассказываю лишь общую политику или основное понимание. Мы ни в коем случае не должны считать, что наш так называемый прогресс зависит от каких-то материальных обстоятельств — вроде брака или ванапрастхи, того или этого — или обусловлен ими. Зрелое понимание сознания Кришны означает, что в каком бы положении я ни находился в данный момент, это особая милость Кришны по отношению ко мне, поэтому я буду стараться воспользоваться имеющимися условиями для того, чтобы прогрессировать, распространяя сознание Кришны и распространяя миссию моего духовного учителя. Если я озабочен своим собственным прогрессом или счастьем или еще чем-то только для себя, это всё материальные соображения. Если условия были неподходящими для брака, зачем ты вообще женился? Что сделано, то сделано, назад не повернешь, я лишь показываю тебе, что ты однажды уже совершил необдуманный поступок, не осознав ответственности, сейчас ты хочешь снова совершить радикальный поворот в том же духе. Пожалуйста, обдумай все в свете того, что я тебе написал. Есть один стих в Бхагавад-гите:

йасман нодвиджате локо локан нодвиджате ча йах

харшамарша-бхайодвегаир мукто йах са ча ме прийах

«Тот, кто никому не причиняет беспокойств и сам всегда остается спокойным, кто невозмутим и в радости, и в горе, кто не ведает страха и тревог, — очень дорог Мне». (12.15)

Начинающие преданные часто совершают одну и ту же ошибку: каждый раз, когда возникает какое-то беспокойство или трудность, они думают, что причиной являются внешние обстоятельства или условия, при которых это обстоятельство или трудность возникли. Но это неверно. В материальном мире трудности будут всегда, неважно, в этом положении, или в том. Следовательно, простая перемена статуса, занятия или семейного положения ничего не даст. Потому что реальность состоит в том, что если у меня возникают трудности с другими, это мой недостаток сознания Кришны, а не их. Понятно? Кришна говорит, что Ему очень дорог преданный, который не создает другим трудностей, который, на самом деле, никому не создает трудностей. Поэтому постарайся обдумать вопрос с этой точки зрения, не ставишь ли ты свою жену или себя самого в какое-то трудное положение.

Семейная жизнь — это дети, жена, дом, все вокруг это понимают, почему же наши преданные смотрят на дело иначе? Просто у них возникает половое желание, они женятся, а когда их ожидания оказываются неисполненными, они тут же разводятся — это похоже на материальную деятельность, проституцию. Жена остается без мужа, и порой у нее уже есть ребенок, которого ей нужно вырастить. Этот проект — твой и многих других — становится отвратительным. Мы не можем рассчитывать, что наши храмы станут прибежищем для такого количества вдов и брошенных жен, это было бы слишком большим бременем, а мы превратились бы в посмешище для всего общества. Кроме того, нежеланное потомство. И начнется незаконная половая жизнь, которую мы и так наблюдаем вокруг. Будучи слабым полом, женщина нуждается в духовно сильном муже, чтобы получить благо и развиваться, накрепко ухватившись за его стопы. Если муж уходит, что ей остается делать? Таких случаев уже много в нашем Обществе, уже много девушек и юношей разочарованы.

