Правительственная впасть Церкви. Церковное законодательство

Власть церковную принято разделять на власть учительства, священнодействия и правительственную власть. Правительственная власть Церкви с формальной стороны имеет больше всего сходства со светской государственной властью; поэтому по своим функциям она, как государственная власть, делится по принятой в публичном праве классификации на:

— учредительную и законодательную;

— исполнительную или административную;

— судебную.

Применение церковных законов и их обязательная сила. Для гого, чтобы церковный закон был применен, он должен соответствовать определенным условиям; что касается внутренней его стороны, необходимы его издание законной властью и соответствие предписываемого им основным законам Церкви— ее канонам; с внешней стороны, для придания ему обязательной силы, требуется его обнародование, опубликование. Обнародование законов происходит путем их публикации в официальных церковных изданиях. Не всегда закон вступает в силу с момента его публикации; иногда в нем устанавливается срок, по окончании которого закон обретает силу. Этот срок предусматривается для всеобщего ознакомления с законом,

Церковный суд. Судебная власть составляет часть церковной правительственной власти. Судебная деятельность Церкви многогранна. Грехи, открываемые на исповеди, подлежат тайному суду духовника; преступления клириков, связанные с нарушениями своих служебных обязанностей, влекут за собой публичные ирещения. После издания Декрета об отделении Церкви от государства, духовенство, естественно, подлежит общей со всеми гражданами подсудности по уголовным и

\362\

гражданским делам судам светским. Не входит в компетенцию духовного суда ныне и рассмотрение каких бы то ни было гражданских дел мирян, тем более не обременены они делами уголовными. Лишь преступления клириков против их служебных обязанностей по самому их характеру остаются в юрисдикции церковной судебной власти, хотя, разумеется, такие преступления сами по себе не считаются преступлениями с точки зрения гражданскою законодательства. Но уголовные преступления клириков, подсудные судам светским, могут, конечно, быть поводом и для привлечения виновных к ответственности перед церковной властью.

Б компетенцию церковной власти входит также разбирательство духовной стороны тех гражданских дел, которые, хотя в гражданско-правовом отношении и получают разрешение в судах светских, тем не менее для сознательного члена Церкви не могут бьпь разрешены без санкции церковной власти, например, дела бракоразводные. Хотя, естественно, решения по таким делам церковной власти не имеют гражданско-правовых последствий.

И наконец, вся область церковной покаянной дисциплины, связанная с тайной исповедью и тайно назначаемой егштимией, по самой природе своей всегда была исключительно и преимущественно предметом компетенции духовной власш: епископов и уполномоченных ими на духовниче-ство пресвитеров.

Церковно-судебные инстанции. В отличие от светских судов, которые в современных государствах всюду отделены от административной и законодательной власти, каноническому праву этот принцип чужд. Вся полнота судебной власти в епархии, по канонам, сосредоточивается в лице ее верховного пастыреначальника и правителя — епархиального архиерея. Но епископ, имея полноту судебной власти над клириками и мирянами, вверенными Богом ею попечению, ведет расследование не единолично, а опираясь на помощь и советы своих пресвитеров. По ныне действующему Уставу об управлении Русской Православной Церкви церковным судом первой инстанции является епархиальный совет,

Суду Архиерейского Собора во второй инстанции подлежат разногласия между архиереями и все судебные дела, переданные Собору Священным Синодом, Архиерейский Собор правомочен также в первой инстанции рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.

Второй судебной инстанцией по обвинениям Патриарха является Поместный Собор, который во второй и последней инстанции судит также все вообще дела, переданные ему Архиерейским Собором для окончательного решения.

Церковные наказания. Преступление влечет за собой наказание. Особенность наказаний, применяемых духовными судами, будь то епи-

