Наблюдай за своим настроением

Двенадцатая техника на центрирование: Когда возникает нерас­положение или расположение к кому-либо, не возлагай свое отноше­ние на него, но оставайся центрированной.

Если в вас возникает ненависть или любовь к кому-нибудь, что вы должны делать? Вы проецируете возникшее чувство на соответст­вующую личность. Если вы чувствуете ко мне ненависть, то в этой ненависти вы полностью забываете самого себя; только я остаюсь объектом вашего внимания. Если вы чувствуете ко мне любовь, вы полностью забываете о себе; объектом остаюсь только я. Вы проеци­руете на меня свою любовь, или ненависть, или что-то другое. Вы полностью забываете внутренний центр своего существа; центром ста­новится другой. Эта сутра говорит о том, что когда возникает ненависть к кому-либо или любовь или любое другое чувство по отношению к кому-либо, не следует проецировать это чувство на объект этого чувства. Запомните - вы являетесь источником этого чувства.

Я люблю вас - обычно представляется так, что вы являетесь источником моей любви. В действительности это не так. Источни­ком являюсь я, вы только экран, на который я проецирую свою любовь. Вы просто экран; я проецирую свою любовь на вас и утвер­ждаю, что вы являетесь источником моей любви. Это не факт, это фикция. Я извлекаю энергию моей любви и проецирую ее на вас. В этой проецируемой на вас энергии любви вы становитесь привлека­тельными. Вы можете не быть привлекательными для кого-то друго­го, для кого-то другого вы можете быть абсолютно отталкивающими. Почему? Если бы вы были источником любви, тогда все бы чувство­вали вашу притягательность, но вы источником не являетесь. Я про­ецирую любовь, и вы становитесь привлекательными; кто-то другой проецирует ненависть, и вы становитесь отталкивающими. А кто-то еще ничего не проецирует, он безразличен, он может даже не взгля­нуть на вас. Что же происходит? Вы проецируете свое собственное настроение на других.

Вот почему, если у вас свадебный вечер, луна выглядит прекрас­но, чудесно, восхитительно. Кажется, что весь мир стал другим. И в тот же самый вечер для вашего соседа этот чудесный вечер может не существовать вовсе. Умер его ребенок - тогда та же самая луна явля­ется печальной, невыносимой. Но для вас она волшебная, обворожи­тельная; она сводит вас с ума. Почему? Является луна источником или она просто экран, на который вы сами что-то проецируете?

В этой сутре говорится: Когда возникает нерасположение или расположение к кому-либо, не возлагай свое отношение на него - или на объект вашего чувства. Оставайтесь центрированными. Помните, что источником являетесь вы, так что не двигайтесь к другим, дви­гайтесь к источнику. Когда вы чувствуете ненависть, не перемещай­тесь к объекту. Направляйтесь к точке, откуда исходит эта ненависть. Идите не к личности, на которую она направлена, но к центру, из которого она исходит. Двигайтесь к центру, двигайтесь внутрь. Ис­пользуйте вашу ненависть, или вашу любовь, или гнев, или что-либо еще для путешествия к вашему внутреннему центру, к источнику. Двигайтесь к источнику и оставайтесь центрированными в нем.

Попробуйте это! Это очень и очень научная и психологичная техника. Кто-то обидел вас - в вас врывается гнев, вы возбуждены. Гнев течет по направлению к личности, обидевшей вас. Теперь вы проецируете на нее весь свой гнев. Он ничего не сделал. Если он обидел вас, то, что он сделал? Он только уколол вас, он помог освобо­диться вашему гневу, - но гнев ведь принадлежит вам. Если кто-то подойдет к Будде и обидит его, он не сможет вызвать в нем гнев. Если он подойдет к Иисусу, Иисус подставит ему другую щеку. Если он подойдет к Бодхидхарме, тот разразится смехом. Так что все зависит от обстоятельств.

Другие не являются источником чувств, источник всегда нахо­дится внутри вас. Другие лишь наносят удар по источнику, но если внутри вас нет гнева, то ему неоткуда будет появиться. Если вы ударите будду, то появится только сострадание, потому что в нем есть только сострадание, сочувствие. Гнев из него не выйдет, потому что в нем нет гнева. Если вы опустите ведро в высохший колодец, то вы ничего не достанете. Если вы опустите ведро в наполненный водой колодец, то вы достанете ведро с водой, но эта вода будет из колодца. Ведро лишь помогает достать ее. Так что тот, кто вас обижает, просто опускает в вас ведро, а затем ведро поднимается, наполненное гне­вом, ненавистью или жаром, находящимся внутри вас. Источником являетесь вы - запомните это.