Я ввел институт брака в ваших западных странах, потому что у вас принято свободное общение между мужчинами и женщинами. Поэтому необходим брак, чтобы занять юношей и девушек в преданном служении, независимо от семейного положения. Но наш институт брака несколько отличается от того, что существует в вашей стране: мы не поддерживаем политику разводов. Мы считаем, что муж и жена должны вечно помогать друг другу в служении Кришне, и они должны обещать никогда не расставаться. Конечно, если оба, и муж, и жена, — развитые преданные, и если оба согласны на то, чтобы муж принял санньясу, и оба счастливы этим, тогда есть основания расстаться. Но и тогда они не просто расстаются. Даже принимая санньясу, муж должен быть уверен, что когда он уйдет, жена будет защищена, и о ней должным образом позаботятся. Сейчас накопилось уже слишком много случаев, когда жены несчастны из-за того, что мужья оставили их против их желания. Как я могу это позволить? Я стремлюсь избегать каких-либо дурных примеров для будущих поколений, поэтому с большой осторожностью подхожу к решению твоего вопроса. Если это так легко: жениться, а потом оставить жену под предлогом того, что она является препятствием для духовного прогресса, это совсем не хорошо. Это неверное понимание того, что такое духовный прогресс. Человек обязан исполнять свой долг, тот или иной, но если я занят исполнением долга, а потом решаю изменить его или совсем бросить, это грубейшая ошибка. Преданное служение не связано подобными обозначениями. Поэтому, сделав однажды выбор, надо твердо придерживаться его и развивать свою преданность, пока она не расцветет любовью к Богу. Таково понимание Арджуны. (ПШП Мадхукаре, 4 января 1975)

75-02 Я внимательно изучил твое положение и считаю, что тебе нужно жить в храме и общаться со стойкими преданными, которые строго следуют моему учению. Если твой муж не может соблюдать наши принципы должным образом, ты не должна думать, что обязана позволить ему стать препятствием в твоей духовной жизни. Ты должна оставаться с нами и мирно развивать свою духовную жизнь под защитой и заботой Кришны. Если твой муж не интересуется духовной жизнью, пусть идет, куда хочет. Я дал всем своим ученикам наставления, которым они обязаны следовать, чтобы продвигаться в духовном отношении, но если у них нет желания следовать, что я могу сделать? Если человек не хочет следовать нашим регулирующим принципам, ты не должна жить и близко общаться с таким человеком. (ПШП Куша-деви-даси, 3 февраля 1975)

75-06 Теперь, когда вы семейные люди, трудитесь вместе над распространением сознания Кришны. Брак означает, что служение каждого удваивается, но в то же время мы должны тщательно следить за тем, чтобы не впасть в услаждение чувств. Такая тенденция всегда присутствует, и мы всегда должны быть начеку. Лучше всего внимательно повторять наши шестнадцать кругов на четках и постоянно думать о Кришне. (ПШП Гьяна-дасу и Лилавати-даси, 27 июня 1975)

75-07 Я получил сообщение, что он беседовал наедине в своей комнате с женщиной, а если кто-то пытался войти, он сердился и кричал: «Уйди, уйди». Что же это такое? В Индии разговоры наедине с женщиной строго осуждаются. Он хороший проповедник, но закрываться с женщиной очень опасно, ведь он начинает гневаться, если кто-то входит. Вожделение настолько сильно, что если ему препятствуют, оно превращается в гнев. Брахмананда Свами и Бхавананда Свами также подтверждают, что у него есть такая тенденция. Всех женщин надо перевести из Калькутты в Майяпур. В Калькутте не должно оставаться женщин. И женщина, и мужчина — оба хороши по отдельности. Но когда они соединяются, оба портятся, если только нет строгих правил. (ПШП Гопала-Кришна-дасу, 14 июля 1975)

76-01 Если есть возможность проповедовать среди коммунистов, ты должен приступить к этому немедленно. Разумные коммунисты очень легко поймут нашу философию. Мы можем убедить их, опираясь на самах сарвешу бхутешу, сознающий Кришну человек одинаково расположен ко всем живым существам. (Бхагавад-гита 18.54) Стань коммунистом и сделай современную несовершенную коммунистическую идею совершенной. Основа коммунистической философии состоит в том, что блага получает государство. Но, поскольку государство несовершенно, живым существам, не являющимся людьми, рассчитывать не на что. Следовательно, такое государство ничем не лучше капиталистического. Ради блага людей капиталисты убивают несчастных животных. И коммунисты делают то же самое. Где же разница? Совершенный коммунизм описан в Шримад-Бхагаватам, где говорится, что к бедным животным нужно относиться так же, как к людям. Шримад-Бхагаватам говорит, что обязанность домохозяина следить за тем, чтобы даже ящерица или змея, живущие в доме, ели досыта и не голодали. Ты должен начать свою проповедь с этой расширенной коммунистической идеи. С твоей стороны это хорошее желание послужить Кришне. Если есть возможность, немедленно воспользуйся ею. Что касается выезда из Венгрии, то коль скоро ты уже въехал, и если ты можешь там проповедовать, зачем тогда выезжать? (ПШП Дваракеше, 18 января 1976)