\363\

скопский суд или тайный суд духовника, заключается в том, что главная цель их не в возмездии и даже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний пути самих грешников. Наказания для мирян и духовных лиц в Церкри носят разный характер. Сущность церковных наказаний состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви. Отсюда ы общее название этих церковных наказаний: отлучение. Оно может быть или полное состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов Церкви, или неполное, когда виновный лишается только некоторых нрав и благ, находящихся в церковном распоряжении. Великим отлучением, анафемой, поражают только за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Великое отлучение заключается в совершенном исключении преступника из Церкви. Но и анафема все-таки не утрачивает характера врачевания, ибо она не является неотменяемой карой. Если анафемагствованный грешник раскается в содеянных им преступлениях, то он не может быть жестокосердно отвергнут Церковью. Особый вид церковного наказания — это лишение церковного погребения за самоубийство, совершенное намеренно, в здравом уме, а не в безумном состоянии или в беспамятстве. По отношению к духовным лицам применяются особого рода наказания. Эти наказания нала:аются на провинившихся или за нарушение ими своих служебных обязанностей, или за грехи и преступления, общие у клириков с мирянами. Два главных канонических наказания для духовных лиц — извержение из сана и запрещение свн-щеннослужения — параллельны двум основным прещениям по отношению к мирянам — анафеме и малому отлучению. Самое тяжкое наказание для духовного лица — извержение из сана. По святым канонам оно налагается за те преаупления, за которые .миряне подвергаются отлучению от Святых Тайн. Лишение сана определяется раз навсегда. Согласно 3 правилу Василия Великого, священный сан, раз снятый, не может бьттп возвращен. В дисциплинарной практике Русской Православной Церкви запрещение в священнослужении получило широкое распространение. По русским церковным законам запрещение в священнослужении могло быть связано с отречением от места и низведением священников и диаконов на должность причетников (на должность только, но без лишения сана), либо оно производилось без отрешения от места, но с возложением епитимий при монастыре или при своей приходской церкви на определенный срок. Длительность этого срока либо прямо указывалась, либо чаще не оговаривалась, и значит, епитимия продолжалась до конечного исправления осужденного. Запрещение может налагаться на клирикон всех степеней, в том числе и на архиереев, высшей властью поместной Церкви. Запрещение

\364\

священнодействия налагается за сравнительно легкие преступления: против должностных обязанностей, против блаючиния, за нанесение каких-либо обид словом.

Церковное, или каноническое, право сыграло огромную историческую роль в процессе формирования современных европейских правовых систем. По существу, церковное право стало первой общеевропейской наднациональной системой права. Институты и правовые процедуры, порожденные ею, опередив национальное правовое регулирование по времени своего появления, легли в основу сформировавшихся позднее национальных правовых систем Европы,

Церковное право, являясь частью комплексного, собирательного явления — права корпоративного, остается совершенно самостоятельной правовой системой в рамках церкви.

\365\

Литература

АбариновВ. Тотем и табу. 2005 // http://www.grani.ru/Polilics/World/ US/Us_po!ilies/m.91174.html.

Лбдул Кави Юссф С. М. «Плата за кровь» в обычном праве племен Йа-фи (в сопоставлении с горцами Кавказа) // Обычай, символ, власть. М.: Инсгшу! Африки РАН, 2010.

АбдуллаевК, От «тирании кузенов» к единению и развитию. http:/Avww.knyazev.org/bibliao/tiran_smits.pdf.

Абрамян А. А. Мифы о начале и проблема первого табу // Этнокультурные процессы в современных и традиционных обществах. М., 1979.

Авенариус Т, Жертва неписаного закона. Крестный отец Санкт-Петербурга пошб за нарушение воровского закона. 2007 // http://matloso. flybb.ru/archive/o_t/t_157/view_previous/index.html.

Александров В. А. Обычное право крепостной деревни России XVIII — начала XIX века. М.: Наука, 1984.

Алексеев Н. Н. Основы философии Ирана, СПб.: Лань, 1999.

Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М, 2001.

Алексееве. С. Общая теория нрава. Т. 1. М., 1981.

Аллен Т. От «неформальных секторов» к «реальным экономикам» Африки // Неформальная экономика. Россия и мир. М.: Логос, 1999.

Андреева Л. Д. Религия и власть в России. М.: Ладомир, 2001.

Анохин А. П. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности. М., 1949.

Аристотель. Политика; Сочинения. Т. 4. М., 1983.

Артемов В, Суды над животными // Всеукраинский журнал «Мгарскш колоколъ», 2008. http://www.mgarsky-monastcry.org/ kolokoi.php.

АртемоваО. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине, М: Наука, 1987.

Артхашастра. Пер. текста В, И. Кольянова. М, 1950.

Архангельский С. Ф., Шпигель М. Л. Китабская волость. Кашка-Дарьинская область УзССР // Современный кишлак Средней Азии, Вып. 3. Ташкент, 1926.

Афанасьев А. Н. Древо жизни. М.: Современник, 1983.

Ачебе Ч. Стрела бога. М„ 1979.

БаальЕ. Г. В конфликте с законом // По неписаным законам улицы. М., 1991.

Ьайбурин А. К. Рн п ал в традиционной культуре. Л„ 1993

\366\

Байниязов Р. С. Правосознание и российский правовой менталитет// Працоведс-ние, 2000. № 2.

Баранов В. М. О теневом праве // Новая правовая мысль. 2002. № 1.

Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций: В 3 ч. СПб.: БГТУ, 2004.

Баглер У. Э. Русское право к 1800 году глазами иностранцев: некоторые размышления // Вестник Московского Университета. Серия 11: Право. 1996. № 3.

