Смысл аятов из сур «Скот», 51, «Толпы», 44, «Корова», 255, «3вез-да», 26 и «Саба», 22—23

Характеристика отвергаемого заступничества.

Характеристика утвержденного заступничества.

Упоминание великого заступничества пророка Ислама, мир над ним, удостоенного

«восхваляемого места» у Аллаха.

Описание действий Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сам не

Начинает заступничество, а делает это только когда получает на это дозволение Аллаха.

Характеристика счастливейших из людей, заслуживших ходатайство Пророка, да благословит

Его Аллах и приветствует.

Ходатайство недопустимо в отношении тех, которые приобщают равных к Аллаху.

Разъяснение истинной сущности заступничества.

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:

«Увещевай этим тех, которые боятся быть собранными к их Господу. Нет для них помимо

Него покровителя и заступника, — может быть, они будут богобоязненны!» (Скот, 51).

Он сказал также:

«Скажи: "Аллаху принадлежит заступничество полностью"» (Толпы, 44).

Всевышний Аллах сказал:

«Кто может ходатайствовать пред Ним, кроме как с позволения Его?» (Корова, 255).

Он сказал также:

«Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит, пока не

дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!» (Звезда, 26).

Всевышний сказал:

«Скажи: "Призовите тех, кого вы выдумали вместо Аллаха!" Они не владеют даже весом

Пылинки — ни на небесах, ни на земле; нет у них там участия, и нет для Него среди них

помощника. Не поможет пред Ним заступничество, кроме тех, за кого Он позволит«.»* (Саба,

22—23).

*Ибн аль-Каййим сказал: «В данном аяте Аллах полностью отрезал те обстоятельства, на

Которые надеются мушрики.

Мушрик воздвигает себе объект поклонения, чтобы получить от него пользу. Однако не будет

пользы от того, кто не обладает хотя бы одним из следующих четырех качеств:

а) он должен быть хозяином того, что хочет от него поклоняющийся;

б) если он не является хозяином, он должен быть его совладельцем;

в) если он не является совладельцем, он должен быть его заместителем или помощником;

Г) если же он не заместитель и не помощник, он должен быть ходатаем перед ним.

Аллах, Свят Он и Велик, последовательно опроверг все эти четыре степени, переходя от высшей

К низшей. Он отверг обладание, совладение, помощь и заступничество, которые ищут мушрики, и

Утвердил заступничество, в котором для них нет удела: это — заступничество с Его разрешения».

Аллах призвал людей в веру, чистую от приобщения к Нему равных, сказав: «Кто же лучше по

Религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, совершая благие дела, и последовал религии

Ибрахима, ханифа? Поистине, Аллах избрал Ибрахима возлюбленным!» (Женщины, 125)

Абу аль-Аббас Ибн Теймийа* сказал: «Аллах отверг все то, на что надеются мушрики. Он отверг

Владение собственностью или до-лей ее кем-либо, кроме Него, и наличие у Него помощников. Таким

Образом, остается только заступничество, однако оно возможно только для того, кому Он это

Дозволит. Господь сказал: «...И они не ходатайствуют ни о ком, кроме того, к кому Он

Благоволит...» (Пророки, 28).

Подобное заступничество, на которое уповают мушрики, будет абсолютно недействительно в

День Воскресения, так как его отверг Коран. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,

рассказывал, что [в день Суда. — Ред.] он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая

Хвалу Ему и не начиная с заступничества или ходатайства. Затем ему будет сказано: «Подними

Голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, ходатайствуй, и твое

заступничество будет принято»** (Аль-Бухари 6/264, 265, 8/300, Муслим (194); это — часть

Хадиса, получившего название «хадиса о заступничестве»).

Как-то Абу Хурайра спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто те

счастливейшие из людей, которые заслужили твое ходатайство?» Он ответил:

Это те, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» от чистого сердца. (Передали аль-Бухари

Ан-Насаи 11/385 и Ахмад 2/373). Такое заступничество, с позволения Аллаха,

Предоставляется людям, преданным Аллаху, и недоступно тем, кто приобщает к Аллаху сотоварищей.

Суть этого состоит в том, что Всемогущий Аллах ниспосылает благо Своим искренним рабам,

Прощая им грехи их через посредство Намазов того, кому Он дозволил заступничество, то есть

Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, оказывая ему тем самым почесть и

Удостаивая его «восхваляемого места».

Заступничество же, отвергаемое Аллахом в Коране, это то, в котором замешан ширк, и именно

Поэтому Аллах определил случаи, когда оно допускается. Пророк, да благословит его Аллах и привет-

Ствует, разъяснил, что заступничество применимо только в отношении муваххидов и преданных

религии Аллаха людей***.

*Шейх-уль-Ислам Таки ад-Дин Ибн Теймийа — Абу аль-Аббас Ахмад ибн Шихаб ад-Дин Абд

Аль-Халим ибн Абд ас-Салам, имам, муджахид, на котором закончился имамат в знании и деяниях, в

Аскетизме и богобоязни, смелости и благородстве, кротости и терпеливости, повелении праведного и

Запрещении прегрешений. Ибн Теймийа возродил дорогу сподвижников и их последователей,

Которые познали чистый и незагрязненный Ислам от своего Пророка, да благословит его Аллах и

Приветствует. Он прошел долгий путь до глубин знаний, участвовал в войнах и сражениях. Ибн

Наши рекомендации