76-04 Я одобряю предложение о создании сельской общины в Северной Калифорнии. Такие проекты, так же, как строительство храмов, защита коров, получение молока, изготовление из него гхи, а затем открытие ресторанов «Харе Кришна» — все это хорошие программы для грихастх. (ПШП Читсукхананда-дасу, 2 апреля 1976)

Зачатие

67-02 Сим уведомляю, что получил экземпляр «Назад к Богу», датированный 15 февраля 1967 года, и порадовался тому, как хорошо он сделан. Единственный недостаток — рисунок, который там по ошибке поместили, не посоветовавшись со мной. Не было никакой необходимости толковать смысл рисунка, да и что это за толкование: «Чтобы стать совершенным, надо обнажить себя перед Господом?» Мы не даем собственных толкований ни одному из стихов Гиты и Шримад-Бхагаватам. Эти стихи не выдуманы, поэтому они не нуждаются ни в каком толковании. Кришна на самом деле похитил одежды гопи и на самом деле увидел этих девушек обнаженными. Здесь не нужно никаких толкований. Девушки Вриндавана — ровесницы Кришны, они хотели получить Кришну в мужья. В Индии девушки выходят замуж не старше десяти лет, поэтому девушки этого возраста были уже замужем, хотя и желали выйти замуж за Кришну. Этой игрой Кришна удовлетворил их желания. Никто, кроме мужа, не может потребовать от женщины или девушки, чтобы она обнажилась. Такова мораль ведической культуры. На самом деле Кришна является мужем каждой женщины. В официальном браке не было необходимости. Но Кришна все-таки сыграл роль мужа, заставив их обнажиться. В духовном мире нет сожительства; желание удовлетворяется просто переживанием соответствующего чувства в духовном экстазе.

Это изображение Кришны и гопи непостижимо для мирянина, не имеющего представления о Кришне. Поэтому эту картину не следовало помещать в журнале, не спросив меня. Впредь, пожалуйста, советуйся со мной, прежде чем поместить подобную картину или толкование ее смысла. Сначала нужно понять Кришну, читая первые девять Песней Бхагаватам. Иначе Кришна будет воспринят как обычный человек, и Его игры будут неверно поняты. Кроме того, брахмачари вообще не следует смотреть на изображение обнаженного тела. Это нарушение кодекса брахмачари. Поэтому я прошу тебя не помещать эту картину в журнал «Назад к Богу». Я прошу не помещать эту картину, и особо прошу об этом тебя. Думаю, иллюстрации еще не вшиты, и этой картины там не должно быть. (ПШП Раяраме, 28 февраля 1967)

68-08 Относительно вашего вопроса: «Как должен вести себя с противоположным полом строгий грихастха? Что такое духовное планирование семьи?» Человек не должен вступать в половые отношения, если он не собирается зачать ребенка. Лучше всего вообще забыть о сексе, однако сделать это сразу, внезапно — невозможно, особенно в западных странах, где половая жизнь ведется очень свободно. Поэтому, учитывая обстоятельства, человек должен стараться ограничить половые отношения только зачатием детей. (ПШП Даянанде и Нандарани, 24 августа 1968)

