Лик (ваджх) нашего Господа

У Пречистого Аллаха есть Лик, который не похож на лица творений. Мы признаем это и верим в это, потому что Аллах сообщил об этом в Своем Писании, а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, — в своих хадисах.

Всевышний Аллах сказал:

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Ар-Рахман, 27). Комментируя этот аят, Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Слова “обладающий величием и великодушием” являются эпитетом божественного Лика, и поэтому слово ذو “обладающий” стоит в именительном падеже (марфу‘)»[См. комментарий ат-Табари к 27-му аяту суры «Ар-Рахман».].

Некоторые из наших заблуждающихся предшественников не признавали существование Лика Всевышнего Аллаха. Они полагали, что выражение “обладающий величием и великодушием” относится к Господу. По их мнению, в данном аяте говорится, что величие и великодушие присущи не Лику Господа, а Самому Господу.

Опровергая такое суждение, имам Ибн Хузейма *аш-Шафии сказал:

«Такое мнение может высказать только тот, кто не знает арабского языка, потому что Аллах — велик Он и возвышен! — сказал:

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». Слово وجه «ваджх» здесь огласовано даммой и стоит в именительном падеже, а слово رب «рабб» является определением к слову «ваджх» и стоит в родительном падеже. Если бы выражение «обладающий величием и великодушием» относилось к Господу, то его следовало бы читать «обладающего величием и великодушием»[Ибн Хузейма М. Китаб ат-таухид. С. 21.].

Существование Лика Аллаха также подтверждается Его словами:

«Всё погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88).

Польза веры в Лик Всевышнего Аллаха

1. Стремление к Лику Аллаха посредством праведных деяний.

Узнав, что провозгласил Аллах, мы обязаны устремиться к Его Лику посредством наших благих деяний, как нам было велено в ясных аятах Корана. Любые поступки, совершенные не ради Аллаха, тщетны и бесполезны:

«Всё погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88).

Мы должны раздавать пожертвования, стремясь к Его Лику:

«Но [награда] тех, которые раздают закят, стремясь к Лику Аллаха, будет приумножена» (Ар-Рум, 39).

Описывая Своих праведных рабов, Аллах сообщил, что они совершают поступки только ради Его Лика, не желая ничего другого:

«Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (Аль-Инсан, 9);

«[Богобоязненный] раздает свое имущество, очищаясь, не в оплату за милость, оказанную ему кем-либо, а только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» (Аль-Лейл, 18-20);

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику» (Аль-Кахф, 28).

В обоих «Сахихах» приводится хадис ‘Итбана бин Малика о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

فَإِنَّ اللَّهَ قَدْ حَرَّمَ عَلَى النَّارِ مَنْ قَالَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . يَبْتَغِى بِذَلِكَ وَجْهَ اللَّهِ

«Поистине, Аллах запретил Огню [касаться] того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь тем самым к Лику Аллаха»[Аль-Бухари (425); Муслим (1/455).].

2. Обращение к Лику Аллаха за защитой

Именно так поступал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует,. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, что, когда был ниспослан аят:

«Скажи: “Он властен наслать на вас мучения сверху”», Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я прибегаю к Твоему Лику». Потом было ниспослано:

«…или из-под ваших ног», — он сказал: «Я прибегаю к Твоему Лику». Потом было ниспослано:

«…или привести вас в замешательство, разделив на группировки и дав одним из вас вкусить жестокость других» (Аль-Ан‘ам, 65). Тогда он сказал: «Это легче»[Аль-Бухари (7406)].

Передают со слов ‘Али бин Абу Талиба, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ложился, он говорил:

اللَّهُمَّ إِنِّى أَعُوذُ بِوَجْهِكَ الْكَرِيمِ ، وَكَلِمَاتِكَ التَّامَّةِ مِنْ شَرِّ مَا أَنْتَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهِ

«О Аллах, я прибегаю к Твоему Великодушному Лику, к Твоим совершенным словам от зла всякого животного, которого Ты держишь за чуб /Аллахумма инни а‘узу би-ваджхикя-ль-кярим ва би-кялиматика-т-таммати мин шарри кулли даббатин анта ахизун би-насыйатиха». Хадис передал Абу Давуд[См.: Джами‘ аль-усул (2263). Комментатор сборника назвал иснад хадиса хорошим.].

