Стражи входов и проводники на пути
Осуществляя магическое следование, можно обнаружить действие двух сил: препятствующих движению и помогающих ему. В различных шаманских традициях эти силы получили название стражей входов и проводников на пути.
Стражи магических входов стерегут незыблемость достигнутого восприятия. Это — «очень полезные» существа, препятствующие обрушиванию привычного мира. Это надежные друзья, которые хранят границы миров нерушимыми. Они «ни за что» вас не выпустят и не впустят.
Проводники на пути — это ветра, которые уносят нас прочь, рушат мир обусловленного восприятия и следуют путем нового соглашения. Действие этих сил часто воспринимается как враждебное и разрушительное, и требуется много путешествовать, чтобы научиться видеть в этих силах своих друзей. В момент, когда вы ясно осознаете, что привычный берег далеко позади, такая дружба станет вполне естественной.
См. раздел «Круг огня» в следующей главе.
Отношения человека пути с этими силами складываются как магия, если он соблюдает основные принципы магического следования. Чтобы сдружиться с проводниками и стражами, вы должны быть способны самого себя и всю свою жизнь превращать в силу, то есть вы весь без остатка должны принадлежать потоку. Только тогда стражи стерегут, когда необходимо, и проводники ведут, когда вы готовы. Ведь тогда они вас воспринимают как одно из целостных проявлений мира, одну из сил, участвующих во взаимосоглашении духов, сотворивших вселенную. Возможно даже, что они вас не отличают от самих себя. Поэтому в какой-то момент вы пребываете, в какой-то — движетесь вместе с потоками вселенной. И ни в какой момент вы не прерываете своего присутствия. Вы и сила стали одним.
Жизнь, которая поднесена случайным ветрам, а не целостному потоку, не может быть превращена в магическое путешествие. Каждый страж будет сторожить, когда заблагорассудится, и ветер, дующий к новым берегам, будет рушить, пока не порвет вас на части — ведь он знает, что вы нецелостны.
Иными словами, и стражи и проводники — проявления сил, танцующих и в своем танце сплетающих узоры существования. Шаман, как целостное существо, может договариваться со стражами и быть проводником для других существ. И, хотя отношения проводника и путника теоретически не обязательны, в действительности они создают преемственность следования, так что тропу, по которой прошли, не успевает замести космическая пыль. «Учитель — ученик» — это игра, удобная для всех, кто движется. Ведь не надо прокладывать каждый раз заново тропы, которые давно уже найдены, и устраивать первопрохождение из самой простой дороги. Отношения проводника и ведомого поддерживают дорогу живой, и во многом благодаря этому прохождение не является уникальным личным достижением избранных, а доступно практически любому. Такие дороги можно найти, даже если их прокладывали в другом месте и времени. Они сияют, преодолевая любую разделенность.
Огонь и Время
Вне времени
Реальные переходы лежат вне области обыденной временной структуры.
Все, чем мы являемся в обыденном времени, предопределено «от начала до конца времен». Если человек принадлежит данному потоку времени, то для него весь мир — это статическое пространство, и он лишь видит, как этот мир движется во времени вместе с ним. То, что отделяет одно событие жизни от другого, не есть время.
Чтобы понять это, надо представить не временную разделенность и не непрерывность течения времени. Надо представить существование как некую статическую композицию — удобный островок, в котором нашел прибежище корабль, плывущий сквозь неизведанное. И каждая такая композиция является событием, которое состоялось для самой вселенной.
Линейную структуру времени выделяет как реальность ум. Восприятие направляется только на те проявления мира, которые укладываются в линейность. Все составляющие целого события сближаются так, что становится возможным наблюдать причинно-следственные законы развития потока времени.
То, что не укладывается в линейную схему, тщательно изолируется от восприятия. Событие оказывается замкнутым внутри установленных связей, так что не приходится ожидать «чудес». А чудеса творятся в своих временах, минуя слой обыденного восприятия.
