Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница

'Абдуллах сказал : «Никто из вас не должен быть приспособленцем!» Люди спросили: «А кто такой приспособленец?» Он ответил: «Это человек, который говорит: мол, я — с людьми, и если они будут следовать прямым путём, я тоже буду следовать прямым путём, а если они впадут в заблуждение,то и я впаду в заблуждение...

Пусть же любой из вас приучает себя не становиться неверующим, когда становятся неверующими другие люди!»

85 Иначе говоря, с тех, кто умер богобоязненным и праведным , поскольку живой человек изменчив , ибудучи праведным и богобоязненным сегодня, завтра он может уже не быть таковым.


Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

Один человек попросил его:«Научи меня кратким, но содержательным и полезным словам». Тот сказал в ответ: «Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварищей, иди за Кораном туда, куда он ведёт тебя, и принимай от того, кто пришёл к тебе с истиной, даже если он для тебя — чужой и ненавистный, и отвергай того, кто пришёл к тебе с ложным, даже если он для тебя — любимый и близкий».

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

«Приведут в Судный день раба Аллаха , и ему будет сказано: "Исполни же возложенное на тебя!" А он скажет: "Господи! Как же? Ведь мира этого больше нет!" Тогда возложенное на него представится ему на дне Геенны, и он спустится, возьмёт его, взвалит на своё плечо и начнёт подниматься вместе с ним наверх, и когда он уже решит, что сейчас выберется наружу,оно упадёт вниз, и он полетит за ним и будет лететь так вечно».

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

«Добивайся присутствия [сосредоточенности] сердца
своего в трёх случаях:когда внимаешь Корану,на

собраниях, на которых поминают Аллаха , и в часы уединения. И если не обнаружишь сердце[там, где оно

должно быть в этих случаях ], то проси Аллаха
облагодетельствовать тебя, даровав тебе сердце, ибо
сердца у тебя нет».          
Аль-Джунайд сказал: «Я зашёл к одному молодому

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru человеку, и он спросил меня о покаянии.Я ответил ему. Тогда он спросил о его истинной сути . Я сказал: "Она заключается в том, что грехи твои должны стоять у тебя



перед глазами до самой твоей смерти"Он сказал мне:
"Тише... Не в этом заключается суть покаяния" Я
спросил: "В чём же тогда,по-твоему, заключается суть
покаяния, о юноша?" Тот ответил: "В том, чтобы ты
           

334 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

забыл грех свой" И он оставил меня и ушёл. Один человек спросил: "О Абу-ль-Касим, что ты о нём думаешь?" Я ответил: "Всё так, как сказал этот молодой человек"Он спросил: "Как же это?" Я ответил: "Если я был в одном состоянии , а потом Он заставил

86 87

меня перейти из состояния чёрствости в состояние верности , то

моё вспоминание о чёрствости в состоянии верности будет чёрствостью88"».

Подразумевается состояние человека,совершившего грех:  
   
  ослушиваясь Аллаха, он отдаляется от Него,создавая своим  
  поступком некую отчуждённость,чёрствость в своих  
отношениях с Аллахом.        
Подразумевается состояние покорности Аллаху.      
     
То есть не следует вспоминать о грехе после искреннего  
   

покаяния, ведь когда согрешивший искренне раскаивается, Всевышний прощает его грех, стирая его.

Раздел

Искренность не может соединяться в одном сердце с любовью к похвале и стремлением к тому, что принадлежит другим людям

скренность может соединяться в одном сердце с
Илюбовью к похвале и стремлением к, чтотому  
принадлежит другим людям, лишь так, как соединяются вода  
и огонь, и пустынная ящерица — с рыбой.        
Если душа твоя побуждает тебя к искренности,то  
сначала обратись к алчности своей и зарежь её ножом
отчаяния, и обратись к похвалам и стань равнодушным к ним  
так же, как влюблённые в мир этот равнодушны к миру  
вечному. И если тебе удастся зарезать алчность и стать  
равнодушным к похвалам и славе, то добиться искренности  
будет для тебя легко.              
Ты можешь спросить: что поможет мне расправиться с  
алчностью и стать равнодушным к похвалам и славе?      
Я отвечу: если говорить о расправе над алчностью, то в  
этом тебе поможет твёрдая убеждённость в, чтом  
сокровищницы со всем тем, что ты желаешь обрести, — в  
руках одного лишь Аллаха, и никто другой не владеет ничем  
из этого, и никто не дарует рабу Аллаха ничего из этого,  
кроме Него.                
Если же говорить о равнодушии к похвалам и славе,  
то облегчить тебе его обретение может знание о ,томчто  
ничья похвала не принесёт тебе пользы и -не укра

336 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

сит тебя и ничьё порицание не причинит тебе вреда и не

принесёт тебе позора,кроме похвалы и порицания,
исходящих от Аллаха. Как сказал тот бедуин Пророку :
«Поистине, похвала моя — украшение [для   хвалимого
мною], а порицание моё — позор [для порицаемого мною]».
Пророк ответил ему: «Это только для Всевышнего
Аллаха?89» [Ат-Тирмизи,№3267].      

