Поведение проповедника
Текст для обсуждения
Проповедь и личный пример
Между тем, что мы проповедуем, и тем, как мы ведем себя, могут возникать противоречия. Санатана Госвами отмечает это, воздавая хвалу Харидасу Тхакуру: «Одни безукоризненно ведут себя, но не проповедуют сознание Кришны. Другие проповедуют, но не ведут себя как подобает. Ты же исполняешь обязанности, связанные со святым именем, как личным примером, так и в проповеди. Таким образом, будучи самым возвышенным преданным на свете, ты являешься духовным учителем для всего мира».
Шрила Прабхупада отмечает, что его последователи тоже должны и проповедовать, и являть пример идеального поведения. «Каждый должен выполнять заповеди священных писаний и в то же время проповедовать. Участники Движения Харе Кришна повторяют не менее 16 кругов в день, что не составляет большого труда, и при этом они должны проповедовать послание Чайтаньи Махапрабху, изложенное в «Бхагавад-гите как она есть». Тот, кто поступает так, достоин стать духовным учителем всего мира» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила 4.102-103).
Преданный не должен уходить в лес в поисках идеального места для практики вайшнавского поведения. Напротив, он должен идти в города, чтобы дать людям шанс вернуться домой, к Богу. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что если брахман пренебрегает теми, кто стремится к сознанию Кришны, его духовное знание истощится, как вытекает вода из треснутого горшка.
Если преданный пытается уклониться от проповеди, он не преуспеет в духовной жизни. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что положение вайшнава определяется тем, насколько хорошо он выполнял функции философского камня – то есть по тому, скольких людей он сделал преданными за свою жизнь.
«Лучшей проповедью будет, – писал Шрила Прабхупада в письме, – если ты сам станешь идеальным преданным» (Письмо Ниранджане дасу, 23 апреля 1974 г.).
Только неопытный проповедник думает, что можно сохранять энтузиазм во «внешнем» служении, пренебрегая при этом правилами и предписаниями духовой жизни. Наполняя сознанием Кришны всю свою деятельность, преданный тем самым ограждает себя от майи. Нелепо думать, что вайшнав может проповедовать, не понимая при этом вайшнавской философии и не соблюдая основных принципов вайшнавского поведения.
Поведение проповедника
Когда тележурналист спросил Шрилу Прабхупаду, по каким внешним признакам можно определить истинного последователя сознания Кришны, тот ответил: «Он – истинный джентльмен». Шрила Прабхупада говорил: «Необходимо стать безупречным человеком и научиться оказывать должное почтение другим» («Бхагавад-гита» 13.8-12).
Хотя обычно слово «джентльмен» указывает на человека богатого и аристократичного, мы используем его, чтобы описать высокий уровень благородства и тактичности преданного. Учтивость и смирение оценят даже непреданные. Преданный не груб, не высокомерен, не пренебрегает мнением других.
Когда Господь Чайтанья пришел в собрание санньяси-майавади из Бенареса, Он смиренно сел у дверей, пока старший санньяси, Пракашананда Сарасвати, лично не подошел к Нему и не пригласил Его внутрь.
В юном возрасте Господь Чайтанья с триумфом разгромил в споре кашмирского пандита. Но когда Его ученики начали смеяться над ученым, Господь Чайтанья одернул их и с почтением обратился к оппоненту.
Когда Господь Чайтанья начал шествие гражданского неповиновения, направленное против приказа мирового судьи в Навадвипе, Он, несомненно, преступил закон, но действовал без применения насилия. Хотя Господь Чайтанья шел с киртаном к резиденции кази во главе 100 000 человек, прибыв на место, он мирно поговорил с судьей, обратившись к нему как к почетному представителю власти.
Писания советуют: сатьям бруйат прийам бруйат. В материальном мире следует произносить только ту правду, которая приятна, иной же следует избегать. Но Прабхупада пишет: «Преданные всегда смиренно выражают каждому почтение, но когда заходит спор по поводу шастр, они не следуют обычному этикету, сатьям бруйат прийам бруйат. Они говорят только сатьям, хотя и не всегда прийам» (Письмо к Сумати Морарджи, 9 августа 1976 г.).
Учитывая все вышесказанное, преданный должен по возможности вести себя вежливо, как истинный вайшнав-джентльмен, следуя примеру Господа Чайтаньи Махапрабху. Если наш искренний рассказ об Абсолютной Истине не произведет на непреданных впечатление, это не должно беспокоить нас. Преданный должен стремиться доставить удовольствие духовному учителю и Кришне, и тогда деятельность преданного станет совершенной, даже если весь мир видит в ней изъяны.
Ознакомление с текстом:
1) Почему Харидас Тхакур считается лучшим из вайшнавов?
2) Кто имеет право стать духовным учителем?
3) Какова наша главная проповедь, согласно Шриле Прабхупаде?
Осмысление текста:
1) Почему для преданного так важно проповедовать?
2) Как преданный может стать проповедником?
3) Что имел в виду Шрила Прабхупада, говоря, что преданный – истинный джентльмен?
4) Расскажите, как Господь Чайтанья демонстрировал идеальное вайшнавское поведение.
5) Как мы должны говорить людям правду?
Применение текста:
1) Расскажите о вашем опыте проповеди. Как вы себя вели?
2) Что вам отвечали те, к кому вы обращались?
3) Как бы вы хотели улучшить свою проповедь или поведение?