Расширенная временная структура постигается в результате практического и целостного опыта, в моменты, когда ум отказывается от своего правления. Потенциальная возможность испытать практический опыт содержится в каждой статической композиции.
Переход от одной статической композиции к другой — всегда магический переход. А магия — искусство осознанного и целенаправленного управления такого рода переходами.
Иногда, под влиянием внешних сил и по собственному выбору, с людьми происходят такие переходы. Человек — магическое существо: он знает, что может быть там, где случаются чудеса, помнит эту свою способность. Но, как правило, совершив переход, человек остается удовлетворен тем местом, куда прибыл, и проживает там отведенное время.
Потенциал достигнутого пространства и присвоенная в результате перехода роль человека диктуют контекст видимых событий. Поглощенность контекстом событий лишает человека целостного знания. Его сознание цепляется за предметную определенность мира, им же самим созданную. Магическое видение исчезает, приводя к локализации сознания в пространстве и времени. Человек снова оказывается разделен.
Локализация в точке, развитие и совершенствование в ней никак не влияет на то, что восприятие мира по-прежнему остается линейным. Соответственно, вся многослойность существования мира и факт присутствия человека в различных слоях реальности остаются вне обыденного опыта осознанности.
Итак, обыденное время достигнуто также в результате магического перехода. И человек может в любой момент превратить свою жизнь в магическое путешествие. Таким превращением управляет намерение, превосходящее причинность мира, в который он погружен. Речь идет не об отрицании обыденного мира, а лишь о преодолении поглощенности и выходе за пределы сиюминутной озабоченности.
Следуя этим намерениям, человек попадает к некоему источнику, центру, откуда мир выглядит как целостный узор — мандала, обладающая простым законом. Свойством этого места является достаточность сознания охватить, хотя бы мельком, картину в целом. Случайность и несвязанность событий, не укладывающихся в линейность, отсюда видятся как свойства восприятия в более удаленной от центра мандалы части. Есть место на мандале, где находится человек, не видя всего узора в целом, и, боясь заблудиться, остается там, где он есть.
Мандала Мира постигается в результате практического опыта осознавания.
Круг огня
Двигаясь к центру мандалы Мира, человек обретает целостность своего существования, встречает свою шаманскую душу. Шаман — это путешествующее сознание, существующее в различных пластах реальности, воспринимающее различные временные потоки и поток вне времени. Это существо — единственный тот, кто осведомлен о назначении и смысле присутствия в потоке здесь-и-сейчас. Шаман имеет совершенно иное качество жизни: осознание целостности мира довлеет над осознанием присутствия в мире предметной определенности. И, чтобы присутствовать среди людей, ему необходимы жесткие причины и обусловленность, связывающие его с этим миром. Поэтому социальная функция шамана — необходимое звено его целостности, то, от чего он не может уклониться, если считает свое присутствие в мире здесь-и-сейчас необходимым и путь своей жизни незавершенным. Выполнение этой функции — вопрос жизни и смерти.
Целостной частью, присутствующей в различных пластах реальности, обладает каждое существо. Но устойчивая связь и взаимодействие с ней не свойственны людям современного мира. А свойственны чувство утраченной гармонии, бессмысленности жизни, тяга к обогащению предметами. Человек чувствует, что ему чего-то не хватает, и, не зная, где искать, ищет в известном мире. Поэтому шаманское знание — это не
привилегия избранных, не причуда уставших от «цивилизации» людей. Это единственная основа гармоничного присутствия человека в мире.
Шаманское сознание целостно и проявляется при реализации кармы на магической структуре мандалы Мира. Карма — живой и целостный узор, спроецированный из центра мира. Она является и нашей обусловленностью в потоке здесь-и-сейчас, и нашей не знающей ограничений душой, обитающей вне времени. Ясно видеть узор можно, только попадая к центру Мира.
Опираясь на центр, который находится вне человека и превосходит его индивидуальные возможности осознавания, можно увидеть пространство, где в центре горит огонь и освещает темноту. Это пространство не может быть заполнено одним человеком одним сознанием. Можно увидеть возможность наполнения этого пространства.
