Слаба будет твоя убежденность, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя
Аллаха, и воздавать им хвалу за пропитание Аллаха, а также порицать их за то, что Аллах не
Дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесет пропитания Аллаха, а ненависть
нежелающего не отвратит его*. (Аль-Байхаки, «аль-Хилйа» Абу Наима; слабый хадис).
Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и
Удовлетворение людей. Тот же, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит
На него гнев Свой и вызовет гнев людей против него. Этот хадис передал Ибн Хиббан в «ас-Сахихе».
(Ат-Тирмизи, «аль-Хилйа» Абу Наима; достоверный хадис).
*Ибн Теймийа сказал: «Убежденность (аль-йакин) состоит из убежденности в исполнении
Повелений Аллаха и в том, что обещал Аллах подчинившимся Ему, а также убежденности в
Предопределении Аллаха, сотворении Им всех творений и управлении ими. Если ты добиваешься
Довольства людей, гневя Аллаха, ты не являешься убежденным ни в обещании Аллаха, ни в
Получении пропитания от Него.
Человека побуждают к этому или стремление к тому, чем владеют люди, и он оставляет
Исполнение повелений Аллаха, когда надеется получить это от них, или слабость его веры в помощь,
Поддержку и вознаграждение как в этом мире, так и в ином, обещанные Аллахом подчинившимся
Ему. Если же ты получаешь довольство Аллаха, то Он поможет тебе, прокормит и избавит от врагов.
Искать довольства людей гневя Аллаха человек может, лишь боясь их или надеясь на них, а это
Свидетельствует о слабой убежденности в вере в Аллаха. Если тебе не суждено что-либо, то не думай,
Что это они поступили с тобой так, ибо совершение этого зависит от Аллаха, а не от них. Происходит
Только то, что Он пожелает, а то, чего Он не пожелает, не произойдет. Если ты бранишь их за то, что
Не было суждено тебе, то это следствие слабости твоей убежденности. Не бойся их, не надейся на них,
Не брани их из-за себя и своих желаний. Поистине, хвалы достоин тот, кого похвалит Аллах и Его
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, а порицания — тот, кого порицает Аллах и Его
посланник. Когда один из делегатов от племени бану Тамим сказал Пророку: "О Мухаммад, дай мне!
Ибо моя похвала — украшение, а мое порицание — бесславие", — Пророк ответил: "Таков только
Аллах"» (Ахмад 3/488, 6/393, 394 от аль-Акраа ибн Хабиса и ат-Тирмизи (3263) от аль-Бара’а ибн
Азиба; хороший хадис).
Необходимо отметить, что хадис Абу Саида не противоречит словам Пророка, да благословит его
Аллах и приветствует: Тот, кто не благодарит людей, не благодарит Аллаха (ат-Тирмизи и Ибн
Хиббан от Абу Хурайры, «Сахих аль-Джами' ас-Сагир» аль-Албани (6601); достоверный хадис).
Благодарность человеку выражается в мольбе за него или материальном поощрении, поскольку Аллах
Одарил Своего раба посредством его. Человек получает все блага от Аллаха, Единого, Который
Предопределяет и доставляет их, и у Которого нет в этом деле соучастника. Когда Он пожелает что-
Либо, Он устанавливает причины, посредством которых Его воля претворяется в жизнь. Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-то попросил у вас что-
Либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил вас о помощи именем Аллаха, то
Помогите ему; если кто-то позвал вас, то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то
Отблагодарите его, а если вы не найдете чем отблагодарить, то прочтите за него молитву,
Пока не посчитаете, что вы его отблагодарили (Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82, Ахмад 2/68 и 99,
Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126 от Абдуллы ибн Умара; достоверный хадис).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ
Автор, да смилостивится над ним Аллах, посвятил эту главу объяснению необходимости
Испытывать страх и боязнь пред одним только Аллахом и запрета бояться Его творений, а также
Разъяснению того, что достичь полного таухида можно только соблюдая это. По этому поводу
Необходимо дать более подробные пояснения, чтобы в этом вопросе не осталось никаких сомнений и
Неясностей.
Известно, что страх и боязнь иногда могут являться одним из видов поклонения, а в ряде случаев
Могут носить естественный характер в силу каких-либо причин и конкретных обстоятельств.
Если страх и боязнь имеют характер обожествления, поклонения и стремления приблизиться к
Объекту страха или ведут к скрытому повиновению ему и затаенной боязни, не допускающим
Ослушания, то связывание такого страха с Аллахом является одной из величайших обязанностей в
Вере. Если же человек связывает все это с чем-то помимо Аллаха, то это является великим ширком,
Который Аллах не прощает, поскольку тем самым он придает Аллаху сотоварища в этом поклонении,
А ведь оно является одной из величайших обязанностей сердца. Может даже случиться так, что
Человек станет бояться кого-либо другого больше, чем самого Аллаха.
Тот, кто боится подобным образом одного только Аллаха, является искренним муваххидом, а тот,
Кто страшится чего-то помимо Него, придает Аллаху равных в своем страхе так же, как и тот, кто
Придает Ему равных в любви. Сюда же относятся и те, кто боится обитателей могил, считая, что они