Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница
'Абдуллах сказал : «Никто из вас не должен быть приспособленцем!» Люди спросили: «А кто такой приспособленец?» Он ответил: «Это человек, который говорит: мол, я — с людьми, и если они будут следовать прямым путём, я тоже буду следовать прямым путём, а если они впадут в заблуждение,то и я впаду в заблуждение...
Пусть же любой из вас приучает себя не становиться неверующим, когда становятся неверующими другие люди!»
85 Иначе говоря, с тех, кто умер богобоязненным и праведным , поскольку живой человек изменчив , ибудучи праведным и богобоязненным сегодня, завтра он может уже не быть таковым.
Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда |
Один человек попросил его:«Научи меня кратким, но содержательным и полезным словам». Тот сказал в ответ: «Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварищей, иди за Кораном туда, куда он ведёт тебя, и принимай от того, кто пришёл к тебе с истиной, даже если он для тебя — чужой и ненавистный, и отвергай того, кто пришёл к тебе с ложным, даже если он для тебя — любимый и близкий».
«Приведут в Судный день раба Аллаха , и ему будет сказано: "Исполни же возложенное на тебя!" А он скажет: "Господи! Как же? Ведь мира этого больше нет!" Тогда возложенное на него представится ему на дне Геенны, и он спустится, возьмёт его, взвалит на своё плечо и начнёт подниматься вместе с ним наверх, и когда он уже решит, что сейчас выберется наружу,оно упадёт вниз, и он полетит за ним и будет лететь так вечно».
«Добивайся | присутствия [сосредоточенности] сердца |
своего в | трёх случаях:когда внимаешь Корану,на |
собраниях, на которых поминают Аллаха , и в часы уединения. И если не обнаружишь сердце[там, где оно
должно быть | в этих | случаях ], | то проси Аллаха | |||
облагодетельствовать | тебя, | даровав | тебе | сердце, | ибо | |
сердца у тебя нет». | ||||||
Аль-Джунайд | сказал: | «Я | зашёл | к | одному | молодому |
человеку, и он спросил меня о покаянии.Я ответил ему. Тогда он спросил о его истинной сути . Я сказал: "Она заключается в том, что грехи твои должны стоять у тебя
перед глазами до | самой твоей смерти"Он | сказал | мне: | ||
"Тише... Не в этом | заключается суть | покаяния" | Я | ||
спросил: "В | чём же тогда,по-твоему, | заключается | суть | ||
покаяния, о | юноша?" Тот ответил: "В | том, | чтобы | ты | |
334 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
забыл грех свой" И он оставил меня и ушёл. Один человек спросил: "О Абу-ль-Касим, что ты о нём думаешь?" Я ответил: "Всё так, как сказал этот молодой человек"Он спросил: "Как же это?" Я ответил: "Если я был в одном состоянии , а потом Он заставил
86 87
меня перейти из состояния чёрствости в состояние верности , то
моё вспоминание о чёрствости в состоянии верности будет чёрствостью88"».
Подразумевается состояние человека,совершившего грех: | ||||||
ослушиваясь Аллаха, он отдаляется от Него,создавая своим | ||||||
поступком | некую | отчуждённость,чёрствость | в | своих | ||
отношениях с Аллахом. | ||||||
Подразумевается состояние покорности Аллаху. | ||||||
То есть | не следует | вспоминать о грехе | после | искреннего | ||
покаяния, ведь когда согрешивший искренне раскаивается, Всевышний прощает его грех, стирая его.