68-09 Я рад, что ты гордишься тем, что ты муж Джадурани. Да, ты должен гордиться такой прекрасной женой. И я вручил свою дочь тебе, потому что знал, что ты будешь тем самым человеком, который позаботится о ней, как должно. Недавно ее здоровье ухудшилось, и я очень о ней беспокоился, поэтому решил поручить ее твоим заботам. Конечно, когда ты еще не был женат, ты все равно всегда заботился о ней, но когда есть отношения мужа и жены, тогда возникает ответственность. И я хотел, чтобы ты взял на себя эту ответственность. Так или иначе, все в нашем Обществе считают, что вы прекрасная пара. Так что будь счастлив со своей добродетельной супругой и заботься о ней. В своем письме от 17 числа текущего месяца ты без обиняков спрашиваешь меня о семейной жизни, особенно о половых отношениях. Санньяси не следует спрашивать ни о чем, что имеет отношение к полу. Но все же, поскольку ты так зависишь от моих наставлений, я должен дать тебе необходимую информацию, насколько это возможно. Семейная жизнь предназначена не для половых отношений. В основе семейных отношений лежит зачатие хороших детей. Поэтому домохозяину позволительно иметь половые отношения раз в месяц, сразу после окончания месячных. Месячные продолжаются, по меньшей мере, пять дней, по истечении этих пяти дней можно вступить в половые отношения, если супруги желают зачать ребенка. Когда жена забеременеет, половая жизнь прекращается до тех пор, пока ребенок не родится и не достигнет, по меньшей мере, шести месяцев. После этого можно снова вступить в половые отношения по тому же принципу. Если человек не хочет иметь более одного или двух детей, он должен добровольно прекратить половые отношения. Но употреблять любые противозачаточные средства и при этом заниматься сексом, строго запрещается. Это большой грех.

Если муж и жена способны добровольно соблюдать воздержание, благодаря своему мощному продвижению в сознании Кришны, это лучше всего. Необязательно человеку вступать в половые отношения только потому, что у него появилась жена. Все должно быть направлено на то, чтобы избегать половых отношений по мере возможности. А если человек способен вовсе отказаться от них, это его величайшая победа. Семейная жизнь — это своего рода разрешение на половые отношения под условием воспитания детей. Нужно постараться понять этот принцип семейной жизни и поступать, сообразуясь со здравым смыслом. Ты не должен подражать великим личностям, таким, как Бхактивинода Тхакур, но должен следовать по его стопам. Однако достичь такого же успеха, как великий Бхактивинода Тхакур, не всегда можно. При всех обстоятельствах ты должен стараться следовать по стопам авторитетов, но никогда им не подражать. Пока Джадурани не поправится и не окрепнет, я не советовал бы ей беременеть. Думаю, ты понял мои наставления и постараешься следовать им, по мере возможности. (ПШП Сатсварупе, 20 сентября 1968)

68-12 Думаю, поскольку Джадурани не совсем здорова, не стоит перегружать ее беременностью. При ее слабости ребенок станет обузой и для тебя, и для нее. Кроме того, ребенок, рожденный нездоровой матерью, будет и сам слаб здоровьем. Так что лучше подождать, пока положение улучшится. (ПШП Сатсварупа, 29 декабря 1968)

69-01 Ты спрашиваешь меня о месте половой жизни в сознании Кришны. Основной принцип состоит в том, что ее следует по мере возможности избегать. Если же все-таки она неизбежна, тогда половые отношения должны использоваться только для зачатия сознающих Кришну детей. В этом случае муж и жена должны повторить, по меньшей мере, пятьдесят кругов, прежде чем вступить в половые отношения. Рекомендуемое время для этого — шестой день после месячных. (ПШП Шьяма-даси, 18 января 1969)

