Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его
Пол Дэвид Трипп
Война слов
Истоки и решение проблем общения
Перевод с английского Вальцева А. Б. совместно с издательством «Тюльпан» ЕРПЦО
Минск УП «Минская фабрика цветной печати»
Это очень важная книга о наших словах и о нашем Боге. Она с библейской точки зрения рассматривает поставленные в ней вопросы. Немногие из нас по-настоящему задумываются о том, какой силой и каким влиянием могут обладать слова, каким прекрасным даром и благословением они могут быть, а также какую опасность они могут таить в себе. Эта книга научит вас сначала думать, а потом говорить. Самое главное заключается в том, что она побудит вас помнить о Господе, когда вы ведете разговор. Прочитайте ее. Она доставит вам большое удовольствие.
Посвящается Джастину, Этану, Николъ и Дарни.
Благодаря вам Иисус научил меня разговаривать подобно Отцу Небесному.
Спасибо за ваше долготерпение.
Содержание
Предисловие
Часть 1. Слово – не воробей
1. Бог говорит
2. Сатана говорит
3. Слово во плоти
4. Идолопоклоннические слова
Часть 2. Новая программа для нашего разговора
5. Он Царь!
6. Следуя за Царем из ложных побуждений
7. Выступая от имени Царя
8. Достигая цели
9. Гражданам Царства нужна помощь
10. Исполняя поручение Царя
Часть 3. Победа в войне слов
11. Начните с главного
12. Победа в войне слов
13. Выбирайте слова
[9]Предисловие
Что побуждает человека написать книгу? Иногда люди пишут вследствие своей компетентности. Образование и житейский опыт помогают им стать специалистами в какой-то конкретной области. Написанные ими книги позволяют читателям получать знания, не тратя время на длительную учебу и кропотливую работу.
Человек также может писать от отчаяния. Он страдает от каких-то недостатков или внутренних противоречий, на которые следует обратить внимание. Он много размышляет, а также исследует, изучает и применяет на практике то, что помогло ему самому преодолеть ту или иную проблему. Затем он отображает на бумаге плоды своего труда в надежде, что это принесет пользу другим людям.
Я начал писать не потому, что много знал, а потому, что отчаялся. Работая над этой книгой, я говорил многим людям о том, что не я писал ее, а она «писала» меня!
Когда мне было шестнадцать лет, в нашем штате проводился конкурс на лучшего оратора. Решив принять в нем участие, я стал усердно готовиться. Однажды ранним субботним утром мама, находясь в соседней спальне, услышала, как я упражнялся в устной речи. Войдя ко мне в комнату, она спросила, можно ли ей прервать мои занятия на несколько минут. Я не возражал, поскольку сам хотел немного передохнуть. Затем мама произнесла слова, ставшие пророческими. «Пол, – сказала она, – Бог даровал тебе особый талант доходчиво излагать мысли и находить с людьми общий язык, но будь осторожен: в этом также будет заключаться твоя самая большая проблема». Сегодня я намного лучше понимаю смысл этих слов. [10]
Действительно, наши сильные стороны очень часто являются нашими слабостями. Я взялся за перо потому, что остро ощущал собственную слабость, которая, однако, была восполнена удивительной Божьей благодатью и могущественным влиянием Священного Писания.
На последующих страницах мы подробно рассмотрим то, что выделяет нас из всего остального творения, то, к чему мы прибегаем каждый день, – нашу речь. Эта книга отличается от большинства трудов, посвященных данной теме. В ней не обсуждаются приемы эффективного воздействия на людей и ораторское искусство. Напротив, в ней рассказывается о великой битве, битве за наши сердца, порождающей войну слов. Здесь мы не только исследуем особенности этой битвы, но и постараемся понять, какой, согласно Божьему замыслу, должна быть наша речь. Мы прославим Господню благодать, дающую нам способность претворить этот замысел в жизнь.
Хочу выразить благодарность всем, чьи слова Бог использовал, чтобы изменить мое сердце. Да поможет Господь и вам внутренне измениться, когда вы будете читать эту книгу. Благодарю также Сью Лутц, чьи познания в области языка помогли мне в написании данного произведения.
ЧАСТЬ 1
Слово – не воробей...
Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
Притчи 18:21 (русский синодальный перевод)
Слова убивают, слова оживляют; они либо яд, либо добрый плод, - тебе выбирать.
Притчи 18:21 (перевод с английского)
О, моя раздражительность!
Прости меня, Господи, –
Я снова позволил ей возобладать мной.
Когда же я все-таки научусь
Выслушивать человека до конца,
Чтобы и в трудную минуту поступать как Христос,
Платя добром за зло?
Я расту, Господи, но так медленно!
Измени мою жизнь, Боже:
Сокруши скалу моей гордости,
Вырви с корнем сорняки себялюбия,
Перепаши поле моего упрямства!