Раздел
Искренность не может соединяться в одном сердце с любовью к похвале и стремлением к тому, что принадлежит другим людям
скренность | может | соединяться | в | одном | сердце | с | ||
Илюбовью к похвале и стремлением к, чтотому | ||||||||
принадлежит другим людям, лишь так, как соединяются вода | ||||||||
и огонь, и пустынная ящерица — с рыбой. | ||||||||
Если душа твоя побуждает тебя | к искренности,то | |||||||
сначала обратись к алчности своей и | зарежь | её | ножом | |||||
отчаяния, и обратись к похвалам и стань равнодушным к ним | ||||||||
так же, как влюблённые в мир этот равнодушны к миру | ||||||||
вечному. И если тебе удастся зарезать алчность и стать | ||||||||
равнодушным к похвалам и славе, то добиться искренности | ||||||||
будет для тебя легко. | ||||||||
Ты можешь спросить: что поможет мне расправиться с | ||||||||
алчностью и стать равнодушным к похвалам и славе? | ||||||||
Я отвечу: если говорить о расправе над алчностью, то в | ||||||||
этом тебе поможет твёрдая убеждённость в, чтом | ||||||||
сокровищницы со всем тем, что ты желаешь обрести, — в | ||||||||
руках одного лишь Аллаха, и никто другой не владеет ничем | ||||||||
из этого, и никто не дарует рабу Аллаха ничего из этого, | ||||||||
кроме Него. | ||||||||
Если | же говорить | о | равнодушии | к похвалам и славе, | ||||
то облегчить тебе его обретение может знание о ,томчто | ||||||||
ничья | похвала | не | принесёт тебе | пользы | и | -не | укра |
336 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
сит тебя и ничьё порицание не причинит тебе вреда и не
принесёт | тебе | позора,кроме | похвалы | и | порицания, |
исходящих | от Аллаха. Как сказал тот бедуин | Пророку : | |||
«Поистине, | похвала моя — украшение [для | хвалимого | |||
мною], а порицание моё — позор [для порицаемого мною]». | |||||
Пророк | ответил ему: «Это только для | Всевышнего | |||
Аллаха?89» [Ат-Тирмизи,№3267]. |
Будь же равнодушным к похвале тех , чья похвала не становится для тебя украшением, и к порицанию тех,чьё порицание не становится для тебя позором.И стремись к похвале Того, в Чьей похвале— всё украшение и в Чьём порицании — весь позор.
Однако ты никогда не сможешь осуществить это без терпения и твёрдой убеждённости,и если у тебя нет терпения и твёрдой убеждённости, то ты уподобишься тому, кто пожелал совершить путешествие по морю без судна.
Всевышний Аллах сказал: «Будь же терпелив, ведь
обещание Аллаха истинно. И пусть те, которые лишены убеждённости, не находят тебя легковесным[неотвращают тебя от религии]» (сура 30 «Румы», аят 60).
И Всевышний Аллах сказал: «Мы создали среди них
предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путём,поскольку они были терпеливы и убеждённо верили в Наши знамения»(сура
32 «Земной поклон», аят 24).
89 То есть только Аллах таков,что кого Он хвалит,тот действительно достоин похвалы, а кого Он порицает, тот действительно порицаем.
Раздел
Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного
аждый испытывает блаженство в соответствии со | |||
Ксвоей ценностью, стремлениями и благородством своей | |||
души. | |||
Обладатель | самой | благородной | , душисамых |
возвышенных устремлений и самой высокой ценности — тот, для кого блаженство заключается в познании Аллаха, любви к Нему, стремлении к встрече с Ним,а также в попытках снискать Его любовь посредством совершения того,что Он любит и что угодно Ему. Такой человек наслаждается своей устремлённостью к Нему и обращением на Него всего своего внимания.
Есть более низкие степени,число которых известно только Аллаху. Низшей же является степень того,кто находит для себя наслаждение в самых ничтожных вещах— в скверне и мерзостях, будь то слова или дела и занятия. И если такому человеку предложить , точем наслаждается
обладатель высшей степени, то душа его не позволит ему принять это и даже взглянуть в его сторону и, возможно, оно даже причинит ей боль.Точно так же, если первому предложить то, чем наслаждается этот, то душа его не позволит ему принять это и даже взглянуть в его сторону, и он будет испытывать к этому лишь отвращение.