Белкин А. А. Обычаи и обыкновения в государственном праве// Правоведение. 1998. Nfi 1.

Белов В. Лад// Избранные произведения. Т. 3. М., 1984.

Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства, М., 1879.

Бенда-Ьекманн К. Правовой плюрализм // Человек и право: Книга о летней школе по юридической антропологии. М., 1999.

Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

Берман Г. Дж. Западная теория права. Эпоха формирования. М., 1998.

Бидни Д. Культурная динамика и поиски истоков // Антология исследований культуры. Т. 1.

БлаговолинС. Тейповое и родовое сознание чеченцев. 5 июня 2009. http://traditio.ru/wiki.

Блуд на Руси. М.: Колокол-Пресс, 1997.

Боас Ф. Ум первобы i ного человека. Госиз, 1926.

Бобровников В. О. Теория и практика правового плюрализма для Северного Кавказа XIX-XX вв. Юридическая антропология. Закон и жизнь. М: Стратегия, 2000.

Бобровников В. О. Шариагские суды на Северном Кавказе // Отечественные записки. 2003. № 5.

Большая энциклопедия / Под ред. С. Н. Южакова. Т. 15: Право. СПб., 1904.

Бонгард-Левин Г. М„ Антоном К. А., Котовский Г. Г. История Индии. М.: Мысль, 1973.

Вотяков Ю. М. Аяаман. Социально-экономические аспекты института набега у туркмен (середина XIX— первая половина XX в.). МАЭ РАН. СПб., 2002.

БотяковЮ. М. Институт насилия в политической культуре туркмен; традиция и современность// Антропология насилия. СПб.: Паука, 2001.

Бочаров В. В. Антропологическая наука и общество // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 1 (а).

Бочаров В. В. Антропология возраста. СПбГУ, 2000 (б).

\367\

Бочаров В. В. Антрополошя насилия // Антропология насилия, СПб.: Наука, 2001(6).

Бочаров В. В. Власть. Традиции. Управление. Попытка этноисюриче-ского анализа политических культур современных государств Тропической Африки. М., 1992.

Бочаров В. В. Российская класть в антропологической перспективе // Полис. 2011, №6 (г).

Бочаров В. В. Интеллигенция и насилие. Антропологический аспект // Антропология насилия. СПб.: Наука, 2001 (а).

Бочаров В. В, Правосознание и закон: о г Африки к России // Манифестация; Учебно-теоретический журнал ленинградской школы африканистики. СП61У, 2001 (в).

Бочаров В. В. Обычное право собственности и «криминальное государство» в России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 4.

Бочаров В. В. Власть и время в культуре общества // Антропология власти. Власть в антропологическом дискурсе: Хрестоматия по политической антропологии. СПбГУ, 2006 (а).

Бочаров В, В. Истоки власти // Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии. Т. 1. СПбГУ, 2006 (б).

Бочаров В.В. Политическая антропология как наука // Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии. Т, 1. СПбГУ, 2006 (в).

Бочаров В. В. Россия: молодость против старости? Антропологический аспект // Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии. Т.1. СПбГУ, 2006 (г).

Бочаров В. В. Символы власти или власть символов // Антропология власти; Хрестоматия по политической антропологии. Т, 1, СПбГУ, 2006 (д).

Бочаров В. В. Иррациональность и власть в политической культуре России // Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии. Т. 2. СПбГУ, 2007 (а).

Бочаров В. В. Колониализм: общественный и культурный процессы// Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии. Т.2. СПбГУ, 2007 (б).

Бочаров В. В. О культурно-психологических истоках русского тоталитаризма // Антропология власти; Хрестоматия по политической антропологии. Т. 2. СПбГУ, 2007 (в).

Бочаров В. В. Россия: Культура против Цивилизации // Социологический диагноз культуры российского общества. СПб., 2008.

Бочаров В. В. Об истоках "правового нигилизма» на Востоке (и в Рос-сии)//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 13: Востоковедение, африканистика, 2009.

\368\

Бочаров В. В. Россия: «правовой нигилизм» и «неписаный закон» (постановка проблемы) // Российское общество в современных цивилизаци-онных процессах (IV Всероссийская конференция по истории российской социологии). СПб.: Ингерсоцис, 2010.

Бочаров В. В. Антропология, социология и востоковедение // Введение в востоковедение. СПб.: Каро, 2011 (а).

Бочаров В. В. Право на Востоке // Введение в востоковедение. СПб.: Каро, 2011 (б).

Бочаров Б. В. Экономика Востока в антропологической перспективе //Введение в востоковедение. СПб.: Каро, 2011 (в).

Бочаров В. В., Рябикин А. И. Обычное право собственности в российском политическом дискурсе в периоды реформирования отношений собственности на землю // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 1.

