Вези, пузи, сини сыновья бабы-яги

=Три сына Бабы-Яги: Вези - вяжет килу, Пузи - пузит ее, Сини - синит: судное дело 1728 г., Барсов 1893, 218 (ср. Баба-Яга®).

(1 упоминание.

( Имена их, вероятно, представляют собой онимизированные императивы (хотя не исключен и обратный вариант).

( Исцеляют:людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа).

ДОНСКОЙ, МОРСКОЙ, ВОДЯНОЙ ДЕДУШКА

= Дедушко Донской, дедушко Морской, дедушко водяной: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2733 (из контекста ясно, что все три воспринимаются как один персонаж). Ср. Донской царь®.

( 1 упоминание.

("Дедушкой"обычно эвфемистически называлидомового. Донской в таком случае может восходить к слегка искаженному в результате табуирования слову дом, превратившемуся в Дон. Ср. обычное обращение к домовому дедушка или дядя. С другой стороны, общий "водяной" ряд заставляет предполагать здесь все же водяного: перед нами своеобразная контаминация домового дедушки и морского царя. О последнем в русском фольклоре см.: Афанасьев 1868, т. 2, 211(213.

( Исцеляет людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

ДОНСКОЙ ЦАРЬ

= Чарь (т. е. 'царь') Донской, зверь морской, дедушка водяной: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2776. Ср. Донской, морской, водяной дедушка®.

( 1 упоминание.

(См. комментарий к Донской, морской, водяной дедушка®.

( Исцеляет людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

( Просьба дать водицы ключевой на уроки и пр.

ОТАМАНУШКО ДЕДУШКА ДОМОВОЙ

= Дедушка Отаманушко: Арх. г., Ефим. 2, 158.

(1 упоминание.

( Защищает:скот от всех несчастий.

РОМАН ДЕДУШКА, РОМАНОВНА БАБУШКА

=Дедушка Роман, бабушка Романовна: Волог. о., Адоньева, 19 (ср. Романушка, Доманушка® и др. подобные пары).

(1 упоминание.

( Об имени дедушки и бабушки см.: Романушка, Доманушка®.

( Защищают:скот от всех несчастий.

( Приговор при оставлении дворовому подарка - кусочка холста.

( Очевидно, дворовой с женой, практически отождествлявшийся с домовым.

РОМАНУШКА ДЕДУШКА, АТАМАНУШКА БАБУШКА

=Дедушка Романушка, бабушка Атаманушка: Арх. о., Адоньева, 34.

(1 упоминание.

( Об имени дедушки см.: Романушка, Доманушка®.

( В приговоре, когда приведешь в дом новую скотину.

( К дедушке обращаются с просьбой поить, кормить, гладить корову, не бить ее и не давать жене и детям делать этого.

( Очевидно, домовой и его жена.

РОМАНУШКА ДЕДУШКА, ДОМАНУШКА БАБУШКА ДОМОВЫЕ

= Домовые дедушка Романушка и бабушка Доманушка: Арх. о., Аст., 47-48 (ср. Романушка, Ософья Соломитьевна®).

(1 упоминание.

( Имя бабушки явно отсылает к слову дом, но и к христианскому имени Домна, а имя дедушки оказывается по сути тем же, но слегка замаскированным при помощи обычного для образования табуистических и заместительных (например, в загадках) номинаций изменения начального консонантизма. Ср. диал. нарицательное название домового на Русском Севере доможил, доможир и т. п. (напр., обращение дедушко-доможирушко в приговоре при входе в новый дом: Арх. о., Адоньева, 22), а также Домоведушка®.

( Защищают:скот от всех несчастий. Пускают во двор корову, опекают и холят ее, не дают обидеть.

( Очевидно, домовой и его жена.

РОМАНУШКА ДЕДУШКА, ОСОФЬЯ СОЛОМИТЬЕВНА БАБУШКА

= Дедушка Романушка, бабушка ОсофьяСоломитьевна: Арх. о., Адоньева, 38 (ср. Романушка, Доманушка®).

(1 упоминание.

( Об имени дедушки см.: Романушка, Доманушка®.

( Защищают:скот от всех несчастий.

( Очевидно, домовой и его жена.

ЧУДА ВОДЯНОЙ

=ЧудаВодяной: б. м., Сах., 22.

(1 упоминание.

( Исцеляет:людей от зубной боли.

( Берет больной зуб у заговаривающегося.

ПРОТИВНИКИ

ИРОД ЦАРЬ (ЕГО ЦАРИЦА СОЛОМИЯ)

= Царь Ирод: Арх. о., Майк., 133; МГУ-59, ФЭ-03: 3997 (12 Иродов); Ворон. г., Майк., 468; Забайк. о., Майк., 468; Костр. г., Вин. 1, 72-74; Вин. 2, 6-7; Новг. г., Гер., 164, 174; Попов, 239; Олон. г., Вин. 1, 31-32; Сарат. г., Майк., 467, 563; Свердл. о., Остр., 138; Тамб. г., Майк., 465-466; Яросл. г., Балов, 425-426; Бусл., 1596-1597; Попов, 236; б. м., Вохин, 490; Забыл., 313, 331, 359, 361; Cax., 23-25, 29; Тих. Лет. 4, 79; Тих. Пам., 352-353; Щапов, 56; Щуров, 164-167; "царица Ирода царя, во имя Соломiя", Влад. г., Майк., 437-438; Ирод-муж: Арх. о., Адоньева, 117.

