Употребление интоксикаций и азартные игры
О вреде употребления интоксикаций известно всем, и мы оставим это Вам на личный анализ. Здесь упомянем лишь, что к интоксикантам относятся также чай, кофе и какао (включая делающийся на его основе шоколад). Наличие в продаже огромного выбора травяных чаев, кофе без кофе и кэроба позволяет с легкостью справиться с этой задачей. Добавьте к этому компоты, молочные продукты, многочисленные восточные сладости – и про все эти слабые интоксиканты Вы забудете навсегда.
Иногда люди приходят к преданному служению, уже имея сильную зависимость от курения, наркотиков, алкоголя и т.д., и спрашивают, как избавиться от этой дурной привычки. Вспомним философию. Наркотическая зависимость относится к стихии страсти (а для тех, кто считает, что это в порядке вещей – к стихии невежества). Шастры учат, что стихии страсти и невежества можно обуздать при помощи стихии добродетели. Стихия добродетели связана главным образом с упорядоченным образом жизни и деятельности, а также чувством долга. Поэтому, например, метод избавления от курения таков. Предположим, человек курит 20 сигарет в день. В первую неделю он должен дать себе обет курить ровно по 20 сигарет в день – не больше, не меньше. Во вторую неделю он должен выкуривать ровно по 19 сигарет в день. И так далее – до нуля. Кроме этого будет помогать создание вокруг себя стихии добродетели, и конечно же духовная практика, главный вид которой – это повторение маха-мантры Харе Кришна. Именно этот метод избавления от зависимостей и рекомендаовал Шрила Прабхупада.
Азартные игры – это проявление чистой стихии страсти. В азарте мы не способны сосредоточить свое сознание вообще ни на чем, и на Кришне, в частности. Последствия стихии страсти всегда печальны. Это то, что «в начале подобно нектару, а в конце – подобно яду». Не останавливаясь подробно на этой теме, перечислим некоторые виды деятельности, относящихся к категории азартных игр: казино, игровые автоматы, компьютерные игры, спорт, лотереи, тотализаторы, карты, домино и проч., виды бизнеса, связанные с повышенным риском, а также планирование личной жизни по принципу «авось повезет».
Другими словами, мы должны выбирать себе предсказуемые виды занятий. Признак стихии добродетели – знание, а неопределенность – признак стихии страсти. Поэтому, даже торгуя на бирже, если бизнесмен опирается на известные закономерности прогнозирования событий, внимательно следит за тенденциями изменения курсов, и, принимая решения, зарание просчитывает и учитывает возможные риски потерь, тогда эта деятельность является допустимой. Если же, надеясь получить сверхприбыль, он пускается в сомнительные предприятия, рискуя потерять все, то это нарушение принципа отказа от азартных игр. Если у нас есть склонность к подобного рода игре, то, возможно, лучше сменить род деятельности, где соблазнов будет меньше.
Если говорить по большому счету, то вообще, материальное существование – это одна большая игра, в которой все обречены на окончательное поражение. Искать все новые и новые материальные способы обретения счастья означает играть в русскую рулетку, причем до последнего... L
Задание 13. Что обретает человек, и от чего избавляется, следуя четырем регулирующим принципам?
Задание 14. Каким образом можно практически осуществить переход к следованию четырем регулирующим принципам?
Задание 15. Чем питаются преданные, и чем они не питаются?
Задание 16. Покажите, что мясоедение удовлетворяет приведенному определению зависимости
Задание 17. Каковы различные негативные последствия мясоедения?
Задание 18. Перечислите негативные последствия внебрачных половых связей.
Задание 19. Каким образом недозволенный секс сказывается на взаимоотношениях в семье?
Задание 20. Что такое дозволенные половые отношения?
Задание 21. Опишите негативные последствия употребления интоксикаций и азартных игр.
Как превратить дом в храм?
Одна из пяти главных составляющих метода преданного служения – это матхура-васа, или жить в святом месте. Для большинства преданных это означает, что им нужно превратить свой дом (комнату, или хотя бы свой угол в ней, если нет другой возможности) в храм. Что такое храм? Храм – это место, где вся деятельность сосредоточена вокруг и посвящается служению Господу, это место, где постоянно воспевают Его славу, это место, где собираются, общаются друг с другом и вместе служат Кришне Его преданные. Таким образом все обитатели-преданные Вашего дома становятся жителями Вашего Храма, а все остальные обитатели – его гостями.
Домашний алтарь
Центром любого храма является алтарь. Он может быть специально изготовлен в виде своего рода беседки с куполом. Или же он может разместиться в одной из больших полок Вашего серванта. В центре алтаря располагается изображение Панча-таттвы (Господь Чайтанья, Господь Нитьянанда, Адвайта Ачарья, Гададхара Пандит, Шриваса Пандит). Справа (если смотреть на алтарь) – изображение Господа Нарасимхи, а слева можно поставить изображение Радхи и Кришны. Перед центральным изображением ставятся изображения парампары (слева направо, если смотреть на алтарь): духовного учителя (если Вы его выбрали), Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, Гауракишора даса бабаджи, Бхактивинода Тхакура и Джаганнатхи даса бабаджи. Если Вам совсем негде их достать, то можно ограничиться хотя-бы изображениями Панча-таттвы и Шрилы Прабхупады, которые можно аккуратно вырезать из книг. Обычно изображение Панча-таттвы ставят на возвышение, а изображения парампары имеют несколько меньший размер.
Вы можете украсить алтарь так, как Вам это по душе – задрапировать, развесить украшения и т.д. Часто преданные меняют интерьер алтаря к крупным праздникам, таким как День Явления Господа Кришны или Господа Чайтаньи. Очень хорошо, если есть возможность украшать алтарь свежими цветами. Алтарь желательно снарядить занавесом или ширмой, чтобы его можно было закрывать на ночь или при случае другой необходимости. Нужно также предусмотреть место, куда вы будете ставить пищу для предложения Кришне. Для Кришны нужно приобрести отдельный небольшой подносик и чашечки. Предлагая пищу, его обычно ставят или на алтарь перед изображениями, или на отдельный столик – так, чтобы Кришна мог видеть Ваше подношение.
Джапа
Как и в любом храме, Ваша ежедневная духовная программа обязательно должна включать в себя определенные компоненты. Во-первых это ранний подъем и повторение Харе Кришна маха-мантры на четках – джапы. Последователи Господа Чайтаньи стараются повторять святое имя 24 часа в сутки, и дают обет повторять не менее определенного количества кругов каждый день. Принимая во внимание практические обстоятельства, окружающих большинство людей Запада, Шрила Прабхупада установил стандарт 16 кругов в день (что занимает, как правило не больше 2-2.5 часов). Большинству людей не составляет проблемы сразу же начать повторять 16 кругов ежедневно, но если по каким-то причинам Вам это не удается, то можно сперва дать себе обет повторять меньшее число кругов, а затем постепенно довести его до 16.
Джапу лучше всего повторять утром – еще до завтрака. Это самое благоприятное. Если не удается прочитать всю, то по крайней мере большую ее часть, скажем, кругов десять. Иногда деловым людям поначалу даже это дается немного сложно. В такой ситуации находился и сам Шрила Прабхупада в молодости, и тогда у него был следующий «график» чтения джапы: четыре круга он повторял перед завтраком, четыре перед обедом, четыре перед ужином и четыре перед сном. Таким образом он ежедневно выполнял свой обет повторять 16 кругов маха-мантры. Более подробно мы поговорим о повторении мантры в следующих главах.