Драгоценное человеческое существование

• Если мы по–настоящему осознаем, сколь драгоценно человеческое рождение и как много нужно специфических условий, чтобы мы могли встретить и практиковать Учение Будды, — развивается сильная мотивация к практике. Для всего этого должны были сойтись сильные пожелания из прошлого и громадное количество позитивных впечатлений. Такое понимание позволяет осмысленно использовать жизнь и не упустить эту уникальную возможность.

• В классических текстах «Абхидхармы» чаще всего говорится о восьми свободах и десяти преимуществах, которыми должно обладать человеческое тело дли того, чтобы считаться драгоценным. Без этих свобод и преимуществ невозможно работать с умом и практиковать Учение Будды. В низших мирах существа страдают слишком много, для того чтобы иметь возможность работать с умом, а в высших — слишком мало для того, чтобы захотеть встать на путь Освобождения. Человек находится ровно посередине: он страдает далеко не так сильно, как существа в низших сферах существования, но всё же достаточно для того, чтобы развить искреннее желание освободиться. Человек обладает высокоразвитым интеллектом и может менять свое поведение. Поэтому из всех форм существования только драгоценная человеческая жизнь подобна вратам к Освобождению.

Но просто быть человеком — еще не всё, что нужно для достижения этой цели. Должны быть выполнены еще многие физические и умственные условия, позволяющие использовать освобождающее Учение. Родиться в человеческом теле с функционирующими органами чувств и здоровым умом, быть свободным от ложных взглядов, получить доступ к Учению Будды и обладать доверием (и это только некоторые из 18 самых важных условий) — возможность чрезвычайно редкая. Драгоценное человеческое тело сравнивают с драгоценным камнем, который трудно обрести и который приносит большую пользу. Попробуем наглядно пояснить это при помощи следующих сравнений.

Если представить себе, сколь неизмеримо число живых существ в различных мирах, вспомнить о животных в океане, насекомых и так далее, — можно увидеть, что по сравнению с ними численность людей очень мала. Большинству из них приходится отчаянно бороться за свое существование, и лишь немногие располагают свободным пространством для работы над своим духовным развитием. Из небольшого числа тех, у кого есть такой шанс, вовсе не многие обладают связью с освобождающими поучениями, данными Буддой. Из тех же, у кого эта связь есть, лишь горстка людей пользуется драгоценной возможностью и практикует Учение. А что касается вида практики, то мощные методы Алмазного пути могут применять лишь единицы.

Если в нашем случае эти условия сходятся, мы должны считать себя очень счастливыми. Это показатель того, что уже в прошлых жизнях были заложены соответствующие причины: например, хорошие пожелания и полезное поведение. Но ясно и то, что эту фантастическую возможность ни в коем случае нельзя оставить неиспользованной — ведь ее очень легко потерять, и нет никакой гарантии, что в следующей жизни мы снова получим такой шанс. Поэтому мы не откладываем практику Дхармы на потом, стараемся не упустить любую возможность. Ясное понимание непостоянства дает сильную мотивацию осмысленно использовать сейчас драгоценное человеческое тело.

Непостоянство

■ Глубокое понимание грубых и тонких завес непостоянства оказывает особое влияние на практику медитации. Никогда не знаешь, сколько у тебя осталось времени на то, чтобы узнать природу своего ума, и поэтому будешь прилежно практиковать. Но непостоянство также означает, что проходят все проблемы и трудности, что благодаря практике ум можно полностью изменять, приближаясь к стабильному счастью. К более глубокому пониманию действительности ведет растущее осознавание тонкого аспекта непостоянства. Великий индийский мастер Нагарджуна говорит по этому поводу: «Тот, кто понял тонкий аспект непостоянства, очень близок к постижению пустоты всех явлений».

■ Каждое действие в жизни преследует цель так или иначе привести нас к счастью или приятным переживаниям. Мы хотели бы удержать все приятные ощущения и держаться как можно дальше от трудностей. При этом мы не замечаем, что в обусловленном мире постоянного счастья нет. Всё, что составлено из частей, однажды снова распадается. Чем больше энергии затрачивается на то, чтобы сделать приятные переживания неизменными, тем сильнее разочарование от того, что они всё–таки меняются.

Этот закон непостоянства вещей справедлив для всех картинок в зеркале ума. Сам ум — зеркало за картинками — не является вещью. Он не составной — и, следовательно, не может распасться на части. Поэтому единственное непреходящее счастье основывается на узнавании ума. В большинстве случаев мы не осознаём этого, но, в сущности, у нас уже имеется доверие к факту, что ум не может быть разрушен. Каждый вечер мы оставляем тело, с которым отождествляемся в течение дня, и проходим через различные переживания ночи, и при этом с доверием относимся к тому, что переживающий, или сама природа нашего ума, продолжает существовать — то есть, можно с достаточно большой вероятностью утверждать, что мы снова проснемся. Благодаря медитации это доверие к неразрушимости ума становится непоколебимым.

Воспринимающий все процессы ночи наверняка не растворится к утру — на это можно положиться. Но представление, что утром мы просыпаемся в том же самом теле, которое оставили, вечером, является иллюзией, так как в течение ночи тело изменялось с каждым мгновением. Мы просыпаемся не в том же самом теле, а в похожем. Из–за сходства отдельных моментов мы обычно не замечаем изменений, появившихся за ночь. Так происходит всю жизнь. Лишь когда время от времени смотрим в зеркало, мы констатируем, что, пожалуй, изменились.