3. Удовлетворение просьбы того, кто просит ради Лика Аллаха

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنِ اسْتَعَاذَ بِاللَّهِ فَأَعِيذُوهُ ، وَمَنْ سَأَلَكُمْ بِوَجْهِ اللَّهِ فَأَعْطُوهُ

«Предоставьте убежище тому, кто просит его ради Аллаха, и дайте тому, кто просит ради Лика Аллаха»[См.: Сахих Сунан Абу Давуд (4260). Аль-Албани назвал хадис хорошим и достоверным. См. также: Аль-асма ва-с-сифат (1/306).

].

4. Желание взглянуть на Лик Аллаха

Передают со слов ‘Аммара бин Йасира, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорил во время мольбы:

اللَّهُمَّ بِعِلْمِكَ الْغَيْبَ، وَقُدْرَتِكَ عَلَى الْخَلْقِ، أَحْيِنِى مَا عَلِمْتَ الْحَيَاةَ خَيْرًا لِى، وَتَوَفَّنِى إِذَا عَلِمْتَ الْوَفَاةَ خَيْرًا لِى، اللَّهُمَّ وَأَسْأَلُكَ خَشْيَتَكَ فِى الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ، وَأَسْأَلُكَ كَلِمَةَ الْحَقِّ فِى الرِّضَا وَالْغَضَبِ، وَأَسْأَلُكَ الْقَصْدَ فِى الْفَقْرِ وَالْغِنَى، وَأَسْأَلُكَ نَعِيمًا لاَ يَنْفَدُ، وَأَسْأَلُكَ قُرَّةَ عَيْنٍ لاَ تَنْقَطِعُ، وَأَسْأَلُكَ الرِّضَاءَ بَعْدَ الْقَضَاءِ، وَأَسْأَلُكَ بَرْدَ الْعَيْشِ بَعْدَ الْمَوْتِ، وَأَسْأَلُكَ لَذَّةَ النَّظَرِ إِلَى وَجْهِكَ، وَالشَّوْقَ إِلَى لِقَائِكَ، فِى غَيْرِ ضَرَّاءَ مُضِرَّةٍ وَلاَ فِتْنَةٍ مُضِلَّةٍ، اللَّهُمَّ زَيِّنَّا بِزِينَةِ الإِيمَانِ ، وَاجْعَلْنَا هُدَاةً مُهْتَدِينَ

«О Аллах, ради Твоего знания о сокровенном и Твоей способности творить, продли мою жизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет для меня лучше, и упокой меня, если Ты знаешь, что смерть будет для меня лучше! О Аллах, я прошу Тебя [внушить мне] страх перед Тобой в сокровенном и явном, и прошу Тебя [помочь мне говорить] правдивое и справедливое слово в гневе и довольстве! Я прошу Тебя об умеренности в нужде и богатстве, и прошу Тебя о блаженстве, которое не закончится, и прошу Тебя об усладе для глаз, которая не прервется, и прошу Тебя [помочь мне] быть довольным судьбой! Я прошу Тебя о приятной жизни после смерти, и прошу Тебя [позволить мне] насладиться взором на Твой Лик, и прошу Тебя [помочь мне] стремиться к встрече с Тобой, чтобы не помешало этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути! О Аллах, укрась нас верой и сделай нас наставниками, следующими прямым путем /Аллахумма би-‘илмика-ль-гейби ва кудратика ‘аля-ль-халькы ахйини ма ‘алимта-ль-хайата хейран ли ва таваффани иза ‘алимта-ль-вафата хейран ли, аллахумма ва ас’алюка хашйатака фи-ль-гейби ва-ш-шахадати, ва ас’алюка кялимата-ль-хакки ва-ль-‘адли фи-ль-гадаби ва-р-рида, ва ас’алюка-ль-касда фи-ль-факри ва-ль-гина, ва ас’алюка на‘иман ля йубиду, ва ас’алюка куррата ‘айнин ля танкаты‘у, ва ас’алюка-р-рида ба‘да-ль-када, ва ас’алюка барда-ль-‘айши ба‘да-ль-маути, ва ас’алюка лаззата-н-назари иля ваджхика, ва ас’алюка-ш-шаука иля ликаика фи гейри дарраи мудырратин ва ля фитнатин мудыллятин, аллахумма зеййинна би-зинати-ль-имани ва-дж‘альна худатан мухтадин»[м.: Ибн Хузейма М. Китаб ат-таухид. С. 12; Сахих Сунан ан-Насаи (1237), (1238). Иснад хадиса достоверный.].

