Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 3 страница
Что | же | касается | , лжиподлости, вероломства, |
совершения | дел | напоказ, | коварства, обмана, алчности, |
привычки впадать в отчаяние, трусости, скупости, слабости, лени, смирения не перед Аллахом,предпочтение худшего лучшему и так далее — всё это является следствием низости
натуры и малодушия. | |||||
Если | говорить | о | похвальных | нравственных | |
качествах, | таких как терпение, храбрость, справедливость, | ||||
мужество, | целомудрие, отдаление от скверного, щедрость, | ||||
благоразумие, привычка | прощать, снисходительность, | ||||
выдержка, | альтруизм, | величие | души, | застав- | |
Основы порицаемых и похвальных нравственных качеств |
ляющее человека питать отвращение ко всякой низости,
скромность, | умение | довольствоваться | малым, |
правдивость, | искренность, | привычка отвечать на | добро |
таким же добром или чем-то лучшим , терпимость к ошибкам людей, привычка не заниматься тем, что тебя не касается, и здравие [чистота] сердца, то есть отсутствие у него названных и подобных им скверных
качеств, — все | эти | качества являются следствиями |
смирения и возвышенности устремлений. | ||
Всевышний | Аллах | сообщил, что земля бывает |
смиренной, а потом на неё проливается вода и она сотрясается и выводит из себя разные растения, одеваясь в свои радующие глаз украшения.Нечто подобное происходит и с сотворенным из земли [человеком], если к нему приходит содействие и помощь Всевышнего .
Если говорить об Огне, то его природа предполагает одолевание [поглощение] и порчу, но когда пламя потухает, оно становится ничтожнейшей и самой жалкой вещью на свете. Так же и сотворенный из него [Иблис]: он между возвышением [когда пламя горит и полыхает] и между подлостью и низостью[когда пламя стихает и затухает].
Скверные нравственные качества следуют за огнём и сотворенным из него, тогда как благие нравственные качества следуют за землёй и сотворенным из .неёИ тому, чьи устремления возвышенны, а душа — смиренна, присущи все прекрасные нравственные качества, а тому, чьи устремления низки, а душа непокорна, присущи все нравственные пороки.
Раздел
Чтобы достичь высшего объекта устремлений, необходимы возвышенные стремления и правильное намерение
ля достижения наивысшей цели[занятия Всевышним
вместо | того, чтобы | отвлекаться | на что-то | ] иное |
Анеобходимы возвышенные устремления и правильное | ||||
намерение, и у кого нет этого, тот не сможет достичь цели. | ||||
Когда устремления возвышенны, они связаны только с | ||||
Ним, и | если намерение | правильное,то | человек | будет |
следовать путём, ведущим к Нему. Намерение оставляет ему единственный путь, тогда как устремление оставляет ему единственный объект устремлений. И если у человека единственный путь и единственный объект устремлений, то его целью будет проделать этот путь, ведущий к Нему.
Если же устремления человека низки,они связаны с низкими вещами и не связаны с наивысшей целью[то есть с Всевышним Аллахом], и если намерение неправильно,то дорога, по которой идёт человек, не приведёт его к Нему.
Таким образом, главное — устремления раба Аллаха и его намерение, ибо они — объект его устремлений и его путь, и чтобы достичь желаемого,ему необходимо отказаться от трёх вещей.
Первая: обычаи, уставы и положения, созданные людьми.
Чтобы достичь высшего объекта устремлений........................... 323
Вторая: | требуется | устранить | препятствия,которые | ||||
мешают человеку иметь единственный объект устремлений и | |||||||
единственный путь и следовать этим путём. | |||||||
Третья: требуется разорвать сердечные привязанности, | |||||||
мешающие | ему | быть | привязанным | исключительно | к | ||
Всевышнему. | |||||||
Различия | [между | вторым | и | третьим | пунктами] | ||
заключается в том, что под препятствиями подразумеваются | |||||||
внешние обстоятельства, тогда как под привязанностями | |||||||
подразумеваются | привязанности | сердца— например, к |
дозволенному и так далее.
Основой всего этого является отказ от излишества, отвлекающего человека от его . целиПодразумевается излишество в еде, питье, сне и общении с людьми. Человек должен брать из всего этого то , что помогает ему в достижении его цели, и отвергать то, что мешает ему достичь этой цели или ослабляет его стремление к её достижению.
А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.