Используя эту технику, помните, что вы являетесь источником всего, что вы проецируете на других. И если в вас появилось настро­ение, чувство, направленное на кого-то другого, немедленно отправляйтесь внутрь, к источнику, откуда исходит это чувство. Оставай­тесь центрированными в этом источнике; не перемещайте свое вни­мание на объект. Кто-то дал вам возможность осознать свой собственный гнев - немедленно поблагодарите его и забудьте про него. Закройте глаза, войдите внутрь себя и смотрите на источник, из которого исходит любовь или гнев. Откуда они исходят? Идите внутрь, двигайтесь внутрь. Вы найдете источник там, потому что гнев исходит из вашего источника.

Ненависть, любовь и все им подобное исходит из вашего источ­ника. И в момент, когда вы сердитесь, или любите, или ненавидите, легко подойти к этому источнику, потому что тогда вы уже достаточ­но разогреты. Тогда легко двигаться внутрь. Струна нагрета, и вы можете взять ее с собой внутрь, вы можете двигаться внутрь с ее теплом. И когда вы дойдете внутри до холодной точки, вы вдруг осознаете другое измерение, перед вами откроется другой мир. Ис­пользуйте гнев, используйте любовь, используйте ненависть, - для того, чтобы войти внутрь.

Мы всегда используем свои чувства для того, чтобы двигаться к другим, и мы чувствуем себя очень разочарованными, если их не на кого проецировать. Тогда мы стараемся проецировать даже на вооб­ражаемые объекты. Я видел, например, людей, швыряющих в гневе свою обувь. Что они делают? Я видел сердящихся людей, в гневе захлопывающих дверь, выплескивающих на нее свой гнев, понося­щих ее, ругающих ее грязными словами. Что они делают?

Я закончу рассказом о том, как это понимают в дзэне. Один из величайших дзэнских мастеров, Лин Чи, рассказывал; «Когда я был молодым, я увлекался плаваньем в лодке. У меня была маленькая лодка, и я в одиночестве отправлялся на ней плавать по озеру. Я оставался в ней в течение многих часов.

Однажды я сидел в лодке с закрытыми глазами и медитировал на прекрасную ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударила мою лодку. Мои глаза были закрыты, и я подумал: 'Кто-то сидит в лодке, и это он ударил мою лодку'. Возник гнев. Я открыл глаза и собрался что-то гневно сказать тому человеку, но понял, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне выплески­вать свой гнев? Лодка была пустой. Она просто плыла по течению и ударилась об мою лодку. Мне нечего было делать. Я не мог проеци­ровать гнев на пустую лодку".

И Лин Чи продолжает: «Я закрыл глаза. Во мне был гнев, но он не имел выхода. Я закрыл глаза и просто поплыл обратно, оставаясь вместе со своим гневом. И эта пустая лодка стала причиной моей реализации. В эту тихую ночь я подошел к некоторой точке внутри себя. Пустая лодка стала моим мастером, моим учителем. И теперь, если кто-то приходит и обижает меня, я смеюсь и говорю: Эта лодка тоже пуста'. Я закрываю глаза и направляюсь внутрь».

Используйте эту технику. Она может сотворить для вас чудо.

Глава 16

ЗА ПРЕДЕЛЫ ГРЕХА БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТИ

19 ноября 1972 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

Как можно не переносить свое настроение на других, не подавляя при этом самого себя?

Почему западные психоаналитики не могут добиться заметных успехов в технике

«раскручивания»?

Правда ли, что никакой метод не сможет быть эффективным, если не быть в него

посвященным?

Если отождествление является единственным грехом, так почему же многие техники используют его и требуют стать единым с чем-либо?

Первый вопрос:

В последней обсуждавшейся вчера вами технике говорится, что когда возникает положительное или отрицательное чувство к кому-то, то его не следует направлять на соответствующий объект, а оста­ваться центрированным. Но, применяя эту технику по отношению к нашему гневу, ненависти и тому подобному, мы чувствуем, что по­давляем свои эмоции и это превращается в комплекс подавления, насилия. Объясните, пожалуйста, как практиковать эту технику, не приобретая комплекс подавления?

Выражение и подавление являются двумя сторонами одной мо­неты. Они противоположны друг другу, но, вообще говоря, это не различные вещи. И в выражении, и в подавлении центром является другой. Я сержусь - я подавляю гнев. Я собираюсь излить свой гнев на вас; теперь я подавляю свой гнев по отношению к вам. Но гнев все равно проецируется на вас, независимо от того, выражается он или подавляется. Эта техника не предназначена для подавления. Эта тех­ника изменяет саму основу и выражения, и подавления.

