Парасковея, настасья, варвара 3 божьи матери

= Три Божьи Матери: Парасковея, Настасья и Варвара: Волог. г., Попов, 225.

(1 упоминание.

(Ср. имена звезд®, выступающих в сходных функциях покровительства младенцам.

( Исцеляют:младенцев от бельма.

ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

СОЛОМОНИЯ (СОЛОМОНИДА, СОЛОМИДА, СОЛОМАТЬЮШКА, СОЛОВЕЯ, СОВЬЯ) БАБУШКА (БАБА, МАТУШКА)

= Соломония: Арх. о., Череп., 81; бабушка Соломония: Арх. г., Ефим. 2, 201, 212;Майк., 471; ркп. ХVIII в. из Сарат. г., Щапов, 59; баба Соломонея: б. м., Зенб., 3; матушка святая Соломанья: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8058; бабушка Соломоньюшка: Вятск. г., Майк., 447; бабушка Соломонеюшка: Арх. о., Дмитр., 38; МГУ-75, ФЭ-10: 6628; св. баба Соломонида: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 508; матушка Соломонида: Волог. г., Шерем., 49; Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 3810, 3859; баба Салманида: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 62; бабушка Салманида: Ворон. г., Майк., 484; бабушка Соломонида: Apx. г., ЖC-95, 240-241; Волог. г., Попов, 224; Орл. г., Попов, 228; бабушка Соломонидушка: Арх. г., Забыл., 370; бабушка Соломонидушка, Христова повивалушка: Вятск. о., Иван., 19; бабушка Саламанидушка: Смол. г., Добр., 194; бабушка Соломатьюшка: Вятск. о., Иван., 82; мати Мария, другa Соломанида: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 1935; бабушка Соломида: Арх. о, Адоньева, 89; Соломида Микитишна: Арх. о., Череп., 81; бабушка Соловея Микитишна: Арх. о., Череп., 81; баба Совья (Соловея?): б. м., Череп., 81 (Ср. бабушка Марина и Мандалина®).

( 28 упоминаний.

( Имя представлено множеством вариантов, иногда весьма различных. Критерием отличения вариантов от разных имен для нас служит: а) восприятие данных имен как тождественных самими носителями языка, что предполагает соотнесение их с одной канонической формой в качестве ее вариантов; б) фонетическое сходство; в) функциональная тождественность или близость и - возможно - появление в одинаковой позиции в сходных вариантах одного текста; последний критерий выступает как дополнительный, не будучи сам по себе ни необходимым, ни достаточным. Трудность состоит в том, что не всегда ясно, воспринимались ли данные имена как варианты; из приведенных ниже форм подобные сомнения вызывают Соловея и Совья - явный результат искажения или переосмысления (ср. соловеть, соловей, Софья) какой-либо формы основного гнезда. Вопрос в том, достаточно ли далеко они оторвались от парадигмы различных вариантов канонической формы, чтобы восприниматься как самостоятельные фольклорные имена (функционально тождественные прочим, но распространенные в какой-то локальной заговорной традиции).

( Помогает:сделать, чтобы корова отдавала молоко.

Защищает:младенцев от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.

Исцеляет:младенцев отболезней; младенцев от бессонницы; младенцев от грыжи; людей от кровотечения из ран; помогает при родах; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; младенцев от уроков, сглаза, порчи, переполохов и т. п. (преобладает); лошадей от всех болезней.

( Постоянный мотив: принимала, повивала (пеленала), носила, мыла и парила в бане, даже иногда родила (!) Иисуса Христа; покровительница младенцев и целительница. Держит ключи, которыми отпирает вымя коровы. Держит три прута железные, которыми машет и отмахивает от уроков.

( По словам С. Б. Адоньевой и О. А. Овчинниковой, "Бабушка Соломида - часто упоминаемый в заговорах на детей персонаж; очевидное смешение двух лиц. По апокрифическому первоевангелию от Иакова, повивальная бабка, приглашенная Иосифом к Марии во время родов, проходящей женщине Саломее рассказала о том, что "родила дева и сохранила девство свое" <...>. Отдельные части этого текста (II-III вв. от Р. Х.) переводятся с греческого не позднее XV в. и читаются в различных памятниках древнерусской книжности (например, в Макарьевских Минеях Четьях на 8 сентября). Другим источником появления Соломониды или Соломиды в устной традиции может быть иконопись. На иконе Рождества Христова рождение изображается при участии апокрифической повивальной бабки" (Адоньева, Овчинникова 1993, 167-168). Ср. также Соломонию, по церковному преданию, мать семи мучеников братьев Маккавеев. Память их всех - 1 авг. Имя ее не упоминается в Писании (см.: Солярский 1884, т. 4, 56-57). О возможной связи образов Соломонии-Салманиды и царя Соломона см.: Топоров 1993, 102.