Комментируя слова Всевышнего:

«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26), Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что под добавкой здесь подразумевается возможность увидеть Лик нашего Могучего и Великого Господа. Приведя высказывания Абу Бакра и Хузейфы на эту тему, имам аль-Бейхаки сказал: «Сообщений по этому поводу, переданных со слов сподвижников и их последователей, да будет доволен ими Аллах, много»[Аль-асма ва-с-сифат (1/308).].

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Сухейба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِذَا دَخَلَ أَهْلُ الْجَنَّةِ الْجَنَّةَ – قَالَ – يَقُولُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى : تُرِيدُونَ شَيْئًا أَزِيدُكُمْ ؟ فَيَقُولُونَ : أَلَمْ تُبَيِّضْ وُجُوهَنَا ؟ أَلَمْ تُدْخِلْنَا الْجَنَّةَ وَتُنَجِّنَا مِنَ النَّارِ ؟ – قَالَ – فَيَكْشِفُ الْحِجَابَ ، فَمَا أُعْطُوا شَيْئًا أَحَبَّ إِلَيْهِمْ مِنَ النَّظَرِ إِلَى رَبِّهِمْ عَزَّ وَجَلَّ

«Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: “Не хотите ли вы добавки?” Они скажут: “Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочел аят:

«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26)[Муслим (181).].

В обоих «Сахихах» приводятся следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

جَنَّتَانِ مِنْ فِضَّةٍ آنِيَتُهُمَا وَمَا فِيهِمَا ، وَجَنَّتَانِ مِنْ ذَهَبٍ آنِيَتُهُمَا وَمَا فِيهِمَا ، وَمَا بَيْنَ الْقَوْمِ وَبَيْنَ أَنْ يَنْظُرُوا إِلَى رَبِّهِمْ إِلاَّ رِدَاءُ الْكِبْرِيَاءِ عَلَى وَجْهِهِ فِى جَنَّةِ عَدْنٍ

«У него будет два сада, в которых сосуды и все остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его Лике»[Аль-Бухари (7444), (4878), Муслим (180). Ибн Хузейма привел его в следующем виде: «…людей от возможности взглянуть на Лик их Господа…» Как подчеркивается в комментарии к трактату «Китаб ат-таухид», этот хадис передал аль-Бейхаки в книге «Аль-асма ва-с-сифат» (С. 222).].

Покрывало на Лике Аллаха

Передают со слов Абу Мусы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لاَ يَنَامُ ، وَلاَ يَنْبَغِى لَهُ أَنْ يَنَامَ ، يَخْفِضُ الْقِسْطَ وَيَرْفَعُهُ ، يُرْفَعُ إِلَيْهِ عَمَلُ اللَّيْلِ قَبْلَ عَمَلِ النَّهَارِ ، وَعَمَلُ النَّهَارِ قَبْلَ عَمَلِ اللَّيْلِ ، حِجَابُهُ النُّورُ – وَفِى رِوَايَةِ أَبِى بَكْرٍ النَّارُ – لَوْ كَشَفَهُ لأَحْرَقَتْ سُبُحَاتُ وَجْهِهِ مَا انْتَهَى إِلَيْهِ بَصَرُهُ مِنْ خَلْقِهِ

«Поистине, Могучий и Великий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы[Слово القسط «кист» означает «справедливость». Существует мнение, что здесь оно использовано в значении «весы», потому что благодаря им достигается справедливость. Имам ан-Навави писал: «Это значит, что Всевышний Аллах опускает и поднимает [чаши] весов, на которых взвешиваются восходящие деяния рабов и ниспосылаемый им удел. Здесь определение судьбы сравнивается с взвешиванием на весах. Существует мнение, что под словом “кист” подразумевается пропитание. Оно является уделом (кист) каждого творения, и Аллах уменьшает его или увеличивает его. А лучше всего об этом известно Аллаху». См.: Шарх Сахих Муслим. Дар Абу Хайян. 1415/1995. Т. 2. С. 18. — Прим. переводчика.