Эта техника требует не проецировать свои чувства на других, она утверждает, что источником являетесь вы. Независимо от того, вы­ражаете вы чувства, или подавляете их, источником являетесь вы. Упор делается на знание того, где возникает гнев. Вы должны дви­гаться к центру, к тому источнику, где возникает гнев, ненависть и любовь. Если вы подавляете чувство, вы не движетесь к центру, вы боретесь с выражением этого чувства.

Во мне возник гнев. Обычно я могу поступить двояко: я могу излить этот гнев на кого-то или подавить его. Но в обоих случаях я имею дело с кем-то другим и с энергией гнева, выходящей на повер­хность, - но не с источником этого гнева.

Согласно этой технике, о другом надо забыть полностью. Просто следите за энергией гнева, возникающей в вас, и двигайтесь внутрь, чтобы найти тот источник, где эта энергия возникает. И с того мо­мента, когда вы найдете этот источник, оставайтесь в нем центриро­ванными. Ничего не делайте с гневом - запомните это. При выражении вы что-то делаете с гневом; при подавлении вы также что-то делаете с гневом. Ничего не делайте с гневом; не прикасайтесь к нему, используйте его только как путь. Просто войдите в него глубоко, чтобы узнать, откуда он возник. И в тот момент, когда вы обнаружите источник, вам легко будет центрироваться там. Гнев должен быть использован, в действительности, только для того, что­бы найти источник. Для этого могут быть использованы любые эмо­ции.

Когда вы подавляете, вы не собираетесь найти источник, вы про­сто боретесь с энергией, которая выходит и желает быть выражен­ной. Вы можете подавить ее, но рано или поздно она будет выражена, потому что вы не можете вечно бороться с энергией, стремящейся выйти наружу. Она должна будет выйти наружу. Так что вы, возможно, не исторгнете ее на А, но потом вы выплеснете ее на В или С. Когда бы вы ни нашли кого-то, кто слабее вас, вы исторгнете на него эту энергию. И пока вы не исторгнете ее, вы будете чувствовать себя обремененным, напряженным, тяжелым и неспокойным.

Так что чувство должно быть выражено. Вы не можете подавлять его непрерывно. Откуда-нибудь оно просочится, поскольку если это­го не произойдет, вы все время будете обеспокоены им. Так что подавление есть не что иное, как откладывание выражения. Вы про­сто откладываете это на потом.

Вы сердиты на своего босса и не можете выразить это - это невыгодно. Вы отложите свой гнев и будете просто ожидать, чтобы излить его на свою жену, или на своих детей, или на кого-нибудь еще - на слуг, например... И к моменту, когда вы придете домой, вы уже выразите это. Вы, конечно, найдете причину, потому что человек есть животное, логически обосновывающее свои действия. Он все обосну­ет, он найдет что-нибудь - что-то очень тривиальное, но в данный момент имеющее существенное значение, потому что вам нужно что-то выразить.

Подавление есть не что иное, как откладывание. Вы можете от­кладывать на месяцы, на годы, а те, кто знает, могут также сказать, что вы можете откладывать и на жизни, но все равно это должно быть выражено. Эта техника не имеет никакого отношения к выражению или подавлению - нет! Эта техника использует ваше настроение, вашу энергию как путь для проникновения в глубины самого себя.

Гурджиев обычно создавал ситуации, чтобы насильно вызвать в вас гнев, ненависть или какое-нибудь другое настроение, и это было созидательным явлением. Вы могли и не осознавать, что должно случиться.

Гурджиев сидит со своими учениками, и когда вы входите, вы не осознаете, что должно случиться, а они уже готовы породить в вас гнев. Они будут вести себя таким образом... Кто-то что-то скажет, и вся группа будет вести себя настолько оскорбительно, что вы рассви­репеете. Внезапно приходит гнев, вы объяты пламенем. И когда Гур­джиев видел, что достигнута точка, когда вы можете уйти глубоко в себя или вообще уйти, когда вы достигли предела и готовы взорвать­ся, он говорил: «Закройте глаза. Теперь осознайте свой гнев и возвра­щайтесь».

