Василий великий, григорий богослов, иоанн златоуст свв

= Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (вселенские чудотворцы или святители и учители): Арх. г., Майк., 553-555; Минус. о., Путилов, 52;Новг. г., Майк., 530-539.

( 3 упоминания

( Защищают: скот от всех несчастий; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Василий Великий: Арх. г., Ефим. 2, l66-l68; Вятск. о., Иван., 65.

( 2 упоминания

( Защищает: скот от всех несчастий; младенца от испуга и переполоха.

( Память св. Василия Великого 1 янв., св. Григория Богослова 25 янв., св. Иоанна Златоуста (( 407 г.) 14 сент. и 13 нояб.

( Св. Василий также считался покровителем свиней: он пасет их в духовном стихе (Щапов, 50). На Вологодщине ему молились о поросятах (Адоньева, 11). Св. Иоанну Златоусту молятся находящиеся в отчаянии (Ганченко 1995, 314).

( В белорусском заговоре Василию Русалимскому молятся о свиньях (Роман., 152).

МИНА СВ.

= Преп. Мина: Смол. г., Попов, 234; св. мученик Мина: б. м., Борис., 203; св. муч. Христов МинаМинуй: Дон, Майк. 91, 136.

( 3 упоминания.

( Одна из функций, вероятно, определена созвучием имени с глаголом "миновать" - в отношении вражеского оружия.

( Защищает:людей от железного оружия.

Исцеляет:людей от грыжи.

( Память преподобномученика Мины Египтянина (( 306 г.) 2 нояб.

( Св. Мине молились от глазных болезней (Даль 1880, 105; Ганченко 1995, 179).

АНУФРИЙ СВ.

=Ануфрий великомуч.: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; святый отец Ану"pei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 504.

( 2 упоминания.

( Защищает:скот от всех несчастий.

Исцеляет:людей от кровотечения из ран.

( В заговоре от крови мотив барана, зарезанного святым без крови и раны.

( Память преп. Онуфрия Великого (( ок. 400 г.) 12 июня. По поводу текста, опубликованного Срезневским, Е. Елеонская (1994, 119) писала: "В этом коротком заговоре упоминается св. отец Ануфрей, имя редкое, которое невольно останавливает внимание. В заговорах весьма нередки случаи, когда имя местного святого вносится в текст, поэтому имена святых иногда могут служить для топографических приурочений. Имя "св. отца Ануфреа" встречается в духовном завещании преподобного Евфросина Псковского (XV в.), упоминающего постоянно "дом свв. оо. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного отца нашего Ануфреа". Возможно, что и заговор от крови с этим именем прошел псковский район и вобрал в себя имя местного уважаемого святого". Впрочем, на наш взгляд, скорее имеется в виду все же преп. Онуфрий Великий.

( Преп. Онуфрию Великому молятся о сохранении от внезапной смерти (Ганченко 1995, 262).

( Ср. также: "лясной цар Оноприй" в белорусском заговоре (Роман., 3) и украинский духовный стих "Преподобному Онопрею", приведенный Чубинским (1872, 176).

БОРИС И ГЛЕБ СВВ.

= Борис и Глеб, св. страстотерпцы: Олон. г., Срезн. 13, 510, 512.

( 2 упоминания.

( Защищают:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от деревянного оружия.

( В первой функции мотив отстреливания порчи, а также окружения железным тыном; во второй "стерегут и берегут небо и землю и тайну человеческую".

( Память мучеников князей Бориса и Глеба 24 июля. Они осмысливались как покровители Руси, предводительствующие небесным воинством, выступающим на ее защиту от врага.

ВЛАДИМЕР КНЯЗЬ

= Батюшка Владимер: Амур, Азад., 08; Володимер князь: б. м., Сах., 26.

( 2 упоминания.

( Защищает:от любого оружия.

Исцеляет:людей от усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усовв сербских заговорах: Раденкови( 1982, 396).

( В его тереме хранится сбруя Новгородских® богатырей для ратного человека, идущего на войну.

( Память св. равноапост. кн. Владимира 15 июля.

(Ср. в украинских заговорах "мiсяць Володимер" (Потебня 1860, 36) и Владымыр (Чубинский 1872, 92) в связи с названиями месяца типа пол. ksiezyc, соотносящими его с понятием князя.

ИВАН УРОДЛИВЫЙ (УРОШЛИВЫЙ) СВ.