69-02 В ответ на твои вопросы, касающиеся половой жизни: ограничение на половую жизнь не означает, что муж и жена должны жить раздельно. Цель брака — усиление, по возможности, духовного сознания. По мере развития сознания Кришны, это ограничение само собой переходит в практику. Половые отношения для зачатия сознающих Кришну детей — то же самое сознание Кришны. Это подтверждается в Бхагавад-гите. Поэтому каждый должен использовать в этом вопросе свой здравый смысл, и Кришна поможет найти правильное решение. В каждом конкретном случае не надо спрашивать меня, надо спрашивать Кришну, который находится внутри. В целом, половые отношения, подобные тем, в которые вступают материалисты, не рекомендуются человеку в сознании Кришны. Мой Гуру Махараджа, хотя он был брахмачари, иногда говорил: «Если бы я мог зачать сознающих Кришну детей, я хоть сто раз вступил бы в половые отношения». Вывод таков: половые отношения должны применяться только для зачатия сознающих Кришну детей — вот и все. (ПШП Хаягриве, 20 февраля 1969)

69-03 Следующий твой вопрос касался Кардамы Муни: как может чистый преданный поддаться страсти под воздействием возбуждения? Это не страсть. Мужчина не обязан быть импотентом. Человек должен обладать потенцией, чтобы зачинать детей, но эти половые отношения должны находиться под его полным контролем. Страсть — дело другое. Страсть ослепляет. А преданный полностью владеет собой, в этом разница. Приводится пример черепахи: она выпускает свои чувства, когда захочет, и когда захочет, втягивает их внутрь. Таково положение чистого преданного. Он может сдержать чувства, когда захочет, а может, по своему желанию, обнаружить их. В общем, он не находится под управлением чувств, как обычный человек. В этом смысл слова госвами. Стать госвами не значит превратиться в импотента и утратить способность зачинать детей. Но госвами может использовать эту свою способность по собственному желанию. Он никогда не падает жертвой страсти.

Чувственное наслаждение — это беззаконные половые отношения. [Сами по себе] половые отношения — это еще не чувственное наслаждение. А вот если в половых отношениях нет необходимости, но человек все равно предается им, это чувственное наслаждение. Однако если в половых отношениях есть нужда, это не чувственное наслаждение. Никогда не думай, что преданные — импотенты и обязаны навсегда забыть о половых отношениях. Если надо, они могут вступать в половые отношения тысячу раз. Но если в половых отношениях нет необходимости, преданные не вступают в них. Кардама Муни женился. Почему же он не должен был дать своей жене ребенка? Жена просила его дать ей ребенка. Он должен удовлетворить жену и дать ей ребенка, это обязанность мужа. Но он оставил жену, как только сын подрос. Он не остался жить с ней на всю жизнь.

Что касается влечения Господа Брахмы к его собственной дочери: обусловленной душе этот пример показывает, что если даже такая личность, как Брахма, пала жертвой соблазна, насколько же осторожны должны быть мы? А не так, что если даже Брахма поддался соблазну, мы теперь будем поддаваться соблазну на каждом шагу. Это пример, который подают нам великие преданные. Испытать возбуждение не так уж необычно, сдержать его — вот в чем суть. (ПШП Химавати, 23 марта 1969)

69-07 Относительно твоих вопросов о половой жизни: основной принцип состоит в том, что половых отношений надо стараться избегать, в них следует вступать только для зачатия сознающих Кришну детей. Это главный принцип, которого, по мере возможности, должны придерживаться все женатые преданные. Во время беременности половые отношения должны быть полностью прекращены. (ПШП Бибхавати, 15 июля 1969)

69-10 [СТРАНИЦА УТРАЧЕНА]…силен, и если он вступает в половые отношения с женщиной, она обязательно забеременеет. Если беременность не наступает, это обычно указывает на слабость мужчины. Если мы полны жизненной силы Кришны, то к какой бы аудитории мы ни обратились, мы сможем зачать в ней сознание Кришны. (ПШП Сатсварупе, 31 октября 1969)

71-10 По поводу детей: когда ты выйдешь замуж, то дети у тебя будут несомненно, но тебе надо подождать благоприятной возможности, когда Кришна прольет на тебя удачу. Наша линия — это энтузиазм и терпение. (ПШП Вринде-деви, 14 октября 1971)