Только тогда вы могли осознать, что ситуация была создана искусственно. Никто не намеревался оскорблять вас - это была про­сто игра, психологическая пьеса, - но гнев уже возник. И если вы даже поняли, что это была просто инсценировка, энергия не может вне­запно погаснуть, это потребует некоторого времени. Теперь вы мо­жете двигаться вместе с возвращающейся энергией к источнику. Эта энергия просто поможет вам проникнуть туда, откуда она вышла; сейчас вы можете соединиться с первоисточником. Это один из наи­более успешных методов медитации.

Создайте любое настроение... в этом даже нет специальной необ­ходимости, поскольку весь день вами владеют какие-нибудь настро­ения. Используйте для медитации любое настроение. Тогда вы полностью забываете всех других и ничего не подавляете. Вы просто движетесь вниз вдоль пути, по которому поднимается энергия. Каж­дая энергия идет из источника, так что непосредственно сейчас путь ее продвижения является теплым, и вы можете использовать этот путь для движения в обратном направлении. И в тот момент, когда вы достигнете первоисточника, энергия уляжется в нем. Это не по­давление: энергия вернулась к первоисточнику. И когда вы будете в состоянии воссоединять энергию со своим первоисточником, вы станете хозяином своего тела, своего ума, своей энергии. Теперь вы не будете рассеивать свою энергию.

Раз вы сможете понять, как энергия возвращается в свой центр, то не будет необходимости ни в подавлении, ни в выражении. Непос­редственно сейчас в вас нет гнева. Я что-то сказал - в вас появился гнев. Откуда идет энергия этого гнева? Минуту назад гнева еще не было, но энергия в вас была. Если эта энергия сможет вернуться обратно к источнику, то вы снова будете тем же, что были минуту назад. Запомните: энергия не есть ни гнев, ни любовь, ни ненависть. Энергия есть просто энергия - она нейтральна. Какая-то энергия становится гневом; та же самая энергия становится сексом; та же самая энергия становится любовью; та же самая энергия становится ненавистью. Это все различные формы одной и той же энергии. Вы задаете форму, ваш ум задает форму, а энергия заполняет ее.

Итак, запомните: если вы глубоко любите, у вас не будет много энергии на то, чтобы гневаться. Если вы совсем не любите, то на гнев у вас останется очень много энергии, и вы все время будете находить ситуации, когда можно будет сердиться. Если ваша энергия вырази­лась через секс, то вы будете менее буйными. Если ваша энергия не излилась через секс, то вы будете более буйными. Вот почему воен­ные никогда не разрешают солдатам вступать в сексуальные связи. Если бы они были разрешены, то солдаты оказались бы абсолютно бессильными в сражении.

Вот почему, когда цивилизация подходит к своей вершине, она не может сражаться. Поэтому всегда более культурные и более циви­лизованные общества подавляются и побеждаются низшими циви­лизациями - всегда, поскольку более развитые цивилизации проявляют заботу о потребностях своих отдельных членов, в том числе и в отношении секса. Когда общество в совершенстве развито, изобильно, то удовлетворены сексуальные потребности каждого, - но когда удовлетворены ваши сексуальные потребности, вы не можете сражаться. Вы легко можете сражаться, если сексуальные потребно­сти не удовлетворены. Так что если вы хотите, чтобы на земле был мир, нужно допустить большую свободу для секса. Если вам нужен воюющий, сражающийся мир, то отрицайте секс, подавляйте секс, создайте отрицательное отношение к сексу.

Это очень парадоксальная вещь; так называемые святые и муд­рецы продолжают говорить о мире, и они же выступают против секса. Они продолжают создавать антисексуальную атмосферу, в то же время они утверждают, что мир нуждается в мире, а не в войне. Это абсурд. Хиппи более правы; их лозунг гласит: «Делай любовь, не надо войны». Это правильно. Если вы сможете больше делать любовь, вы меньше сможете воевать.

Вот почему так называемые санньясины, подавляющие секс, всегда будут буйными и гневными без всякой причины: просто гнев­ными, просто буйными, кипящими, ожидающими взрыва. Вся их энергия не исторгается. Пока энергия не вернется к своему источни­ку, никакая брахмачарья, никакое безбрачие невозможны. Вы можете подавить секс - тогда он превратится в насилие. Если же сексуальная энергия движется к центру, вы будете просто подобны ребенку.

Ребенок имеет больше сексуальной энергии, чем вы, но она все еще в источнике; она еще не движется к телу. Она будет двигаться.

Когда тело будет готово, когда половые железы будут готовы и тело созреет, энергия начнет двигаться. Почему ребенок выглядит таким невинным? Энергия еще в источнике, она не движется. То же самое происходит, когда кто-либо становится просветленным. Вся энергия движется к источнику, и человек становится подобным ребенку. Вот что имеет в виду Иисус, когда говорит: «Только тот, кто подобен ребенку, способен войти в мое Царство Божье».

