Уверенность в рабочей обстановке

Работа. Источник человеческого достоинства. Орудие изменения мира. «Найдите работу, которая увлечет Вас», — говорят родители и наставники юношам и девушкам. Так мы превозносим работу.

Между тем, как показывают соответствующие исследования, люди неудовлетворенны недостаточностью влияния, которое они имеют на работе, а также недостаточностью морального вознаграждения. Например, очень трудно найти моральное вознаграждение в работе, если Вы многократно воспроизводите одно и то же действие.

Студенты всего мира поднимали голос протеста против системы «элитизма», то есть системы «школа — университет — работа». Но те же самые люди, когда они начинают работать, находят себя приспособившимися к системе, вознаграждающей конформизм и пассивность.

И все же на работе, как в быту, существуют возможности отстаивать свои интересы и влиять на ситуации. Конечно, Вы не измените мир, или даже свой офис, или предприятие, но Вы можете сохранить свое достоинство. Вы можете предотвратить те «маленькие убийства», которые угрожают Вашему собственному достоинству. Вы можете постоять за свои интересы и сохранить свою работу.

Конечно, существует риск. Мы знаем молодую женщину К., которая потеряла свою хорошо оплачиваемую работу, потому что пыталась возразить своему боссу, который несправедливо обошелся с ней. И, хотя возражения ее были высказаны в надлежащей форме, она была уволена. К. знала, что она рискует, и пошла на этот риск. К сожалению, босс не принял ее самоутверждающего поступка. По нашим наблюдениям, это — редкий случай.

Большинство руководителей с уважением относятся к тем сотрудникам, которые честно выражают свое согласие или несогласие в надлежащей — уверенной форме, не унижая при этом других и не ущемляя их интересов.

Аналогично, сотрудники с уважением относятся к тем своим руководителям, которые лишены высокомерия, не прибегают к унизительной тактике, критикуя подчиненных, и относятся к своим сотрудникам с должным уважением.

Очень часто мы встречаем руководителей, отгораживающихся высокомерием от своих подчиненных. Такие люди думают, что тактика «верховного надзирателя» заставит подчиненных лучше работать. Увы, обычно происходит обратное.

Если Вы — в роли менеджера, и решение конфликтов — основная Ваша забота, мы советуем Вам еще раз прочитать 10-ю главу, где, в частности, обсуждается применение аспекта самоутверждения в решении конфликтных ситуаций.

Проанализируем здесь некоторые примеры. (Щелкните на кнопке рядом с одной из альтернатив, чтобы прочитать комментарий)

"Работа после работы".

Вы и Ваш супруг сегодня вечером собирались пойти на премьеру спектакля, билеты на который были куплены предварительно, несколько дней тому назад. Сегодня Вы планировали уйти с работы вовремя. Однако в течение дня Ваш начальник дал Вам знать, что он хотел бы, чтобы Вы задержались сегодня на работе и поработали над специальным заданием сверхурочно.

Альтернативные реакции:

Вы ничего не говорите по поводу Ваших планов и соглашаетесь остаться.

Если Вы прореагируете таким образом, у Вас двойная проблема. Во-первых, Вы будете огорчены сами, а во-вторых, будет огорчен Ваш супруг. Ваш супруг будет огорчен не только тем, что не посмотрит премьеру спектакля, но и Вашим неумением защитить свои интересы. Часто мы слышим жалобы наподобие: «Ну, если я скажу что-нибудь, «поперек» своему боссу, я знаю, он уволит меня». Или: «Мой босс не поймет или не захочет понять мою точку зрения». Не гадайте, попытайтесь постоять за себя и защитить свои интересы.

Нервным, прерывающимся голосом Вы говорите своему начальнику: «Нет, я не останусь сегодня после работы!" — Потом Вы критикуете его за то, что он плохо планирует работу.