Огонь вовне образует круг света, где может протекать жизнь. Это освещенное пространство, будучи плотно наполненным, образует магический круг. Будучи замкнутым, магический круг способен осознанно взаимодействовать с огнем, использовать возможности проникновения огня во все слои мира, от сфер обычной человеческой жизни до самых удаленных и непонятных человеку сфер существования. Как целостная энергоструктура, магический круг способен воспроизводить все свойства огня, по сути являясь им.
Шаман ясно видит, что солнце, луна и огонь являются проявленными центрами Мира. Они обладают изменяющимися свойствами тепло и свет, и непреходящей сутью, проникающей во все слои мира, по сути являются одним и тем же. Солнце, луна и огонь имеют свои характерные особенности. Чтобы воспринимать их как один и тот же центр Мира, человеку не хватает знания и памяти той части своей целостности, которая ответственна за необусловленное восприятие мира.
Человек, так или иначе поклоняясь огню во всех сферах своей жизни, чаще всего имеет дело с его двумя свойствами — тепло и свет. Третье свойство проходит как бы в другой плоскости и находится за пределами восприятия переходящих свойств.
Вспоминая свою магическую природу, человек восстанавливает естественную связь с огнем и обнаруживает: огонь — сознание, превосходящее любое индивидуальное сознание, но он и что-то еще кроме сознания. Это могущественный защитник, присутствие которого простирается везде.
Магически взаимодействуя с огнем, маг сталкивается с тем, что огонь не поддается управлению в одиночку, с ним никак нельзя совладать, нельзя контролировать. Но можно изучать входы, которые открываются через огонь — куда они ведут и как ими пользоваться. Тогда можно видеть, что открываются непостижимые возможности — воспринимать всю бесконечно простирающуюся целостность осознания, существование вне времени, вне пространства.
То, что видны входы, не означает, что ими легко воспользоваться. Тем не менее можно утверждать, что другие входы просто отсутствуют. Магический круг имеет проекцию в мире человеческого существования. Во многих традициях указывается, что восемь магов, будд, мудрецов, бессмертных и т.д. своим совместным ритуальным присутствием способны наполнить эту проекцию. В том, что это так и есть, мы имели возможность много раз убедиться на собственном опыте. Этот узор из восьми всегда собирается при вхождении в магическое пространство. Таким образом, сила перестает дуть разрушительными ветрами. Теперь она наполняет паруса плывущего корабля, путешествующего во вселенной. В случае собранного в проявленном мире магического круга сила каждого из его участников не просто многократно возрастает, достигая своей высшей реализации. Она простирается до самых глубин вселенной. Жизнь обретает непрерывность в
других потоках времени, в совершенно других, чем слой обычной человеческой жизни, слоях реальности.
Третье свойство не является свойством именно огня. Оно присуще всему, присутствует во всем и ни в какой момент никуда не девается. Но возможность собрать знание этой сути, созерцая объекты мира наугад, человеку недоступна. Нет точки отсчета, нет центра, куда тянутся все нити осознания и собираются вместе, образуя гармонию. Видение наугад беспорядочно, и не дает осознания целостной картины. Можно утверждать, что центром, куда направляется снова и снова пристальный взгляд человека, может быть только огонь. Огонь — то, что неизменно присутствует в жизни человека, проявлено или нет.
Человек не может жить без света и тепла. Пытаясь осознать магическую природу существования, можно увидеть, что вся деятельность человека (работа), все его общественные взаимоотношения (в том числе секс), все его питание имеют в основе проявление одного и того же центра: это огонь, в котором сгорает осознание человека. Разделенное восприятие отдельных проявлений появляется в отростках. Чем ближе человек к миру, тем очевиднее: вся жизнь протекает вокруг очага.
Негармоничность существования современного человека связана с неумением обращаться с огнем и с тем местом, где он находится относительно этого центра. Поэтому, когда изначальный огонь начинает угасать, человек часто не знает, что делать. Он может только свидетельствовать, что все идет не так. Но, не находя точки равновесия, ничего не может с этим поделать. Это ведет к разрушению, которое остановить нельзя.