Что это означает? По научным понятиям это означает, что вся ваша энергия движется обратно к источнику. Если вы выражаете свои чувства, она движется наружу. А когда она изливается наружу, у вас вырабатывается привычка к такому выделению энергии, к утечке энергии. Если вы подавляете свои чувства, то энергия не движется ни к источнику, нинаружу; ее течение приостанавливается. А приоста­новленная энергия является тяжкой ношей.

Вот почему, когда вы действительно выражаете свой гнев, вы чувствуете облегчение. Если вы проходите через секс, вы чувствуете облегчение. Если вы разрушаете что-нибудь, ваша ненависть высво­бождается и вы чувствуете облегчение. Почему ощущается это облег­чение? Потому что приостановленная энергия является ношей, является тяжелой. Ваш ум затуманен ею. Вы должны позволить ей выйти наружу или двигаться обратно к первоисточнику; допустимы только эти два выхода.

Если энергия идет обратно к источнику, она становится бесфор­менной. Электричество, например, является бесформенным. Когда оно течет в вентилятор, оно принимает одну форму. Когда оно течет в электрическую лампочку, оно принимает другую форму. Вы може­те использовать его тысячами способов - энергия является одной и той же. Форма придается механизмом, через который оно протекает.

Гнев является механизмом, секс является механизмом, любовь является механизмом, ненависть является механизмом. Когда энер­гия движется в канал ненависти, она становится ненавистью. Если та же самая энергия движется в любовь, она становится любовью. А когда она движется в источник, она становится бесформенной - про­сто чистой энергией. Это ни ненависть, ни любовь, ни секс, ни гнев, - просто энергия. Тогда она непорочна, невинна, потому что бесфор­менность есть абсолютная непорочность. Вот почему Будда выгля­дит таким невинным, так похож на ребенка. Энергия переместилась в источник.

Не выражайте свои чувства, потому что вы растрачиваете энер­гию и помогаете другим также растрачивать свою энергию. Не по­давляйте свои чувства, потому что вы создаете явление приостановки энергии, которая все равно будет требовать выхода. Так что же де­лать?

Эта техника призывает не что-либо делать с самим чувством, а просто возвращаться к источнику, из которого оно вышло. А пока чувство является еще теплым, свежим, его путь ясен и виден изнутри; вы можете двигаться по этому пути. Используйте свои чувства для медитации. Результат будет чудесным, невероятным. И если вы най­дете ключ, показывающий, как вернуть энергию к ее источнику, вы станете личностью совершенно другого качества. Тогда вы не будете рассеивать что-либо, тогда это покажется вам неразумным.

Будда говорил, что когда ваш гнев направлен против другого, вы наказываете самого себя за неправильный поступок этого другого. Он обидел вас - это его поступок, - а вы наказываете себя тем, что сердитесь; вы рассеиваете свою энергию. Это неразумно. Но тогда, слушая Будду, Махавиру, Иисуса, мы начинаем сдерживаться; мы начинаем подавлять нашу энергию. Тогда мы думаем, что это нехо­рошо, что сердиться глупо.

Так что же делать? Подавить гнев, не сердиться, затолкать себя внутрь, закрыть себя? Сражаться со своим гневом и сдержать его? Но тогда вы будете сидеть на чем-то, что может взорваться в любой момент. Вы сидите на Везувии - в любой момент он может взорвать­ся.

В вас все время что-то накапливается. Накапливается гнев всего дня; накапливается гнев всего месяца; накапливается гнев всего года, гнев всей вашей жизни, гнев многих ваших жизней. Он здесь, он может взорваться в любой момент. Тогда вы начинаете бояться даже за свою жизнь, потому что в любой момент в вас может войти что - то еще, и вы взорветесь. Вы начинаете бояться, вы все время находитесь в состоянии внутренней борьбы.

Психологи утверждают, что лучше выражать свои чувства, чем подавлять их, но религия так не утверждает. Религия говорит, что и то и другое неразумно. При выражении вы наносите вред другим, а также и себе. При подавлении вы наносите вред себе, а когда-нибудь нанесете вред и кому-то другому. Двигайтесь к источнику, чтобы энергия чувства возвращалась в источник и там становилась бесфор­менной. Тогда вы почувствуете свою силу в том, что в вас не будет гнева. Тогда вы почувствуете энергию - жизненную энергию. Вы оживете, у вас будет интенсивная жизнь без форм. Вы будете пора­жать других просто своим присутствием. Вам не нужно будет господ­ствовать над кем-то, достаточно вашего присутствия и окружающие будут чувствовать, что появился какой-то мощный источник.

