Стратегии разочарования

а) отвлечение посредством обманной надежды (иллюзии), например:

«Принцесса на горошине» — достаточно быть чувствительной;

б) отвлечение на второстепенную деталь, например:

«Волк и семеро козлят» — седьмой козленок в футляре часов; «Громыхтишунчик» — как хорошо, что никто не знает; «Алексис Сорбас» — он танцует;

в) противоречия между тем, что делается, и тем, что при этом говорится, например:

«Сиддхарта» — пусть делает, что хочет, главное, чтобы он

стал мудрым;

«Маленький принц» — самоубийство достойно зависти;

г) противоречие между чувством, которого ожидаешь, и тем, которое проявляется, например:

«Алексис Сорбас» — обманутый радуется, вместо того, чтобы прийти в ярость.

Смещение

Пример:

«Рапунцель» — месть смещается с отца на любовника. То же в «Турандот».

«Летучий голландец» — любовь смещена с матери (рано умершей) на моряка.

«Валькирия» — ярость смещена с матери (Фрика) на дочь (Брунгильда).

7. Место в жизни

Если посмотреть на того, кто своей судьбой напоминает определенную историю, в голову приходят постоянно повторяющиеся жизненные ситуации, на которых основана эта история, например:

«Братец и сестрица» («Гензель и Гретхен») — братец, который не может удержаться от того, чтобы припасть к источнику, воспринимается матерью и дочерью как сексуально не сдержанный отец (так же, как и в случае с сексуальным контактом, ставшим причиной вынужденной женитьбы);

«Гадкий утенок» — внебрачный ребенок, выдаваемый за родного;

«Счастливый Ганс» — дед, потерявший состояние;

«Красавица и чудовище» — девочка не может покинуть свой дом, так как чувствует себя в ответе за (злого) отца;

«Золушка» — так же, как и дочь, мать и мать матери сами вели себя как золушки;

«Волк и семеро козлят» — так же, как и сын, отец и отец отца чувствовали пренебрежение со стороны своих жен.

Симптомы

Отдавая предпочтение той или иной истории, человек демонстрирует определенные симптомы или стиль поведения, например:

«Звездные талеры» — иногда истощение; «Русалка» — боль в ногах;

«Спящая красавица» — в ее присутствии другие засыпают; иногда — прекращение развития в 13 лет;

«Волк и семеро козлят» — рассказчик часто носит окладистую бороду;

«Счастливый Ганс» — рассказчик смеется, когда что-то теряет.

Решения

Иногда сама история предлагает нам решение, например:

«Сказка о том, как сын ушел из дому, чтобы узнать, что такое страх» — герой прежде всего должен научиться отношениям с женщиной;

«Гензель и Гретель» — брат и сестра должны признать, что они могут рассчитывать только друг на друга;

«Русалка» — она должна вернуться к себе подобным.

Контристории

Можно предложить следующие стратегии для развенчания историй-судеб:

1) изложение прямого смысла истории;

2) преувеличение иллюзии;

3) на поворотном пункте избрать иное направление развития сюжета, например:

Гадкий утенок не возвращается к матери, а продолжает свой

путь;

Гамлет — вместо того, чтобы отомстить матери, уезжает с

Офелией в Англию;

4) введение исключенного персонажа или события;

5) развенчание обманных стратегий;

6) указание на место в жизни;

7) работа с решениями, предложенными самой историей.

Примеры контристорий

«Громыхтишунчик» («Румпельштильцхен»)

Когда служанка сообщает королеве, что знает имя карлика, королева просит произнести его имя только на следующее утро,

когда придет карлик. Когда на следующее утро карлик является, королева спрашивает служанку: «Как его зовут?» — та отвечает: «Румпелыптильцхен». Тут королева в ужасе вскрикивает: «Румпелъштилыгхен, так звали моего младшего брата, которого отдали чужим людям».

Спящая красавица

Когда Спящая красавица погрузилась в свой глубокий сон, ее отца не было дома. Когда король вернулся, то увидел, что все в замке уснули, тут он вспомнил проклятие тринадцатой феи. Король послал за феей, чтобы поговорить с ней. Когда она пришла, он узнал в ней свою первую жену.