Раздел
Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда
Дин человек сказал | в его присутствии: «Я | не | |
Ожелаю быть одним из приверженцев правой стороны , а | |||
хочу быть одним из | ска- | ||
приближённых!» 'Абдуллах |
80 Имеется в виду разделение, упоминаемое, например, в словах Всевышнего: «Вы разделитесь на три группы . Те, которые
на правой стороне... Кто же те, которые на правой стороне? | ||||||||||
Те, которые на левой стороне... Кто же те, которые на левой | ||||||||||
стороне? | А | опередившие | остальных | в | совершении | |||||
благодеянии | опередят | остальных | в . РаюОни | будут | ||||||
приближёнными в Садах блаженства. Многие из них — из | ||||||||||
первых поколений, и немногие — из последних. Они буду г | ||||||||||
лежать | на | расшитых | ложах | друг | против, | друга | ||||
прислонившись. Вечно юные отроки будут обходить их с | ||||||||||
чашами, | кувшинами | и | кубками с родниковым | напитком | ||||||
[вином], | от которого не болит голова и не теряют рассудок, | |||||||||
с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое | ||||||||||
они желают . | Их | жёнами | будут | черноокие, | ||||||
большеглазые | девы, | подобные | сокрытым | жемчужинам. | ||||||
Таково воздаяние за , точто они совершали.Они не | ||||||||||
услышат там ни празднословия,ни греховных речей, а | ||||||||||
только слова: "Мир! Мир!" А те, которые на правой | ||||||||||
стороне... Кто же те, которые на правой стороне? Они | ||||||||||
пребудут | среди | лотосов, лишённых шипов, | под бананами | |||||||
[или акациями камеденосными] с висящими | рядами | |||||||||
плодами, в распростёртой тени, среди разлитых вод и | ||||||||||
многочисленных | фруктов, которые | не | кончаются | и | ||||||
доступны. | Они | будут | лежать | на | приподняты | |||||
Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда |
зал: «А здесь присутствует человек,который желал бы умереть и не воскреснуть»81. Он имел в виду себя.
Однажды он вышел по своим делам и люди последовали за ним. Он спросил: «Вам что-нибудь нужно?» Они ответили: «Нет, мы просто хотим идти вместе с тобой». Он же сказал:
«Возвращайтесь, ибо это унижение для следующего и искушение для того, за кем следуют».
Он также говорил: «Если бы вы знали обо мне то, что я сам знаю о себе, вы посыпали бы мне голову землёй!»
Он также говорил: «Прекрасны ненавистные — смерть и бедность! Клянусь Аллахом, богатство и бедность— для меня не важно, одним или другим я буду испытан. Я надеюсь на [милость] Аллаха в обоих случаях.Богатство помогает сочувствовать [нуждающимся и помогать им], а бедность воспитывает в человеке терпение».
'Абдуллах сказал: «Поистине, вы стоите на проходе ночей и дней, с уменьшающимся жизненным сроком и деяниями сохранёнными [записанными], а смерть приходит внезапно. И кто посеял благое,тот близок к пожинанию желаемого, а кто посеял зло,тот близок к пожинанию
ложах. Мы сотворим их заново и сделаем их девственницами, любящими и равными по возрасту. Это — для тех, кто на правой стороне, Многие из них — из первых поколений, и многие — из последних»(56:7-40).
81 Эти слова свидетельствуют о скромности 'Абдуллаха и о том, как сильно он боялся предстать перед Аллахом в Судный день , несмотря на то, что он был одним из ближайших сподвижников Пророка Щ, то есть относился к числу лучших людей после пророков и был известен своей праведностью и усердным поклонением Всевышнему и совершал множество благих дел.
326 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
сожаления. Каждый сеющий получит подобное тому,что посеял. И медлительный не упустит предопределённое ему из-за своей медлительности, и стремящийся не обретёт объект своих устремлений благодаря своему стремлению, если это не предопределено ему. Кому даровано благо, тому даровал его Аллах, и кто уберёгся от зла, того уберёг от него Аллах... Богобоязненные — господа, факыхи — предводители, а их собрания — добавление [блага]».
«Вот две вещи — руководство и слова: наилучшие слова —
слова Аллаха, а | наилучшее руководство— руководство | |||
Мухаммада. А | самые скверные | из дел— новшества | ||
[вносимые | в | религию]. Каждое | новшество | является |
нововведением. [Не отдаляйтесь же от Корана], а иначе со временем ваши сердца станут чёрствыми [как это произошло с сердцами людей Писания], и пусть не отвлекает вас надежда [от главного], ибо поистине, всё, что должно прийти
— близко, а далёкое — это то, что вообще не придёт. И поистине, несчастен тот, кто был несчастным ещё в утробе матери, и поистине, счастлив тот, для кого стало назиданием то, что случилось с другими.И поистине, сражение с мусульманином — неверие, а поношение его — нечестие, и не дозволено мусульманину покидать брата своего больше чем на три дня — [по прошествии трёх дней он должен ] поприветствовать его при встрече. И он должен принимать приглашение [своего брата по вере] и навещать его, если он заболеет. И поистине, ложь недопустима, ни когда человек говорит серьёзно, ни когда он говорит в шутку , ни когда человек обещает своему ребёнку что-нибудь,а потом не исполняет своё обещание.