338 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Самое полное наслаждение испытывает , тоткому
посчастливилось объединить наслаждение сердца и духа с
наслаждением | тела. | Он | испытывает | дозволенные |
наслаждения таким образом, что это не уменьшает его долю | ||||
в мире вечном | и не | лишает | его наслаждения,которое он |
получает от познания Господа, любви к Нему и ощущения близости к Нему. Такой человек относится к числу тех, о ком
Всевышний | Аллах | сказал: «Скажи: "Кто | запретил | |||
украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и | ||||||
прекрасный | удел?" | Скажи: "В земной | жизни | они | ||
предназначены | для | тех,кто уверовал, | а | в | День | |
воскресения | они | будут предназначены | исключительно | |||
для них"»(сура7 «Преграды»,аят32). | ||||||
А самая ничтожная доля наслаждения достанется тому, кто пользуется наслаждением так,что это лишает его возможности наслаждаться в мире вечном, и он оказывается одним из тех, кому будет сказано в тот день , когда будут оцениваться наслаждения: «Вы растратили свои блага в
своей земной жизни и | попользовались | ими»(сура46 | |||
«Пески», аят 20). | |||||
Эти | люди наслаждались благами,и те наслаждались | ||||
благами. | Однако | делали | они | это | по-разному.Одни |
наслаждались ими так, как разрешено наслаждаться ими, и сумели благодаря этому обрести наслаждение и в этом мире, и в мире вечном. А другие наслаждались ими так,как их побуждали к этому их страсти и влечения,не обращая внимания на то, разрешено это или нет. И их наслаждение в этом мире оборвалось для них, и наслаждение в мире вечном они при этом упустили . Таким образом, и наслаждение в этом мире не продлилось долго для них,и наслаждения в
мире вечном они не обрели. | |||||
И тот, кто стремится | к | наслаждению | и | постоянству | |
этого наслаждения | и | к | благой ,жизнипусть сделает | ||
наслаждения в этом | мире | своим мостом | к | наслаждениям |
Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного 339
в мире вечном, используя их для того , чтобы освободить сердце своё для Аллаха, стремления к Нему и поклонения Ему, испытывая эти наслаждения как помощь и , силу способствующую достижению цели, а не просто бездумно удовлетворять свои страсти и влечения. Если он был одним из тех, кому не суждено было испытать наслаждения в этом мире и воспользоваться его благами, то он должен сделать не доставшееся ему в этом мире добавлением к наслаждениям, ожидающим его в мире
вечном, и | дать | себе покой,не | пытаясь | искать | эти |
наслаждения, дабы получить наслаждения в | полной | мере | |||
там, в мире вечном. |
Блага и наслаждения мира этого— прекрасная помощь для того, кто правильно стремится к Аллаху и миру вечному и направил на него всё своё внимание.Но они становятся сквернейшим препятствием для тех, для кого эти блага и наслаждения являются целью и предметом стремлений и кто привязан к ним. И упущение этих благ и наслаждений в этом мире — прекрасная помощь для того,кто стремится к Аллаху и миру вечному, и скверное препятствие для того, кто отворачивается от Аллаха и мира вечного.
Кто получает пользу от мира этого таким образом, чтобы это не уменьшало его долю наслаждения в мире вечном,тот обретёт и наслаждения в этом мире,и наслаждения в мире вечном. А в противном случае он лишится и того, и другого.
Пречист Аллах, Господь миров!
