То есть невозможно верить без знания

2 Абу Дауд, ат-Тирмизи со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Клятва не Аллахом является малыми Куфром и Ширком.

3 Аль-Бухари, Муслим со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. 12

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Развлечения или путешествуют за границу для того, чтобы провести там время и отпуск, или же они шутят и смеются для того, чтобы убить время. Эти люди, которые убивают и расточают время, для них будет убыток и разочарование в Судный День. И оно будет источником их счастья, если они будут беречь его.

Все сыны Адама находятся в убытке и погибели, кроме тех, кто был описан этими четырьмя качествами: знание, дела, призыв к Аллаху и терпение неприятностей. И тот, кто был описан этими четырьмя качествами, спасётся от этого убытка. Невозможно верить в Аллаха, кроме как со знанием, которое является познанием Аллаха.

Слова Всевышнего: «творили праведные дела», то есть творили благие дела из обязательных и желательных дел. Они ценили своё время. И проявлялось это в том, что они совершали благие дела, которые приносят им пользу в их религии и в их мирской жизни. И даже в совершении дел для мирской жизни, есть благо и есть за это награда, если они совершались для того, чтобы облегчить поклонение, а что же тогда сказать о делах для загробной жизни. Важно то, чтобы человек не губил время, напротив, нужно чтобы он использовал его в том, что приносит ему пользу и благо.

Следующие слова Всевышнего: «И заповедовали между собой Истину». То есть приказывали одобряемое и запрещали порицаемое, призывали к Всевышнему Аллаху, обучали полезному знанию и распространяли знание и благо среди людей. Они стали призывающими к Аллаху, Великий он и Могучий.

Слова Всевышнего: «и заповедовали между собой терпение», то есть терпели то, что их постигает. В арабском языке слово ас-собр (терпение) также понимается как удерживание. И тут, подразумевается удерживание души в подчинении Аллаху.

Терпение делится на три вида:

Терпение в подчинении Аллаху.

Терпение в запрещённых Аллахом вещах.

Терпение в предопределении Аллаха.

Первое: терпение в подчинении Аллаху. Нужно проявлять терпение в этом, потому что душа желает лени и отдыха. Поэтому необходимо, чтобы человек удерживал её в подчинении, в совершении молитвы, в посте и в джихаде на пути Аллаха, даже, если душа не любит эти дела.

Второе: терпение в запрещённых Аллахом вещах. Душа желает запретные вещи и страсти, воистину, она склоняется и стремится к ним. Обязательно нужно удерживать её от харама, а это нуждается в терпении, так как нелегко удерживать душу от запретных вещей и страстей. Тот человек, у которого нет терпения, его душа одолеет его, и склонит его к запретному.

Третье: терпение в предопределении Аллаха, которое приносит мучения. То есть беды, которые постигают людей, наподобие смерти близких или потери имущества, или болезней. Человек обязательно должен терпеть предопределение и постановление Аллаха, и не скорбеть и не гневаться. Напротив, он должен удерживать свой язык от причитаний и

Сказал аш-Шафи’и, да помилует его Аллах: «Если бы Аллах ниспослал в качестве довода Своим творениям только эту суру, то этого было бы достаточно». (12)

Гнева, а свою душу от нетерпения. Также человек должен удерживать свои органы от битья себя по щекам и от разрывания одежды.1 Это и есть терпение во время бед.

А что касается прегрешений, то их не терпят, за них каются перед Аллахом и избавляются от них. Но нужно проявлять терпение, когда постигают беды, которые не во власти человека. Эти беды произошли по воле Аллаха Всевышнего, Он предопределил их человеку как испытание и наказание за грехи, которые он совершил. Как это пришло в словах Всевышнего: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (Совет 30). Когда бедствие постигнет мусульманина или его имущество, или его ребёнка, или его родственника, или кого-либо из его братьев по Исламу, то он должен проявлять терпение и довольство. Сказал Всевышний Аллах: «Которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (Бакара 156-157). Это и есть терпение. Сюда входит терпение неприятностей на пути призыва к Аллаху Всевышнему, и воистину, это из бед. Является обязательным для нас терпеть те неприятности, которые мы получаем на пути блага, и не отказываться от совершения благого. Некоторые люди хотят совершать благое, но когда их постигает что-либо, что они не любят, они говорят: «Не является обязательным для меня, чтобы я вмешивался в эти дела». Потом они оставляют преподавание, если были учителями или оставляют призыв к Аллаху, или оставляют пятничные проповеди, если они были проповедниками, или оставляют имамат в мечети, или оставляют призыв к одобряемому и удержание от порицаемого. Такие люди не являются терпеливыми в том, что их постигает из неприятностей.

И если ты был ошибающимся, то является обязательным для тебя, возвращаться к Истине и к правильному. А если же ты был на Истине и не ошибся, то обязательно для тебя терпеть и проявлять довольствие. Почувствуй, что всё это происходит на пути Аллаха Всевышнего, и что ты будешь вознаграждён за это. И вспомни, какие неприятности постигали пророков, мир им и благословения Аллаха, и как они терпели и сражались на пути Аллаха до тех пор, пока Аллах не помог им.

(12) Аш-Шафи’и – это Имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и. Его имя возвращается к его четвёртому дедушке, которого звали Шафи’, и он из племени Курайш из рода Бану аль-Муттолиб. Умер Имам в 204 году по хиджре, и он один из четырёх Имамов. Он сказал это высказывание, потому что Аллах разъяснил в этой суре причины бед и причины счастья.

Причины счастья – это, когда будет описан человек этими четырьмя качествами, а это: знание, дела в соответствии с ними, призыв к ним и терпение неприятностей на пути Всевышнего Аллаха. При помощи этой суры, установился довод Аллаха над Его творениями. Воистину, Аллах, Свят Он, говорит: «Воистину, Я разъяснил вам, в этой короткой суре, причины счастья». Весь Куран и вся Сунна являются подробным объяснением этих четырёх вопросов, но эта сура разъяснила причины счастья вкратце, и посредством неё установился довод над творениями, а остальные тексты Курана и Сунны разъясняют и толкуют эти четыре вопроса. И не является смыслом слов Имама аш-Шафи’и то, что эта сура будет

Наши рекомендации