Разновидности: порицаемую и похвальную

В порицаемом смысле это употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и

Человек говорит: «Если бы я поступил так-то, то случилось бы так-то». Это и есть козни Шайтана, по-

скольку человек совершает сразу два нарушения:

— во-первых, его охватывают сожаление, гнев и печаль, что не-допустимо, так как в этом нет

никакой пользы;

— во-вторых, человек проявляет неучтивость по отношению к Аллаху и Его предопределению,

Ибо абсолютно все события, как крупные, так и мелкие, происходят по предустановлению и предо-

Пределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться и было совершенно

Неотвратимо. В словах «если бы было так» или «если бы я сделал так...» проявляется слабость веры в

Предустановление и предопределение Аллаха и своего рода несогласие с этим.

Совершенно очевидно, что раб Аллаха сможет обрести истинную веру и совершенный таухид

Только в случае отказа от этого.

В похвальном же смысле выражение «если бы...» употребляется тогда, когда раб Аллаха желает

Добра.

Например, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ...Если бы я знал это

Раньше, то не подгонял бы хадйа (дополнительные животные для жертвоприношения

Непосредственно в Каабе) и совершил бы малое паломничество. Пророк, да благословит его Аллах

И приветствует, также передал слова человека, желающего доброго дела: Если бы у меня было

Столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то.

Другое его высказывание: Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах ниспослал бы нам

Весть о них. Речь идет о притче с аль-Хидром (см. суру «Пещера», 65—82).

Таким образом, если желающий добра скажет «если бы...», то это похвально, однако если это

Скажет сожалеющий о чем-то неприятном, то это порицается.

Использование выражения «если бы...» также зависит от конкретной ситуации, в которой

Находится говорящий. Если это влечет за собой досаду, печаль, ослабление веры в предустановление

И предопределение Аллаха, либо не имеет благих намерений, то это возбраняется. Приветствуется же

Использование выражения «если бы...» при стремлении к добру, наставлению и просвещению.

Именно поэтому здесь рассматриваются две разновидности использования этого выражения.

Глава 58

О ЗАПРЕТЕ РУГАТЬ ВЕТЕР

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Запрет ругать ветер.

Наставление говорить добрые слова, когда человек видит то, что ему неприятно.

Указание на то, что ветер является носителем воли Аллаха.

Ветру может быть приказано нести с собой добро или зло.

Убайй ибн Ка'б рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

сказал:

Не ругайте ветер. Если вы увидели в нем то, что вам неприятно, то скажите: «О Аллах,

Истинно, мы испрашиваем у Тебя добра этого ветра, добра, которое он несет с собой, и добра,

Которое ему велено творить, и прибегаем к Тебе от зла этого ветра, зла, которое он несет с

Собой, и зла, которое ему приказано творить. Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным.

(Ат-Тирмизи, [2253]).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ

Данный вопрос аналогичен уже рассмотренному запрету ругать время. Однако та глава носила

Общий характер и касалась любых событий в рамках времени. Эта же глава посвящена конкретно

Ветру, поскольку ругание ветра нерассудительно и свидетельствует о слабости разума и мышления.

Ветер представляет собой предустроенное, предрешенное Аллахом явление. Таким образом, ругать

Ветер означает ругать Того, Кто его устроил. Если бы не тот факт, что ругающий ветер часто не

Осознает этого, то дело было бы гораздо хуже. Но в сердце мусульманина такое святотатство, как

Правило, не проникает.

Глава 59

О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАГГМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Смысл аята 154 из суры «Семейство Имрана».

Смысл аята 6 из суры «Победа».

Сообщение о том, что число разновидностей злых мыслей относительно Аллаха, которые

Имеют лицемеры и мушрики, не ограничено.

От подобных мыслей избавятся только те, кто познал имена и качества Аллаха и признал Его

Самого как Единственного, Который достоин поклонения.

Всевышний Аллах сказал:

«...Они думали об Аллахе несправедливо, как во времена невежества, говоря: "Есть ли для

нас что-либо из этого дела?" Скажи: "Все дела — во власти Аллаха". Они скрывают в своих

душах то, чего не обнаруживают тебе. Они говорят: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в

этом деле, мы бы не были убиты здесь". Скажи: "'Даже если бы вы были в своих домах, то те,

Кому предписано быть убитым, вышли бы к местам своего убиения... Так Аллах испытывает

то, что в вашей груди, и очищает то, что в ваших сердцах". Поистине, Аллах знает про то, что в

груди!» (Семейство Имрана, 154).

Всевышний сказал:

«...Которые имеют злые мысли относительно Аллаха. Зло это обернется против них.

Разгневался на них Аллах, и проклял их, и уготовил им геенну! И как скверно это

пристанище!» (Победа, 6).

По поводу первого аята Ибн аль-Каййим сказал: «По мнению толкователей Корана, эти злые

Мысли мушриков заключались в том, что Всевышний, якобы, не помогает Своему посланнику и что

Его дело исчезнет. Другие толкователи считают, что эти мысли заключались в том, что все

Наши рекомендации