Все несовершенства и недостатки человека представляют собой магический потенциал, который целостно реализуется только на структуре магического круга. Этот потенциал горения в действительности не является «недостатками человека». Он совершенно необходим для собирания целостной композиции мира. Невозможность его реализации вовлекает энергии мира современного человечества в новые циклы — в поиск и борьбу новых поколений, хотя сама возможность достижения магической вселенной проникает в каждую минуту мира. Каждый человек, связавший свое развитие с магическими структурами вселенной, здесь и сейчас живет в той ее части, где протекает реальная жизнь и расположена область настоящего исследования и познания законов мира.
Огонь — единственный естественный центр, вокруг которого протекает вся жизнь человека, единственная точка, в которой осуществляется связь мира, где разворачивается жизнь, с потоком вне времени.
Магический круг является проекцией мандалы Древа Мира в плоскости существования человека. Замкнутый магический круг представляет собой замкнутое самодостаточное пространство, в котором непосредственно проявляется первичная природа мира — мир «до сотворения».
Участники магического круга — равнозначные первичные силы, взаимодействующие между собой в точности так, как творящие существование потоки вселенной (например, даосский круг триграмм)2. Поэтому практики магического круга не поддаются планированию и прогнозированию. Наиболее важным является соблюдение условия замкнутости пространства — энергии должны быть выдержаны. То есть в течение завершенного цикла времени, выбранного по тому или иному признаку, никакое сознание не должно покидать круг. Такой выход сразу и автоматически включает в энергоструктуру весь известный мир. Действительную ценность представляют практики замкнутого магического круга, так как дают возможность достижения и выноса принципиально нового знания, недостижимого никаким линейным поиском в мире известного.
Циклы могут быть выбраны как природные (от заката до рассвета, от новолуния до полнолуния и т.д.), так и связанные с деятельностью человека — от начала постановки практической задачи до ее полного завершения. С точки зрения магического круга и те, и другие циклы равнозначны. С точки зрения человека с обусловленным восприятием приоритет необходимо отдавать природным циклам, в которых развиваются сами чистые потоки. В этом случае силы природы будут помогать магическому собиранию — питать его и создавать внешние точки отсчета. Например, то, что начато после новолуния, к полнолунию должно достигать проявленного пика.
Вхождение в пространство магического круга должно управляться магическим намерением, лежащим вне плоскости мира в отростках, иначе круг будет обязательно разомкнут.
____________
2 См. раздел «Круг перемен» ниже в этой же главе.
Пространство магического круга дает возможность очистить и освободить восприятие, способно решать задачу раскручивания кармической спирали, а также способно решать принципиально новую магическую задачу, вплоть до «сотворения мира».
Все человечество вместе как устойчивая структура также является проекцией мандалы Древа Мира. Но отдельный человек, как выглядит ситуация сейчас, не имеет возможности определить свое место на мандале и использовать возможности, которые принадлежат ему по праву рождения.
В различных шаманских культурах существовали храмы огня. Храм огня — магическое пространство, в которое может приходить любой человек, совершая путешествие к центру мира и обратно, вынося необходимые силу и знание. В диких природных местах такую роль могут играть гроты, вершины гор, различные места с особыми свойствами — в них особенно ярко воспринимается первичная природа мира, его многослойность.
Там, где с дикими подходящими местами есть проблемы, храм огня — это строение, воссоздающее структуру вселенной. Стены разграничивают внутреннее и внешнее пространства, отделяя то, что вечно и неизменно, от сиюминутного и преходящего. Строение круглой формы, как солнце, луна и очаг. Обходной коридор соответствует темному лабиринту, в котором блуждает сознание в поисках источника существования. В центре горит огонь. Приходящий имеет подношения для огня, выражая этим свою заботу о том, чтобы этот источник освещал путь, давая все необходимое для этого пути. Намерения должны быть чисты и определенны, так как другие намерения запутывают и удлиняют путь.