Будь же равнодушным к похвале тех , чья похвала не становится для тебя украшением, и к порицанию тех,чьё порицание не становится для тебя позором.И стремись к похвале Того, в Чьей похвале— всё украшение и в Чьём порицании — весь позор.

Однако ты никогда не сможешь осуществить это без терпения и твёрдой убеждённости,и если у тебя нет терпения и твёрдой убеждённости, то ты уподобишься тому, кто пожелал совершить путешествие по морю без судна.

Всевышний Аллах сказал: «Будь же терпелив, ведь

обещание Аллаха истинно. И пусть те, которые лишены убеждённости, не находят тебя легковесным[неотвращают тебя от религии]» (сура 30 «Румы», аят 60).

И Всевышний Аллах сказал: «Мы создали среди них

предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путём,поскольку они были терпеливы и убеждённо верили в Наши знамения»(сура

32 «Земной поклон», аят 24).

89 То есть только Аллах таков,что кого Он хвалит,тот действительно достоин похвалы, а кого Он порицает, тот действительно порицаем.

Раздел

Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного

аждый испытывает блаженство в соответствии со
Ксвоей ценностью, стремлениями и благородством своей
души.      
Обладатель самой благородной , душисамых

возвышенных устремлений и самой высокой ценности — тот, для кого блаженство заключается в познании Аллаха, любви к Нему, стремлении к встрече с Ним,а также в попытках снискать Его любовь посредством совершения того,что Он любит и что угодно Ему. Такой человек наслаждается своей устремлённостью к Нему и обращением на Него всего своего внимания.

Есть более низкие степени,число которых известно только Аллаху. Низшей же является степень того,кто находит для себя наслаждение в самых ничтожных вещах— в скверне и мерзостях, будь то слова или дела и занятия. И если такому человеку предложить , точем наслаждается

обладатель высшей степени, то душа его не позволит ему принять это и даже взглянуть в его сторону и, возможно, оно даже причинит ей боль.Точно так же, если первому предложить то, чем наслаждается этот, то душа его не позволит ему принять это и даже взглянуть в его сторону, и он будет испытывать к этому лишь отвращение.

338 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

Самое полное наслаждение испытывает , тоткому

посчастливилось объединить наслаждение сердца и духа с

наслаждением тела. Он испытывает дозволенные
наслаждения таким образом, что это не уменьшает его долю
в мире вечном и не лишает его наслаждения,которое он

получает от познания Господа, любви к Нему и ощущения близости к Нему. Такой человек относится к числу тех, о ком

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Кто запретил
украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и
прекрасный удел?" Скажи: "В земной жизни они
предназначены для тех,кто уверовал, а в День
воскресения они будут предназначены исключительно
для них"»(сура7 «Преграды»,аят32).      
             

А самая ничтожная доля наслаждения достанется тому, кто пользуется наслаждением так,что это лишает его возможности наслаждаться в мире вечном, и он оказывается одним из тех, кому будет сказано в тот день , когда будут оцениваться наслаждения: «Вы растратили свои блага в

своей земной жизни и попользовались ими»(сура46
«Пески», аят 20).        
Эти люди наслаждались благами,и те наслаждались
благами. Однако делали они это по-разному.Одни

наслаждались ими так, как разрешено наслаждаться ими, и сумели благодаря этому обрести наслаждение и в этом мире, и в мире вечном. А другие наслаждались ими так,как их побуждали к этому их страсти и влечения,не обращая внимания на то, разрешено это или нет. И их наслаждение в этом мире оборвалось для них, и наслаждение в мире вечном они при этом упустили . Таким образом, и наслаждение в этом мире не продлилось долго для них,и наслаждения в

мире вечном они не обрели.        
И тот, кто стремится к наслаждению и постоянству
этого наслаждения и к благой ,жизнипусть сделает
наслаждения в этом мире   своим мостом к наслаждениям

Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного 339

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

в мире вечном, используя их для того , чтобы освободить сердце своё для Аллаха, стремления к Нему и поклонения Ему, испытывая эти наслаждения как помощь и , силу способствующую достижению цели, а не просто бездумно удовлетворять свои страсти и влечения. Если он был одним из тех, кому не суждено было испытать наслаждения в этом мире и воспользоваться его благами, то он должен сделать не доставшееся ему в этом мире добавлением к наслаждениям, ожидающим его в мире

вечном, и дать себе покой,не пытаясь искать эти
наслаждения, дабы получить наслаждения в полной мере
там, в мире вечном.        