Когда кто-то подходит к Будде или к Кришне, то из-за наличия такого мощного источника его энергия вдруг ощущает изменение климата. Если вы находитесь вблизи, вы магнетизируетесь. Никто вас не магнетизирует, никто с вами ничего не делает, проявляется только присутствие. Вы можете почувствовать, что вас кто-то гипно­тизирует, но вас никто не гипнотизирует. Присутствие Будды, - чья энергия стала бесформенной, чья энергия вернулась в источник, кто центрирован в этом источнике - само его присутствие является гип­нотизирующим. Это ощущение становится боговдохновенным.

Будда стал просветленным. До просветления у него было пять учеников. Они были аскетами, и когда сам Будда был великим аске­том, когда он многими и многими способами изнурял свое тело, когда он придумывал все новые и новые садистские техники для самоистязания, эти пятеро были его ревностными последователями. Потом Будда почувствовал, что этот путь является полностью, абсо­лютно абсурдным. Только истязая свое тело, невозможно реализо­вать себя. Когда он понял это, он оставил путь аскезы. Эти пять последователей немедленно покинули его. Они сказали; «Ты потер­пел неудачу. Ты больше не аскет». Они оставили его.

Когда Будда стал просветленным, первая же его мысль была об этих пяти последователях. Раз они были его последователями, то он должен идти к ним. Он испытывал чувство долга - он должен найти их и рассказать им о своем открытии. И он искал их, он путешество­вал в Бихар, он шел из Бодхгайи в Бенарес, просто чтобы найти их. Они были в Сарнате. Будда никогда больше не возвращался в Бена­рес, он никогда больше не возвращался в Сарнат, он посещал их только для того, чтобы найти своих учеников.

Он пришел в Сарнат. Был вечер, солнце садилось, все пятеро аскетов сидели на пригорке. Они увидели идущего Будду и сказали: «Вон идет этот павший Гаутама Будда, этот Гаутама Сидхартха, ко­торый сошел с пути. Мы не должны обращать на него никакого внимания. Мы не должны показывать ему даже обычных признаков внимания».

И они закрыли свои глаза. Будда подходил все ближе и ближе, и эти пять аскетов начали ощущать изменения - изменения в своих умах. Они почувствовали себя беспокойно. Когда Будда приблизился к ним, внезапно все пятеро открыли глаза и пали к его ногам. Будда сказал: «Почему вы это сделали? Вы решили не обращать на меня внимания, так почему же вы сделали это?» Они сказали: «Мы не делали это, это случилось. Что ты приоб­рел? У тебя появилась магнетическая сила. Нас что-то толкнуло. Что ты делаешь с нами? Ты гипнотизируешь нас?» Будда сказал: «Нет! Я ничего не делаю с вами, но во мне случилось нечто. Все энергии вернулись к источнику, поэтому, где бы я ни был, ощущается магне­тическая сила».

Вот почему те, кто выступает против Будды или Махавиры, про­должают в течение многих веков повторять: «Это плохой человек - он гипнотизирует людей». Никто не гипнотизирует. Вы становитесь загипнотизированным - это совсем другое дело. Когда ваша энергия возвращается к первоисточнику, вы становитесь магнетизирующим центром. Эта техника предназначена для того, чтобы создать в вас этот магнетизирующий центр.

Второй вопрос:

Вчера вы сказали, что очень важной является техника медитации, предназначенная для раскручивания ума. Но на Западе сотни психоаналитиков и психиатров, последователей Фрейда и Юнга, практикуют эту технику, но они не достигают каких-либо существен­ных результатов в попытках трансформировать сущность человека. В чем причины их неуспеха?

В связи с этим нужно отметить многое. Первое: западные психо­логи не верят в сущность человека, они верят только в его разум. Для западной психологии за пределами разума нет ничего. Если за пре­делами разума ничего кет, то что бы вы ни делали, это реально человеку не поможет. Это, в лучшем случае, может помочь человеку быть нормальным - в лучшем случае!

А что является нормальным? Что такое нормальность? Просто среднее. Если средний человек сам по себе не является нормальным, то понятие нормальности ничего не значит. Это просто означает, что вы приспособлены к толпе, к окружающим. Поэтому западная психология делает только одно: если кто-то разрегулировался, то западные методы делают человека снова приспособленным к жиз­ни в обществе, в толпе. Само общество совсем не подвергается сомнению; не возникает вопросов, находится ли само общество в порядке.

