III. Те, кто говорят, что ждут своего времени, определенного для них Богом

Очень часто можно услышать эти слова. Многие люди искренно считают, что Бог отводит для спасения людей определенное время, и нужно ждать, пока не наступит это время. Если ваш собеседник утверждает нечто подобное, спросите его, примет ли он Иисуса Христа в намеченное Богом время, если вы покажете ему, когда это время наступит. Если он ответит утвердительно, предложите ему 2 Кор. 6:2:

"Ибо сказано: "во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе". Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения"

В этом стихе говорится, что "теперь день спасения". Так говорит Слово Божье.

Или можно предложить еще Евр. 3:15:

"Доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".

Итак "ныне" или сегодня - намеченное Богом время для спасения.

IV. Я слишком молод, чтобы быть христианином

Встречаются люди, которые говорят: "Я слишком молод, чтобы быть христианином", или "Я подожду, пока стану постарше".

Такому человеку предложите Еккл. 12:1:

"И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!"

Матф. 19:14 и 18:3 - тоже очень хорошие отрывки, говорящие о том, что лучше всего приходить ко Христу в молодые годы, и чтобы войти в Царство Небесное, мы должны стать как дети, даже если находимся в преклонном возрасте.

Когда вы имеете дело с человеком, который хочет отложить решение на другой раз, будет разумно, если вы прибегните к отрывкам, предложенным в VIглаве, где речь идет о людях, которые либо совсем не думают о своем спасении, либо проявляют к этому вопросу минимальный интерес. Необходимо, чтобы ваш собеседник глубоко проникся мыслью о необходимости принятия Иисуса Христа, и тогда он не захочет откладывать это решение на потом.

Когда беседуешь с человеком, который хочет еще подождать (1 раздел этой главы), как правило, лучше всего использовать один отрывок и довести его до сознания вашего собеседника с помощью многократного повторения.

Однажды вечером я беседовал с одним довольно взволнованным человеком, который все время повторял: "Я не могу принять решение сейчас". Снова и снова я цитировал Притчи 29:1. В ответ на все его реплики я предлагал ему этот отрывок. Я, должно быть, повторил этот стих в ходе нашей беседы огромное количество раз, потому что в конце концов этот человек почувствовал не только нужду в Иисусе Христе, но и понял опасность отсрочки принятия решения и осознал необходимость немедленных действий. Сначала он пытался уйти от темы, но я все время возвращал его к отрывку. Он запомнил его, а Божьему провидению было угодно донести смысл до его сознания. В этот вечер на него было осуществлено бандитское нападение на улице, и он чудом остался жив. Следующим вечером с перевязанной головой он опять пришел в собрание и принял Иисуса Христа. Побои, которые он получил при нападении, пожалуй, не принесли бы ему пользы, если бы накануне в его голову не был бы вложен текст из Священного Писания.

Глава XIII.
Как беседовать с теми, кто заблуждается

I. Римские католики

1. Очень немногие католики уверены в своем спасении и очень немногие понимают, что каждый человек может знать о том, что он имеет прощение грехов и вечную жизнь. Поэтому в беседе с католиком нужно избрать именно этот путь, а именно спросить его, прощены его грехи или нет. Скорее всего он ответит, что не знает, и что знать этого не может никто. Затем вы можете показать ему, что верующий человек может знать, что его грехи прощены, и в этом его привилегия. С этой целью предложите вашему собеседнику Деян. 13:39 и Еф. 1:7:

"И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий" (Деян. 13:39)

"В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его." (Еф.1:7)

Таким же образом покажите вашему собеседнику, что еще мы можем знать, что имеем жизнь вечную, и это тоже наша привилегия. Об этом говорится в 1Иоан. 5:13:

"Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную"

Вполне вероятно, когда он поймет, что мы можем знать, что имеем прощение грехов и вечную жизнь, ему тоже захочется обрести такую уверенность, и он увидит, что у нас есть то, чего он не имеет. У нас есть всегда одно преимущество, когда мы имеем дело с католиком, а именно: христианство, которое знаем мы, исполнено мира и силы, чего нет у католиков. Нужно помочь ему увидеть разницу и оценить ее.