Истории в помощь детям

Истории, которые я вам предлагаю, это истории в первую очередь для родителей и лишь во вторую — для детей: больших и маленьких.

Я расскажу вам истории, полезные детям, которые мочатся в кровать, страдают запорами и пачкают штаны. Я также расскажу историю о ребенке-упрямце. Это всего лишь примеры, но они могут помочь родителям самим найти или придумать подобные истории для своих детей. У родителей это лучше получится, если они будут искать решения с любовью.

Часто бывает, что дети внутренне знают, что им нужно. Но они хотят не слышать это от других, а прийти к этому самостоятельно при помощи внутреннего понимания. Тогда можно рассказывать ребенку истории, но так, чтобы установить связь с внутренним пониманием ребенка, с любовью. Установленное таким образом доверие поможет ребенку при помощи истории преодолеть свои трудности.

Ночное недержание

Некоторые родители сталкиваются с проблемой, когда их уже относительно большой ребенок мочится во сне. Таким детям можно рассказать историю, включив в нее небольшие сцены,

такие как, например: нужно закрыть водопроводный кран или починить водосточный желоб.

Например. Красная Шапочка пришла в гости к бабушке. Она уже собиралась войти в дом, когда заметила, что водосточный желоб сломан и вода капает на крыльцо дома. Тогда Красная Шапочка сказала про себя: «Сначала я починю желоб». Она пошла в сарай, взяла немного смолы и лестницу. Приставила лестницу, взобралась по ней на крышу и заделала дырку в водосточном желобе, чтобы вода не капала на крыльцо. Только после этого Красная Шапочка зашла в дом бабушки.

Или. Приходит как-то утром к Белоснежке один из семи гномов и жалуется, что всю ночь на него капало с крыши и он проснулся в совершенно мокрой кровати. Белоснежка сказала: «Сейчас я все сделаю». Когда все гномы ушли на работу, она взобралась на крышу и, обнаружив, что одна черепица просто съехала в сторону, поправила ее. Когда гном вернулся вечером с работы, он был такой уставший, что даже забыл спросить Белоснежку про крышу. На следующее утро он об этом и не вспоминал, потому что все было в порядке.

Один отец, у дочери которого была такая проблема, рассказал ей эти истории, и они сразу подействовали. На следующее утро кровать была сухая. Но при этом он узнал еще кое-что интересное.

Раньше, когда он рассказывал дочери сказки перед сном, она слушала очень внимательно и следила за тем, чтобы он ничего не пропустил и не добавил от себя. Но сказка о Красной Шапочке, рассказанная с изменениями, не вызвала у нее ни малейшего протеста, она восприняла эти изменения как сами собой разумеющиеся. Это говорит о том, что знающая душа ребенка объединяется с рассказчиком. Душа хочет найти решение, но оно не должно быть озвучено дословно, тогда ребенок с помощью понимания и мужества сможет сделать что-то новое.

Конечно, ребенок понял, что хочет сказать отец, иначе ничего не изменилось бы. Но, не называя саму проблему, отец проявил уважение к стыду ребенка. Ребенок почувствовал глубокое уважение к себе, почувствовал, как бережно к нему относится отец, и смог соответственно среагировать.

Ребенок и сам знает, что мочится в постель, не нужно ему об этом говорить. Он также знает, что этого делать нельзя. Ему

не нужно об этом говорить. Когда ему дают советы или напоминают о его проблеме, он чувствует себя униженным. Если такой ребенок следует совету, он утрачивает часть собственного достоинства, в то время как родителям достоинства «прибавляется». Ребенок защищается, не воспринимая совета. Именно потому, что я даю ему совет, он должен поступить иначе, чтобы сохранить чувство собственного достоинства. Достоинство — это главное для любого человека, также важно оно и для ребенка. Только если ребенок почувствует, что совет дан ему с любовью, он последует совету.

Запор

Детям, страдающим запорами, можно рассказать историю о мешке, в котором проделали дырку, так что его содержимое высыпалось наружу. Например. Один гном нес мешок, полный песка. Мешок был очень тяжелый, и гном мечтал поскорее от него избавиться. Случайно мешок напоролся на сломанную ветку. Ветка продырявила мешок, и песок высыпался из него. Гном почувствовал большое облегчение.

Наши рекомендации