Основные принципы ведения публичных выступлений

Ø Планируйте выступление в соответствии с нуждами, заботами и интересами Вашей аудитории

Ø Основывайте свои слова на том, чему Вы научились в ученической преемственности

Ø Делайте изложение простым. Делайте его коротким… настолько простым и коротким, насколько это возможно, чтобы должным образом осветить тему

Ø Поддерживайте контакт глаз с аудиторией

Ø Используйте умеренную и естественную жестикуляцию. Избегайте случайных, отвлекающих, нервных движений

Ø Говорите, исходя из своего собственного опыта и реализации

Ø Избегайте неуместных подробностей личного характера

Порядок проведения лекции:

Ø Изучите стих, значение слов, перевод и комментарий заранее. Если Вы регулярно читаете книги и следуете практике преданного служения, то стих обязательно найдете отклик в Вашем сердце. Когда преданный духовно продвигается, у него всегда есть, что сказать на тему Сознания Кришны, поделиться своими реализациями. Даже если стих вначале кажется сложным, если изучить его заранее, то через какое-то время Кришна подскажет, что о нем можно сказать.

В соответствии с правилами этикета, если к стиху нет коментария Шрилы Прабхупады, то следует взять несколько стихов – вплоть до того, к которому коментарий имеется, и давать лекцию по последнему.

Ø Как лектор, Вы являетесь представителем Шрилы Вьясадевы, поэтому Вам следует занять почетное место, называемое вьясасаной. Как правило, это или место на возвышении, или, по крайней мере, какой то особый коврик на полу. Вьясасана обязывает человека, ее занимающего, быть внимательным, чтобы представлять Шрилу Вьясадеву должным образом.

Ø Перед началом, следует спеть бхаджан Джайа Радха Мадхава Бхактивинода Тхакура. Шримад Бхагаватам от своего первого стиха до последнего посвящены прославлению Кришны и Шримати Радхарани. Поэтому, этот бхаджан настраивает нас на соответствющий лад. Во время пения следует медитировать на то, что когда этот бхаджан пели Бхактивинода Тхакур, Шрила Прабхупада и другие возвышенные преданные, они действительно описывали в нем то, что открывалось перед их глазами.

джая радха-мадхава кунджа-бихари
гопи-джана-валлабха гири-вара-дхари
яшода-нандана, браджа-джана-ранджана
ямуна-тира-вана-чари

"Кришна – возлюбленный Радхи. Он являет Свои любовные игры в рощах Вриндавана. Он – возлюбленный пастушек Враджа, Он поднял огромную гору Говардхана. Любимый сын Яшоды и радость обитателей Враджа, Он бродит в лесах по берегам Ямуны." (ноты – во внедренном файле)

Ø После этого следует произнести молитвы према-дхвани в сокращенном варианте (слова в конце каждой из молитв произносятся всеми вместе).

джая ом вишну-пада парамахамса паривраджакачарья аштоттара-шата шри шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ки – джая!

Слава ачарье Ом Вишну-пада 108 Триданди Госвами А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который странствует повсюду, проповедуя славу Господа Хари, и на ходится на высочайшем уровне санньясы.

Основатель-ачарья ИСККОН А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабухпада ки – джая!

Слава Основателю-ачарье ИСККОН А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде!

гаура-премананде – хари-хари бол!

Воспевайте имена "Хари! Хари!" в экстазе чайтанья-премы.

Слава всем собравшимся преданным!(3 раза) – Харе Кришна

Слава Шри-Шри Гуру-Гауранге! (все произносят эти слова три раза и приносят поклоны духовному учителю)

Ø Выразите почтение Господу Кришне, со сложенными руками три раза произнеся мантру Ом намо бхагавате васудевайа (каждый раз аудитория повтояет ее вслед за Вами)

Ø Вместе с аудиторией прочитайте санскрит стиха: сперва пословно, затем построчно – по меньшей мере три раза. Затем пригласите прочитать стих преданным, сидящим в аудитории и повторите его еще несколько раз

Ø Прочитайте вместе с аудиторией значение слов

Ø Прочитайте перевод и комментарий

Ø Прочитайте молитвы Мангала-чаранам (аудитория может повторять их одновременно с Вами, если знает)

ом агьяна-тимирандхасйа гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед своим духовным учителем, который открыл мне глаза, факелом знания рассеяв мрак невежества.