Блага и наслаждения мира этого— прекрасная помощь для того, кто правильно стремится к Аллаху и миру вечному и направил на него всё своё внимание.Но они становятся сквернейшим препятствием для тех, для кого эти блага и наслаждения являются целью и предметом стремлений и кто привязан к ним. И упущение этих благ и наслаждений в этом мире — прекрасная помощь для того,кто стремится к Аллаху и миру вечному, и скверное препятствие для того, кто отворачивается от Аллаха и мира вечного.

Кто получает пользу от мира этого таким образом, чтобы это не уменьшало его долю наслаждения в мире вечном,тот обретёт и наслаждения в этом мире,и наслаждения в мире вечном. А в противном случае он лишится и того, и другого.

Пречист Аллах, Господь миров!

[От грехов следовало бы отказаться, даже] если бы в отказе от грехов и ослушания не было иной пользы, кроме сохранения достоинства, оберегания чести и сохранения положения и имущества, которое Аллах сделал средством к существованию в этом мире и мире вечном, любви творений, разрешённости слов меж-

340 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

ду ними, благополучия жизни, отдохновения тела, силы сердца, умиротворения души, блаженства сердца, раскрытия груди, избавления от опасностей,которые исходят от грешников и нечестивцев, уменьшения печали, тревог и грусти, величия души, которое не даёт человеку смиряться с унижением, сохранения света сердца от того,чтобы его потушила тьма ослушания, избавления от того, что грозит

нечестивцам и грешникам, облегчения получения удела
оттуда, откуда он и не рассчитывает его получить,
облегчения всего того,что недостижимо для заядлых

грешников и нечестивцев, облегчения проявлений покорности Аллаху, приобретения знания, получения благой похвалы от людей и частое обращение их к Аллаху с мольбами за него, сладости, которую обретает лик покорного,появления у людей почтительного страха перед ним, обретения их помощи

и поддержки, если вдруг кто-то попытается причинить ему вред или поступит с ним несправедливо, и отстаивания ими его чести, когда кто-то злословит о нём, быстрого получения ответа на мольбу, устранения отчуждённости между ним и Аллахом, близости ангелов к нему и отдаления от шайтанов из числа людей и джиннов, состязания людей в служении ему

и удовлетворении его потребностей, их стремления снискать его любовь и дружбу,отсутствия страха перед смертью, радости от предстоящей встрече с Ним и прибытия к Нему,

ничтожности мира этого для сердца и значимости мира
вечного для него, стремления к великой власти и великому
преуспеянию в нём, вкушения сладости покорности и
сладости веры, обращения носителей Трона и окружающих
его ангелов к Аллаху с мольбами за, радостинего
благородных писцов и их обращения к Аллаху с мольбами за
него, увеличения разума, понимания, веры и знания, обретения
любви Аллаха, Его благосклонности к нему и Его - радо

Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного 341

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

сти его покаянию— Он воздаёт ему радостью,которая несравнима с радостью, которую доставляет ему ослушание, какой бы она ни была. Это лишь некоторые следствия отказа от ослушания Аллаха в этом мире.

Когда он умирает, ангелы встречают его с радостной вестью от Господа об ожидающем его Рае и о, чтотом больше он не испытает ни страха, ни печали, и он выйдет из тюрьмы мира этого к одному из садов Рая, в которых он будет наслаждаться до самого Судного дня.

И когда настанет Судный день,люди будут страдать от зноя и обливаться потом, а он пребудет в тени Трона.

А когда люди [после Суда] отправятся [туда, куда каждому из них суждено отправиться], он окажется с правой стороны — то есть среди Его богобоязненных приближённых— и присоединится к Его преуспевшей партии.

«Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью»(сура57

«Железо», аят 21).

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

Раздел

Лечение недуга самолюбования

бн Са'д приводит в«Табакат» историю об 'Умаре ибн
И'Абду-ль-Азизе, в которой рассказывается о том, что он,
произнося   проповедь с минбара,боялся для себя
самолюбования и прерывал свою речь. И когда он писал что-
нибудь и начинал бояться самолюбования,он рвал
               

написанное и говорил: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от зла души своей!»

