Теория гадания, или как провести акт психотерапии над самим собой

Варвара Прайс

Я люблю процесс гадания. При определенном отношении к случайностям они начинают «говорить» с тобой.

Это происходит в определенном состоянии сознания, которые кто-то называет «слушать себя» или даже - «слушать тишину». Это особое настроение, в котором мы почти безучастно наблюдаем за происходящим: «Остановись, успокойся, оглянись, наблюдай и думай». В таком состоянии мозга информация медленно прокручивается перед тобой, как в замедленном кино, и внимание плавает между разными событиями, явлениями, обрывками фраз и мыслей, иногда цепляясь за какие-то образы, выделяя их для себя особо. Это – способ мышления, позволяющий решить сложные задачи, уравновеситься, понять себя и найти выход из затруднительного положения, ответить себе на самые разные вопросы - «Почему? Зачем? Как? Что получится? Что произошло?» Мистики называют этот способ мышления медитацией и утверждают, что в состоянии медитации человек общается с Высшими Силами и способен получить от них совет, как можно выйти из тупиковой ситуации. В любом случае это состояние между сном и явью, когда наше воображение отпущено в свободное плавание, а разум наблюдает за ним, т.е. за своим бессознательным, делая маленькие удивительные открытия: «Да, оказывается, вот что на самом деле для меня важно, а я и забыл…»

В этом состоянии наш ум становится блуждающим и ассоциативным, он наблюдает за действительностью и находит, что все в этом мире подобно. И это позволяет на знании закономерностей одних процессов (или благодаря наблюдению их) решить свою задачу, которая лежит в другой области. Поэтому здесь – чем больше энтропии (количества информации) – тем лучше. И гадание – это хороший способ помочь такому процессу мышления и решает несколько задач:

Инициация.

Во-первых, решив предаться гаданию, мы как раз и погружаем себя в то самое состояние мозга, которое призвано найти для нас спасительное решение. Мы говорим себе, что больше не можем доверять своим логическим построениям, цепочки которых нас неизбежно уводят куда-то в сторону от решения насущной проблемы, делая задачу как бы неразрешимой. Или предлагая слишком сложные решения. И мы говорим себе, что хотим найти свой ответ в череде случайностей.

На заре развития логического программирования для компьютеров рассматривалась, в частности, такая проблема логики, которая была названа Буридановым ослом. Суть ее излагалась в виде короткой истории о крестьянине по имени Буридан, у которого был осел. Буридан готовил сено и укладывал его в стоги, затем приводил осла и осел выбирал самый близкий стог, подходил к нему и ел сено. Но однажды Буридан сложил два стога, привел осла, поставил его ровно посередине между ними и ушел. Ослу было очень сложно принять решение: подойти к левому стогу или к правому? Левый ближе? Или правый? Так он и помер с голоду.

Что мы могли бы посоветовать бедному ослу? Случайное решение. Подойти, например, к левому стогу. Не потому что он ближе, а потому что надо же, наконец, сена-то покушать!

Но гадание решает не только вопрос нашей нерешительности. Оно решает по крайней мере еще одну задачу:

Постановка вопроса.

Любое решение задачи начинается с ее постановки. Когда наши дела захватывают нас в свой оборот, мы можем потерять свою настоящую цель в решении побочных задач. Одна задача требует разрешения другой, другая – третьей, третья – четвертой, и вот мы уже оказываемся совсем не на той ниве и вдруг с усталостью и недовольством обращаем внимание – сколько всего уже сделано, а до цели стало чуть ли не дальше, чем было сначала. Поэтому важно выделить свои настоящие интересы, и задать себе правильный вопрос – «Чего я хочу на самом деле?» Часто не сразу удается правильно ответить на этот, казалось бы, простой вопрос. Поэтому во многих гадательных системах рекомендуют: «Не задавайте один и тот же вопрос несколько раз. Даже если вас не удовлетворил ответ.» Но это, все же, не совсем верная рекомендация. В ней верно только то, что если мы будем упорно задавать себе один и тот же вопрос, при чтении ответов говоря себе: «Нет! Я не верю!» - то добьемся полного внутреннего опустошения, из которого очень трудно выбираться. Кстати, выбираются из него единственным путем, когда говорят себе: «Да ведь это чушь все – все эти гадания!» И в этом смысле правильно делают: такой подход к гаданию – действительно вреден.

Один и тот же вопрос при гадании задавать можно и нужно, но его надо обязательно по-разному формулировать. Это и есть постановка вопроса самому себе. Задача в большой степени решается даже не столько благодаря полученным при гадании ответам, сколько благодаря тому, что человек начинает все более и более четко осознавать, что ему на самом деле нужно – т.е. к чему ему следует стремиться и с каких внутренних позиций следует оценивать произошедшее и происходящее. Так, ставя себе вопрос за вопросом и отвечая на него самому себе после прочтения ответа («совпало» - «не совпало» - «примерно так и есть»), человек и приходит к постепенному пониманию ситуации и себя в ней.