Бочаров В. В. Женщина как ресурс мужской власти // Теория и методология архаики. Лидерство в архаике: условия и формы проявления. СПб.;МАЭРАН,2011(д).

Брайан 1 А. Зулусский народ до прихода европейцев. М., 1953.

Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. М., 1998.

Брандт Г. Права женщин и тендерные стереотипы в России. Екатеринбург, 2000. www.prof. msu.ru/publ/con t"/conf29.htm.

Б ром лей Ю. В. Этнос и этнография. М.,1973.

Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. М.: Политиздат, 1990.

Бутовская М. Л. Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы. М., 1999.

Быт великорусских крестьян-землепашце в: Описание материалов этнографического бюро князя В. Н. Тенишева. На примере Владимирской губернии. СПб.: Издательство Европейского Дома, 1993.

Бэрроу А. М. Амулеты, духи: магия и народные поверья как элементы обычного права среди подростков Лос-Анжелеса // Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах. М., 1997.

В администрации Нижневартовска выявили кумоцство и признаки коррупции. http://wwv.ura.ru/content/khanti/02-07-2010/news/ 1052116295. html.

В чем заключается несправедливость чак называемого старчества в РПЦ МП // Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева. Православный раздел. http://kuraev.ru/smf/mdex.php?topic=340272. msg4175663#msg4175663.

Валеев Д. Обычное право и начальные этапы его генезиса // Правоведение. 1974. №6.

Васильев Л. С. Традиции и проблема социального прогресса в истории Китая // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.

Васильева Л. Кремлевские жены. М., 1992.

\369\

Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб.: Издательство Юридического института, 1999.

Венгеров А, Ь. Теория государства и право; Учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2000.

Беременно В. А. Семья в обход закона // Военно-исторический журнал. 2006. № 3. http://www.mil.nj/viz-03-06-55-59.pdf.

Бертлиб Е. Русское or Загоскина до Шукшина. СПб., 1992.

Верховный Совет СССР / Очи, ред. М. П. Георгадзе. М„ 1975.

Виноградов П. Г. Очерки по общей теории права. СПб., 1915.

Виноградова Е. Месть семьи страшнее, чем тюрьма // СПИД-ИНФО. 2000. № 8.

Владимирский-Буданов М, Ф. Обзор истории русского права. СПб., 1907.

Власова И.В. Община и обычное право у русских крестьян Северного Приуралья (XVII-XIX вв.) // Русские: семейный и общественный быт, М., 1989.

ВласенкоЛ. Н. О неписаных законах // Белые азиаты Прибайкалья. http://www.irkcao.ru/stat/stat204.html.

Вундт В. Миф и религия. СПб., 1911.

Выготский Л. С., Лурия А, Р. Этюды по истории поведения. Госиз., 1930.

Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983,

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

Вышинский А. Я. Вопросы теории государства и права. М.: Госюриз-дат, 1949.

Гам баров Ю. С. Курс гражданского права. Т. 1. Часть общая. СПб., 1911.

ГаланзаП. П. Истрия государства и права зарубежных стран. М., 1961.

Гегель. Философия права. Соч. Т. VII. М., 1934.

Геодакян В. А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола: Онтогенетическая и филогенетическая пластичность // Журнал общей биологии. 1974. Т. 35. № 3.

Геодакян В. А. Половой диморфизм и «отцовский эффект» // Журнал общей биологии. 1981. Т. 42. № 6.

Геодакян В. А. Роль пола в передаче и преобразовании генетической информации // ППИ. 1965. Т, 1. №1.

Геодакян В. А. Эволюционная роль разделения на два пола с точки зрения кибернетики // Наука и жизнь. 1966. № 3.

ГердерИ. Г. Избранные сочинения. М.;Л.: Издательство худ. лит., 1959.

Гиренко II. М. К диалектике пола в структуре первичного социума // Антропология власти: Хрссюматия по политической антропологии. СП6ГУ.2006.'ГЛ.

\370\

Гиренко Н. М. Социология племени. Л,: I [аука, 1991.

Грот Л. П.. Алгебра родства и практика призвания правителя «со стороны» в европейской истории // Алгебра родства, МАЭ РАН, 2009. Вып. 12.

Гофман А. И. Социальная антропология Марселя Мосса. 1996. http://www,ecsocman.edu.m/data/657/651/1219/goffman-mause-stat-l.doc.

Грачева Г. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л.: Наука, 1983.

Гримм Д. К вопросу о понятии и источнике обязательности юридических норм. СПб, 1896.

Губерман И. Прогулки вокруг барака. М.: Эксмо, 2003.

Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. № 1,

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.