74-06 Я огорчился, узнав, что у твоей жены такое слабое здоровье. Чего только вы не перепробовали: и таблетки, и смену климата, и докторов, но ничего не помогло. Думаю, тебе следует положить ее в больницу на более долгий срок, чтобы все-таки поправить ее здоровье. Ты не можешь рассчитывать на ребенка, пока она не поправится. (ПШП Муралидхаре, 9 июня 1974)

75-11 Я обратил внимание на то, что твоя жена родила девочку. Другие твои дети — тоже даси, или у тебя есть и дас? Нам нужно больше дасов, чем даси. (ПШП Бахудака-дасу, 10 ноября 1975)

76-02 ... джапа окажет большее воздействие, если ты сможешь придерживаться принципов чистой жизни: во-первых, не есть мяса, рыбы и яиц; во-вторых, не играть в азартные игры или на бирже; в-третьих, не употреблять никаких одурманивающих средств, таких как наркотики, алкоголь, сигареты, кофе или чай; и, в-четвертых, не вступать в незаконные половые отношения, что означает секс только в браке, а затем только с целью зачатия сознающих Кришну детей. Если ты сможешь следовать этим принципам и будешь повторять «Харе Кришна», ты очень продвинешься в духовном отношении. Лучше всего для тебя общаться с преданными в далласском храме, тогда все будет намного легче. (ПШП Элейн, 1 февраля 1976)

Беременность

67-06 Я также рад, что ты носишь в своем чреве ребенка. Пожалуйста, прими мои благословения этому новичку, которого мы будем счастливы принять всего через несколько месяцев. Пожалуйста, береги свое здоровье, чтобы ребенок вырос очень здоровым и мог осознать Кришну. Махараджа Прахлада слушал наставления Муни Нарады, находясь в утробе матери, а позже стал прославленным преданным Господа Кришны. Обязанность родителей состоит в том, чтобы сделать своего ребенка сознающим Кришну, чтобы удачливый ребенок, родившийся от сознающих Кришну родителей, уже никогда не был вынужден принимать рождение в этом материальном мире. (ПШП Нандарани, 9 июня 1967)

67-09 Лучший способ подготовиться к появлению ребенка — это обоим родителям оставаться в полном сознании Кришны, а для этого, разумеется, лучше всего повторять святое имя и слушать Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам. [КМ-д8] (ПШП Хамсадуте, 29 августа 1967)

67-09 Пожалуйста, старайся и будь стойкой во время своей беременности, и Кришна будет тобой доволен. Твой ребенок будет первым, который родится у преданных в Америке, поэтому мы должны очень тщательно позаботиться о нем, пока он еще в утробе. В Шримад-Бхагаватам Нарада Муни говорит, что положение ребенка в утробе матери ужасно, и после девяти месяцев пребывания там, когда ребенок до некоторой степени разовьет тело и сознание, эта запертая в теле душа начинает просить Господа: «Пожалуйста, освободи меня», — и обещает стать в этой жизни преданным. Тогда ребенку позволяется родиться, но, к несчастью, в Кали-югу ребенок, появившись на свет из лона матери, в девяноста процентах случаев не получает никакой возможности продолжать развивать свое сознание Кришны. Однако в твоем случае Кришна оказал ребенку великую милость. В Бхагавате также говорится, что никто не должен становиться родителем, если не может освободить своего ребенка из тисков смерти. Поэтому твоя обязанность — сделать этого ребенка сознающим Кришну, чтобы ему не пришлось рождаться снова. А пока я тебе советую во время беременности есть только простую пищу; горячее или острое есть нельзя. Половые отношения также должны быть полностью исключены. (ПШП Химавати, сентябрь 1967)

67-11 Могу тебе посоветовать не есть во время беременности острую пищу. Твой муж умеет готовить отличные чапати, и ты можешь есть их хорошо промасленными. (ПШП Химавати, 2 ноября 1967)