Возделай почву моего сердца
И щедро засей ее живыми семенами Духа.
Пошли дожди и бури (если сочтешь необходимым),
Солнцем сияй над моей душой!
И тогда я принесу добрый плод в изобилии:
Терпение, благость, любовь и воздержание,
И мои уста научатся помогать,
Врачевать и прославлять
Имя Того, Кому я сейчас молюсь.
Аминь.
Глава 1
Бог говорит
И благословил их Бог, и сказал им Бог...
Бытие 1:28
Где бы вы ни жили и чем бы ни занимались, вы без конца делаете одно и то же. От первых слов «что, уже пора вставать?» и до последних «спокойной ночи, я иду спать» вы говорите. Это происходит в спальне, ванной комнате, коридоре, на кухне, в автомобиле, магазине, на работе и в зале заседаний. Вы говорите с мужем, женой, детьми, друзьями, родственниками, соседями и коллегами по работе. Люди говорят почти без умолку и часто не задумываются над тем, насколько важна человеческая речь. Способность общаться – это одна из особенностей, выделяющих нас из всего остального творения. Мы люди, и потому мы говорим. Нам необходимо осознать, насколько наша жизнь насыщена словами.
Может показаться, что слова сами по себе не имеют большого значения. Разговор кажется таким обыденным, таким привычным, таким незначительным и таким безобидным. Однако в жизни мало что может сравниться с ним по своей значимости. За обыденностью наших разговоров скрывается великая битва, война слов, в которой мы участвуем каждый день. Вот как мы обычно описываем ее:
«Когда мы только начали встречаться, я не могла и подумать, что в будущем он так грубо будет разговаривать со мной!»
«Не могу поверить, что мой родной сын дерзит и хамит мне!»
«Она повесила трубку, не дав мне договорить».[14]
«Родители общаются со мной только тогда, когда у меня возникают проблемы».
«Он вежливо разговаривает со мной, лишь когда ему что-то нужно».
«Он так много болтает, что даже невозможно вставить слово».
«Мне не по себе, когда я слышу, как она отзывается о других людях».
«Нам никогда не хватает времени, чтобы пообщаться друг с другом».
«Он очень долго говорил, но я так и не поняла, что он хотел сказать».
«Почему наши разговоры всегда кончаются ссорой?»
«Что случилось? Раньше мы были так близки, а теперь почти не разговариваем».
«Я только и делаю, что спорю со своими детьми».
«Да, он попросил у меня прощения, но я не могу забыть нанесенную мне обиду. Его слова были такими жестокими».
«Как бы я хотел хотя бы один день не слышать криков в нашей семье».
«Не знаю, зачем я напрасно трачу время на разговоры. Все равно ничего не меняется».
«Мы никогда не доберемся до сути дела, если все будут говорить одновременно!»
«Она считает, что последнее слово всегда должно оставаться за ней».
«Он лишь на людях разговаривает со мной так ласково и нежно».
«Иногда мне кажется, что было бы лучше, если бы мы вообще перестали разговаривать».
Проводя семейные консультации, мне не раз доводилось слышать подобные реплики. Взятые в совокупности, они показывают, что все мы участвуем в словесной войне. Кого из нас не ранили слова другого человека? Кто никогда не сожалел о сказанном? Кому не приходилось быть судьей в споре? Кто не хотел серьезно поговорить с любимым человеком, однако для такого разговора всегда не хватало времени? Кто из нас может сказать: «Я всегда говорю только то, что надо сказать, и мои слова всегда исполнены доброты к людям»?
Данная книга посвящена миру разговора – миру, скрывающемуся за кулисами спокойствия и доброжелательности, которые мы все способны проявлять на людях. Если вы считаете, что не испытываете никаких проблем в общении с окружающими, то вам нет [15] необходимости читать дальше. Но если вы, как и я, признаете, что в вашей жизни идет словесная война, если у вас есть проблемы в общении с людьми и слова, произносимые вами, не всегда уместны и исполнены любви, если вы чувствуете, что в ваших разговорах следует что-то изменить и улучшить, тогда эта книга для вас.
Цель данного произведения заключается не только в том, чтобы описать те высокие требования, которые Бог предъявляет к нам, и затем напомнить, что никто из нас не выполняет их. Большинство из нас с болью в сердце осознает ту пропасть, которая существует между нашим нынешним состоянием и тем состоянием, к котором нас хочет видеть Бог. Нет, цель этой книги в том, чтобы дать надежду. Эта книга о перемене, которая может произойти только благодаря Господу Иисусу Христу и тому, что Он совершил для нас. Иисус есть Слово, единственная надежда для наших слов! Только в Нем мы можем одержать победу в словесной битве.
