Глава опровержения дуалистов и безбожников 2 страница
1. (303) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Абу Касим Алави, что передал Мухаммад ибн Исмаил Бармаки, что передал Хусейн ибн Хасан, что передал Ибрахим ибн Хашим Кумми, что передал Аббас ибн Амру Фукайми от Хишама ибн Хакама в «хадисе зиндик (безбожник)» от Имама Садыка (А):
Имам Садык (А) сказал безбожнику: «То, что ты говоришь “богов двое”, не выходит за пределы нескольких предположений: или оба они вечны и сильны, или оба они слабы, или один силен, а другой слаб. И если оба они сильны, то почему один не отстранит другого, дабы управлять мирозданием в одиночку? Если же ты скажешь, что один из них силен, а другой слаб, то этим самым установлено, что Бог – один, как мы и говорим, ввиду бессилия и немощности второго.
И если ты говоришь: “богов двое”, то этим ты строишь еще два предположения: или эти двое едины в своих делах, или противоречат друг другу. Но мы видим творение упорядоченным – как корабль плывет по морю, как день сменяет ночь, а солнце луну. Правильность и слаженность дел этого мира и управления им указывают на то, что управляющий один.
Если ты предположил существование двух богов, то должен быть некий промежуток между ними, а иначе они не будут двумя. Но этот промежуток сам по себе является чем-то третьим, извечно сущим наряду с ними, и тем самым ты уже предположил существование трех. Если же ты предположил наличие трех, то должен прийти к тому же, о чем мы сказали относительно двух, дабы между ними было уже два промежутка. И точно так же – пятое и так далее до бесконечности».
Хишам сказал: «Из тех вопросов, которые задавал безбожник, был такой: “В чем доказательство существования Бога?”»
Имам Садык (А) сказал: «В существовании действий, указывающих, что за ними стоит тот, кто произвел эти действия. Когда ты смотришь на высокое здание, разве не знаешь, что у него есть строитель, даже если бы ты не видел самого строителя?»
Безбожник спросил: «Что такое Бог?»
Имам (А) сказал: «Он есть нечто, противоположное всем другим нечто[184]. Однако в “нечто” полагается некое значение; Он же есть нечто по самой сущности “нечто”[185], при том что нет у Него ни тела, ни образа, и не ощущается Он, и не чувствуется на ощупь, и не воспринимается пятью органами чувств, и не постигают Его представления, и смена эпох ничего не убавляет от Него, и время никак не изменяет Его».
Сказал спрашивающий: «Говоришь ли ты о Нем: “Он – Слышащий, Видящий”?»
Имам (А) сказал: «Он – Слышащий, Видящий: Слышащий не частями тела и Видящий без каких-либо средств. Но Он слышит Самим Собой[186] и видит Самим Собой. Однако то, что я сказал сейчас, не означает, будто Он слышит Самим Собой и видит Самим Собой, так что Он и Его самость есть нечто отдельное друг от друга. Я привел такое выражение, подобное тому, что используется, когда один является спрашиваемым, а другой спрашивающим, и первый говорит второму: “Я весь слух”. Здесь не подразумевается, что он есть некое всё, состоящее из частей, но просто общее выражение, и смысл его только в том, что Он есть Слышащий, Видящий, Знающий, Сведующий, без различия в сущности и значении».
И сказал спрашивающий: «Так что же Он такое?»
Ответил Имам (А): «Он есть Господь, и Он есть Тот, Кому поклоняются, и Он – Аллах. И то, что я сказал “Аллах”, не означает просто произнесение букв “а, л, л, а, х”, но смысл, состоящий в том, что Он есть нечто, сотворившее все нечто, и Он есть создатель вещей. И к этому значению приложены указанные буквы, и в соответствии с ним Аллаха называют “Аллахом”, Милостивым, Милосердным, Великим и другими Его именами. И Он – Тот, Кому поклоняются, свят Он и велик».
Сказал спрашивающий: «Однако же мы не имеем никакого иного понятия, кроме понятия вещей сотворенных, (а потому мы никак не можем понять Бога)».