( 38 упоминаний (1 раз Соломия).

( Вариантов имени не обнаружено.

( В большинстве случаев он не выполняет каких-либо функций, но несколько раз упомянут в функциях: вызвать (присушить) чью-либо любовь (в "черных" присушках) и защищает людей от врагов (мотив мертвеца). Ирод-муж помогает от ураза (ушиб, рана): как исчезают его жены, так бы и "это место". К Соломие обращаются в "черном" тексте с просьбой послать своих 12 дочерей-лихорадок® разбить и распилить белый Латырь® камень, чтобы "выпять" из него огонь для присушивания любви.

( Повелитель бесов, отец (брат, дядя) 12 лихорадок (Соломия - их мать). У Ирода-мужа 9 жен, количество которых постепенно уменьшается (исчезают по одной). Ворон, мешающий охотнику, ссылается "за синее море ко Ироду царю; там Ирод царь бьется, дерется, кровь проливает" (Майк., 133).

( Как указывал еще В. Мансикка (1909, 15), в народных представлениях в один образ соединились два Ирода: Ирод Великий, царь Иудейский, сын Антипатра, брат Саломии, погубивший 14 тысяч вифлеемских младенцев, и Ирод Антипа, его сын, тетрарх Галилеи и Пореи, отнявший у брата Филиппа его жену Иродиаду и казнивший из-за ее коварства Иоанна Крестителя. Кроме того, известны внук Ирода Великого Ирод Агриппа и сын последнего Ирод Агриппа II (см.: Солярский 1881, 88-92).

ПИЛАТ ИГЕМОН

=Бес ПилатИгемон: Яросл. г., Черепан., 81; почтенный демон ПилататИгемон: ркп. XVIII в., Тих. Лет. 3, 92-93.

( 2 упоминания.

(Титул игемон здесь явно воспринимается как имя собственное.

(Во втором тексте (черная присушка) во имя его и сатаны действует субъект заговора.

( Понтий Пилат, благодаря упоминаниям в Новом Завете и "Символе веры", стал в народных воззрениях полуфольклорным персонажем-злодеем, а то и, как мы видим, бесом, демоном. Ему может приписываться инициатива казни Христа (беседа автора со старообрядцем-липованином Измаильского р-на Одесской обл. летом 1991 г.).

ФИЛИПП БРАТ ИРОДА

= Филипп, брат Ирода: Сибирь, Гром., 92; б. м., Boxин, 490.

(2 упоминания.

( Без конкретных функций, но явный противник (отец 12 лихорадок).

(См.: Мф. 14. 3. Брат Ирода Антипы, тетрарха Галилеи и Пореи, отнявшего у него жену Иродиаду и казнившего из-за ее коварства Иоанна Крестителя. См.: Мф. 14. 1.-12.

АРХАН-ЦАРЬ

= Архан-царь: Арх. г., Ефим. 2, 202-203.

( 1 упоминание.

( Угрожает Руси.

(Находится на полном людей острове Яост®.

( Ср. упомянутую в одном из списков "Сна Богородицы" гору Архан: Волог. о., Адон., 29.

ИЗАР-ЦАРЬ

=Изар-царь: Енис. г., Красн., 74.

( 1 упоминание.

(Очевидно, трансформация Ирода, т. к. в том же тексте упомянуты его сестры-лихорадки Комухи Изаровны (судя по "отчеству", могли быть изначально дочерями).

( Исцеляет:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( В речке в улове долбленом - унимает своих сестер Комухов Изаровных.

КАЩЕЙ-ЯДУН

= Кащей-Ядун: б. м., Сах., 19.

( 1 упоминание.

( В сущности, обе части этой номинации именами собственными не являются (как и упомянутая в том же тексте "моргунья Русалка"), но приводятся здесь, поскольку могли восприниматься в народе как ИС. Учитывая ненадежность опубликованных Сахаровым текстов (он произвольно их редактировал), форма вообще вызывает сомнения.

(Может причинить вред путнику.

ЛИМАРЬ

=Враг Лимарь: б. м., Сах., 36.

( 1 упоминание.

( По Далю (т. 2, 252), лимарь - южн., зап. - 'шорник', то же значение слово лимар сохранило в современном украинском литературном языке. Учитывая ненадежность опубликованных Сахаровым текстов (он произвольно их редактировал), форма вообще вызывает сомнения.

( Грызет зубы - в заговоре от зубной скорби.

ПРОЧИЕ

Наши рекомендации