Я написал эту книгу, поскольку убежден в том, что мы не понимаем, как радикально Евангелие может изменить наш подход к пониманию и решению проблем, связанных с общением. Не стоит унывать и думать, что мы оказались в тупике. Не нужно также поддаваться цинизму, к которому склонны многие в этом жестоком, падшем мире.
Данная книга дает надежду, потому что она основана на четырех фундаментальных принципах, способных изменить жизнь:
• Бог с особой целью дал нам дар речи и нашел ему лучшее применение, чем мы сами могли бы придумать.
• Из-за греха мы начали неправильно использовать слова, что привело к страданиям, беспорядку и хаосу.
• Во Христе Иисусе мы обретаем благодать, дающую нам все необходимое для того, чтобы вести разговоры так, как первоначально запланировал Бог.
• Библия ясно и просто учит нас, как выйти из нашего нынешнего состояния и достигнуть того состояния, в котором Бог хочет нас видеть.
В каждой главе этой книги мы будем рассматривать Божий замысел, наш грех, Господню благодать и план действий, который предлагает нам Писание. Я молюсь о том, чтобы все это помогло нам еще глубже понять, какую цель преследовал Бог, когда давал Своим детям дар речи, и как вам лично нужно бороться с грехом. Я молюсь, чтобы ваше упование на обильную Божью благодать. И мудрость практических библейских советов обновилось и привело к общению, больше прославляющему Бога и приносящему пользу людям.
[16] Наш разговор: реальный мир
Мы с женой ехали по Филадельфии в полном молчании. Наконец-то нам удалось выбраться, чтобы провести вечер вместе, однако мы сидели в машине, ничего не говоря друг другу. Так не должно было быть. Тишина была оглушающей. Казалось, она продолжается уже многие часы, хотя мы не разговаривали всего несколько минут. Каждый из нас мысленно прокручивал «видеозапись» того, что случилось ранее, затаив обиду и уверяя себя в собственной невиновности. К счастью, молчание было вскоре нарушено: мы попросили прощения друг у друга, простили взаимно и снова стали радоваться тому, что мы вместе.
А все началось так безобидно и так обыденно. Была пятница. Долгая трудовая неделя подошла к концу. Мы строили планы на предстоящий вечер, но каждый из нас хотел провести его по-своему. При этом моя жена считала, что я должен согласиться с ее планом, а я полагал, что ей следует согласиться с моим. Мы оба требовали, и никто не хотел угодить другому. Поэтому мы сразу обиделись, когда наши предложения были отвергнуты. В конце концов мы стали высказывать все, что накопилось в душе. Мы обвиняли, вместо того чтобы слушать, и критиковали друг друга, вместо того чтобы критически взглянуть на самих себя. Каждый из нас испытывал разочарование и спрятался в раковине обиды и раздражения.
Вы можете подумать, что это слишком удручающее начало для книги, цель которой – дать надежду. Но описание ссоры, произошедшей в нашей семье в тот ничем не примечательный вечер, имеет непосредственное отношение ко всему, о чем говорится далее. На последующих страницах описывается чудесный Божий план, касающийся наших слов. Если бы мы следовали ему, то никогда бы не испытали боли и тяжелых переживаний, возникающих в подобных ситуациях. В этой книге говорится о грехе, направляющем нас по ложному пути и извращающем наши слова, так что они начинают выражать наши эгоистичные желания, а не любовь к ближнему. Эта книга посвящена описанию удивительной благодати Господней, призывающей нас вернуться к исполнению Божьего замысла; благодати, которая спасает, возвращает в прежнее состояние, прощает и избавляет. И, наконец, в этой книге приводятся простые советы, которые Библия дает желающим покаяться и измениться. Она возвещает о славном Господе, Который хочет и может превратить запутанный и обремененный грехом мир наших разговоров в совершенно иной мир, [17] где любовь является движущей силой, а покой – результатом. Бог достигает этого, изменяя людей: тех, кто привык говорить только от своего имени, Он учит говорить от имени Бога.
В ту ночь я и моя жена Луэлла поступили вопреки Его замыслу, но вместе с тем мы узнали, что Его благодати достаточно для нас и что Его сила становится совершенной в нашей немощи (2 Кор. 12:9). Мы увидели выход из создавшейся ситуации. Несмотря на собственную несостоятельность, мы можем с Божьей помощью выиграть войну слов. Данная книга как раз об этом.
Слова имеют ценность
Слова обладают огромной силой и имеют очень большое значение. Такими они были задуманы. Ведя разговор, мы должны отдавать себе отчет в том, что Бог придал нашим словам значимость. Он определил, что они важны. Слова играли огромную роль при сотворении и грехопадении. Они также важны для искупления. Бог придал им ценность.