Для восточной психологии толпа не является критерием. Запом­ните это отличие: для восточной психологии толпа не является кри­терием, общество не является критерием. Само общество является больным. Тогда что может быть критерием? Для нас критерием является будда. Пока вы не стали буддоподобными, вы являетесь больными.

Для западной психологии критерием является общество, потому что будда критерием быть не может. Они не верят, что есть такая вещь как внутренняя сущность человека. Если внутренней сущности нет, то не может быть и никакого просветления. Но когда внутренняя сущность освещается, это и есть просветление.

Итак, западная психология является всего лишь терапевтиче­ской, это часть медицины. Она пытается помочь вам подрегулироваться, но она не является трансценденцией, она не позволяет вам выйти за пределы. Восточные усилия направлены на то, чтобы выйти за пределы ума, потому что у человека нет умственных болезней - запомните это. У нашего ума нет болезней - сам ум, скорее, является болезнью. Для западной психологии ум не является болезнью. Ум - это вы, это не болезнь. Ум может быть здоровым и ум может быть больным.

Для нас ум является болезнью, ум никогда не может быть здоро­вым. Пока вы не выйдете за пределы ума, вы никогда не будете здоровым. Вы можете быть больным и приспособленным к обще­ству, подрегулированным, или вы можете быть больным и не при­способленным к обществу, но вы никогда не будете здоровым. Итак, нормальный человек не является реально здоровым. Он про­сто держится в пределах определенных рамок, но он болен в преде­лах этих рамок. Ненормальной личностью считается личность, которая вышла за пределы этих рамок; и различие между этими двумя типами личности лишь в степени - количественная, но не качественная.

Сумасшедший в доме для умалишенных и вы - между вами нет никакой качественной разницы, разница только в степени проявле­ния одного и того же. Он чуть-чуть более безумен, чем вы; вы в пределах определенных рамок. Функционально вы можете включать­ся. Он сейчас включаться не может; он зашел дальше вас. У него более продвинутая болезнь, только и всего. Вы на пути к этому, а он уже достиг.

Западная психология пытается вернуть его в отару, в стадо, в толпу. Она делает его нормальным. Это хорошо - в некотором смысле это хорошо. Но для нас, пока человек не выйдет за пределы ума, он сумасшедший, потому что для нас ум и есть сумасшествие. Поэтому мы пытаемся размотать свой ум только для того, чтобы узнать то, что лежит за его пределами. Они тоже пытаются исполь­зовать методы разматывания ума, но только для его регулировки, выхода за пределы ума для них не существует. И запомните это: пока вы не сможете выйти за пределы самого себя, ничего заслуживающего внимания не случится. Пока вы не сможете достичь чего-то, что лежит вне вас, ваша жизнь является бессмысленной.

Кое-что еще... Для Фрейда и его последователей человек является существом, которое не может быть счастливым. Для них сама сущ­ность человека такова, что он не может быть счастливым. Если вы не являетесь несчастливым, то это все. Запомните, если вы не являетесь несчастливыми, будьте удовлетворены - этого достаточно. Вы не можете быть счастливыми. Почему? Потому что психология Фрейда утверждает, что счастье заключается в том, чтобы быть инстинктив­ным, счастье заключается в том, чтобы быть подобным животному, а человек не может быть им. Рассудок постоянно вмешивается. Вы можете потерять свой рассудок и стать подобным животному; тогда вы сможете быть счастливым. Но тогда вы не будете осознавать своего счастья. Для них это парадокс.

Если вы настолько опуститесь, что станете подобны животному, то вы будете счастливы, но не будете осознавать этого. Если вы попытаетесь быть осознанными, то вы не сможете быть счастливы­ми, потому что вы не сможете быть подобными животному. И разум продолжает во все вмешиваться. Человек не может потерять разум, но, в то же время, он не может и жить с разумом - и в этом проблема. Таким образом, согласно Фрейду вы не можете быть счастливыми. В крайнем случае, если вы мудры, вы можете устроить свою жизнь таким образом, чтобы не быть несчастливым. Это отрицательная ситуация.

Для восточной психологии, или метафизики, или религии суще­ствует положительная цель. Вы можете быть счастливыми. Вы може­те быть не только счастливыми, вы можете испытывать блаженство. И восточная психология утверждает, что если вы можете чувство­вать, что вы несчастливы, то это демонстрирует вашу потенциальную возможность быть счастливыми; в противном случае вы были бы не в состоянии почувствовать, что ваше существо несчастливо.