[От грехов следовало бы отказаться, даже] если бы в отказе от грехов и ослушания не было иной пользы, кроме сохранения достоинства, оберегания чести и сохранения положения и имущества, которое Аллах сделал средством к существованию в этом мире и мире вечном, любви творений, разрешённости слов меж-
340 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ду ними, благополучия жизни, отдохновения тела, силы сердца, умиротворения души, блаженства сердца, раскрытия груди, избавления от опасностей,которые исходят от грешников и нечестивцев, уменьшения печали, тревог и грусти, величия души, которое не даёт человеку смиряться с унижением, сохранения света сердца от того,чтобы его потушила тьма ослушания, избавления от того, что грозит
нечестивцам и грешникам, облегчения получения | удела |
оттуда, откуда он и не рассчитывает его | получить, |
облегчения всего того,что недостижимо для | заядлых |
грешников и нечестивцев, облегчения проявлений покорности Аллаху, приобретения знания, получения благой похвалы от людей и частое обращение их к Аллаху с мольбами за него, сладости, которую обретает лик покорного,появления у людей почтительного страха перед ним, обретения их помощи
и поддержки, если вдруг кто-то попытается причинить ему вред или поступит с ним несправедливо, и отстаивания ими его чести, когда кто-то злословит о нём, быстрого получения ответа на мольбу, устранения отчуждённости между ним и Аллахом, близости ангелов к нему и отдаления от шайтанов из числа людей и джиннов, состязания людей в служении ему
и удовлетворении его потребностей, их стремления снискать его любовь и дружбу,отсутствия страха перед смертью, радости от предстоящей встрече с Ним и прибытия к Нему,
ничтожности мира | этого для сердца и значимости мира | ||||
вечного для него, стремления к великой власти и великому | |||||
преуспеянию | в | нём, вкушения сладости покорности и | |||
сладости веры, обращения носителей Трона и окружающих | |||||
его | ангелов | к | Аллаху с мольбами | за, | радостинего |
благородных писцов и их обращения к Аллаху с мольбами за | |||||
него, увеличения разума, понимания, веры и знания, обретения | |||||
любви | Аллаха, | Его | благосклонности к нему | и | Его - радо |
Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного 341
сти его покаянию— Он воздаёт ему радостью,которая несравнима с радостью, которую доставляет ему ослушание, какой бы она ни была. Это лишь некоторые следствия отказа от ослушания Аллаха в этом мире.
Когда он умирает, ангелы встречают его с радостной вестью от Господа об ожидающем его Рае и о, чтотом больше он не испытает ни страха, ни печали, и он выйдет из тюрьмы мира этого к одному из садов Рая, в которых он будет наслаждаться до самого Судного дня.
И когда настанет Судный день,люди будут страдать от зноя и обливаться потом, а он пребудет в тени Трона.
А когда люди [после Суда] отправятся [туда, куда каждому из них суждено отправиться], он окажется с правой стороны — то есть среди Его богобоязненных приближённых— и присоединится к Его преуспевшей партии.
«Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью»(сура57
«Железо», аят 21).
Раздел
Лечение недуга самолюбования
бн Са'д приводит в«Табакат» историю об 'Умаре ибн | |||||||
И'Абду-ль-Азизе, в которой рассказывается о том, что он, | |||||||
произнося | проповедь | с | минбара,боялся | для | себя | ||
самолюбования и прерывал свою речь. И когда он писал что- | |||||||
нибудь | и | начинал | бояться | самолюбования,он | рвал | ||
написанное и говорил: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от зла души своей!»
Знай, что когда раб Аллаха начинает говорить или приступает к совершению какого-либо действия, стремясь к довольству Аллаха, полагаясь на милость Аллаха и Его поддержку и содействие, и понимая, что [если у него получится осуществить задуманное, то] только благодаря Аллаху, а не благодаря ему самому, его знанию, мышлению, сообразительности и силе. Всё это он осуществляет только благодаря Тому, Кто наделил его языком, сердцем, глазами и ушами, ибо Тот, Кто даровал ему всё это,наделил его и возможностью произнести эти слова или осуществить данное действие. Если человек постоянно помнит об этом и видит это сердцем своим, то ему не грозит самолюбование, основой которого является чрезмерное внимание к собственной персоне и забвение милости, содействия и помощи Господа.
Лечение недуга самолюбования |
Если же это90 ускользает от внимания человека, то душа его восстаёт и начинает претендовать [на то, на что у неё нет права], и появляется самолюбование, из-за которого его слова и дела становятся тщетными.А иногда Всевышний мешает человеку завершить начатое,и это оказывается
милостью для него, дабы он не забывал о милости и содействии Аллаха. А в некоторых случаях ему всё-таки удаётся довести задуманное до конца,однако его труды не приносят плодов, а если и приносят,то плод получается слабым и совсем не таким , каким должен был быть . А бывает, что совершённое приносит человеку больше вреда, чем пользы и влечёт за собой разные скверные последствия,
— в зависимости от того, в какой степени он проигнорировал содействие и милость Аллаха и был убеждён в том,что эти слова и действия — его личная заслуга.