Гуревич А, Я. Право и обычай // Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Избр. труды. Т. 2. ЦГНИЙ РАН. 1999,

Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Гусев Л. Модернизирующийся трайбализм. АПН. 2005. h tip: / / www. apn,k7./publications/article76.htm.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1967.

Давид Р. Различные концепции общественного порядка и права // Отечественные записки. 2003. № 2. http://magazines.russ.ru/oz/2003/2/ 2003_2_28-pr.html.

Даль В, Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М„ 1978.

ДамешекЛ. М., Труфанов М. П., Щапова Л. В. История Усть-Ордынского бурятского автономного округа. М., 1995.

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., 1988.

Дженикс Э. Происхождение верховной власти. СПб., 1907.

Дмитриев С. В. Практика разорения могил в политической культуре тюрко-монгольских кочевников // Антропология насилия. СПБ.: Наука, 2001.

Диасамидзе Г. И. Убийство на почве кровной мести по Советском)' уголовному праву (по материалам Аджарской АССР). Дисс... канд. юрид. наук, 12.00.08. Свердловск, 1974.

Дигесты Юстиниана / Пер. И. С. Перетерского. М., 1984. С. 33-34.

Дидро Д. Добавления к «Путешествию» Бугенвиля // Избр. атеистич. произв. М.: Изд. АН СССР, 1956.

Доброе А. С. Правотворчество без законодателя // Иваново-Вознесенский юрид. вестник. 2001. № 5.

\371\

Дольник В. Вышли мы все из природы: Веседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М: Linka Press, 1998.

Домострой. СПб.: Наука, S994 (Литературные памятники). h ftp: // www .pereplet.ru/hist-mgu/Etext/domostr.htni

Дридзо А, Д. Братство по кораблю как вариант псевдородства // Алгебра родства. МАЭ РАН. СПб., 2005.

Думанов X. М., Першиц А, И. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2000. № 1.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.

Еллинек Г, Общее учение о государстве. СПб., 1903,1994.

Елпатьевский С. Я. Воспоминания за пятьдесят лет. Уфа, 1984.

Ефименко А. Я. Исследования народной жизни. М., 1884. Вып. 1

Ефимова Е. С. Субкультура тюрьмы: Современный городской фольклор. М., 2003.

Желобовский А. И. Семья по воззрениям русского народа. Воронеж, 1892.

Жидков О. А„ Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Ч. 2. М., 1998.

Загоскин Н. П. История права русского народа. Т. 1. Казань, 1899.

Законы Many. М.: Юрист, 1960.

Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. М.: Наука, 1992.

Землепользование эвенов и эвенков в Сибири // Обычное право и правовой плюрализм в развивающихся обществах. XI Международный Конгресс ИЭА РАН. М., 1997.

Зюков А. М. Кровная месть: внеправовой обычай и государственно-правовая политика. Владимир, 2009.

Иванов В. В., Топоров В. Н. О языке древнего славянского права (к анализу ключевых терминов) // Славянское языкознание. VIII Международный съезд славистов. М., 1978.

Ивутин Д. Удастся ли японским ИТ спастись от краха? // CNews. Япония, 2007. http://biz,cnews.ru/revicws

Иеродиакон Николай Сахаров. Учение архимандрита Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова) // Журнал Института богословия и философии. СПб., 2001. № 10.

Илле А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ), СПб., 1999.

Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т. 3. Ч. 1, СПб., 1902.

\372\

История государства и права России; Учебник для вузов / Под ред. С. А. Чибиряева. 1998. nttp://www.gumer.info/bibliotek_BLiks/Pravo/

lstPrav/45.php.

История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова. Ч, 1. М.: ВЕК, 1999.

Кабонье Ж. Юридическая социология. М„ 1986.

Кавелин В. Д. Взгляд на юридический быт древней России // Современник. 1847. Т. 1.

Каганович Л. М. Памятные записки. Вагирус, 2003. http://www.pseu-dology.org/Kaganovich/index.htm.

Кадзоев Н.Д. История разшгшя судебной системы Ингушешм. Назрань, 2006.

Калачев Н. Б. О значении Кормчей в системе древнего русского права / ЧОИДР, 1847. №3.

Калиновская К. П. Возрастные группы народов Восточной Африки. Л.,

1976.

Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди? http://old.polit.ru/documents/492230.html.

Карасевич П. Л. Гражданское обычное право Франции в историческом его разцитии. М„ 1875.

Карачайлы И. Статьи и очерки. Вопросы атеистической работы и борьбы с пережитками. Черкесск, 1984.

Карнаухов С., Малькевич Т., Олимниева И., Паченков О., Соловьева 3., Титаев К., Титов В., Черемных Н. Неформальная экономика лесопользования в Иркутской области: социологический ракурс // Лесной бюллетень. № 28. Июнь 2005. http://www.forebt.ru/rus/bul)etin/28/4.ritm.

