Этап дискуссии: ориентация
ЗАДАЧИ | СРЕДСТВА |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОБЛЕМЕ | |
1. Сформулировать цель и тему дискуссии (Например: выбрать название и девиз отряда) | 1. Объяснить что обсуждается, зачем это нужно в данной ситуации. (Потому что для удобства в лагере принято называть отряды, чтобы отличить их друг от друга) |
2. Установить время дискуссии (Например 10 минут) | 2. Объявить ребятам о времени дискуссии. |
3. Заинтересовать ребят, создав необходимую мотивацию. | 3. Изложить проблему в виде некоторого противоречия. Указать в чем значимости проблемы. (Например можно попытаться подвинуть ребят на обретение собственного лица коллектива, необычного и интересного, чтобы выделяться) |
4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми ребятами | 4. Попросить задать вопросы. Можно задать контрольные вопросы. |
5. Начать обмен мнениями (по возможности без оценок) | 5. Предоставить слово желающим или предложить высказаться конкретным ребятам. Младшему и старшему первым говорить не рекомендуется. |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРУППЕ | |
1. Познакомить ребят, если они не знакомы. | 1. Попросит представиться, например по кругу. Можно сыграть в Снежный ком, Визитку. (см «Игры» |
2. Ориентировать на коллективное решение. | 2. Можно сообщить о преимуществах группового решения («Нам жить под этим именем всем вместе всю смену, значит должно нравиться всем!» |
3. Создать доброжелательную, деловую атмосферу, установить положительный эмоциональный фон. | 3. Доброжелательное отношение ко всем ребятам, обращения, жесты, улыбки и т.п. |
ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ | |
1. Добиться того, чтобы в дискуссии принимали участие все члены отряда. | 1. Можно установить порядок выступления по кругу, если возникают затруднения. |
2. Активизировать пассивных | 2. Например обратиться с вопросом. |
3. Оказывать помощь говорящим. | 3. Внимательно выслушивать, не перебивать, особенно новичков. |
Этап дискуссии: ОЦЕНКА
ЗАДАЧИ | СРЕДСТВА |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОБЛЕМЕ | |
1.Собрать максимум предложений. Постараться осветить все аспекты проблемы. | 1. Выслушать каждого. Младшему и старшему выступать только после того, как выслушаны все ребята. |
2.Провести анализ собранных мнений. | 2. Подводить частичные итоги, делать выводы. |
3.Держаться в русле проблемы, не отходя в стороны. | 3. Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать им о цели и задачах дискуссии. |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРУППЕ | |
1.Поддерживать высокий уровень активности группы. | 1. Всем поочередно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов. |
2. Поддерживать деловую атмосферу. | 2. Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Ведущему больше слушать, говорить меньше но по существу. |
3. Не допускать конфронтации участников. | 3. Устранять недоразумения между ребятами. Пресекать суждения направленные на личные качества оппонента. |
4. Поддерживать теплую, дружескую атмосферу. | 4. Использовать улыбку, фразы типа: «Хорошо, мы продвигаемся!» |
ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ | |
1.Уделять максимум внимания мнению каждого ребенка. | 1. Внимательно выслушивать каждого, не прерывать. |
2. Требовать ясной аргументации | 2. Уточняйте неясные положения, просите объяснить свою точку зрения. |
3. Активизировать пассивных | 3. Обратиться с вопросом, попросить высказать свою точку зрения. |
4. По возможности сохранять беспристрастность. | 4. Уделять равное внимание всем ребятам. |
Этап дискуссии: КОНТРОЛЬ
ЗАДАЧИ | СРЕДСТВА |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОБЛЕМЕ | |
1. Четкое и внятное подведение итогов. | 1. Формулировка вывода, решения. |
2. Сравнить итог с поставленной целью. | 2. Напомнить цель, сопоставить с ней результаты дискуссии. |
3. Если тема не исчерпана, стимулировать продолжение дискуссии. | 3. Предложить отряду продолжить обсуждение в следующий раз. |
ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРУППЕ | |
1.Принятое решение должно быть групповым. | 1. При подведении итогов использовать мнения всех ребят отряда. Каждый должен высказать свое мнение по поводу группового решения. |
2. Помочь группе прийти к согласованному мнению | 2. Умелая постановка вопроса, обобщение полученных результатов. |
3.Сохранять доброжелательную атмосферу, несмотря на возможные конфротации. | 3. Подчеркнуть важность единообразия предложений. |
ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ | |
1. Добиться того, чтобы у каждого или по крайней мере у большинства осталось чувство удовлетворения от дискуссии.. | 1. Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех за участие в дискуссии. |
ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА
Для детей 11-12 лет характерны следующие черты:
· Жизнерадостность
· Стремление к активной творческой деятельности
· Эмоции
· Дружелюбность, легко вступают в общение даже с незнакомыми детьми и взрослыми
· Важны оценки их поступков не взрослыми, а сверстниками
· Их увлекает совместная Коллективная Творческая Деятельность
· Хотят быть ответственными за что-то
ИХ ЗАТРУДНЯЕТ:
· Далекие перспективы
· Неконкретное поручение
· Беседы отвлеченного содержания
ИХ ЗАХВАТЫВАЮТ
· Героические подвиги
· Смелые поступки
· Любое проявление мужества
ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЦЕНЯТ
· Физическую силу, ловкость
· Смелость
· Находчивость
· Верность другу
ЛЮБЯТ ИГРЫ, СОДЕРЖАЩИЕ
· Поиск
· Тайны
· Приключения
Очень расположены к эмоционально окрашенным событиям жизни (ритуалы и символы)
ПРИНИМАЮТ ОХОТНО
· Руководство старших
· Доверяют, откликаются на предложения и просьбы взрослых
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
1. Опираясь на коллектив вызывать у детей нравственные чувства
· Радость от совместной деятельности (Труда)
· Взаимопомощь
· Готовность защищать младших
2. Так организовать их деятельность, чтобы у них была возможность проявлять:
· Честность
· Справедливость
· Скромность
· Готовность к преодолению трудностей
3. Добиваться
· Организованности
· Исполнительности
· Коллективизм
4. Стимул к успешной учебе в процессе познавательных игр и в творческой деятельности
5. Заботиться о развитии физических качеств
ПОМНИТЬ:
1. Вся деятельность должна быть эмоционально насыщенной
· Ритуалы
· Символы
· Форма
· Песни
2. Мероприятия должны быть ограничены во времени и объеме, привлекать близостью результата
3. Соревнования: только среди малых коллективов (до 10 чел) равных по силе и количественному составу мальчиков и девочек
4. Распределение поручений менять достаточно часто и оценивать работу.
МОТИВЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ
По утверждениям одного из классиков школьной психологии мотивов плохого поведения всего 4. Возможно, это не так, но тем не менее удобно рассматривать как модели именно эти четыре мотива, тем более, что для них даны как признаки, так и способы нейтрализации.
МОТИВ ПЕРВЫЙ: Привлечение внимания
Суть поведения: | Я в центре внимания. |
Социальное происхождение: | Недостаток внимания от родителей и окружающих |
Сильные стороны: | Заинтересованы в контакте с инструктором |
Импульсивная реакция инструктора: | Сделать замечание |
Ответная реакция ребенка: | Временно прекращает |
Способы нейтрализации: | Давать внимание только тем, кто хорошо себя ведет Учить просить внимание цивилизованными способами |
МОТИВ ВТОРОЙ: Власть
Суть поведения: | Ты мне ничего не сделаешь! |
Социальное происхождение: | Отсутствие конструкций подчинения. Мода на «крутых» |
Сильные стороны: | Независим в принятии решений |
Импульсивная реакция инструктора: | Немедленно прекратить |
Ответная реакция ребенка: | Продолжает нагнетать |
Способы нейтрализации: | Не давать манипулировать собой (далее подробно рассмотрено) |
МОТИВ ТРЕТИЙ: Месть
Суть поведения: | Обида. |
Социальное происхождение: | Рост жестокости |
Сильные стороны: | Жизнеспособность |
Импульсивная реакция инструктора: | Уйти от конфликта |
Ответная реакция ребенка: | Продолжает нагнетать |
Способы нейтрализации: | Отношение по типу заботы |
ВЛАСТЬ И МЕСТЬ
1. Глухие раскаты
2. Извержение лавы
3. Подсчет убытков
ИЩИТЕ ИЗЯЩНЫЙ ИСХОД
· Признайте власть
· Уберите зрителей
· Перенесите обсуждение вопроса
· Озадачивайте ребенка
· Соглашайтесь с ребенком
· Меняйте тему
ИСПОЛЬЗУЙТЕ УДАЛЕНИЕ
· Местное удаление (дать заняться другим отдельным делом)
· Удаление в другое помещение (Отдельное дело в другом месте)
· Удаление в специальное помещение (Пожалуйста, подожди меня в инструкторской)
ПО ПОВОДУ МАНИПУЛЯЦИИ
1. «Нет» сразу. Без «Я подумаю…» Не оправдываться, не объяснять почему
2. Соглашайтесь с аргументами, но все равно отказывайтесь
3. «Я больше не хочу говорить на эту тему»
4. Предложите компромисс
МОТИВ ЧЕТВЕРТЫЙ: Страх неудачи
Суть поведения: | Не буду пробовать, все равно не получится. |
Социальное происхождение: | Слишком высокая требовательность к себе |
Сильные стороны: | Нет |
Импульсивная реакция инструктора: | Жалость, желание помочь. |
Ответная реакция ребенка: | Когда как. |
Способы нейтрализации: | Применять метод «Полстакана» |
ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ.
Многие знают что все люди делятся по жизни на пессимистов и оптимистов, и дети, в том числе. Так вот, мотив «Страх неудачи» приходит именно к детям-пессимистам. Общеизвестен анекдот, где пессимист говорит: «Как, всего только полстакана?», а оптимист: «Видишь, уже полстакана!». По аналогии с этим анекдотом метод работы с детьми «Страха неудачи» назван методом «Полстакана»
1. «Что случилось?
2. Что-то из за твоего поручения? (Не получается написать заметку, нарисовать газету и т.д.)