Всевышний Аллах делает благими слова и дела Своего раба и увеличивает плоды, приносимые ими, либо, напротив, делает их скверными и лишает его этих плодов. И нет ничего более губительного для дел, чем самолюбование.
Если Аллах желает рабу Своему блага, Он помогает ему увидеть Его милость, содействие и помощь ему во всём, что
он | говорит | и | делает,дабы | у | него | не | возникало | |
самолюбования. | А | затем | Он | помогает | ему | увидеть |
собственные упущения в совершённом им деле и осознать, что он недоволен этим делом для Господа и он раскаивается перед Ним, просит прощения [за свою нерадивость ] и стыдится просить награды. Если же Всевышний не покажет Своему рабу всё это, то это остаётся сокрытым от него,и, совершая какое-нибудь дело , он видит в нём
90 То есть тот факт, что человеку удаётся осуществить желаемое только благодаря содействию и помощи Всевышнего.
344 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
лишь себя, причём видит оком совершенства и довольства, и совершённое им дело не удостаивается принятия, довольства и любви.
Знающий совершает дела свои ради Аллаха,видя в совершаемом им деле Его милость,дарованное Им благо и содействие, извиняется перед Ним [за сделанные упущения] и стыдится, потому что не совершил это дело должным образом. А невежественный совершает что,-токак ему
заблагорассудится, и замечает при этом лишь собственные заслуги и попрекает своими деяниями Господа своего, будучи доволен ими. Это — одно положение, а то — совсем другое.
Раздел
Чтобы достичь желаемого, необходимо отказаться от привычек, преодолеть препятствия и избавиться от привязанностей
тобы | достичь желаемого, | необходимо отказаться от |
Чпривычек и преодолеть препятствия. | ||
Привычки — склонность к бездействию и отдыху,а | ||
также все | те обычаи и | положения,которые сделались |
привычными для людей и которые они превратили в
непреложный закон — более того, они возвысили эти обычаи | |||||||||||||||||
даже над Шариатом и осуждают | не | соблюдающего эти | |||||||||||||||
обычаи больше, чем не соблюдающего ясные и однозначные | |||||||||||||||||
предписания Шариата, а порой доходит до того,что они | |||||||||||||||||
обвиняют такого человека в неверии,приверженности | |||||||||||||||||
нововведениям | и | заблуждении | и | наказывают | его | за | |||||||||||
несоблюдение этих обычаев и отказываются ради них от | |||||||||||||||||
следования Сунне. Они приравнивают разных людей к | |||||||||||||||||
Посланнику, и демонстрируют лояльность или враждебность | |||||||||||||||||
ради них. Они считают одобряемым то , что согласуется с | |||||||||||||||||
этими положениями | и | обычаями, а | порицаемым — то, что | ||||||||||||||
противоречит им. | |||||||||||||||||
Эти | обычаи | и положения | завладели | множеством | |||||||||||||
потомков | Адама — | правителями, | предводителями, | фа- | |||||||||||||
кыхами, | суфиями, | бедняками и | простыми | людьми.В | |||||||||||||
соответствии | с | этим | воспитывались | дети | и | выросли | |||||||||||
взрослые. Эти обычаи превратились в сунны. Более того, для | |||||||||||||||||
приверженцев | этих | обычаев | они | важнее | настоящих | ||||||||||||
346 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
сунн. Но тот, кто придерживается их, будет задержан, и тот, кто неуклонно следует им, не сможет достичь желаемого. Эта беда распространилась повсеместно, и ради этих обычаев люди предают забвению Коран и Сунну.Кто ждёт от них помощи, того Аллах оставит без помощи, а кто следует этим обычаям вместо Корана и Сунны Его Посланника,от того Аллах не примет.
Это величайшая из завес и препятствий на пути человека между рабом и Аллахом и Его Посланником .