Поистине, ложь ведёт к нечестию,а нечестие ведёт в Огонь. А правдивость ведёт к благочестию, благоче-
Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда |
стие ведёт в Рай. И поистине, о правдивом будет сказано: "Он был правдивым и благочестивым". А о лжеце будет
сказано: "Он | был лживым и нечестивым"Поистине, |
Мухаммад | рассказывал нам о том,что если человек |
придерживается правдивости, то в конце концов он будет записан у Аллаха как правдивейший. И если человек лжёт и лжёт, в конце концов он будет записан у Аллаха как отъявленный лжец».
«Поистине, самое правдивое повествование — Книга Аллаха, и самый крепкий узел— слово богобоязненности [свидетельство], и лучшая из вер — вера Ибрахима, а лучшая из сунн — Сунна Мухаммеда . Лучшее руководство— руководство пророков, а самая почётная речь— поминание Аллаха. Лучшая из историй — Коран, а лучшее в делах — исход их. Наихудшие из дел— новшества [вносимые в религию], и лучше то, чего мало, но достаточно, чем то, чего много и при этом оно отвлекает [от главного]. И спасение души лучше предводительства, с которым ты не справишься.
Наихудшие | оправдания — произносимые | перед смертью, а |
наихудшее | сожаление — сожаление | в Судный день. |
Наихудшее заблуждение — заблуждение, в которое впадает человек после того, как следовал прямым путём.Лучшее богатство — богатство души, а лучший запас— богобоязненность. Лучшее, что внушается сердцу, — твёрдая убеждённость, тогда как сомнения — от неверия. Наихудшая
слепота | — | слепота сердца, вино | — средоточие | греха, | ||
женщины — силки шайтана, юность — одно из ответвлений | ||||||
безумства, а громкое оплакивание покойных относится к | ||||||
деяниям | времён | невежества.Среди людей есть такие, | ||||
которые приходят на пятничную молитву не иначе как с | ||||||
опозданием | и | поминают | Аллаха | без | искренности. | |
Величайший | из | грехов— ложь. И | Аллах | снисходителен | ||
328 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
к тому, кто снисходителен к другим, и Аллах вознаграждает | |||||||||
того, кто сдерживает гнев. И Аллах прощает того,кто | |||||||||
прощает других. А тому, кто терпеливо переносит постигшее | |||||||||
его бедствие, Аллах | пошлёт | благой | исход.Наихудший | ||||||
способ добывать хлеб насущный— | ростовщичество, а | ||||||||
наихудшее пропитание — проедание | имущества | сироты. И | |||||||
поистине, достаточно любому из вас того, чего довольно для | |||||||||
души | его. | Ведь | человек [непременно] | попадёт | в [могилу | ||||
длиной | всего | ] в четыре | локтя, и | главное — | как | всё | |||
закончится. Самое важное в деле— его завершение и самая | |||||||||
почётная смерть — мученичество. Аллах непременно унизит | |||||||||
высокомерного, | а | тот, кто | ослушивается | Аллаха, | |||||
подчиняется шайтану. | |||||||||
«Носителя | Корана | должны | узнавать | по | его | ноч | |||
[посвящаемой | Корану], | когда | люди | спят,и | дню | ||||
[проводимому в посте], когда люди не постятся. Он должен | |||||||||
делать | это | посредством | печали | 82своей,когда | люди | ||||
радуются, и плача83, когда люди смеются, храня молчание, | |||||||||
когда люди ведут бесполезные разговоры,и оставаться | |||||||||
смиренным, когда люди гордятся и бахвалятся.Носитель | |||||||||
Корана | должен быть | плачущим,печальным, | мудрым, |
кротким и спокойным, и не следует носителю Корана быть чёрствым, небрежным, шумным, кричащим и гневливым».
«Кто превозносится над людьми, возвеличивая самого себя, того Аллах унизит, а кто проявляет скромность из смирения перед Аллахом, того Аллах возвысит».
Ведь он читает Коран и знает,какая участь постигла народ | ||
Нуха и народ Люта, адитов и самудян, а также многие другие | ||
народы. | ||
Он плачет из страха перед Аллахом. | ||
Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда |
«Бывает внушение ангела, а бывает внушение шайтана. Внушение ангела заключается в том, что он сулит человеку благо и побуждает его принять истину, и если увидите это, то восхваляйте Аллаха. А внушение шайтана заключается в том, что он сулит зло и побуждает считать истину ложью,и если увидите это, то просите защиты у Аллаха».