3. Так расстроился из-за этого?
4. Ничего удивительного – это очень трудное дело.
5. Можно я посмотрю, что ты уже сделал?
6. Ого! Ты сделал уже почти половину! Смотри, а вот здесь вообще здорово!
7. Ты хочешь, чтобы я тебе помог или кто-нибудь из ребят?
Приложение
ИГРЫ И ТРЕНИНГИ
Оглавление
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
ИГРЫ НА КОНТАКТНОСТЬ
ИГРЫ HА КОМАНДНУЮ РАБОТУ
ТРЕНИНГ НА ДОВЕРИЕ
HА СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ В ГРУППАХ МАЛЬЧИК - ДЕВОЧКА
УПРАЖНЕНИЯ НА ЭКСТРАСЕНСОРИКУ
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ИГРЫ НА ПОДНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА
ИГРА НА ЧЕСТНОСТЬ
ОДНОРАЗОВЫЕ ИГРЫ
ТРЕНИНГИ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ
I. ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
1. "Снежный ком". Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.
2. "Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя". Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.
3. "5 важных вещей". Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.
4. "Рассказать о себе в трех словах".
5. "Газетка". Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая "газетка". Hазывается имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.
6. "Представиться по-разному". Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
7. "Мяч по кругу". Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
8. "Построиться по именам в алфавитном порядке". Хорошо при первой встрече.
9. "Hарисовать на листе бумаги что-то характеризующее художника".
10. "Сделать визитку соответствующую своей личности".
11. Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.
12. "Карточки". Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Hапример: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно. И т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).
13. Hесколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.
14. "Животные на спину". Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Hапример: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.
15. "Поздороваться за руку с максимальным количеством людей". Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
ИГРЫ НА КОНТАКТНОСТЬ
1. "Поздороваться носами". За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человекю Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д,
2. "Орех". Делается в парах мальчик-девочка. Человеку в одну штанину кладется орех Задача партнера - "перегнать" этот орех в другую штанину.
3. "Найти значок" . Проводится в парах мальчик-девочка. Например, мальчик выходит за дверь. В этот момент второй мальчик прячет на девочке какой-то предмет типа значка. Лучше в неожиданных местах. Можно проводить вместе несколько пар, кто быстрее. Можно проводить "в слепую". Можно делать прищепками - пары с завязанными глазами, ведущий развешивает на них прищепки - а потом кто быстрее снимет их с партнера. Или парные соревнования.
4. "Рисуем на ладошках". Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.
5. "Молекулы". Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит, - "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек. Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микрогрупп, то можно назвать сразу нужное число.
6. "Салки-обнималки". Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.
7. "Определи на ощупь". Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...).
8. "Остров - 1". Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы - кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.
9. "Остров" - 2". "Группе нужно уместиться на "острове" - куске ткани. Причем "вода поднимается" - т.е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.
10. "Путаница". Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.
11. "Живой мост". Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу и противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по "живому мосту" перемещается в конец. Затем - следующий, но нужно соблюдать технику безопасности.
12. "Бесконечное кольцо". Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.
13. "Слепой скульптор". Группа разбивается по три человека, и одному завязывают глаза. В это время второй из третьего "лепит" скульптуру. Затем "слепой" должен из второго слепить то же, что тот слепил из третьего.
14. "Встать спиной друг к другу". В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.
15. "Сесть друг другу на колени". Задание нужно всем сесть друг другу на колени. Для этого группа встает в круг, поворачивается боком, сужает круг и одновременно садится так, чтобы можно было расслабить ноги. Затем можно обойти кружок. Группу нужно страховать.
16. В парах: встать спинами друг другу, "лечь" и расслабиться.
17. Мешочек. Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.
18. "Определение по ногам". Девочки садятся в случайном порядке, мальчику завязывают глаза, предлагаем наощупь (по ногам!) определить кто где сидит.
19. "Шоколадка" - девочки ложатся, во рту у них шоколадка, мальчикам завязывают глаза и раскручивают - задача найти "свою" девочку и откусить кусок шоколадки...
20. "Статуя любви." Играет равное кол-во мальчиков и девочек. В комнате остаются трое - остальные за дверью. Скульптору предлагается слепить из пары статую любви - как он себе представляет, когда работа закончена он меняется с одним из стоящих ( мальчик с мальчиком), вызывается следующий скульптор - если первым лепил мальчик - второй девочка. Идеал - когда дети не подозревают, что им придется меняться...
21. "Танец на газете" - пара танцует, газетка уменьшается, кто смог танцевать на меньшем клочке - выиграл
22. "Прятки в темноте". Надо не только найти но и узнать на ощупь.
23. "Бревно дедушки Ленина" - группа ложится на пол, один человек перпендикулярно сверхо, задача совместным вращением вокруг оси передвинуть его из начала ряда в конец. Руками помогать нельзя.
24. "Яблоко на веревке" - подвешивается на капронке и пара должна его съесть не пользуясь руками - проводится как соревнование пар. (Но можно группой - кто первый откусит - или по-очереди). Веселее когда они прыгают на одной ноге. Hе попавший в группу - выбывает