68-02 Больше вам спасибо за прекрасный набросок, сделанный Джанаки, я велю Джадурани начать рисовать по нему. Что касается индивидуальной вечной души, если порой в каком-то месте складываются неблагоприятные обстоятельства, ей приходится покидать это лоно и искать себе прибежища в другом. И если душа при этом слышит повторение «Харе Кришна», то даже если она недолго находилась в лоне этой матери — о!, она услышит и получит толчок в развитии. Эта звуковая вибрация нематериальна, она духовна, и могущество ее превосходит пределы нашего понимания. Ее не удержать никакими материальными средствами, она преодолевает любые материальные преграды. Так что знайте, что повторяя святые имена, вы приносите благо даже ребенку, находящемуся в утробе. Надеюсь, ваше здоровье поправилось, и буду рад встретиться с вами в Сан-Франциско. Надеюсь, у вас все хорошо. (ПШП Мукунде и Джанаки, 28 февраля 1968)

69-03 Я очень рад, что ты и твой добрый супруг живете в мире и согласии в Новом Вриндаване и развиваете сознание Кришны. Это очень хорошо и является прекрасным примером для окружающих. В западных странах практически нет настоящей семейной жизни, поэтому мы должны показать хороший пример семейной жизни в сознании Кришны, и другие люди захотят последовать ему. В этом состоит мой замысел. Насколько я понял, ты ожидаешь ребенка, которому предстоит быть воспитанным в сознании Кришны. В связи с этим ты должна избегать острой пищи, пока ребенок находится в утробе. Что касается соевого соуса, я с ним лично не сталкивался. Я знаю, что бобы сои хороши, но что представляет собой соевый соус, я не знаю. Что касается естественных родов, то естественные роды возможны, если мы ведем естественный образ жизни. И, насколько мне известно, беременная женщина должна избегать острой пищи, она не должна ездить в машине и не должна сидеть без дела. Она должна двигаться и выполнять какую-то физическую работу. Это общие правила и предписания, которые существуют в Индии, и тогда женщины рожают естественно. Но что касается твоей страны и, особенно, положения женщин в ней, здесь все по-другому. Я не могу с уверенностью сказать, что ты должна делать. При всех обстоятельствах лучше всего посоветоваться с врачами, узнать, что они обычно делают. И, в конце концов, Кришна — Верховный повелитель, так что если мы ведем себя естественно и полагаемся на Кришну, тогда все получится хорошо и без всяких трудностей. Итак, посоветуйся с врачом и делай все необходимое. (ПШП Сатьябхаме, 24 марта 1969)

70-04 Если у тебя есть лишнее время, изучай санскрит вместе с мужем. Что касается движения во время беременности, то до родов ты должна тщательно избегать поездок в автомобиле и вообще поездок, и ты не должна танцевать. (ПШП Арундхати, 1 апреля 1970)

Рождение ребенка

68-05 Да, что касается твоего будущего ребенка, я дам ему имя, когда он родится. Нет, обрезание в ведической культуре не принято, в нем нет необходимости. (ПШП Малати, 28 мая 1968)

68-06 Только что я получил телефонограмму из Сан-Франциско, что у Малати и Шьямасундары родилась девочка. Они попросили меня зарегистрировать имя ребенка, и я дал ей имя Сарасвати-деви. Пожалуйста, помолись за новорожденного в сознании Кришны ребенка. (ПШП Шачисуте, 17 июня 1968)

69-03 Насколько я понял, ты предлагаешь [КМ-д9] кому-то рожать детей. Это не дело санньяси. Это не твое дело. Санньяси не должен слишком вникать в семейные дела. Пусть лучше они сходят к заслуживающему доверия доктору и рожают с ним, ведь могут возникнуть такие трудности, с которыми справится только опытный врач. (ПШП Киртанананде, 24 марта 1969)

69-04 По поводу плана Бибхавати относительно естественных родов: это очень хорошо. Сейчас, когда твоя жена беременна, займи ее какой-то легкой работой, это поможет ей в естественных родах. (ПШП Ишана-дасу, 30 апреля 1969)