Двигаясь таким образом, люди могут жить в гармоничном потоке, соизмеряя свою жизнь с вечностью, полной неисчерпаемых возможностей и тайн. Вся жизнь выступает в таком случае как ритуал, который проводит человек или человечество в отношении сил вселенной, творящих существование.
Круг времени
Весь мир в его истории, развернутый как статическая композиция, представляет собой мандалу времени. И все его существование предопределено от начала идо конца времен.
Возможность магических переходов скрывается в видении узора этой мандалы. Такие переходы выводят на другой качественный уровень, недоступный для линейного развития. Линейное развитие и разработка отдельных областей знания не дают таких возможностей, так как это развитие уже известного, и так как знание — целостный поток, превосходящий любую линейность.
Знание мандалы времени не является умственным или теоретическим представлением, а также символическим описанием. Оно возникает как результат соприкосновения и осознанного взаимодействия со структурой, которая заполняет все время мира. Узор мандалы — своего рода проекция этой структуры в потоке времени. Сама мандала расположена вне времени.
Можно представить всю историю человечества (вместе с будущей) в виде мандалы времени. Проявленный узор этой мандалы для человечества является тем же, чем для отдельного человека является карма. И точно также, как для одного человека, для всего человечества обусловленность этим узором — это и есть круговорот бытия. Но по своей природе этот узор не является обусловливающим. Он может восприниматься как система координат, но только в том случае, если человек, воспринимающий ее, обладает целостностью.
Для мандалы времени характерно отсутствие проявленного центра. Сознание может течь в пределах узора в любом направлении по своему выбору. Но оно должно выбрать центр, который, хоть и не является неотъемлемой принадлежностью узора, необходим, чтобы ориентироваться. Чтобы видеть узор, человек должен найти свою часть вне времени, которая с точки зрения его индивидуального сознания связана с огнем. В случае выделения огня как центра человек заведомо двигается к центру мира, к тому месту, где отростки мира сходятся и воссоздается целостность.
Обнаружив узор в мире здесь-и-сейчас и сделав его проявленным, можно знать целостность всего узора, хотя части этой целостности и не находятся в мире здесь-и-сейчас. Для того, кто видит весь узор мандалы, прошлое, настоящее и будущее имеют одинаковую плотность — степень реализованности.
Человека, стремящегося постигать мир, беспокоят вопросы времени, временных барьеров и окон, беспокоит сама непостижимость времени для ума. Как парадокс, чтобы иметь с этим дело, необходимо осознать поток вне времени, действительно непостижимый умом.
Все, связанное с временем, является магией. Это магическое знание всегда было известно представителям различных шаманских культур, и многие им владели. Открытия в области этого знания давно открыты. Ученые, ищущие в этих областях сейчас, вытаскивают в отростки магическое знание, пытаясь преодолеть кармическую обусловленность всего человечества. В случае, если миру в отростках удастся добиться нового соглашения, сохранится возможность выхода оттуда при дальнейшем развитии отростков. Хотя связь со структурой времени доступна человеку как магическому существу и в прямом виде, и нет необходимости интерпретировать прямое знание в терминах отростков. Тем не менее, такое развитие возможно и может быть произведено, но только при условии соглашения с потоком знания. То есть оно доступно только для шаманских культур.
Круг перемен
•
Согласно легенде, китайский император Фу Си первым представил первоначальную Вселенную в виде круга из восьми триграмм. В этой схеме отражаются все возможности первичного разделения Изначального, в определенной последовательности замкнутые в круг. Изначальное — источник всего, некая неподдающаяся описанию сила, не имеющая качеств и свойств. Круг Фу Си — эта же сила, пребывающая в состоянии динамического равновесия. К Изначальному применен принцип дуализма (двух качеств достаточно для схематического отображения процесса «разделения»). Все возможные варианты дуализма, его различные «оттенки», изображенные в виде триграмм (рисунки из трех черт, во всех возможных комбинациях растущие снизу вверх), образуют круг из восьми. Число три при построении триграмм обозначает любое тройственное упорядочение мира: например, земля — человек — небо, нижний мир — средний мир — верхний мир, прошлое — настоя-
Шаманы Древнего Китая обнаружили, что восемь триграмм первичного круга превращаются в шестьдесят четыре гексаграммы3 всего жизненного пространства людей. Так, вся жизнь человека выступает как ритуал, который проводится в отношении сил вселенского масштаба, творящих существование.