Сказал Имам Садык (А): «Если бы было так, как ты говоришь, то единобожие было бы взято от нас, ибо у нас нет обязанности верить в то, что мы не понимаем. Однако мы говорим: все, что постигается органами чувств, познаваемо, и все, что схватывается органами чувств и может быть представлено, – сотворено. А потому для созданных вещей мы должны установить создателя, который вне двух негативных сторон: первая из них – отрицание, ибо отрицание есть уничтожение и небытие, а вторая – уподобление, ибо уподобление есть качество сотворенного, имеющего составные части и структуру. И нет иного выхода, кроме как установить для бытия созданных вещей Создателя. И их потребность в нем устанавливает, что они созданы, и что создавший их есть нечто кроме них самих и не подобен им, поскольку они появляются после того, как их не существовало, и развиваются от малого к большому, от юности к старости, от силы к слабости, и к другим состояниям, объяснять которые здесь нет необходимости».
Сказал спрашивающий: «Ты ограничил Его, когда установил Его бытие».
Имам Садык (А) ответил: «Я не ограничивал Его, а только установил Его бытие, ибо между установлением и отрицанием нет степени».
Сказал спрашивающий: «Есть ли у Него бытие и сущность?»
Имам (А) ответил: «Да, ничто не может быть определено без бытия и сущности».
Сказал спрашивающий: «Есть ли у Него внешние признаки[187]?»
Он ответил: «Нет, ибо внешние признаки означают описание Его и осведомленность о Нем, однако же Он вне любого недостатка и уподобления. Кто же отрицает Его, тот отверг Его, отказал Ему в Его господстве и объявил Его недействительным. Тот же, кто уподобил Его кому-то, кроме Него, приписал Ему качества созданного, сотворенного, что не подобает Его господству. Необходимо говорить о Его сущности без внешних признаков[188], не подобающей никому, кроме Него, и нет сотоварища в ней, и она не объемлется ничем, и никто не обладает знанием о ней, кроме Него».
Сказал спрашивающий: «Он Сам действует в вещах?»
Имам Садык (А) ответил: «Он выше того, чтобы действовать в вещах непосредственно или через средства, ибо это - из признаков сотворенного, которое действует на другие вещи непосредственно или через средства, но Он – пронизывающий Своей волей и Своим желанием, творит Он что пожелает».
Сказал спрашивающий: «У Него есть довольство и гнев?»
Имам Садык (А) сказал: «Да, но не так, как у творений. Ибо у творений довольство и гнев входят в существо и овладевают им, перенося его из одного состояния в другое, и это – из признаков сотворенного, которое немощно и испытывает нужду. Но Он – велик Он и свят! – Великий, Милосердный, Который не нуждается ни в чем из сотворенного Им, но сотворенное Им целиком нуждается в Нем. И Он, воистину, создал вещи не из-за нужды в них и без средств, которые надо было бы для этого изобрести».
Сказал спрашивающий: «Что означают Его слова: “Милостивый утвердился на Троне (арш)” (20: 5)?»
Имам Садык (А) сказал: «Через это Он описал Себя. Так Он владеет Троном, и отделен Он от Своих созданий, а не так чтобы Трон нес Его, обнимал Его или был сравним с Ним. Но мы говорим: это Он несет Трон и держит Трон, и из этого – слова Его: “Его престол (курси) объемлет небеса и землю” (2: 255). Мы устанавливаем из Трона и Престола только то, что Он сам установил, и мы отрицаем, что Трон и Престол обнимают Его, или то, что Он нуждается в каком-либо месте или вещи из сотворенного Им. Нет, но Его творение нуждается в Нем».
Сказал спрашивающий: «Какая разница в том, поднимаете вы руки к небу или опускаете их к земле?»
Имам (А) ответил: «Нет разницы в этом по отношению к Его знанию, осведомленности и силе, но Он – свят Он и велик! – повелел Своим приближенным наместникам (авлийа) и рабам поднимать руки к небу по направлению к Трону, ибо Он сотворил его источником удела (для Своих рабов). И мы устанавливаем только то, что установили Коран и хадисы от Посланника (С), в которых он сказал: “Поднимайте ваши руки к Аллаху, велик Он и свят, и это будет то, на чем сойдутся все течения уммы”».
Тогда сказал спрашивающий: «Откуда ты установил (доказательство миссии) Пророков и Посланников?»