70-06 Насколько я понял, твой первый ребенок родится через месяц. Ты можешь назвать его Джаганнатхой и добавить «дас» или «даси» соответственно. (ПШП Ваманадеве, 22 июня 1970)

71-08 Что касается имени для вашей дочери, то вы, как родители, можете дать ей любое подходящее имя, добавив префикс [КМ-д10] «бхакта-даси», то есть «служанка преданной», как все мы. Позже, когда она вырастет и примет посвящение от истинного духовного учителя, она получит другое имя. (ПШП Дэвиду Р. Шомакеру, 9 августа 1971)

71-11 Можешь назвать свою дочку Митра-даси, я не возражаю. Вы можете называть своих детей как хотите, только всегда информируйте моего секретаря, чтобы убедиться, что данное вами имя внесено в список, дабы избежать повторов. Позже дети получат другие имена во время инициации, когда они будут готовы к ней. (ПШП Лалита-Кумару и Джамбавати-даси, 27 ноября 1971)

75-05 Имена новорожденных детей утверждаются мной. Обрезание роли не играет. (ПШП Бхакта-дасу, 7 мая 1975)

75-09 Вся система варнашрамы направлена на отказ от половой жизни. Обрезание — это расширение возможностей в половых отношениях. В других религиозных системах, да и во всей вселенной все стремятся наслаждаться сексом, но система варнашрамы не поощряет половых отношений. Половые отношения являются причиной закабаления обусловленной души в материальном мире. Если человек способен добровольно противиться сексуальным позывам, он преодолевает влияние материальной природы. Итак, поскольку идеалы различны, я думаю, в ведической культуре обрезание запрещено. (ПШП Арвинде Шаху, 30 сентября 1975)

Содержание семьи и жертвование на храм

67-04 Я понимаю, что ты человек семейный. Ты не должен тратить все, что зарабатываешь, делай так, как предложила твоя жена: откладывай пятьдесят процентов. Итак, будь то пятьдесят процентов или столько, сколько ты сможешь дать Обществу без ущерба для своей семьи,— мы будем благодарны. Не перенапрягайся, мы не хотим никому быть в тягость. Напротив, я попрошу Киртанананду, у которого нет семьи, принять всю ответственность на себя. Не волнуйся. Занимайся преданным служением спокойно. Тебя и твою жену я прошу лишь об одном: переведите на французский язык все наши книги. Ты принесешь больше пользы Обществу своим интеллектуальным служением, чем деньгами, потому что ты семейный человек, и деньги тебе нужны самому. Надеюсь, это тебя удовлетворит. (ПШП Джанардане, 12 апреля 1967)

67-08 Я также весьма счастлив, что Химавати готовится стать матерью. Ребенок — это редкостный дар, посылаемый Кришной, но, в то же время, и великая ответственность. Каждый родитель ответственен за то, чтобы его ребенок вырос сознающим Кришну. Знаю, что ты это понимаешь и всегда будешь держать Кришну в центре своего дома. Теперь о том, что тебе делать. Прежде всего, ты семейный человек. Обычно, обзаведясь семьей, мужчина думает о том, как обеспечить жену и ребенка. Поэтому можешь, если хочешь, найти себе работу в Нью-Йорке или в другом городе и обосноваться там, как обычный домохозяин, как Рупануга и другие. Или же, если тебе это больше нравится, можешь остаться работать в храме, в Монреале или где-то еще, где достаточно места, чтобы ты мог разместиться. Но ты должен заботиться о своем здоровье. Я уже заметил ухудшение, когда был в Нью-Йорке, а теперь и ты говоришь, что тебе стало хуже. Это нехорошо, и ты должен исправить положение. Так что прими необходимые меры. Прежде всего, не беспокойся. Кришна поможет тебе. Если тебе нужно пойти на работу, чтобы содержать жену и детей, Кришна пошлет ее тебе. (ПШП Хамсадуте, 15 августа 1967)

Наши рекомендации