Карпов Ю. Ю. Женский лик Кавказа // Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии. СПбГУ, 2006. т. 1.

Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология XX века М., 1995.

Качоровский К. Р. Народное право. М., 1906.

Кашелкин А. Б., Овчинский В. С. По неписаным законам улицы... // По неписаным законам улицы. М., 1991.

Киндрова Л. В ритмах Черной Африки, М., 1985.

Кистяковский Б. А. В защиту права//Вехи. М., 1991.

Кистяковский Б. А. Социальные науки и право (очерки по методологии социальных наук и общей теории права). М., 1916.

Клейн Л.С. История антропологических учений. Лекции, прочитанные на этнологическом отделении Европейского университета СПб. в 1995-1998 гг. Ншпубл.

Ключевский В. О. Курс русской истории. СПб., 1904. Ч. 4.

Клятвы и их функции в криминальных кругах: Клятвы в криминальных группах, http://crimmalnaya.ru/publ/122-l-0-l 114.

\373\

Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон. Т. 1, 2 (а, б). СПб., 1886.

Ковлер А. И. Антропология права и правовой плюрализм. 2002, w w w.] ига п t. г и / ги / р и Ы i с at i on s/ re i n dee r_d isc / о 1 en/ ko v! e r. h t m 1.

Ковлер Д. И. Антропология права, М.: Норма, 2001,

Кознова И. Е. Крестьянские представления о земельной собственности; история и современность // Собственность в XX счолетип. К 80-летию академика В. А. Виноградова. М., 2001,

Колесников Е. В. Обычай как источник советского государстве иного права //Правоведение. 1989. № 4.

Колмыков II. символизм права вообще и русского в особенности. СПб., 1839,

Колоницкий В, И, Антибуржуазная пропаганда и «антибуржуазное» сознание // Отечественная история, 1994. № 121.

Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.

Конецкий В. Не уйти мне от политики // Смена. 10 июля 1991.

Контарини А. Рассказ о путешествии в Москву в 1476-1477 гг. // Россия глазами иностранцев в XV-XVII вв. Л., 1986.

Кончаловский А. «Непотизм» как кадровая политика// http://pcak.ru/ works/publication5/2008/03/20/pub!ications_ll.htmi.

Коростовцев М. А., Кацнельсон И. С., Кузинщин В. И. Хрестоматия по истории Древнего Востока в 2-х частях, М., 1980.

Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914,

Косвен М. О. Преступление и наказание в до государстве ином обществе. М.;Л., 1925.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей. 1873-1888. Кн.1. Вып.1-3.

Кочакова Н. Б, Понятие «раннее государство». Раннее государство и вождество // Антропология власти. Политическая культура и политические процессы. Т. 2. 2007.

Крадин Н. Н, Вождество по данным археологии и этнологии // Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии. СПбГУ, 2007. Т. 2.

Крадин Н. Н. Кочевые общества. Владивосток: Дальнаука, 1992.

Крадин Н. Н. Половое неравенство // Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии. СПбГУ, 2006. Т. 1.

Краснов П, Н, На внутреннем фронте // Архив русской революции. Т. 1. Берлин, 1921.

Крашенинникова Н. А. Индусское право, история и современность. М., 1988.

Кром М. М. Историческая антропология. СПб., 2000.

Крылов А. Б. Постсоветская Абхазия. Традиции. Религия. Люди. М., 2000,

\374\

Ксенофонтова Н. А. Женщина как действующее яйцо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии. СПбГУ, 2006. Т. 1.

Куббель Л, Е. Древнейшее сообщение о соправлении брата и сестры у африканских народов // Советская Этнография. 1960. № 6.

Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М.: Юристъ, 1995.

Кулагин М. И. Предпринимательство и право: Опыт Запада // Классики российской цивилистики. Избранные чруды, М., 1997.

Кулик С. Ф. Африка — по следам событий. М,, 1983.

Куликов В. Н. Психология внушения. Иваново, 1978.

Кычанов Е. И. Ли и право // Этика и ригуал в традиционном Китае. М., 1988.

Лазарев В. В. Всемирная история государства и права. М.: Юрист,

1996.

Левенстим А. А Суеверие в его отношении к уголовному праву // Журнал министерства юстиции. 1909.

Летурно III. Эволюция рабства. Типография т-ва И. Д.Сытина, 1897.

Лившиц Р, Теория права. М.: БЕК, 1994. htlp://www.kursach.coin/ biblio/0010008/03.htm,

Ломакина И. Б. Обычное право; институциональный аспект. СПб.:

Астерион,2005.