Имам Садык (А) ответил: «Когда мы установили, что существует Творец и Создатель, возвышенный над нами и всем тем, что Он сотворил, и что этот Создатель мудр, и Его не постигают Его творения, и Он не соприкасается со Своими творениями, и они не соприкасаются с Ним, и Он не воздействует на Свои творения (через какое-то материальное воздействие), и они не воздействуют на Него, и Он не препирается со Своими творениями, и они не препираются с Ним, то тем самым установили, что у Него есть посланцы среди Его творений и Его рабов, которые указывают им на их благо и их пользу, и на то, в чем их пребывание, и на то, в оставлении чего ими - их гибель, и установили мы тем самым повелевающих и запрещающих, отправленных со стороны Мудрого и Знающего к Его творениям, и установили, что у Него есть толкователи, и они – Пророки и избранные Его (сафва) из Его творений: мудрые, воспитывающие мудрость, отправленные с нею; не такие, как остальные люди по своим внутренним качествам (ахвалихим), хотя и такие же, как они, по творению и строению; установлены они от Аллаха Мудрого, Знающего с мудростью, и доводами, и доказательствами, и свидетельствами, дабы они оживляли мертвых и давали исцеление слепым и прокаженным. И земля Аллаха никогда не останется без Довода (худжжат), с которым есть знание, указывающее на истинность слов Посланника и непреложность правды его[189]».
2 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن أحمد بن محمد بن عيسى، عن محمد بن أبي عمير، عن هشام بن الحكم، قال: قلت لأبي عبد الله عليه السلام: ما الدليل على أن الله واحد؟ قال: اتصال التدبير وتمام الصنع كما قال عز وجل: (لو كان فيهما آلهة إلا الله لفسدتا
2. (304) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Мухаммада ибн Аби Умейры от Хишама ибн Хакама, что он сказал:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Каково доказательство, что Аллах единственен?»
Он сказал: «Слаженность устроения и законченность создания, как сказал Он, велик Он и свят: “Если бы были там (на небесах и земле) боги, кроме Аллаха, то погибли бы они (небеса и земля)” (21: 22)».
3 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رضي الله عنه، عن عمه محمد بن أبي القاسم، قال: حدثني أبو سمينة محمد بن علي الصيرفي، عن محمد بن عبد الله الخراساني خادم الرضا عليه السلام، قال: دخل رجل من الزنادقة على الرضا عليه السلام وعنده جماعة، فقال له أبو الحسن عليه السلام: أيها الرجل أرأيت إن كان القول قولكم - وليس هو كما تقولون - ألسنا وإياكم شرعا سواء ولا يضرنا ما صلينا وصمنا وزكينا وأقررنا؟
فسكت، فقال أبو الحسن عليه السلام: وإن يكن القول قولنا - وهو كما نقول - ألستم قد هلكتم ونجونا؟.
فقال، رحمك الله فأوجدني كيف هو وأين هو قال: ويلك إن الذي ذهبت إليه غلط، هو أين الأين وكان ولا أين، وهو كيف الكيف وكان ولا كيف، ولا يعرف بكيفوفية ولا بأينونية ولا يدرك بحاسة ولا يقاس بشئ،.
قال الرجل فإذا إنه لا شئ إذ لم يدرك بحاسة من الحواس فقال أبو الحسن عليه السلام: ويلك لما عجزت حواسك عن إدراكه أنكرت ربوبيته، ونحن إذا عجزت حواسنا عن إدراكه أيقنا أنه ربنا خلاف الأشياء.
قال الرجل: فأخبرني متى كان؟ فقال أبو الحسن عليه السلام: أخبرني متى لم يكن فأخبرك متى كان.
قال الرجل: فما الدليل عليه؟ قال أبو الحسن عليه السلام: إني لما نظرت إلى جسدي فلم يمكني فيه زيادة ولا نقصان في العرض والطول ودفع المكاره عنه وجر المنفعة إليه علمت أن لهذا البنيان بانيا فأقررت به، مع ما أرى من دوران الفلك بقدرته وإنشاء السحاب وتصريف الرياح ومجرى الشمس والقمر والنجوم وغير ذلك من الآيات العجيبات المتقنات علمت أن لهذا مقدرا ومنشئا قال الرجل: فلم احتجب؟ فقال أبو الحسن عليه السلام: إن الاحتجاب عن الخلق لكثرة ذنوبهم، فأما هو فلا يخفى عليه خافية في آناء الليل والنهار.
قال: فلم لا تدركه حاسة البصر؟ قال: للفرق بينه وبين خلقه الذين تدركهم حاسة الأبصار منهم ومن غيرهم، ثم هو أجل من أن يدركه بصر أو يحيط به وهم أو يضبطه عقل.
قال: فحده لي، قال: لا حد له.