]. Совершенные ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные днем, а деяния, совершенные днем, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершенные ночью. Его покрывало из света (в версии Абу Бакра сказано: “из огня”), и если Он приподнимет его, то сияние Его Лика сожжет все творения, на которые попадет Его взор»[Муслим (179).].

Сомнения одного из передатчиков относительно слов «свет» и «огонь» не вредят хадису, потому что чистый огонь, со стороны которого Аллах обратился к пророку Мусе , мир ему,, тоже называют и светом, и огнем. Помимо того, Аллах назвал горящий в светильнике огонь светом. Что же касается черного огня, подобного пламени Ада, никогда не называется светом.

Эти покрывала не позволяют рабам постичь (идрак) Аллаха. Облака и крыши домов тоже не позволяют людям увидеть солнце и луну, но под открытым небом солнце и луна ясно видны. Неправильно думать, что эти покрывала мешают Аллаху видеть. Мусульманин никогда не скажет такое, ибо ничто на небе и на земле не сокрыто от Аллаха. Но эти покрывала скрывают Его творения от Его сияния, как сказал об этом Пророк , да благословит его Аллах и приветствует,: «Если Он приподнимет его, то сияние Его Лика сожжет все творения, на которые попадет Его взор». Таким образом, взор Аллаха постигает все творения, что же касается блеска и сияния, то они сокрыты за покрывалом из света или огня.

* Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузейма ибн Мугира ибн Салях ибн Бакр, аш-Шафии по прозвищу Имам Имамов, он являлся «сосудом» Знания и «морем» в нем, (он был) из тех, кто путешествовал в поисках знаний по разным странам, отправлялся «за горизонт» требуя Знания и слушая Хадис. Написал много книг и собрал много трудов, из его работ «Сахих», (эта книга) из полезнейших и величайших книг. Он был из Муджтахидов в религии Ислам. Ибн Касир аш-Шафии в «Бидаят ва Нихаят» том 2 стр 1696.

Тафсир аята «Тем, которые творили благо, уготовано наилучшее, и добавка..»

Толкование данного аята от саляфов и великих имамов

Сказал Всевышний Аллах, в суре «Юнус», 26-й аят:

«Тем, которые творили благо, уготовано наилучшее, и добавка..»

Передал имам Ахмад, и другие, от Сухейба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда люди Рая войдут в Рай, то к ним будет воззвано со словами: «Есть для вас обещание от Аллаха, и хочет Аллах выполнить обещанное».Они скажут: «Что же это? Разве Ты не утяжелил наши Весы? Разве ты не дал нам наши Книги в правые руки? Разве ты не сделал наши лица белыми? Разве ты не ввел нас в Рай, и не спас нас от Огня?!», и после этого Аллах откроет преграду, и предстанет перед ними во всем Величии. Затем сказал Посланник Аллаха: «..и не даровал Аллах обитателям Рая чего либо любимее для них, чем взор на их Господа, Благороден Он и Велик», и в другой передаче: «..И после этого прочитал Посланник Аллаха: «Тем, которые творили благо, уготовано наилучшее, и добавка..»см. «Муснад», 18956, Муслим, 266, Тирмизи, 3030, и др.