Господь имеет Свой взгляд на то, каким должно быть наше общение. У Него есть особый план и особая цель для разговоров, которые ведут члены тела Христова. Надеюсь, мне удастся заложить надежное библейское основание, необходимое для понимания сущности общения, если я начну с изучения первых слов, произнесенных на земле, затем перейду к грехопадению и, рассмотрев ту роль, которую слова сыграли в этом событии, изменившем мир, закончу на том, какое значение они имеют в деле искупления. Все разговоры, ведущиеся в мире, связаны с этими событиями. Если мы осознаем это, тогда нам не сложно будет понять, что наши слова имеют огромное значение, тогда мы сможем разобраться в причинах, по которым у нас возникает так много проблем с ними, и также сможем проникнуть в суть Божьего замысла, касающегося наших разговоров.
Большинство книг, посвященных теме общения, рассматривают методы и искусство ведения разговора. При этом совершенно упускается из виду тот факт, что наши коммуникативные проблемы имеют намного более глубокие корни. Война слов началась еще в Эдемском саду. Если вы поймете, каким образом произошедшее там повлияло на всю сферу человеческого общения, вам станет понятно, в чем заключаются ваши личные затруднения и какой путь их преодоления предлагает Бог. Данная книга честно рассматривает проблемы общения и потому способна показать [18] вам, как можно коренным образом изменить свою жизнь. Если вы поймете, откуда произрастают ваши беды, то сможете стать иными, и перемена, произошедшая в вас, не будет временной.
Бог говорит!
Вы по-настоящему не оцените важности слов до тех пор, пока не поймете, что первые слова, донесшиеся до слуха людского, были словами не другого человека, а Бога! Ценность человеческого общения кроется в том факте, что Бог говорит. К звукам и голосам недавно сотворенного мира присоединился глас Бога, обращавшегося к Адаму и Еве на их человеческом языке. Решив явить Себя таким образом, Бог наделил речь огромным значением, поскольку она стала главным средством провозглашения истины. Благодаря словам мы познаем самые важные истины, которые только можно познать, – истины, являющие нам бытие Бога и Его славу, истины, дарующие жизнь. Правильно понять сущность человеческой речи можно только на основании первой главы Книги Бытие, описывающей единственный период в истории человечества, когда война слов не велась.
В первой главе Книги Бытие представлен мир общения, в котором царили покой, истина и жизнь. Слова в нем никогда не были оружием. Истина еще не использовалась для разрушения или ниспровержения. Слова всегда произносились с любовью, и люди общались так, что между ними всегда был мир.
Первая глава Книги Бытие может многое рассказать нам об общении. Во-первых, в ней Бог открывает Себя, Свой замысел и Свои намерения в словах. Сразу же после сотворения Адама и Евы Бог заговорил с ними. Он решил явить Себя, возвестить Свою волю и дать имена первым людям при помощи человеческого языка. Все остальные средства Его откровения о Самом Себе были объяснены и определены через это основное средство.
Бог, полновластный Творец и Господь, обратился к Адаму и Еве со словами, которые они могли понимать! Разве это не удивительно?! Безграничный и всемогущий Бог дает людям возможность понять и познать Себя, используя человеческий язык! С момента сотворения Бог не отделяет Себя от людей и не чуждается их. Он не прячется в безмолвии. Он идет навстречу и использует слова, чтобы явить Себя и объяснить все остальное. Бог не просто что-то делает. Обращаясь к Своему народу, Он говорит – убедительно, продуманно, последовательно, ясно и понятно. Каждый [19] аспект Его деятельности отмечен словами. Он не лишает Своих чад объяснений.
Всякий раз, когда Бог с любовью обращается к нам со словами, Он делает это для того, чтобы помочь нам в конкретных нуждах, и говорит так, чтобы мы могли Его понять. Прежде, чем что-либо сделать, Господь объявляет о Своих намерениях. Делая что-либо, Он комментирует Свои действия, а закончив, объясняет, что было сделано. Он Бог, Которого можно познать, потому что Он Бог, Который говорит. Писание представляет Божье общение как эталон всякого общения.
Бог определяет Свою сущность, Свою волю, Свой замысел, Свою цель и Свою истину при помощи слов. Такие слова как скала, солнце, крепость, щит, пастырь, отец, судья, агнец, дверь, хозяин, вода и хлеб, объясняют, кто Он есть и что Он делает. Они настолько знакомы нам, что мы склонны забывать их важность. Но именно благодаря им мы пришли к познанию Царя царей и Господа господствующих! Невозможно понять сущность человеческой речи, если не принять во внимание, что Бог явил Свою славу и благодать, обратившись к нам в словах, которые мы способны уразуметь. Осознав это, вы полностью поменяете свое представление о теме нашего разговора.
Слова пророка Исайи лучше всего иллюстрируют эту мысль (глава 40, стихи 9 -31):
Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!
Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.