шри-чаитанья-мано-‘бхиштхам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, начавший в этом материальном мире движение, призванное осуществить желание Господа Чайтаньи, даст мне прибежище у своих лотосных стоп?

ванде ‘хам шри гурох шри-йута-пада-камалам шри-гурун ваишнавамш ча
шри-рупам саграджатам сахагана-рагхунатханвитам там-садживам

саадваитам савадхутам париджана-сахитам кришна-чаитанйа-девам
шри-радха-кришна-падан сахагана-лалита-шри-вишакханвитамш ча

В глубоком почтениии склоняюсь я к лотосным стопам своего духовного учителя и всех наставников, ведущих меня по пути преданого служения. Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами – Шриле Рупе Госвами, Шриле Санатане Госвами, Рагхунатху дасу Госвами и Дживе Госвами – и всем их последователям. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Адвайтой Ачарьей Прабху, Шри Нитьяняндой Прабху, Шри Чайтаньей Махапрабху и Его преданным, во главе со Шривасой Тхакуром. И наконец, я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам Господа Кришны, Шримати Радхарани и всех гопи во главе с Лалитой и Вишакхой.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.

намас те сарасвате деве гаура-вани прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты.

хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те

О Кришна, о океан милости! Ты – источник творения и друг всех страждущих. Ты – повелитель пастухов и возлюбленный гопи, из которых Радхарани наиболее дорога Тебе. В глубоком почтении я склоняюсь перед Тобой.

тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прийе

Я выражаю свое почтение царице Врандавана, Радхарани, чья кожа цветом подобна расплавленному золоту. Ты, о дочь царя Вришабхану, очень дорога Господу Кришне.

ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Они исполнены сострадания к обусловленным падшим душам и подобны древу желаний, которое может исполнить любое желание.

(джайа) шри-кришна-чаитанья прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Ø Дайте лекцию по стиху и комментарию продолжительностью до 30 минут. Следует обратить внимание, чтобы, насколько возможно, лекция включала следующие элементы:

1. Тему, согласованную с темой стиха и комментария

2. Цитаты на санскрите, включая некоторые термины из «значения слов»

3. Истории из писаний

4. Ссылки на недавние, местные или имеющие отношение к теме события

5. Юмор

6. Личные реализации и опыт

7. Примеры, основывающиеся на числах (такие как, «четыре вида страданий»)

8. Прославление санкиртаны, проповеди или повторения святых имен

9. Ссылки на Шрилу Прабхупаду и других ачарьев

10. Итог лекции со ссылками на стих

Ø Пригласите аудиторию задавать вопросы (около 10 мин.) Отвечая на вопрос, сперва дайте иной конкретный ответ, а затем объясните, почему. Отвечайте коротко.

Ø Закончите лекцию, принеся поклоны Шриле Прабхупаде

Ошибки, которых следует избегать:

Ø Следует избегать превращения лекции по Шримад Бхагаватам в ишта-гоштхи. Ишта-гоштхи призваны для того, чтобы в доверительной беседе обсуждать текущие практические духовные и производственные проблемы в храме. Напротив, лекции по Бхагватам, хотя и должны быть связаны с сегодняшней реалией, призваны обсуждать вечные истины.

Ø Следует избегать духа «Мы» и «Они». Вместо этого следует проповедовать дух одной семьи, единства в различии.

Ø Следует избегать перехода на личности – как с упоминанием имен, так и без. Индивидуальные трудности, которые могут испытывать отдельные преданные – это тема для индивидуальной беседы, на которую имеют право лишь их духовные учителя, кураторы и другие старшие преданные, обладающие подобным статусом и пользующиеся их доверием.