щее — будущее и т.п. В центре — Тай Цзи, являющееся сутью, сердцевиной происходящего разделения Изначального на два качества. Круг из восьми триграмм, согласно древней китайской традиции, — принцип, лежащий в основе всех происходящих в проявленном мире процессов, как и всей деятельности человека.
3 Гексаграммы состоят из шести черт и представляют всевозможные комбинации восьми триграмм между собой.
Места силы
Опыт целостного присутствия
На местах силы проявляется чистая, первичная природа мира, его многослойность. Им свойственна особая плотность реальности — реальность разных потоков, «сна» и «яви», здесь одинаково плотная. Здесь вы можете естественным образом испытать опыт целостного присутствия в мире, который лежит в основе жизни человека, но, как правило, скрыт от его восприятия.
Среди мест силы есть такие, в которых находятся удобные пространства для человека. Они представляют особый интерес, так как затрагивают наибольший объем целостности человека, делают возможным гармоничный вынос нечеловеческого знания в плоскость существования человека в известном мире.
Основная практика на местах силы — пребывать в них, гармонично и равновесно. Особые свойства мест силы дают особые возможности, которых нет там, где живет человек. Они позволяют придать недоступные в повседневном мире качества плотности сну, который человек сновидит, например предметную определенность. Восприятие первичной природы мира освобождает от обусловленности круговоротом бытия. Здесь есть естественная возможность восстановить утраченную связь с магическим пространством, с потоком вне времени, где не действует причинность обыденного мира. В этом пространстве можно обнаружить причинность потоков совершенно других временных циклов, чем цикл человеческой жизни.
Быть человеком в мире — уже достигнутая плотность реальности. Это не мечта, не возможность, не шанс, не идея «иметь корабль». Это означает, что корабльуже есть. Надо как-то правильно воспользоваться этим обстоятельством. Есть та часть человека, которая знает, как. На местах силы она проявляется особенно
ярко. Возможность полноценно использовать ее дает магический круг, собирающий целостность мира. Практики магического круга — наиболее эффективные практики на местах силы, в которых управляет сам дух. Основная инструкция — круг должен быть замкнут в пределах законченного цикла времени.
Другой, очень важной и сильной практикой является уединение.
Сила заполняет весь мир, течет везде. Но в особых местах она достигает полноты своей реализации и совершенства. В некоторой точке все нити мира сошлись так, что образовалось стабильное гармоничное пространство, очень правильно устроенное. За каждой формой стоит сила. Форма и есть сама сила. И все пребывает в гармоничном соответствии. В таких местах есть возможность устойчиво взаимодействовать с силой и собрать, осознать магический опыт этого взаимодействия.
Не везде есть именно такая возможность. В других условиях сила дует как ветер. Сидеть на этом «ветру» — большое испытание. Основной опыт здесь — просто уцелеть, удержать целостность.
Среди ярких форм мест силы могут быть такие, как грот, поляна, окруженная деревьями, вершина очень правильной формы, открытая «всем ветрам», пещера... Все вокруг похоже на храм, созданный самой природой. Ветра и воды — столько, сколько необходимо для ритуального присутствия. Идеальным местом является ритуальный грот, где собирается магическое пространство. Но если в местности нет грота, подходящее место можно определить по его особой целостности и красоте. В нем все создано как будто специально для того, чтобы здесь собрались духи для своих непостижимых встреч. А человеку было удобно выполнять необходимые практики.