قال: ولم؟ قال: لأن كل محدود متناه إلى حد، وإذا احتمل التحديد احتمل الزيادة وإذا احتمل الزيادة احتمل النقصان، فهو غير محدود، ولا متزايد ولا متناقص، ولا متجزء، ولا متوهم.
قال الرجل: فأخبرني عن قولكم: إنه لطيف سميع بصير عليم حكيم أيكون السميع إلا بالأذن، والبصير إلا بالعين واللطيف إلا بعمل اليدين والحكيم إلا بالصنعة؟
فقال أبو الحسن عليه السلام: إن اللطيف منا على حد اتخاذ الصنعة، أو ما رأيت الرجل منا يتخذ شيئا يلطف في اتخاذه فيقال: ما ألطف فلانا، فكيف لا يقال للخالق الجليل:
لطيف إذ خلق خلقا لطيفا وجليلا وركب في الحيوان أرواحا وخلق كل جنس متبائنا عن جنسه في الصورة لا يشبه بعضه بعضا، فكل له لطف من الخالق اللطيف الخبير في تركيب صورته، ثم نظرنا إلى الأشجار وحملها أطائبها المأكولة منها وغير المأكولة فقلنا عند ذلك: إن خالقنا لطيف لا كلطف خلقه في صنعتهم، وقلنا: إنه سميع لا يخفى عليه أصوات خلقه ما بين العرش إلى الثرى من الذرة إلى أكبر مناه في برها وبحرها ولا تشتبه عليه لغاتها فقلنا عند ذلك: إنه سميع لا بإذن وقلنا: إنه بصير لا ببصر لأنه يرى أثر الذرة السحماء في الليلة الظلماء على الصخرة السوداء، ويرى دبيب النمل في الليلة الدجية ويرى مضارها ومنافعها وأثر سفادها وفراخها ونسلها فقلنا عند ذلك إنه بصير لا كبصر خلقه، قال:، فما برح حتى أسلم وفيه كلام غير هذا
3. (305) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавайхи от его дяди Мухаммада ибн Аби Касима, что передал Абу Самина Мухаммад ибн Али Сайрафи от Мухаммада ибн Абдуллаха Хорасани, слуги Имама Резы (А), что он сказал:
Один из безбожников пришел к Имаму Резе (А), когда у него было собрание людей. И сказал ему Имам Реза (А): «О человек! Как ты думаешь, если ваши слова правильны – хотя это и не так, - то все равно не получаемся ли мы одинаковы? Ведь тогда наша молитва, наш пост, закят и наши убеждения не принесут нам никакого вреда (то есть не принесут никакого вреда, если даже Бога на самом деле нет)». И замолчал тот человек. А Имам (А) продолжал: «Однако же если наши слова правильны – как и есть на самом деле, - то разве вы не погибнете, а мы спасемся (то есть погибнете, потому что отрицали Бога, а Он на самом деле существует)?»
И сказал безбожник: «Да помилует тебя Аллах, скажи же мне, каков Он и где Он?»
Имам (А) сказал: «Горе тебе! Неправилен тот путь, которым ты пошел. Это Он – Тот, Кто установил всякое “где”[190], и нет для Него “где”, и Он – Тот, Кто определил всякое “как”[191], и нет для Него “как”, и Он не познается через “как” или “где”[192], и не постигается Он через чувства, и не сравним Он ни с чем».
Человек сказал: «Тогда Он и есть ничто, потому что Он не постигается через какое-либо из чувств».
Сказал Имам Реза (А): «Горе тебе! Когда твои чувства оказались бессильны для познания Его, ты стал отрицать Его господство? Мы же, когда наши чувства оказались бессильны для познания Его, убедились, что Он – наш Господь, не подобный никакой вещи (хилафа ль-ашья)».
Человек сказал: «Тогда скажи мне: когда Он был?»
Сказал Имам (А): «Скажи мне, когда Его не было, и я скажу тебе, когда Он был».
И сказал человек: «Каково Его доказательство?»
Сказал Имам (А): «Когда я взглянул на свое тело и не нашел в нем ни излишка, ни недостатка в ширине и высоте, и устранены от него изъяны, и дано ему все полезное (для жизни), то понял, что для этого строения должен быть строитель, и признал Его. И кроме того, когда я вижу, как силой Его вращаются планеты, и образуются облака, и веют ветра, и сменяют друг друга солнце, луна и звезды, а также другие поразительные и совершенные знамения Его, то понимаю, что для всего этого есть Тот, Кто размерил это и построил».