Ø Следует избегать чрезмерного подчеркивания негативного. Вместо этого следует больший акцент делать на проповеди позитивной альтернативы.

Ø Следует избегать тем, способных вызвать противостояние в аудитории. Вместо этого следует сосредотачваться на тех духовных аспектов, которые нас объединяют.

Ø Следует избегать грубых слов; утверждений, достоверность которых сомнительна; коментариев на темы, в которых Вы не компетентны; призывов, которые могут рассматриваться как антиконституционные или противозаконные.

Ø Следует избегать эмоциональных дебатов во время вопросов и ответов. Вместо этого следует поблагодарить за горячий интерес к проблеме и перенести дискуссию на потом.

Задание 50. Каковы пять аспектов служения Шримад Бхагаватам?

Задание 51. Поделитесь собственными реализациями в отношении ценности чтения и слушания Шримад Бхагаватам

Задание 52. Что означает "слушать с восторженным вниманием"? Был ли у Вас такой личный опыт?

Задание 53. Как следует неправильно задавать вопросы после лекции?

Задание 54. Что следует и чего не следует делать, когда Вы даете лекцию по Шримад Бхагаватам?

Почитание прасада

Слава Кришна-прасада

Почитание прасада – это, несомненно, один из главных методов преданного служения, который обожают все преданные. Сознание Кришны даже в шутку называют "кухонной религией". Отказавшись от мяса и других продуктов в стихии невежества, преданный буквально тонет в буквально океане нектарного кришна-прасада. Как мы знаем, – это остатки пищи, предложенной к Господу, что в буквальном переводе означает “милость Господа.” Кришна-прасад неотличен от Самого Кришны, и мы оказываем почтение Кришне в форме прасада, раздавая его и вкушая его.

Прасад непосредственно с подноса, предложенного Кришне, называется маха-прасадом или "сверхмилостью". Хотя нет никакой разницы между прасадом и махапрасадом, маха-прасад особенно дорог преданным, так как напоминает им об особенной связи с Господом. Это дело трансцендентных сентиментов. Подобным образом, остатки прасада, который вкусил духовный учитель или чистый преданный, называют маха-маха-прасадом или "сверх-сверх-милостью". Маха-маха-прасад обладает особым могуществом, которое просто даже невозможно описать. Вот история из Чайтанья-чаритамриты (Анья 16), описывающая могущество маха-маха-прасада:

"... Вместе со всеми Бенгальскими преданными [в Джаганнатха-пури, где Господь Чайтанья провел последние восемнадцать лет своих проявленных игр] пришел один человек по имени Калидаса. Он никогда не произносил ничего, кроме святого имени Кришны. Калидаса был очень продвинутым преданным, однако вместе с тем очень простым и добрым. Занимаясь повседневными делами, он постоянно повторял имя Кришны. Он повторял Харе Кришна имена, даже когда в шутку бросал кости [ЯНД – в шутку!!! Шрила Прабхупада в комментарии предостерегает, чтобы не иммитировали].

На протяжении всей жизни, и даже в старости он старался вкушать остатки пищи после Вайшнавов. Калидаса вкусил остатки пищи после всех Вайшнавов в Бенгалии. Он приходил ко всем Вайшнавам из брахманических семей, будь они неофитами или продвинутыми преданными, и приносил им в дар первоклассные блюда. Затем он просил остатки пищи после этих Вайшнавов, а если ему отказывали, он прятался неподалеку. После того, как Вайшнавы заканчивали вкушать прасад, они выбрасывали тарелки и листья, после чего Калидаса выходил из укрытия и облизывал их. Он также навещал с подарками дома Вайшнавов, родившихся в семьях шудр, и вкушал остатки их пищи подобным же образом.