Такие места очень гостеприимно встречают людей, которые приходят с магическими намерениями. Охотно делятся своими секретами и силой, а также заботливо и строго обучают своих учеников. Человек должен лишь стараться зарекомендовать себя как благодарный и преданный ученик, который исключительно ценит работу по своему воспитанию.
Желательно, чтобы в выбранном для практик месте отсутствовали эманации людей, следы их бытовой деятельности. Ведь их присутствие обусловливает восприятие, препятствует тому, чтобы открыться миру. Вы не должны быть улиткой, таскающей повсюду свой домик — свои ограничения и предвзятые представления обо всем. Знание понаслышке — область заблуждений. Присутствие в реальном мире — область практического знания. Оно выводит к другим пластам реальности и осознанию своего изначального присутствия в них. Отказавшись от защиты сил, которые ограничивают ваше развитие, вы можете попасть в потоки силы, свободно существующие во вселенной. Эти потоки — основа жизни, и жизнь в них — настоящая. Есть та душа человека, которая может общаться со всем живым миром. Она рождена вместе с ним. Древняя, как и он. Эта душа — магическая часть человека — стремится постигать мир и пребывать в нем целостно и гармонично.
Пребывая на месте особым образом, вы увидите новый неизвестный мир. Может быть, вы даже удивитесь, как могли жить до сих пор, довольствуясь лишь смутной тенью настоящего.
Есть и другие практики, которые вы можете делать по своему «месту жительства». Они играют, в основном, подготовительную роль для предстоящего путешествия к силе. Также они важны для того, чтобы по возвращении ваша проснувшаяся магическая сущность могла действовать и в обычном мире. Такой разносторонней работой достигается целостность повседневной жизни и существования в другом временном потоке. Достигнутая целостность способна превратить всю вашу жизнь в магическое путешествие, которому нет ни начала, ни конца.
В равной степени уделяя внимание развитию вашей магической части и повседневной жизни как единого потока, вы сможете почувствовать особое равновесие. На грани этого равновесия — и смысл, и яркость переживаний, и проникновение в скрытую суть мира, и творчество прекрасных форм будут перетекать через вас и вашу жизнь.
Опишем некоторые особенности поведения, которому человек должен следовать, находясь на месте силы.
Пребывайте на месте особым образом. Оставьте груз своей обусловленности и привычек. Для начала можете выбрать небольшой срок, 3—7 дней. За это время не контактируйте с «цивилизацией». Все нужное у вас должно быть с собой.
Когда приедете в пункт назначения, далее которого вам предстоит пеший переход, идите, доверившись себе, в выбранном направлении. Если ваши намерения достаточно серьезны, а местность достаточно дикая, вы можете идти до тех пор, пока усталость «не свалит» вас. Скорее всего, это вам кажется, и силы еще есть. Идите до пределов ваших возможностей. Этот способ найти место особенно хорош, если это ваше первое путешествие.
Делая привалы, вы можете обнаружить какое-то привлекательное уютное место, правильно устроенное и созданное как будто специально для стоянки. Что ж, осмотрите его. Если оно во всем вам подходит, расположите здесь свой лагерь.
Но если вы пойдете до «предела мыслимых сил», и сон, усталость или что-то еще скажут вам, что больше идти нельзя, сделайте привал в первом удобном для этого месте. Соберите остатки сил и изучите окрестности. Обычно до идеального места для лагеря человек не доходит «десять метров». Поэтому поблизости может быть очень хорошее укромное место, которое максимально соответствует всем требованиям.
Когда вы первый раз приходите в незнакомую местность, лучше выбрать стоянку до вечерних сумерек. Поэтому, если место все никак не находится, ближе к сумеркам начинайте присматривать хоть что-либо подходящее.
Если по какой-либо причине вам выпадет искать место ночью, лучше не ходить слишком далеко. Ночью все места, где разведен огонь, очень похожи. Если все же пойдете, то можно идти на луну, или открыться ветру и пусть он вас ведет, или вдруг почувствуете силу, которая приводит вас в движение. Силе, которая вас ведет, надо обязательно доверять. Это — главная мера безопасности.