Энтропия.

Третья задача, которую решает гадание – это та самая энтропия (большое количество разнородной информации), которая нужна вышеописанному способу нахождения решения. В процессе гадания может случайно выпасть та самая фраза, которая действительно подходит как ключ решения нашей задачи. И сознание, и бессознательное сразу же вцепятся в это решение: «Вот оно! Да, так и есть. Так и надо поступить.» И теперь без колебаний человек начинает реализовывать принятое решение.

Однако, гадание гаданию – рознь. Если вы подкидываете монетку или вращаете маятник, то вся ваша энтропия сводится к двум вариантам, и подходит только для задач типа Буриданова осла. Большинство же наших вопросов самим себе не сводится к вопросам типа «Да или нет?» Напротив, это вопрос уже самый конкретный, к которому мы должны прийти в конце своего гадания, когда уже мы свели количество возможных вариантов к двум.

Чтобы выжать максимум пользы из процесса гадания, оно должно иметь, по возможности, как можно больше ответов на самые разные вопросы. Бывает, однако, и наоборот – человеку философствование может оказаться некстати, когда у него есть всего несколько мгновений для принятия важного решения. Или когда его душевные силы измотаны, но какой-то тяжелый вопрос продолжает терзать его. В таком случае гадание запросто может привести к неверному совету, но есть ситуации, когда бездеятельность хуже, чем дурной выбор.

Итак, для сложных вопросов – сложные гадания. Каких только систем не придумали люди… В каждой культуре есть несколько любимых народных гаданий. Но и тут – гадание гаданию рознь. Из-за ответов, которые они дают. Здесь немаловажную роль играет мировоззрение гадающего. Ответы, которые ему предлагаются, могут лежать совсем в иной плоскости, нежели сам вопрос. Например, человек хочет разобраться в себе или каком-то дорогом ему человеке, но от гадания получает какие-то бытовушные советы. Или напротив, ему нужен какой-то конкретный ответ, но получает некую размытую философскую формулировку, которая для его случая может означать что угодно, т.е. ничего не проясняет.

Таким образом, разные системы гадания надо знать (пробовать) и выбирать между ними в зависимости от текущей потребности.

Есть еще и такой аспект у всего этого дела – некое гадание может «надоесть», потому что становится знакомым и предсказуемым. Его энтропия уменьшается и может снизиться до нуля, поскольку все варианты ответов известны, уже рассмотрены при логическом способе решения задачи, и таким образом, помощь от гадания становится сомнительной. Некоторые системы гадания (философские) никогда не исчерпывают себя и могут служить человеку самым любимым подсказчиком в трудную минуту всю его жизнь.

При этом гадать можно и без особой системы. Так гадают на Библии, на любимом томике стихов, на чужих афоризмах. Просто загадывают вопрос, открывают на произвольной странице и читают ответ.

Откровения свыше.

Некоторые люди боятся гадать, усматривая в этом процессе что-то типа общения с негативными потусторонними силами. В связи с этим есть разные поверия. Например, говорят, что нельзя гадалке за гадание говорить «Спасибо», но нужно поблагодарить натуральными продуктами. Нельзя, мол, загадывать будущее, а то хуже будет. Что нельзя гадать чужими инструментами (например, картами), а только своими.

Приметы случайными не бывают. Обычно приметы – это усмотренная закономерность в ряде случайностей. И также как молитва является зачастую актом волшебства, сотворенного, если не при помощи Высших Сил, то хотя бы при помощи веры в них, т.е. сил собственной души, так и гадание, обращающееся за ответом к определенной силе, является ответом от нее или от части нашего существа, связанной с верой в эту силу.

Факт же заключается в том, что человек действительно способен через гадание контактировать с другими существами. Называйте это как хотите – телепатией, экстрасенсорикой, общением с духами или тем, что вы извлекаете ответ из глубин своего существа, решая поставленный вопрос собственными силами (на основе личного опыта общения). Здесь важно оставаться в пределах собственного мировоззрения. Не изменяйте своему Богу, и тогда гадание будет эффективным. Потому что своему гаданию важно верить.

В связи с этим нужно также учитывать, что гадание обязательно имеет серьезные последствия, т.е. – это действие и воздействие, акт волшебства. Знание – это сила, и в этой фразе нет ничего метафизического. После гадания вы становитесь другим человеком – человеком, принявшим важное решение. Вы приняли решение на основе некого нового Знания. А принять решение – значит положить конец сомнениям и начало развитию совершенно новой ситуации и уверенно вести ее по определенному сюжету, заранее просчитанному. Так наши мысли формируют нашу реальность.

Наши рекомендации