Сказали Хузейфа Ибн Йаман, Абу Бакр ас-Сиддык, Абу Муса аль-Ашари, Ибн Аббас, Амр Ибн Сад, Абдуррахман Ибн Аби Лейла, Катада, Абдур-Рахман Ибн Сабит, и другие сподвижники и табиины, да будет доволен ими всеми Аллах, как передал Ибн Джарир Ат-Табари: «Добавка» - взгляд на Лик нашего Господа, Велик Он и Благороден»см. "Тафсир" Ат-Табари, 15-64

Сказал Имам Ибн Касир, рахимахуЛлах: «И лучше всего этого (из райских благ), и величайшее из них — это взгляд на его Благородный Лик, и воистину, эта добавка — величественнее всего, что им будет дано. Они не заслуживают этого своими деяниями, однако, он даст это им из-за своей Милости и Благоволения. И передано толкование «Добавки», как взгляда на Благородный Лик Аллаха, от Абу Бакра ас-Сиддыка, Хузейфы Ибн аль-Йамана, Абдуллаха Ибн Аббаса, Абу Мусы (аль-Ашари), Убады Ибн Самита, Саида Ибн Аль-Мусаййиба, Абдур-Рахмана Ибн Аби Лейла, Абдур-Рахмана Ибн Сабита, Муджахида, Икримы, Амира Ибн Сада, Ато, Ад-Даххака, Аль-Хасана (Аль-Басри), Катады, Ас-Суди, Мухаммада Ибн Исхака, и других из числа праведных предшественников и последователей. И я нашел в подтверждение этому множество хадисов от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»см. «Тафсир Ибн Касир», 4-262

Да сделает нас Аллах из числа тех, кому будет уготована эта добавка, и кто будет взирать на его Благородный Лик.

Люди заблуждения пытаются аргументировать этим аятом на искажение атрибутов Аллаха, говоря: Если понимать этот аят буквально, то получается, будто все остальные атрибуты Аллаха погибнут, кроме Его Лика. АстагфируЛлах!

Ответ на это: они попали в то самое, в чем обвиняют нас, поскольку они считают, что Аллах разделяется на части, а Его Атрибуты это части тела (астагфируЛлах).

Мы же ответим им: из того, что останется Лик Аллаха, из этого абсолютно следует то, что останется Сам Аллах и все Его Атрибуты, поскольку Аллах, Свят Он и Велик, не разделяется на части, Он Единый и Вечный со всеми Его Атрибутами, «Скажи Он, Аллах, Един.Он, Аллах, Вечен. Он не родил и не был рожден, и нет никого, подобного Ему» (112:1-4), нет Бога, кроме Него, и пречист Он от того, чтобы разделяться на части и гибнуть, просим у Аллаха защиты от заблуждения ашаритов-муджассима, и Пречист Он, и хвала Ему.

Нафс Аллаха

Шейх Солих бин АбдульАзиз Али Шейх, да сохранит его Аллах, говорил в «Шарх аль-Фатауа аль-Хамауия», разбирая аят

{تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلَا أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ}

«Ты знаешь,что у меня в душе, а я не знаю, что (фи нафсик) у тебя в душе»

Под словом «нафс» может подразумеваться как «зат» сущность, так и определенный атрибут, а это «нафс». Также может подразумеваться оба смысла сразу. И третье является более правильным, так как на это внешне указывает языковое значение.

Поэтому мы говорим, что более правильным является то, что под словами

{تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلَا أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ}

«Ты знаешь, что у меня в душе, а я не знаю, что (фи нафсик) у тебя в душе»

понимается указание на то, что сущность описана таким атрибутом как «нафс».

Шейх Аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил:

Третий атрибут: «Ан-Нафс». Всевышний Аллах описывается «Нафсом» в Коране, Сунне и единогласным мнением предшественников». Как сказал Всевышний Аллах:

{ كَتَبَ رَبُّكُمْ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ }

«Он предписал (аъля нафсихи) Себе милосердие».

Также Он сказал, рассказывая о том, что Иса, мир ему, говорил:

. { تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلَا أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ } .

«Ты знаешь, что у меня в душе, а я не знаю что (фи нафсик) у тебя в душе»

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

« سبحان الله وبحمده عدد خلقه، ورضا نفسه، وزنة عرشه، ومداد كلماته »

«Пречист Аллах и хвала Ему столько раз, сколько существует Его творений и столько раз, сколько будет угодно Ему (рида нафсихи), пусть вес эти слов будет равен весу Его трона и пусть для записи их потребуется столько же чернил, сколько нужно их для записи слов Его»

И праведные предшественники единогласны в приписывании «ан-нафса» таким образом, как подобает Ему. Поэтому обязательно следует приписывать его Аллаху, без изменений, без отрицания, без вопроса как и без уподобления» (Маджмуъат аль-фатауа уа расаиль лиль-Усаймин 5\28)

Шейх ибн Баз, смилуется над ним Аллах, ответил на вопрос под номером 100 в «Маджмуъ фатауа ибн Баз»:

«Атрибут «ан-нафс» у Аллаха - это атрибут «зат» сущности»?

Он, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Да, Всевышний сказал об Исе, мир ему, что он сказал:

{ تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلَا أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ } .

«Ты знаешь, что у меня в душе, а я не знаю, что (фи нафсик) у тебя в душе» Т.е. (затаху) его сущность.

В-третьих, хотелось бы указать на значение слова «душа» в русском языке и на то, соответствует ли этот перевод слову «нафс».

В толковых словарях русского языка говорится, что слово «душа» имеет около десяти смыслов:

1. По религиозным представлениям: духовная сущность человека, особая нематериальная сила, обитающая в теле человека, покидающая его во время смерти, сна и вновь проявляющаяся после смерти в иной материальной оболочке.

Говорят: Вера в бессмертие души. После смерти д. попадает в рай или в ад. Наши души встретятся на том свете. Пора тебе подумать о душе. Душа с телом расстаётся (человек умирает). Душа отлетела (человек умер). Еле-еле душа в теле (о физически слабом человеке).

2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива; дух (2 зн.).

Говорят: Сила души.

3. Внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений и т.п.

Говорят: Детская душа. На душе весело, радостно, грустно, тоскливо. В глубине души затаилась тревога. В душу закралось сомнение.

4.Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности.

Говорят: Человек доброй души. Доброта, твёрдость, открытость души. Чистая душа. Горячая, пылкая душа. Редкой души человек (на редкость добрый, душевный Молод душой, не стареет душой (о человеке пожилого или преклонного возраста, сохранившем душевную молодость). Рано состарился душой (о молодом человеке, прежде времени утратившем присущие этому возрасту душевные качества). Простая душа. (простодушный человек, простак). Продажная душа. (о человеке, из корыстных соображений готовом на бесчестный поступок).

5. Душа чего.

Главное лицо, организатор, вдохновитель какого-л. дела. Говорят: Редактор наш – душа журнала, его организующий центр. Главное в чём-л., суть, основа чего-л.

Говорят: Постигнуть самую душу науки.

6. Душа чего.

О человеке, являющемся всеобщим любимцем.

Говорят: Душа коллектива. Он был душой нашей бригады.

7. Разг.

Человек или сущность (обычно при указании количества). Говорят: Кругом ни души (никого). Не узнает ни одна душа. (никто). Все как одна д. (все как один).

8.

В России до реформы 1861 г.: крепостной крестьянин.

Говорят: Имение в три тысячи душ. Двести душ дворовых.

9. (обычно со сл. моя).

Разг.

Дружеское фамильярное обращение.

Говорят: Как я рад тебе, душа моя! Ты, д. моя, ещё не так много знаешь.

10. Нар.-разг.

Впадина под рёбрами в центре груди (у человека).

Говорят: Ударить кого-л. под душу, дать кому-л. в душу.

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что нет проблемы переводить слово «Ан-Нафс» как душа, подразумевая 7-ой смысл, т.е. смысл «сущность», что в арабском языке несет смысл «зат». Точно также как мы переводим другие атрибуты, как «слух», «зрение», «знание» и т.п., говоря, что мы описываем этим Всевышнего так, как подобает его величию.

Что же касается тех, кто порицает этот перевод, то их проблема в том, что они не знают русского языка, и считают, что слово «душа» в русском языке имеет только один смысл, а это: «духовная сущность человека, особая нематериальная сила, обитающая в теле человека, покидающая его во время смерти, сна и вновь проявляющаяся после смерти в иной материальной оболочке», т.е. то, что по-арабски звучит как «ар-рух».

Наши рекомендации