Треугольник спасения в нуклеарной семье

Треугольник спасения представлен в классическом, ба­нальном семейном сценарии: отец — Преследователь, мать — Спаситель, а дети — Жертвы. Когда члены семьи меняются ролями, отец становится Жертвой матери, ког­да она преследует его за то, что он обижает детей; мать становится Жертвой детей, когда они пользуются ее доб­ротой. Позже дети спасают мать, когда отец пытается побить ее, и т. д. По мере того как дети растут, они накап­ливают раздражение за то, что из них делали Жертв, и начинают преследовать родителей. Чем сильнее роди­тели преследовали и спасали своих детей, тем сильнее бу­дет отдача. Дети из среднего класса, например, в отмест­ку приносят из школы плохие отметки, отказываются работать, становятся наркоманами или попадают в тюрь­му. Дети знают, что самое ужасное для их родителей — это ситуация, когда их дети арестованы и их, родителей, унижают полиция, прокурор и судья. Дети, которых родители «достали» своим спасением, часто получают удовольствие от ареста, потому что так им удается заста­вить родителей, полицию, судью и всех взрослых, вклю­ченных в ситуацию, выглядеть круглыми дураками. Эта игра называется «Гордый и Возвышенный» и служит для того, чтобы дать отпрыску возможность отыграться (из депрессивной позиции) за преследование и спасание взрослыми.

Менее драматичны, но более часты ситуации, в кото­рых родители спасают своих детей по следующим причи­нам.

У разведенных супругов часто бывает чувство вины за свою неадекватность в качестве родителей, которое под­талкивает их к чрезмерной опеке и недостаточной требо­вательности по отношению к своим детям. Они также недооценивают возможности своих детей и поэтому не ждут от них многого.

Ожидания родителей относительно детей сконцент­рированы на школьной успеваемости, то есть на подго­товке новой рабочей силы для рынка труда, поэтому они не требуют от детей ничего, кроме дисциплины и хоро­ших оценок, которые отбирают почти всю энергию детей. Родители готовят новых работников, которых будут эк­сплуатировать индустрия и коммерция, так же как фер­меры откармливают скот на убой, с той только разницей, что родители не получают от этого никакого дохода, кро­ме чувства гордости за то, что их сын — работяга, а дочь — примерная домохозяйка.

Главное, что усваивают дети в результате такого вос­питания, — это три роли треугольника спасения: Спаси­тель, Преследователь и Жертва. Усвоение этих ролей го­товит их к участию во властной иерархии, где каждый че­ловек по положению выше кого-то одного и ниже кого-то другого.

Пока ребенок растет, он накапливает богатый опыт исполнения роли Жертвы (или низшего по званию). Мало кому нравится такая роль. Кроме того, треугольник спасения не предполагает равенства между людьми: в нем они могут быть только выше или ниже друг друга. Поэто­му после долгого нахождения в положении Жертвы мы с удовольствием осуществляем власть над другими в роли Спасителя или Преследователя.

Наблюдая за тем, как родители спасают и преследуют нас, мы учимся на их примере делать то же самое. Кроме того, нас вдохновляют мифы о значимости Спасителя (добрый самаритянин) и Преследователя («Пожалеешь розги — испортишь ребенка»).

Три роли

Спаситель

Особенно неадекватно в нашем обществе представление о роли Спасителя. Щедрость, самоотдача, бессребрени-чество и даже сотрудничество как часть этого мифиче­ского образа поощряются. Поощряется альтруистичное поведение даже с теми людьми, которые обманывают нас, с теми, кто ведет себя эгоистично и несправедливо. Эта доктрина облегчает эксплуатацию рабочих и «маленьких людей» политиками и сверхбогатыми, так как требует от тех, кто «снизу», проявлять добрую волю, желание по­мочь, трудолюбие и другие качества, удобные для тех, кто «сверху».

Матери и жены особенно плохо понимают, насколько оскорбительным и ненужным бывает спасение. Им все­гда внушали, что отказ от исполнения роли Спасителя губителен для Жертвы (на самом деле наоборот). Спасе­ние считается не вредоносным актом (каковым оно на самом деле является), а проявлением альтруизма, щедро­сти и желания помочь. Причина такого положения дел — в том, что женщин приучают к роли бесплатной рабочей силы, которая предназначена для облегчения участи мужчин.

Женам алкоголиков часто бывает трудно принять, что их самопожертвование, готовность терпеть и все прощать не помогают их мужьям, а вредят им.