В то время жил один преданный по имени Джаду Тхакур, принадлежавший к касте бхунимали. Калидаса отправился к нему, взяв с собой плоды манго. Калидаса вручил ему манго и принес почтительные поклоны. После этого он также принес почтительные поклоны супруге Тхакура. Когда Калидаса пришел к Джаде Тхакуру, он увидел его сидящим рядом с женой, и Джаду Тхакур также принес поклоны Калидасу.

Побеседовав с Калидасом, Джаду Тхакур обратился к нему со следующими приятными словами: "Я принадлежу к низкой касте, а ты мой почтенный гость. Как я могу служить тебе? Если позволишь, я могу послать немного продуктов в дом брахмана, и ты сможешь вкусить там прасада. Этим ты доставишь мне большое удовольствие."

Калидаса ответил: "Мой дорогой господин, пожалуйста, даруй мне свою милость. Я пришел увидеть тебя, несмотря на то что я очень падший и греховный. Я очистился, просто увидев тебя. Я очень обязан тебе, ибо моя жизнь теперь увенчалась успехом. Мой дорогой господин, у меня есть одно желание. Пожалуйста, возложи свои стопы мне на голову, чтобы ее коснулась пыль с твоих стоп."

Джаду Тхакур ответил: "Не пристало тебе обращаться ко мне с подобными просьбами. Я принадлежу к семье из очень низкой касты, в то время как ты из богатой и почтенной семьи."

Тогда Калидаса произнес несколько стихов, чем очень обрадовал Джаду Тхакура.

"Даже если человек очень эрудирован и прекрасно знает священные писания, если он не занят чистым преданным служением, он не является Моим преданным. Но если человек, рожденный в семье собакоедов, занят чистым преданным служением, не имея никаких корыстных мотивов кармы или гьяны, он очень дорого Мне. Ему следует оказывать всяческое почтение и принимать все, что он дает, ибо такой преданный является столь же достойным поклонения, что и Я"

"Человек может родиться в брахманической семьи и обладать всеми двенадцатью брахманическими качествами, но если несмотря на все это он не предан лотосным стопам Господа Кришны, чей пупок подобен лотосу, его невозможно даже сравнить с чандалом, который посвятил свой ум, слова, деяния, богаство и жизнь служению Господу. Просто того, чтобы родиться в брахманической семье или обладать всеми брахманическими качестваи, не достаточно. Необходимо стать чистым преданным Господа. Если шва-пача или чандала является преданным, он освобождает не только себя, но и всю свою семью, в то время как брахмана, не являющийся преданным, но просто обладающий брахманическими качествами, не в силах очистить даже самого себя, что уж говорить об его семье."

"Мой дорогой Господь, тот, на чьих устах всегда звучит Твое святое Имя, более велик, чем инициированный брахмана. Хотя он может быть рожденным в семье собакоедов, и таким образом по мирским меркам считаться низшим из людей, он, тем не менее, достоин прославления. Таково удивительное могущество воспевания святого имени Господа. Следует понимать, что если человек воспевает святое имя Господа, он уже совершил все возможные аскезы. Он изучил все Веды, он совершил все великие жертвоприношения, рекомендованные в Ведах, он уже совершил омовение во всех святых местах паломничества, и именно он в действительности является Арьяном".

Услышав все эти стихи из Шримад Бхагаватам, Джаду Тхакур ответил: "Да, это все верно, ибо это вердикт шастр. Однако, это верно в случае того, кто на самом деле продвинут в преданности Кришне. Возможно другие находятся на таком уровне, но я не имею такой духовной силы. Я принадлежу к низкой касте, и у меня нет ни крошки преданности Кришне."

Тогда Калидаса вновь принес поклоны Джаду Тхакуру и попросил разрешения уйти и святой Джаду Тхакур пошел его проводить. Попрощавшись с Калидасом, Джаду Тхакур вернулся домой, оставив во многих местах на земле отпечатки своих следов. Калидаса осыпал все свое тело пылью с этих отпечатков. Затем он спрятался неподалеку от дома Джаду Тхакура.