(Ср. Соломониду Волотовну, предсказанную дочь Волота Волотовича в "Повести..." о нем (Буслаев 1881, 347). Ср. также реку Саламаниду®.

( Ср. бабушку Саломонию в украинском заговоре от уроков (Иванов 1885, 736).

ЦАРИ И ЦАРИЦЫ

ПОМОЩНИКИ

АДДЕЙ

=Царь Аддей: Симб. г., Майк., 481.

(1 упоминание.

(Ср. царей Агафа®, Аг±я® и др.

( Закрепляетслова собственной крепостью.

ВАВИЛОН

= Царь Вавилон: Вятск. г., Майк., 540-541.

(1 упоминание.

( Помогает:в охоте.

( Мотив белого дуба с белыми листьями, на которых лежат царь и Дева Мария.

( Ср. ангела Вавилона в старообрядческой молитве "ангелом хранителям" (Тих. Пам., 346).

ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ДАВИД

= Давид: Арх. г. и о., Ефим. 2, 154-155; Ив., 25, 40, 42; МГУ-75, ФЭ-10: 6617, 6637-6638; МГУ-76, ФЭ-11: 2755; ркп. из Астрахани, Майк., 559-560; Забайк. о., Майк., 468; Калуж. г., Майк., 487; Орл. г., Попов, 244; Симб. г., Майк., 565-566; Смол. г., Попов, 227; Яросл. г., Балов, 427-428; б. м., Забыл., 344, 356, 388; Рыбн., 268-269; Давыд: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6669; ркп. из Волог. г., Вин. 1, 6-7; Костр. г., Вин. 1, 93-94; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 491; б. м., Майк., 568-569.

( 27 упоминаний.

( Помогает: усмирить буяна; усмирить скотину во время доения, укротить быка, чтобы корова огулялась.

Защищает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от врагов вообще; людей от начальства (преобладает); скот от всех несчастий.

Исцеляет:людей от всех болезней; младенцев от бессонницы; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от укуса змеи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. Главная функция - укрощение, усмирение кого- или чего-либо. Может также давать смиренность.

ДАВИД И ЕЛЕНА

Мать Елена (с царем Давидом): Орл. г., Попов, 244.

( 1 упоминание.

( Исцеляют:людей от укуса змеи.

( Главный постоянный атрибут - кротость. Часто упоминается в устойчивом молитвенном зачине: "Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его". Но в заговоре от лихорадок загоняет Иродовых дочерей в гору каменную и запечатывает их сургучом.

( Царь Израильско-Иудейского царства (царствовал ок. 1010-970 гг. до н. э.). В Ветхом Завете победитель великана Голиафа.

СОЛОМОН

= Царь Соломон: Арх. г. и о., Ефим. 2, 154; Забыл., 337; Ив., 25; МГУ-76, ФЭ-11: 2812; Олон. г., Срезн. 13, 492; Симб. г., Майк., 565-566; Яросл. г., Балов, 428; б. м., Забыл., 345, 356; Рыбн., 268-269; царь Соломон и царица Соломониха: Смол. г., Попов, 227 (ср. бабушку Соломонию®); царь Саломон: Олон. г., Манс., 14.

( 13 упоминаний.

( Форма Саломон в окающем регионе появилась, вероятно, под влиянием современной канонической формы Саламан (для старой известен вариант с ударением Салaман), вариант Солом"н есть и у П. Берынды (см.: Успенский 1969, 112-113).

( Помогает: найти клад (мотив запечатанной книги); усмирить буяна.

Защищает:людей от нечистых духов (дьявола) (мотив запечатывания); людей от начальства (преобладает); людей от стрел из луков; скот от всех несчастий; охотничьи ловушки (мотив женитьбы сына и замужества дочери).

Исцеляет:людей от всех болезней; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Выступает в качестве повелителя 40 "сатанаилов" - духов (Манс., 14; Срезн. 13, 492). Часто упоминается его мудрость, а также магическая печать. Последний мотив восходит к апокрифическому "Завещанию Соломона" (Testamentum Salomonis 1864), как и мотив повелевания духами. См. также: Миллер 1896, 76; Мансветов 1881, 26; Соколов 1888 и др.

( Соломон - сын царя Давида, царь Израильско-Иудейского царства ок. 971 (или 987)-930 (или 928) гг. до н. э.

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ

=Александр Македонский: Арх. г., Ефим. 2, 154. 188; Дон, Майк. 91, 136; Костр. г., Вин. 1, 38-39; б. м., Забыл., 357; Щапов, 55.

( 6 упоминаний.

( Ср. "Повесть о великом и храбром Александре царе Македонском", благодаря которой имя царя получило известность у восточных славян.

( Имя почему-то всегда встречается в испорченных текстах, так что его функцию в них определить нелегко. Основные назначения заговоров, где оно употребляется:

помощьв охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (завлекает зверей в ловушки); закрепление слов;

защита: людей от начальства; людей от стрел из луков; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Может служить олицетворением хитрости.