Плохо! Во-первых, говоря нервным, прерывающимся голосом. Вы заставляете собеседника приготовиться к «отпору». Во-вторых, если Вы критикуете босса, осуждая его метод работы, можете не сомневаться, что он еще больше «ощетинится». Лучше придерживаться факта, что у Вас важные планы на этот вечер. А о том, как он планирует работу, лучше поговорить специально, в другой раз.

Обращаясь к Вашему начальнику в твердом, но любезном тоне, Вы говорите ему о своих планах на вечер и о том, что, к сожалению, у Вас сегодня не будет возможности работать над специальным заданием.

Это правильный самоутверждающий ответ. Ваш твердый и любезный тон не дает повода к тому, чтобы собеседник рассердился и ответил Вам соответственно. Вы ясно изложили суть дела, только не испортьте положения, сказав: «Вы думаете, я все равно должна остаться?»

"Ошибка в работе".

Вы допустили ошибку в каком-то аспекте своей работы. Ваш руководитель обнаружил ее и дает Вам знать в, пожалуй, резком тоне, что Вы не должны были быть так беспечны.

Альтернативные реакции:

Вы смиренно извиняетесь и говорите, что Вы сожалеете, что это было глупо с Вашей стороны и что это никогда больше не повторится.

Когда Вы реагируете таким образом, то есть самоуничижительно, Вы как бы даете разрешение другому обходиться с Вами точно так же и в будущем. Если другие не знают, что Вы чувствуете, у них нет оснований изменить свое отношение к Вам.

Вы вспыхиваете и говорите, что он не имеет права критиковать Вашу работу, — он делает ошибки сам, — и Вы вполне в состоянии справиться с Вашей работой.

Реагируя таким образом. Вы провоцируете его (ее) к дальнейшим резким выпадам. Становясь воинственным(ой), Вы не решите Вашей проблемы. Вы только усугубите ее. Несмотря на то, что он (она) говорил(а) с Вами в резком тоне, лучше не отвечать ему (ей) тем же, а просто заметить, что Вам это не нравится.

Вы признаете, что сделали ошибку, говорите, что сожалеете об этом и в следующий раз будете более внимательны. Вы добавляете, что он (она) говорит в довольно резком тоне, и что Вы не видите необходимости в этом.

Ваш босс имеет право критиковать Вашу работу, но разговаривать с Вами должен в вежливом тоне. И еще: ничего плохого нет в том, что Вы признали свою ошибку. Это не делает Вас слабым человеком. Скорее, наоборот.

Опаздывающий.

Один из Ваших подчиненных в течение последних трех-четырех дней приходит на работу с опозданием.

Альтернативные реакции:

Про себя или в разговоре с другими Вы сетуете на это, но ничего не говорите тому, кто является причиной Вашего недовольства, каждый раз надеясь, что это больше не повторится.

Большинство из нас тратит слишком много времени, думая о проблемах, возникших между нами и другим человеком, обсуждая эти проблемы с другими. Мы тратим наше время, брюзжа, сетуя и сплетничая вместо того, чтобы предпринять положительные шаги в решении этой проблемы.

Вы говорите ему, что он не имеет права опаздывать, что, если он не будет приходить на работу вовремя, он будет уволен.

Здесь мы видим классический пример того, как человек осложняет свою жизнь. как только Вы почувствовали, что Вас беспокоит, что работник опаздывает, Вы должны прореагировать без промедления, иначе Вы накапливаете негативные эмоции и повышаете свой индекс агрессивности. Это проявляется в угрозах и запугивании.

Вы подходите к нему, и говорите, что в последние дни он приходит на работу с опозданием, и хотели бы знать причину. Если уважительная причина не названа, Вы говорите твердо, что он должен постараться приходить на работу вовремя. Если же причина окажется уважительной, Вы говорите, что он должен был прийти к Вам и объяснить ситуацию.

Интересуясь причиной опоздания Вашего сотрудника, Вы проявляете заботу о нем. Его ответ в любом случае позволяет Вам достойно прореагировать на создавшуюся ситуацию.

Наши рекомендации