Перечисленные рекомендации касаются как индивидуальных практик,так и совместных практик в группах.
В первую ночь на месте лучше не спать совсем, дождаться рассвета. Может быть очень тяжело, но все-таки старайтесь.
Выбрав место для лагеря, не стремитесь тут же распаковать рюкзак и установить палатки. Выберите место для очага. Осмотритесь, не делайте наспех чай, не варите тут же еду, вообще не суетитесь. Пытайтесь не производить на место впечатление, что вам лишь бы попить и поесть. Лучше начать с подношения местным духам. Например, зажгите ароматическую палочку, покурите трубку. Даже если вы не курите, можете немного подышать дымом, духам это нравится.
Собрав очаг, соберите хворост, который лежит рядом на земле. Разожгите из него костер. Для начала берите то, что дает само место. Теперь можно приготовить чай. Что касается дальнейшего, здесь сложно что-то описать в виде инструкций.
С рассветом отметьтесь у солнца, поприветствуйте его.
В дальнейшем практики должны также носить ночной характер. В первую очередь это связано с дыханием самой Земли, которая ночью делает вдох. Чтобы сонастроиться с потоками силы, необходимо жить в их ритме. Ночью — впитывать силу, а днем — использовать ее в своей деятельности. Поэтому ночное время лучше поберечь для общения с силой.
Кроме того, восприятие современного человека слишком «солнечное». Днем человек способен просто не замечать силу, считая, что знает все на свете. При дневном свете восприятие жестко обусловлено, и открыться силе не так-то просто. Ночью человек становится более текучим и не настолько самоуверенным. Магическая часть человека начинает выглядывать из-под обыденного самопредставления.
В сумерках нужно избегать суеты и шума. Все дрова лучше поломать до сумерек или уже ночью. Хоть это и не очень хорошо, но все же более допустимо. Сумерки — своеобразная дверь между дневным и ночным восприятием. Их требуется встречать осознанно и очень внимательно. Потом, когда вы уже настроитесь на ночную жизнь мира, вы сами сможете понимать, когда можно ходить за дровами, а когда уж лучше и померзнуть. Кроме практик с огнем ночью можно делать те практики, которое место разрешает или на них указывает. Если светит луна, можно «походить» по луне или сделать другие лунные практики. Если дует ветер, можно поработать с ветром.
В какой-то момент, как правило, при больших сроках пребывания на месте, все действия, которые вы совершаете в естественном порядке, становятся практикой.
Хождение ночью без фонаря очень помогает сонастройке с местом. Но куда-то ломиться среди ночи неправильно. Вы можете совершить выход на вершину, чтобы сделать подношение духам. Или перейти в другой лагерь, если его место вам хорошо известно, и оно вас «узнает». Ночью духов лучше не беспокоить без нужды, но к знакомому другу прийти можно, кроме того, вы будете лучше настроены и более восприимчивы.
Следует особо отметить, что, находясь на местности и выбрав основной стационарный лагерь, вы там располагаетесь и живете как дома. Так отношения с местом смогут стать глубокими. Речь не идет о таком способе пребывания на месте, когда вы проходите каждый день пятьдесят километров сложного горного маршрута. Ходьба до некоторой степени закрывает. После перехода вы так измотаны, что остается только улечься спать. Другая часть Мира вам может так и не открыться, если у вас достаточно силы «плыть против течения», то есть бороться за свое привычное восприятие. Но есть другая сила — «согласие мира». Благодаря этой силе вы можете находиться на месте, и даже если вы бездеятельны и неподвижны, вы переживаете наполненное присутствие и гармонию всего вокруг. Только вступив с местом в близкие и «серьезные» отношения, можно открыть источник этой силы. Есть на Земле места, куда можно приходить снова и снова, ничуть не исчерпывая всех глубин общения с их «хозяином», каждый раз открывая новые тайны. Если срок пребывания на месте небольшой — три-семь дней — желательно спланировать ваш семинар так, чтобы застать полнолуние или, в отдельных случаях, новолуние.