( Далеко не обязательно имеется в виду великий завоеватель: известен христианский святой Александр Македонский (пам. 13 марта).

ИОСИФ

=Иосиф: Арх. г., Забыл., 394; Иосиф прекрасный: б. м., Забыл., 357.

( 2 упоминания.

( Помогаетвызвать (присушить) чью-либо любовь.

Исцеляетлюдей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

(Постоянныйэпитет прекрасный, чем, очевидно, объясняется его любовно-магическая функция.

(Известный ветхозаветный царь. Ср. также муч. Иосифа пресвитера - память 3 ноября.

(Ср.: "святой прекрасный Восип" в белорусском заговоре (Роман., 18).

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

АЛЕКСАНДРА

= Александра-царица: от уроженца Нижегор. г., Вин. 2, 75; ркп. из Олон. г., Вин. 1, 28.

( 2 упоминания.

( Защищает:скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр.

Исцеляет:скот от всех болезней.

( Оба раза упомянута вместе с Егорием великомучеником. В Вин. 2, 75 ее имя упомянуто в тексте берестяного письма, посылаемого лесному, земляному и водяному царям при пропаже скотины.

АХАВ

= Ахав царь: Олон. г., Майк., 484-485; ркп. ХVII в. оттуда же, Срезн. 13, 486, 500.

(3 упоминания.

( Исцеляет:людей от кровотечения из ран.

( Мотив затворения неба и бездождия (ср. Агаф®, Агарян®, Агей®цари и Илья пророк®).

(Ахав - царь израильский (924-903 г. до н. э.), многократно упомянутый в Писании. Бездождие было именно в его царствие. Его современник и пламенный обличитель - Илия Фезвитянин®. Царь умер от кровотечения из ран в сражении с сириянами (см.: 3 Цар. 22. 34.-35.). Для возникновения заговоров от кровотечения есть, как видим, все основания.

( Молитвы с упоминанием Ахава царя были также распространены и у южных славян, о чем см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 22. Ср. также представления балканских нестинаров (устроителей огненных игрищ с хождением по углям) о том, что св. Константину "принадлежат источники, без его разрешения нельзя брать воду, источники, посвященные св. Константину, весь год закрыты ("запечатаны") специальными плитами или крышками" (Цивьян 1977, 174-175); о фольклорном смешении св. Константина и царя Константина см. Константин и Елена®.

АГАФ

Агаф царь: Новомб. 07, 204-205; б. м., Зенб., 4.

(2 упоминания.

( Исцеляет:людей от кровотечения из ран.

( Н. Д. Новомбергский опубликовал наиболее архаичный вариант текста, в других версиях которого встречаются также Ахав®, Агарян®, Агей®цари и Илья пророк®. Приведем текст целиком: "Зрявочи во дни Агафа царя не бысть на земли дождя 3 лhта и 3 годины и 6 мhсяцъ; земля же омhденhла, а небеса, они же источницы, замкошася, тако же и ты кровь стани ни кани". Постоянен мотив замыкания небес и источников и бездождия.

(Такой царь неизвестен. Очевидно, искаженный Ахав®. Ср. также:Агав - "пророк времен апостольских, из 70 апостолов. Он предсказал великий голод по всей земле, который и был в 44 г. при Кесаре Клавдии" (Солярский 1879, т. 1, 34-35); упоминания: Дея. 11. 28., 21. 10. Мотив затворения неба, когда "не будет дождя, и земля не даст урожая своего" восходит, видимо, к Ветхому завету (Второзак. 11. 17).

АГАРЯН

= Агарян царь: Арх. г., Забыл., 290 (ср. Агаф®, Ахав®, Агей®цари и Илья пророк®).

(1 упоминание.

( Исцеляет:людей от кровотечения из ран.

(Такой царь неизвестен. Ср. агаряне - потомки Измаила, сына Агари, служанки Сарры, которую последняя дала в жены Аврааму. Особое племя в Библии (См.: 1 Пар. 5. 10., 19., 20.; Пс. 82. 7.).

АГЕЙ

= Аг±й царь: Волог. г., Срезн. 03, 158 (ср. Агаф®, Ахав®, Агарян®цари и Илья пророк®).

(1 упоминание.

( Исцеляет:людей от кровотечения из ран.

(Такой царь неизвестен. Ср. Аггей -"из двенадцати Малых пророков, пророчествовавший после плена Вавилонского" (Солярский 1879, т. 1, 37-39; Езд. 5. 1., 6. 14.; Агг. 1. 1., 3., 2. 1., 10.). Ср. также народную "Повесть о царе Агге± и како пострада гордостiю".

АНОРИЙ СВ.

= Святой царь Анорий: Орл. г., Попов, 238.

(1 упоминание.

( Исцеляет:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Такого имени нет в месяцесловах. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию® или перечням святых.

Наши рекомендации