Вернувшись домой, Калидаса увидел манго, принесенные Калидасом. Он предложил их в уме Кришна-чандре. Затем жена Джаду Тхакура достала их из банановых листьев и коры, в которую они были завернуты, и предложила Джаду Тхакуру, который начал есть и обсасывать эти плоды. Поев, он оставил косточки на тарелке, после чего, покормив муж, вкусила его жена. Закончив, она завернула косточки в банановую кору, и выкинула в мусорную яму.

Калидаса облизал эту кору и косточки, в полном ликовании от экстатической любви. Подобным образом он вкусил остатки пищи после всех Вайшнавов Бенгалии.

Когда Калидаса пришел в Джаганнатха Пури, Нилачалу, Шри Чайтанья Махпрабху даровал ему огромную милость. Шри Чайтанья Махпрабху ежедневно посещал храм Господа Джаганнатхи, и в это время Его сопровождал Его личный слуга Говинда, который нес с собой горшок с водой. У северной стороны ворот Симха-двары, за самими воротами, находятся двадцать две ступени, ведущие к храму, и у подножия этих ступеней находится канава с водой. Шри Чайтанья Махапрабху омывал стопы в этой канаве, а затем входил в храм получить даршан Господа Джаганнатхи. Шри Чайтанья строго настрого приказал Говинде следить за тем, чтобы никто не касался воды, омывей Его стопы. Из-за этого указания, ни одно живое существо не могло получить этой чаранамриты. Однако некоторые из Его близких преданных все-таки ухитрялись сделать это.

Однажды, когда Шри Чайтанья Махапрабху омывал Свои стопы, к этому месту подошел Калидаса и протянул ладони, чтобы набрать этой воды. Калидаса выпил одну пригорошню, затем вторую, затем третью, после чего Шри Чайтанья Махапрабху остановил его: "Больше не делай этого. Я и так исполнил твое желание, насколько это было возможно."

Шри Чайтанья Махпрабху – самая возвышенная, всеведущая Верховная Личность Бога, и поэтому Он знал, что Калидас в глубине своего седца хранил абсолютную веру в Вайшнавов. Из-за этого его качества Шри Чайтанья Махапрабху удовлил его желания, пролив на него милость, недоступную больше никому...

...Принеся поклоны Господу Нрисимхадеве, Шри Чайтанья посетил храм Господа Джаганнатхи. Затем Он вернулся домой, совершил свои дневные обязанности, и затем принял обед. Калидаса стоял за дверьми, ожидая остатков пищи от Шри Чайтаньи Махапрабху. Зная это, Махапрабху подал знак Говинде. Говинда понимал все знаки Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому он немедленно отнес остатки пищи Шри Чайтаньи Махапрабху Калидасу.

Принятие остатков пищи после Вайшнавов настолько неоценимо, что это побудило Шри Чайтанью Махапрабху пролить Свою непревзойденную милость. Поэтому, оставив всяческую неприязнь и колебания, старайтесь вкушать остатки пищи Вайшнавов, ибо так вы сможете достичь желанной цели жизни. Остатки пищи, предложенной Господу, называются маха-прасадом. После того, как маха-прасад вкушает преданный, они возвышаются до уровня маха-маха-прасада.

Пыль с лотосных стоп преданного, вода после омовения стоп преданного, и остатки пищи после преданного – это три чрезвычайно могущественных вещи. Служа этим трем вещам, человек обретает наивысшую цель – экстатическую любовь к Кришне. Это вновь и вновь провозглашается во всех явленных писаниях. Поэтому, мои дорогие преданные, послушайте меня, ибо я настаиваю на этом вновь и вновь: пожалуйста храните веру в эти три вещи, и без колебаний служите им. Благодаря этим трем вещам человек обретает высшую цель жизни – экстатическую любовь к Кришне. И сам Калидаса – живое доказательство этому."

Наши рекомендации