«Поистине, люди хорошо говорят, но счастливым будет лишь тот, чьи дела совпадают с его словами, а тот, чьи дела расходятся с его словами, пусть ругает самого себя».
«Поистине, я не люблю видеть праздного человека,не занятого ничем из дел мира этого или мира вечного».
«Поистине, тот, кого молитва не побуждает к одобряемому и не удерживает от порицаемого, только отдаляется от Аллаха посредством неё».
«К твёрдой убеждённости относится то, что ты не пытаешься | ||||
снискать довольство людей за счёт недовольства Аллаха,не | ||||
хвалишь | никого [из творений] | за удел, который посылает | ||
тебе Аллах, и не упрекаешь никого за то , чего Аллах не | ||||
даровал тебе, ибо поистине удел от Аллаха— не принесёт | ||||
тебе его стремление стремящегося и не лишит тебя его чьё-то | ||||
нежелание [видеть тебя получившим этот удел]. И поистине, | ||||
Аллах | по | Своей | беспристрастности,кротости | и |
справедливости сделал так, что твёрдая убеждённость и довольство несут в себе отдохновение и радость,тогда как сомнения и недовольство несут в себе тревоги и печали».
«Пока ты пребываешь в молитве,ты стучишься в двери Властелина. А стучащемуся в двери Властелина непременно откроют».
330 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
«Поистине, я считаю, что человек забывает знание, которое было у него, из-за совершаемых им грехов».
«Будьте источниками знания, светочами прямого пути, старайтесь не покидать дома свои и будьте звёздами в ночи. С новыми сердцами и в ветхой одежде— пусть знают вас в небесах, и пусть вы будете незаметными среди обитателей земли».
«Поистине, у сердца бывает периоды возбуждённости и
успокоения, | так | используйте | же их | в | период | ||
возбуждённости, | когда | они | устремляются | вперёд,и | |||
оставляйте | их | в | покое,когда | они | расслабляются | и | |
отступают». |
«Знание — это не множество переданного. Знание — это страх перед Аллахом».
«Поистине, вы видите, что неверующий относится к числу людей, у которых самые здоровые тела и самые больные сердца, тогда как верующий относится к числу людей с самыми здоровыми сердцами и с самыми больными телами. Клянусь Аллахом, если бы ваши сердца были больными,а тела здоровыми, то вы были бы ничтожнее пред Аллахом , чем жуки!»
«Раб Аллаха не постигнет суть веры до тех пор,пока не доберётся до её вершины, а он не доберётся до её вершины до тех пор, пока бедность не будет для человека желаннее богатства, скромность — желаннее почёта и пока он не
начнёт относиться к хвалящему его и порицающему его одинаково».
Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда |
«Поистине, бывает так, что человек выходит из дома своего вместе со своей религией,а возвращается без всего.Он приходит к человеку, не способному принести пользу ни ему, ни самому себе, и клянётся ему Аллахом: мол, ты такой-то и такой-то84. И он возвращается, не добившись желаемого, и вдобавок навлекает на себя недовольство Аллаха».
«Если бы я посмеялся над собакой,я опасался бы, что сам буду превращен в собаку».
«Грех — то, что внушает сердцу беспокойство».
«Шайтан связывает надежды[сбить человека с истинного пути] с любым взглядом».
«С каждой радостью — огорчение, и наполняясь радостью, любой дом вскоре наполняется слезами».
«Каждый из вас — гость в этом мире, а имущество его — нечто, взятое во временное пользование, и гость обязательно уедет, а имущество придётся вернуть».
«В конце времён появятся люди,наилучшим деянием которых будут взаимные упрёки , и называться они будут скверными».
«Если человек желает поступать справедливо по отношению к самому себе, пусть же он поступает с людьми так же,как он желает, чтобы поступали с ним».
84 Хваля его.
332 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
«Истина тяжела, но легко усваивается, а ложь — легка, но несёт болезнь. И бывает, что удовольствие оставляет после себя долгую печаль».
«Нет на земле ничего такого,что больше нуждалось бы в долгом заточении, чем язык».
«Когда | в | селении | появляется | прелюбодеяние |
ростовщичество, это признаки его скорой гибели». |
«Кто из вас сможет поместить сокровища свои на небеса, чтобы его не уничтожали черви и не могли достать воры, пусть так и сделает, ибо поистине, сердце человека — всегда с его сокровищами».
«Пусть никто из вас не связывает религию с каким-то
человеком, так что если тот уверует, то и он уверует, а если
тот будет неверующим, то и он будет неверующим. И если уж вам так необходимо брать с кого-то пример , то берите
пример с умерших, ибо поистине, живой подвержен искушениям».