То же самое происходит и в конце жизни, когда растворяются отдельные составные части нашего существования и мы проходим через различные фазы промежуточного состояния между смертью и следующим рождением. Единственное, на что мы можем Действительно положиться и здесь, — это наш собственный ум. Не будучи вещью, он не может быть разрушен. Ясность и способность знать образуют непрерывность переживания. После того, как в зеркале ума растворились старые картинки, в соответствии с самыми сильными тенденциями появляются новые, и мы отождествляемся с ними. Мы проходим через различные фазы промежуточного состояния, которое, согласно «Тибетской книге мертвых» (от Падмасамбхавы) и словам буддийских мастеров, обычно длится 49 дней, и затем перерождаемся там, куда нас приводят самые сильные привычные тенденции.

При умирании растворяется только тело, однако природа нашего ума не подвергается каким–либо процессам распада — следовательно, после смерти мы продолжаем что–то переживать. Ясное и осознанное переживание так же непрерывно, как и ночью. Узнавание воспринимающего, или природы ума, ведет к абсолютному бесстрашию, ведь уму нельзя нанести вред. Пространство ума неразрушимо. Для того чтобы постичь его природу, необходимо понимание двух аспектов непостоянства: грубого и тонкого.

Грубый аспект непостоянства касается, во–первых, внешнею мира и, во–вторых, живых существ в нём. Вселенные появляются и исчезают. Из–за огромного расстояния свет многих звезд доходит до нас, когда сама звезда уже давно погасла и, возможно, исчезла вся галактика, в которую она входила. Элементы внешнего мира соединяются и снова распадаются. Годы, времена года, месяцы, дни, часы, минуты и секунды находятся в непрерывном потоке. День и ночь, свет и темнота постоянно сменяют друг друга. Всё меняется от мгновения к мгновению.

То же самое происходит с живыми существами в этом мире. От рождения до старости и смерти ни одно мгновение жизни нельзя остановить. Время нашей смерти неизвестно, но точно известно, что оно постоянно приближается.

Некоторые умирают в юном возрасте, другие позже, и никто не может быть уверен, что будет жить долго. Мастер Гампопа говорит в «Драгоценном украшении Освобождения»: «Мы не знаем, что наступит раньше — следующий день или переход в следующую жизнь. Поэтому мудрее заботиться о будущей жизни, чем о завтрашнем дне». Итак, мы должны стремиться сейчас заложить причины будущего счастья посредством полезных действии.

Кроме того, теперешняя жизнь зависит от многих условий, которые не остаются неизменными. Самые основы жизни легко могут быть утрачены из–за катастроф, войн, несчастных случаев, болезней или других потрясений. Во время смерти всё, что было собрано в этой жизни и к чему привязываешься, придется оставить. Слава, имущество, власть, родственники и друзья не могут сопровождать нас после смерти. Остаются лишь впечатления, которые были накоплены в уме на протяжении этой и прошлых жизней. Хорошая карма (или заслуга) и объекты Прибежища — единственная защита от страданий в будущем.

Например, великий тибетский мастер Миларепа неустанно практиковал Дхарму из страха, что может умереть с большим количеством негативных впечатлений в уме. И так он достиг полного Просветления за одну жизнь. С пониманием непостоянства растворяется привязанность к обусловленным радостям этой жизни, и мы ориентируемся на единственное неизменное счастье, которое состоит в узнавании природы ума.

Непостоянство означает, что проходят не только все приятные переживания, но также трудности и страдания. Изменение само по себе не является ни позитивным, ни негативным, оно — основополагающий факт нашей жизни. Это только наша иллюзия, что вещи неизменны. С растущим пониманием того, что всё движется в постоянном потоке изменений, нам становится легче отпускать явления и мы чувствуем себя лучше. В любом случае нельзя ничего удержать, такие попытки приносят лишь разочарование. Благодаря осознаванию непостоянства нам проще принять изменение нашей личности и всех явлений, и мы можем лучше жить, умирать и перерождаться для блага других.

Тонкий аспект непостоянства касается изменения всех чувств и мыслей от мгновения к мгновению. При более точном исследовании мы распознаем в этих явлениях ума отсутствие независимого существования, или реальной сущности. Что бы мы ни думали о действительном и непреходящем существовании вещей или умственных процессов, — всё это в точности напоминает сон. Во сне мы тоже считаем, что всё воспринимаемое реально, и не можем удержать своих переживаний. Сны меняются очень быстро, и во время пробуждения мы знаем: это был только сон, лишенный какой–либо реальности.

Все мысли и чувства постоянно приходят и уходят, и теперь их нельзя воспринимать слишком серьезно. Они больше не могут нас ловить и принуждать к действиям, о которых мы могли бы позже сожалеть. А практика медитации создает в нашем уме дистанцию по отношению к мыслям и чувствам, давая возможность решать, что мы хотим переживать, а что нет. Появляется контроль над умом. Но свобода от привязанности к мыслям и чувствам — не результат борьбы с ними. Покоясь в уравновешенном состоянии ума, нацеленного на узнавание своей природы, мы ясно видим, что в действительности возникновение и исчезновение происходят одновременно, что возникновение само по себе уже является исчезновением и никакие другие влияния не могу играть в этом процессе какую–либо роль.

Мы распознаём, как отдельные моменты сознания постоянно изменяются, поскольку они также не обладают истинной реальностью, пусты от независимого существования. С одной стороны, факт непостоянства указывает на то, что все вещи связаны между собой, то есть на их пустоту, — ведь возникновение и исчезновение происходят только в зависимости от других условий. С другой стороны, изменение вообще может происходить только при условии, что вещи пусты. Таким образом, распознание тонкого аспекта непостоянства, как сказал мастер Нагарджуна, очень близко подводит к пониманию пустоты всех явлений. При этом непрестанные изменения происходят согласно закону причины и следствия.

Наши рекомендации