ЛомброзоЧ. Женщина преступница и проститутка http://lib.ru/ DPEOPLE/LOMBROZO/women.txt). Combe et Tamisier. Voyage en Abyssinie. 1839, V.2. P.116.

Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах// Природа. М., 1969. N«11.

Луковская Д. И. Социологическое направление во французской теории

права. Л., 1972.

Лукреций Т. О природе вещей. М.; Л.: Художественная литература,

Лурня А. Р. Об историческом развитии познавательных, процессов. М.,

1974.

Лыткина Т. С. Трансформация семьи и домашнего хозяйства. Опыт социо-эт но логического описания жизни табасаранцев // Социс. 2008. № 5. http://www.ecsocman.edu.ru/image4/pubs/2009/01/12/0000327054/

Lytkina_ 14.pdf.

Максимове. Сибирь и катор: а//Избранное. М., 1981.

Малиновский Б. Научные принципы и методы культурного изменения // Антология исследований культуры. Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1997.

Мальцев Г. В. Очерк теории обычая и обычного права // Обычное право в России: проблемы теории и практики. Ростов-н/Д., 1999,

\375\

Мальцев Г. В. Социальные «снования права. М.: Норма, 2006. Марков Б. В, Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997.

Маркс К. Капитал // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25. Ч. 1, Маркс К. Критика Готской Программы // Маркс К. и Энгельс Ф.. Со­чинения. Т. 19. Изд-с 2.

Марксистско-ленинская общая теория государства и права: В 4 т. Т. 1: Основные инсти гуты и понятия, М„ 1970.

Медведев поддержал идею создания Совета старейшин на Северном Кавказе // Взгляд. 2010. http://vz.rU/news/2010/5/19/403371.htnil.

Мсйер Д. Русское фажданское право, СПб., 1861.

Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

Мисюгин В, М., Чернецов С. Б. -История галла» как эти о исторически и источник // Africana. 1978. Вып. XI.

Мисюгин В. М. Становление цивилизаций. СПб., 1998.

Монтень М. Опыты. В 3-х кн. Изд. 2-е АН СССР. Л., 1958.

Мор дои ц А. Ю. Юридическое мышление в контексте сравнительного правоведения: культурантропологические проблемы // Правоведение. 2003. № 2.

Морошкин Ф. Об Уложении и последующем его развитии. М., 1839.

Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по соци­альной антропологии. М.: Восточная литература, 1996.

Муромцев С. А. Очерки общей теории гражданского права. Ч 1. М., 1877.

Муромцев Г. О некоторых особенностях традиционного права в развивающихся странах Азии и Африки // Советское государство и право. 1989. Хе 6.

Мэн Г. Древнее право. СПб., 1873.

Мэн Г. Древний закон и обычай. М., 1884.

Найшуль В. А. Обычное право и судебная либерализация. 20. 02. 1994, http://www.libertanurn.ru/Iibertarium/!_libnaul_judlib.

Найшуль В. А. Либерализм, обычные права и .экономические ре­формы // Институт свободы. Московский либертариум. Библиотечка Либертариума. Октябрь 1991 г. http://www.libertarium.ru.

Нерсесянц В. С. Предисловие к «Юридической антропологии» Н. Рулана. М.: Норма, 1998.

Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современ­ного правосознания. М., 1996.

Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев П. И. Соч. М., 1995.

Новикова Н. И. Договор в культуре обских угров // Homo Juridicus. ИЭА РАН. 1997.

\376\

Новикова Н.И Прикладная антропология как научное направление // Антропология социальных перемен. М., РОССПЭН, 2011.

Нуреев Р. М. Периферия мирового хозяйства: проблемы догоняю­щего развития // Вестник Ростовского университет. 2004. Т. 2. № 4.

Ольдерогге Д. А. Иерархия родовых структур и типы болынесемей-ных домашних общин // Социальная организация народов Азии и Аф­рики. М., 1975.

Омаров М. Трайбализм как зеркало кыргызской политики, или Фе­номен трайбализма у кыргызов. 01:00 03.07.2007. http://www.centrasia.ru/ newsA,php?st=l 183410000.

Основной закон ФРГ // Современные зарубежные конституции: Сборник документов. М„ 1996.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 3, Ч. 2. Л.; М., 1951.

Панеш Э, Традиции в политической культуре народов Северного Кавказа // Этнические аспекты власти. СПбГУ, 1995. С. 3-13.

Партийная этика: Дискуссии 20-х гг, М„ 1989.

Партия регионов поощряет кумовство, если речь идет о «талантли­вых людях». 22.06.2010. http://wvw.rupor.info/news-politika/2010/06/22/ partija-regionov-pooshhrjaet-kumovstvo-esli-rech-i.