Если человек может видеть темноту, у него есть глаза, и тот, кто может видеть темноту, может видеть свет. Запомните, слепые люди не могут видеть темноту. Вы, возможно, думаете, что слепые люди живут в темноте - выкиньте это из головы. Они не могут видеть темноту, потому что даже для того, чтобы видеть темноту, нужны глаза. Если вы можете чувствовать несчастье, то у вас есть глаза, и если вы можете чувствовать несчастье, вы можете чувствовать сча­стье. Если вы, на самом деле, не можете чувствовать счастье, то у вас нет возможности почувствовать и несчастье. Это полярные противо­положности.

Вы в состоянии быть полностью счастливыми, но тогда для ра­зума не остается места. Воспринимайте это таким образом: если вы опуститесь и станете просто телом, вы будете счастливыми. Фрейд также согласен с этим. Если вы опуститесь и полностью забудете про свой рассудок, если вы станете подобными животному - просто телом, вы будете счастливы, но вы не будете знать этого. При наличии разума вы можете знать это, но тогда вы не можете быть счастливы­ми, потому что ум все время беспокоит вас. Тело может быть счаст­ливо, но ум все время причиняет ему беспокойство.

Восток разрабатывает другую возможность: выход за пределы. Фрейд говорит, что если вы опуститесь до уровня животного, вы будете счастливы, но не будете знать этого; если вы сохраните разум, то вы будете знать, но не сможете быть счастливыми. Восточные исследования говорят, что если вы выйдете за пределы ума, то вы будете счастливы, и будете осознавать это. Имеется третья возмож­ность - выход за пределы.

Итак, имеется три возможности. Человек находится посередине; ниже его животное существование. Пойдите в лес и посмотрите на животных. Они могут и не осознавать, что они счастливы, но вы почувствуете, что они счастливы. Пойдите утром на пляж или в сад и прислушайтесь к пению птиц. Они могут и не знать этого, но вы почувствуете, что они счастливы. Вы никогда так не пели. Загляните глубоко в их глаза - они так безоблачны и невинны. Они счастливы, а вы - нет.

Опуститесь и станьте только телом - тогда и вы будете счастливы. Или выйдите за пределы и станьте духом или станьте существовани­ем, бытием, и вы будете счастливы. Но в середине между этими крайними возможностями вы всегда будете в напряжении, потому что разум - это не конечное состояние. Разум - всего лишь канат, протянутый между двумя реальностями: телом и душой.

И вы находитесь на этом канате как канатоходец. Канато­ходец не может чувствовать себя спокойным, расслабленным. Он должен или идти вперед, или идти назад, но он должен не оставаться на канате. Он должен сойти с каната и для этого есть две возможно­сти: он может возвращаться назад или он может идти вперед и за пределы. Ум является канатом, а жизнь с умом является ходьбой по канату. Вы вынуждены быть неуравновешенными, неспокойными; каждую минуту вы испытываете беспокойство и страдание. Жизнь ума есть напряжение. Вот почему западным психологам удается сде­лать вас нормальными, но им не удается сделать вас самореализовав­шейся личностью.

Но существуют новые тенденции, люди размышляют, и Восток сейчас очень глубоко проникает на Запад. Это, по существу, восточ­ный способ осуществления завоеваний. Запад завоевал Восток - их метод был очень грубым. Восток имеет свои собственные способы завоевания - очень тонкие способы, тихие способы. Сейчас Восток глубоко проникает в западный ум. Без всякого насилия, без всякого видимого конфликта Восток очень глубоко проникает на Запад. И рано или поздно западная психология разработает теорию трансценденции, теорию того, как выходить за пределы разума.

Раскручивание ума может оказаться полезным в обоих способах. Раскручивание будет полезным, если вы всего лишь стараетесь со­здать нормальный ум. Если вашей целью является трансценденция, то и в этом случае раскручивание может оказаться полезным. Все эти техники могут быть использованы для достижения обычного душев­ного спокойствия, и они же могут быть использованы для создания реального молчания, лежащего за пределами разума.

Имеется два типа молчания: молчание ума, при котором ум молчит, и другое молчание, когда ум вообще отсутствует. Молчание, связанное с отсутствием ума, полностью отличается от душевного спокойствия. При душевном спокойствии ум присутствует, но он является не очень безумным. Безумие ослаблено - и это все.

Западная психология должна стать метафизикой, только тогда человек сможет выходить за пределы, трансцендировать. Она должна также стать философией и, в конце концов, она должна стать рели­гией. Только тогда человеку можно будет пом

Наши рекомендации