2. Можно избрать и другой путь: покажите католику необходимость родиться свыше и объясните ему, что это такое. Если человек, с которым вы беседуете, говорит вам, что он римский католик, неплохо спросить его, рожден ли он свыше. Скорее всего он ответит, что не знает, что это такое (хотя часто католики говорят о рождении свыше). Предложите ему Иоан. 3:3-5,7. Особо подчеркните слова Иисуса, что должно нам родиться свыше. Если он спросит, что такое рождение свыше, предложите ему следующие отрывки из Писания:

"Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор.5:17)

"Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью." (2 Петра 1:4)

"И окроплю вас чистою водою,- и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36:25-27)

Многие католики считают крещение рождением свыше. Поэтому, если вы спросите римского католика, рожден ли он свыше, то часто получите утвердительный ответ. А если вы спросите, когда это произошло, он назовет вам дату своего крещения. В этом случае необходимо показать такому человеку, что крещение - это не рождение свыше. Для этого обратитесь 1 Кор. 4:15:

"Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием"

Здесь Павел говорит верующим из Коринфа, что он родил их во Христе Иисусе благовествованием. Если бы рождение свыше значило крещение, он бы должен был крестить их, но в 1 Кор. 1:14 он говорит, что не делал этого:

"Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия"

Вы можете пойти другим путем и сказать: "Нет, крещение не значит рождение свыше. Я могу рассказать вам о человеке. который был крещен, однако Петр сказал ему, что он не был рожден свыше" Затем обратитесь к Деян. 8:13:

"Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся"

После того. как с помощью этого стиха вы покажете своему собеседнику, что Симон был крещен, обратитесь к словам Петра (ст.21,23) и покажите, что Симон не был рожден свыше. Можно еще дальше углубиться в эту тему и показать Библейские свидетельства рождения свыше. Для этого предложите следующие отрывки:

"Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него" (1 Иоан. 2:29)

"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога"

"Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти"

"А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?" (1 Иоан. 3:9, 14, 17)

Если ваш собеседник достаточно заинтересуется этой темой, то наверняка захочет узнать, как можно родиться свыше. На этот вопрос отвечают следующие стихи:

"А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими." (Иоан. 1:12)

"Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего ввек" (1 Петра 1:23)

"Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Иоан. 1:18)

3. Когда вы беседуете с римским католиком, можно также обратиться к Деян. 3:19:

"Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши"

В этом стихе говорится о необходимости покаяния и обращения, чтобы загладились наши грехи. Что такое покаяние, ясно из Ис. 55:7 и Ионы 3:10:

"Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив"

"И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел"

Таким же образом можно использовать Деян. 16:31, чтобы показать, что спастись можно только веруя в Господа Иисуса Христа. Затем возьмите Иоан. 1:12 и 2 Тим. 1:12 и покажите, что значит верить в Господа Иисуса Христа.

4. 1 Тим. 2:5 можно использовать, когда беседуешь с католиком. Этот стих вскрывает проблему католиков, попадая прямо в цель:

"Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус"

Католик (если он истинный католик) всегда будет искать еще какого-то посредника, кроме Иисуса Христа. А в этом стихе ясно говорится, что есть только один посредник между Богом и человеком - и это Иисус Христос, а не священники, не святые, не дева Мария и не кто бы то ни был. Иногда после 1 Тим. 5:2 нужно обратиться к 1 Тим. 4:103. Но лучше не предлагать этот отрывок, пока ваш собеседник не начнет понимать предыдущий.

Хорошо, если вам удастся показать вашему собеседнику преимущества изучения Библии. Католики, как правило, совсем не изучают Библию, а во многих случаях священники просто запрещают это делать. В этом случае обратитесь к следующим местам из Писания: Иоан. 5:39; 2 Тим. 3:13-17; Иак. 1:21,22; Пс. 1:1,2; Иисуса Нав. 1:8; Марка 7:7,8,13; Матф. 22:29.

5. Когда вы имеете дело с этой категорией людей, можно использовать метод, описанный в VI и XII главах, где речь идет о людях, которые не осознают своей нужды во Спасителе и не заботятся о своем спасении. В этом случае необходимо пробудить сознание вашего собеседника, чтобы он понял, что он - грешник и нуждается в Иисусе Христе. Это, как правило, лучший способ убеждения, если вам удастся завоевать внимание вашего собеседника-католика.

Однако, многие люди считают, что убеждать католиков бесполезно, и что привести их ко Христу невозможно. Это большое заблуждение. Многие из них жаждут чего-то, и не могут найти этого в католической церкви. И если вы покажете из Слова Божьего, как найти это "что-то", они легко принимают истину и становятся прекрасными христианами. Когда беседуете с католиком, помните, что нельзя подвергать критике римско-католическую церковь. Вы только пробудите его предубеждение и ему будет уже трудно помочь. Просто открывайте ему истину, а время само позаботится о его ошибках и заблуждениях. Часто бывает так, что критикуя римско-католическую церковь, мы демонстрируем собственное невежество, потому что нередко наши представления о том, во что они верят, не соответствуют действительности. Когда вы имеете дело с католиком, желательно пользоваться католической Библией. В этом случае, необходимо заранее изучить места из Писания по этой Библии. Большинство текстов Писания католической Библии совпадает с нашей. Одно из основных различий заключается в том, что они слово "покаяться" переводят как "совершить епитимью", т.е. сделать что-то во искупление грехов.