ПахманС. В. Обычное гражданское право в России. М.: Зерцало, 2003.

Первая сессия Верховного Сонета СССР: Стенограф, отчет. М., 1938.

Первая сессия Верховного Совета СССР (одиннадцатый созыв). М.,

1984.

Першиц А. И., Смирнова Я. С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа // Общественные науки и современность 1998. № 1.

Песражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1907.

Петражицикий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.

Плахов В. Д. Традиция и общество. Опыт философско-социо-лотческого исследования. М., 1982.

Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974.

ПолснинаС. В. Права женщин в системе прав человека; Междуна­родный и национальный аспект / Институт государства и права. М., 2000. http://owl.ru/win/books/polenina/index.htm.

ПоляковА. В. Петербургская школа философии права // Правове­дение. 2000. № 2.

Попов В. A. Shipmates или корабельные братья // Алгебра родства. Вып. 12. СПб., 2009.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1978.

Правила поведения среди "правильных пацанов». 2007. http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?artideID=1744.

\377\

Права женщин в исламе // Почему ислам? 2008. www.whyislam.ru.

Право // Большая энциклопедия. Под ред. С. Н. Южакова. Т. 15. СПб., 1904.

Пронников R. А., Ладанов И. Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. М., 1996.

Путешествия Христофора Колумба, Дневники, письма, документы. М.: Географгиз, 1950.

ПыляевМ. И. Старое житие. СПб.: Книга, 1990.

Радзинский Э. Кровь и призраки русской смуты. М.: Вагриус, 1999.

Разгон Л. Непридуманное, М., 1989.

Рамазанов Т. Б. Проблемы преступности в Республике Дагестан: теория и практика: Дис... д-ра юрид. наук: 12.00.08. М., 2003.

Ранний ислам // Васильев Л. С. История Востока / Восток в средне­вековье. М.: Высшая школа. 1994.

Регельсбергер Ф. Общее учение о праве. М, 1897.

Регламент Верховного Совета СССР от 19 апреля 1979 г. // Ведомо­сти Верховного Совета СССР, 1979. № 17.

Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 2003.

Решетов А. М, Об употреблении вокативных терминов родства в по­вседневном быту русских // Алгебра родства. Вып. 1. СПб., 1995. С. 218-230.

Рис Н. Тендерные стереотипы в российском обществе: взгляд амери­канского этнографа // Этнографическое обозрение. 1994.•№ 5. С. 44-45; 49-50.

Ровный В. В. Обычай в частном праве. Научное издание, Иркутский университет. 2004.

Родственники, свояки и друзья: семья или коллектив? // Кадры пред­приятия. 2003. №7. http://WWw.kapr.rU/articles/2003/7/479.html,

Розанов В. В. Мимолетное. 1925 год// Русская идея. М., 1992.

Розас А. Обычное право: от «всемирного» в европейской системе к «ре­гиональному» во всемирной системе // Фольклорное право (Очерки тео­рии и практики неписанного права). Нью-Йорк; Лондон, 1994.

Розенкампф. Обозрение Кормчей книги в историческом виде, М„ 1829.

Розин В. М. Юридическое мышление. Алматы, 2000.

Романенко Е. В. Повседневная жизнь русского средневекового мона­стыря. М.: Мол. гвардия, 2002.

Романов П. В. Социальная антропология организаций. Саратов, 1999. Романова Е. Н. Устное право народа Саха: обычай «произнесенного слова» // Человек и право. М., 1999.

Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1983.

Рубин В, А. Идеология в культурах Древнего Китая. М., 1970.

\378\

Рубин Г. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола, Систе­ма родства (о ролы сексуальности в превращении обезьяны в человека). От­вратительный и драгоценный товар // Антропология влаои: Хрестоматия по политической антропологии. СПбГУ, 2006. Т, I,

Рулап Н. Юридическая антропология. М.: Норма, 1999.

Савнньи Ф. К. Обязательственное право // Пер. с нем. В. Фукс. М., 1876.

Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 1999,

Самойлов Л. Путешествие в перевернутый мир // Нева. 1990, № 4.

Самоквасов Д. Я. История русского права. Т. 1. Вып. 1. Варшава, 1878.

Свод законов Российской империи. Т. X, Ч. I. СПб., 1857.

Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М„ 1974.

СелюковФ. Т, Обычное право: основные понятия, структуры, функ­ции, методы изучения. М„ 1991.

Селюков Ф. Т. Происхождение действующего права. М., 1997.

Семенов Ю. И. Обычное право в доклассовом обществе // Обычное право Сибири. М., 1997.

Семенов ГО. И. Отношения между полами в праобщине поздних па­леоантропов: производственные половы<

Наши рекомендации