= Иван Уродливый: Волог. г., Срезн. 03, 148; Иван Урошливый Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1312.

( 2 упоминания.

( Вероятно, второе определение возникло под влиянием слов "уроки" ('сглаз'), "урошный".

( Защищает:людей от начальства.

Исцеляет:людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

( Во второй функции мотив трех святых, отстреливающих из луков уроки и т. п..

( Возможно, имеется в виду Иоанн юродивый, московский предсказатель, враг Б. Годунова (( 1589, память 3 июля). Известен также Иоанн юродивый Устюжский - память 29 мая.

ИОАНН ПОСТНИК СВ.

= Иоанн Постник: Перм. г., Майк., 498; Иван-поститель: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87).

(2 упоминания.

( Защищает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.

Исцеляет:от родимчика (детская болезнь).

( Мотив железного тына.

( Память св. Иоанна Постника, архиепископа Цареградского 2 сент. Известен также Иоанн постник печерский - 7 дек.

ИУСТИНИЯ СВ.

= Св. Иустиния: б. м., Забыл., 344-348.

( 2 упоминания.

( Защищает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.

Исцеляет:людей от 12 нечистых духов.

( Память мученицы Иустины 2 октября. Упомянута вместе со священномуч. Киприаном®, который, согласно житию, будучи до крещения магом, пытался приворожить одному юноше ее любовь. "Испытав посрамление диавольских козней знамением крестным, он принял св. крещение..." (Ганченко 1995, 153). Этим сюжетом, видимо, объясняются функции святой.

КИПРИАН СВ.

= Св. чудотворец Киприан: б. м., Забыл., 344-348.

( 2 упоминания.

( Защищает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.

Исцеляет:людей от 12 нечистых духов.

(Память муч. Киприана - 10 марта, 10 и 27 мая, 17 авг., священномуч. Киприана, епископа Карфагенского - 31 авг., св. Киприана, митрополита Киевского - 16 сент., Но здесь, очевидно, имеется в виду священномуч. Киприан епископ Антиохии Писидийской (( 304 г., память 2 окт.) Упомянут вместе со св. мученицей Иустиной®. Функции, возможно, объясняются мотивом из жития святого - до крещения он был магом (волхвом).

( Священномуч. Киприану молятся о сохранении "от злаго очарования" (Щапов, 64; Ганченко 1995, 153). Киприанова молитва считается обладающей особенной силой.

КОНОН ИСАВРИЙСКИЙ СВ.

= Конон Исаврийский, св. чудотворец: б. м., Забыл., 344-348.

( 2 упоминания.

( Защищает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.

Исцеляет:людей от 12 нечистых духов.

(Память муч. Конона Исаврийского 5 марта.

( По сведениям Даля, ему молятся для избавления от оспы (Даль 1880, 105).

МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ СВ.

= Преп. Мария Египетская: Волог. г., Попов, 229; Симб. г., Майк., 577.

( 2 упоминания.

( Исцеляет:людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

Избавляет от огненного змея, летающего к девице.

( Заговаривающаяся уподобляется ей, заключаясь "во узилища", чтобы избежать греха со змеем.

( Память преп. Марии Египетской (( 521 г.) 1 апр. Вела греховную жизнь, затем в течение 48 лет предавалась покаянию в пустыне.

( Ей молятся об исцелении от плотской страсти (Ганченко 1995, 249).

МАРОФ СВ.

= Св. Мароф: б. м., Забыл., 344-348.

( 2 упоминания.

( Исцеляет:людей от 12 нечистых духов; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

( Очевидно, преп. Маруфа, епископ Мартиропольский (( 422 г., память 16 февр.)

( По сведениям Даля (1880, 105), ему молятся об изгнании лукавых духов. См. также: Ганченко 1995, 239.

НИФОНТ СВ.

Св. чудотворец Нифонт: б. м., Забыл., 344-348.

( 2 упоминания.

( Исцеляет:людей от 12 нечистых духов; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

( Св. Нифонт, епископ Констанции кипрской (скончался в IV в.) - 23 дек. "За свои многотрудные подвиги удостоился от Бога дара прозорливости и прославился победой над бесами" (Ганченко 1995, 207).

( В Яросл. г. св. преп. Нифонту молились о прогнании лукавых духов (Балов 1893, 428).

Наши рекомендации