Знай, что когда раб Аллаха начинает говорить или приступает к совершению какого-либо действия, стремясь к довольству Аллаха, полагаясь на милость Аллаха и Его поддержку и содействие, и понимая, что [если у него получится осуществить задуманное, то] только благодаря Аллаху, а не благодаря ему самому, его знанию, мышлению, сообразительности и силе. Всё это он осуществляет только благодаря Тому, Кто наделил его языком, сердцем, глазами и ушами, ибо Тот, Кто даровал ему всё это,наделил его и возможностью произнести эти слова или осуществить данное действие. Если человек постоянно помнит об этом и видит это сердцем своим, то ему не грозит самолюбование, основой которого является чрезмерное внимание к собственной персоне и забвение милости, содействия и помощи Господа.


Лечение недуга самолюбования

Если же это90 ускользает от внимания человека, то душа его восстаёт и начинает претендовать [на то, на что у неё нет права], и появляется самолюбование, из-за которого его слова и дела становятся тщетными.А иногда Всевышний мешает человеку завершить начатое,и это оказывается

милостью для него, дабы он не забывал о милости и содействии Аллаха. А в некоторых случаях ему всё-таки удаётся довести задуманное до конца,однако его труды не приносят плодов, а если и приносят,то плод получается слабым и совсем не таким , каким должен был быть . А бывает, что совершённое приносит человеку больше вреда, чем пользы и влечёт за собой разные скверные последствия,

— в зависимости от того, в какой степени он проигнорировал содействие и милость Аллаха и был убеждён в том,что эти слова и действия — его личная заслуга.

Всевышний Аллах делает благими слова и дела Своего раба и увеличивает плоды, приносимые ими, либо, напротив, делает их скверными и лишает его этих плодов. И нет ничего более губительного для дел, чем самолюбование.

Если Аллах желает рабу Своему блага, Он помогает ему увидеть Его милость, содействие и помощь ему во всём, что

он говорит и делает,дабы у него не   возникало
самолюбования. А затем Он помогает   ему увидеть

собственные упущения в совершённом им деле и осознать, что он недоволен этим делом для Господа и он раскаивается перед Ним, просит прощения [за свою нерадивость ] и стыдится просить награды. Если же Всевышний не покажет Своему рабу всё это, то это остаётся сокрытым от него,и, совершая какое-нибудь дело , он видит в нём

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

90 То есть тот факт, что человеку удаётся осуществить желаемое только благодаря содействию и помощи Всевышнего.

344 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

лишь себя, причём видит оком совершенства и довольства, и совершённое им дело не удостаивается принятия, довольства и любви.

Знающий совершает дела свои ради Аллаха,видя в совершаемом им деле Его милость,дарованное Им благо и содействие, извиняется перед Ним [за сделанные упущения] и стыдится, потому что не совершил это дело должным образом. А невежественный совершает что,-токак ему

заблагорассудится, и замечает при этом лишь собственные заслуги и попрекает своими деяниями Господа своего, будучи доволен ими. Это — одно положение, а то — совсем другое.

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

Раздел

Чтобы достичь желаемого, необходимо отказаться от привычек, преодолеть препятствия и избавиться от привязанностей

тобы достичь желаемого, необходимо отказаться от
Чпривычек и преодолеть препятствия.
Привычки — склонность к бездействию и отдыху,а
также все те обычаи и положения,которые сделались

привычными для людей и которые они превратили в

непреложный закон — более того, они возвысили эти обычаи  
даже над Шариатом и осуждают не соблюдающего эти  
обычаи больше, чем не соблюдающего ясные и однозначные  
предписания Шариата, а порой доходит до того,что они  
обвиняют такого человека в неверии,приверженности  
нововведениям и   заблуждении   и наказывают его за
несоблюдение этих обычаев и отказываются ради них от  
следования Сунне. Они приравнивают разных людей к  
Посланнику, и демонстрируют лояльность или враждебность  
ради них. Они считают одобряемым то , что согласуется с  
этими положениями и обычаями, а порицаемым — то, что  
противоречит им.                  
Эти обычаи и положения завладели множеством
потомков Адама — правителями, предводителями, фа-  
кыхами, суфиями, бедняками и   простыми людьми.В  
соответствии с этим воспитывались дети и выросли  
взрослые. Эти обычаи превратились в сунны. Более того, для  
приверженцев   этих обычаев они важнее   настоящих  
                                   

346 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru

сунн. Но тот, кто придерживается их, будет задержан, и тот, кто неуклонно следует им, не сможет достичь желаемого. Эта беда распространилась повсеместно, и ради этих обычаев люди предают забвению Коран и Сунну.Кто ждёт от них помощи, того Аллах оставит без помощи, а кто следует этим обычаям вместо Корана и Сунны Его Посланника,от того Аллах не примет.

Это величайшая из завес и препятствий на пути человека между рабом и Аллахом и Его Посланником Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 4 страница - student2.ru .

Наши рекомендации