II. Евреи

Очень многие евреи сегодня исследуют божественность Иисуса Христа и готовы обсуждать этот вопрос. Когда вы беседуете с евреем, лучше всего показать ему, что его Библия указывает на то, что Иисус есть Христос. В этом случае очень полезной может оказаться Ис.53 (вся глава), а также следующие отрывки:

"И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9:26)

"А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце" (Зах. 12:10)

"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2)

Если ваш собеседник станет возражать, что эти отрывки отличаются от тех, которые содержатся в еврейской Библии, не поддавайтесь на эту отговорку, потому что на самом деле они ничем не отличаются. Он может сказать, что в Ис.53 говорится не о Мессии. В этом случае спросите, о ком же идет речь. Если он хорошо подкован, то скорее всего он скажет, что в Ис. 53 речь идет о страдающем Израиле. В этом случае прочитайте главу и покажите, что сказанное там не может относиться к страдающему Израилю, потому что ясно сказано, что Тот, Кто страдает, страдает за грехи других (Ис. 53:4,5,8). А другие, за которых Он страдает, и есть Божий народ Израиль, поэтому Страдающий не может быть Израилем.

Когда вы беседуете с евреем, можно использовать все "Послание Евреям", особенно девятую и десятую главы, а также главу седьмую 25-ый и 28-ой стихи.

Огромная трудность, с которой сталкивается еврей, желающий стать христианином - это ужасные гонения. которым он подвергнется, если решится на этот шаг. Без сомнения еврей, который становится христианином, идет на многие жертвы. Но если ваш собеседник поднимает этот вопрос, а он его поднимет обязательно, предложите ему места из Писания, о которых шла речь в VII главе, XII разделе этой книги. Там говорится о тех, кто опасается преследований.

Существует большое количество хороших брошюр, предназначенных специально для евреев, которые можно приобрести в различных еврейских миссиях.

III. Спириты

Многие люди, называющие себя спиритами, утверждают, что верят Библии. Эти люди поднимают много шума вокруг 1 Царств. 28:11-20, где Самуил является Саулу. Не надо отрицать того, что Самуил являлся Саулу. Просто покажите вашему собеседнику последствия того, что Саул обратился к волшебнице с вопросом.

1 Пар. 10:13,14 - хороший отрывок для спиритов:

"Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иесееву"

Отличное место из Писания - Ис. 8:19,20.

"И когда скажут вам: "обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям", тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света"

В 1 Иоан. 4:1-3 говорится о том, что не всем духам следует верить. 2 Фесс. 2:9-12 тоже может оказаться полезным. Можно также использовать следующие места из Писания:

"Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш" (Лев. 19:31)

"И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их: то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее" (Лев. 20:6)

"Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего" (Втор. 18:10-12)

"Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба.

И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых.

И провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его" (4 Царств. 21:1,2,6)

Все эти стихи говорят о том, как Бог относится к спиритам и медиумам.

IV. Представители течения "Христианская наука"

Многие люди сегодня заблудились в поисках истины и присоединились к течению "Христианская наука". И мы должны быть готовы помочь им. Большинство представителей "Христианской науки" заявляют, что верят Библии. Предложите им 1 Иоан. 4:1-3:

"Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире"

Этот отрывок затрагивает само основание "Христианской науки". Представители этого течения отрицают реальность материи, реальность тела, отрицают необходимость реального воплощения. Это их основополагающее учение. Покажите на основании этого отрывка, что Библия учит, что всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста. Представители "Христианской науки" также отрицают учение о заместительной жертве. Конечно, многие члены этой организации могут и не знать об этом, потому что человека, которого вовлекают в это течение, не посвящают сразу во все тонкости учения "Христианской науки". Поэтому сразу предложите вашему собеседнику следующие отрывки:

"Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5:21)

"Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою,- ибо написано: "проклят всяк, висящий на древе" (Гал. 3:13)

"Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Петра 2:24)

"Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9:22)

Эти отрывки четко формулируют Библейское учение о заместительной жертве.

Обычный представитель "Христианской науки", защищая свою позицию, будет опираться на тот факт, что "Христианская наука" лечит многие недуги естественными методами. Об этом не надо спорить. Многие люди чувствуют себя гораздо лучше благодаря лечению, предложенному "Христианской наукой". Поэтому отрицать положительный эффект их методов лечения неразумно, да и нет необходимости. Согласитесь с ними в этом вопросе, но затем покажите, что способности человека лечить болезни никоим образом не доказывает, что Бог принял его, или что его убеждения истинны. Для этого обратитесь к следующим отрывкам:

"Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие". (Матф.7:22,23)

"И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными." (2 Фесс. 2:8,9)

"И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:14,15)

Наши рекомендации