Роль Спасителя «спасает» того, кто ее принял, от по­ложения Жертвы и создает у него ощущение собствен­ной значимости и силы, но это ее единственное преиму­щество. Свою значимость можно повысить, и став Пре­следователем, хотя эта роль поощряется меньше. Чтобы быть Преследователем, нужно получить специальное раз­решение.

Преследователь

Роль Преследователя неизбежно приходит после того, как сыграны роли Жертвы и Спасителя. Любой, кто по­могает человеку, который не хочет помочь себе сам, рано или поздно рассердится на Жертву. Каждый раз, когда человек находится в позиции Жертвы, он прекрасно со­знает и свое приниженное положение, и то, что в этом положении его удерживает Спаситель, препятствуя лю­бым самостоятельным действиям со стороны Жертвы. Поэтому любой, кто некоторое время играл Жертву, в то время как его партнер спасал его, тоже рано или поздно разозлится. Следовательно, можно с уверенностью пред­сказать, что любая транзакция Спаситель—Жертва обя­зательно превратится в транзакцию Преследователь-Жертва.

Жертва

Есть Жертвы и жертвы. Жертва с маленькой буквы — это человек, который испытывает насилие со стороны дру­гого человека. Некоторые люди являются жертвами в чистом виде и не вносят никакого вклада в свое несчаст­ное положение. Например, тот, кого переехал грузовик или ограбили на улице, — настоящая жертва. Но, к сожа­лению, большинство ситуаций насилия содержат вклад со стороны внутренней Жертвы человека (так называемую виктимность), которая не дает человеку протесто­вать и сопротивляться несправедливости.

Когда одно лицо подвергается насилию со стороны другого лица, Жертва в жертве вступает в сговор с на­сильником: она игнорирует чувства, которые говорят ей, что над ней совершается насилие, и (или) не использует все свои ресурсы для того, чтобы выйти из своего поло­жения. Чтобы отличать ситуацию истинного насилия от ситуации, в которой часть жертвы находится в сговоре с агрессором, я буду называть настоящую жертву — жерт­вой, а жертву, которая вносит свой вклад в совершающе­еся насилие, — Жертвой (с прописной буквы).

Я хотел бы ввести аналогичное разделение для роли Спасителя. Настоящие спасители — пожарные или тело­хранители: они помогают настоящим жертвам. Главное различие между спасителем и Спасителем — в том, что спаситель ожидает успешного исхода своих действий, а Спаситель — неуспешного (и его ожидания, как прави­ло, бывают вознаграждены). Кроме того, жертвы благо­дарят своих спасителей, а Жертвы — преследуют.

Никому не нравится быть слабым и беспомощным, но иногда приятно расслабиться и позволить другим поза­ботиться о себе. Это вполне можно сделать на короткое время, не включаясь в игру «Спасение». Ощущать себя беспомощной Жертвой крайне неприятно, а когда ситу­ация усугубляется появлением Спасителя, становится еще хуже. Не важно, насколько слабым ты себя чувству­ешь, все равно хочется услышать, что ты не полностью бессилен. А когда тот, кто помогает нам, требует и ожи­дает от нас, что мы сделаем то, что можем сделать сами, это вселяет надежду и новые силы.

Любой человек раздражается, когда с ним обращают­ся как с беспомощным, особенно если он об этом не про­сил, а когда мы узнаем, что кто-то сделал для нас что-то, чего мы не хотели и о чем его не просили, мы чувствуем гнев и униженность.

Человек, который хочет выйти из позиции Жертвы может попросить, чтобы его не спасали, и вправе требо­вать честности от того, кто вызвался ему помочь. Часто такие просьбы приходится повторять снова и снова, ког­да перед тобой человек, который любит спасать и чув­ствует себя виноватым, когда не делает этого.

Психотерапия помогает эффективно справиться с бес­помощностью, выработанной длительным пребыванием в треугольнике спасения. Отказавшись от трех ролей, люди обнаруживают у себя новые способности, о су­ществовании которых они даже не подозревали. Жен­щины обнаруживают у себя логические способности, способность работать с механизмами, быстроту и силу движений. Мужчины становятся чувствительнее, эмоци­ональнее, заботливее. У них развиваются навыки рас­слабления, они впервые ощущают любовь и начинают на­слаждаться жизнью. Отбросив роли треугольника и ру­ководствуясь своим центром, мы приобретаем власть над своей жизнью и перестаем препятствовать в этом другим (см. гл. 19).

Наши рекомендации