Теории транзактного анализа
Клод Штайнер
СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
Школа Эрика Берна
Оглавление
Сценарии жизни - то, что мы выбираем, но можем не выбирать! ……. 7
Предисловие и благодарности …………………………………………... 13
Введение …………………………………………………………………. 16
Базовые утверждения теории транзактного анализа …………… 16
Люди душевно здоровы от рождения …………………………… 17
Общение и договор ……………………………………………….. 19
Я в порядке, Ты в порядке. Своей игрой ты даешь мне
поглаживание. Ча-ча-ча! ………………………………………… 23
Эрик Берн ………………………………………………………… 26
Сценарии …………………………………………………………. 29
Сценарий Эрика Берна ………………………………………….. 31
Анализ сценариев ………………………………………………. 38
Сценарный анализ в психиатрии ……………………………… 39
Часть 1. Теория транзактного анализа
Глава 1. Структурный и транзактный анализ ……………………….. 45
Структурный анализ …………………………………………… 45
Транзактный анализ …………………………………………… 52
Игры и выигрыши ……………………………………………… 55
Глава 2. Структурный анализ второго порядка …………………….. 62
Эгограммы ……………………………………………………… 67
Часть 2. Анализ сценария
Глава 3. Перечитывая трагедию "Царь Эдип" ………………………. 69
Глава 4. Затруднительное положение ребенка ……………………… 72
Колдуны, людоеды и проклятия ……………………………… 74
Запреты …………………………………………………………. 78
Предписания …………………………………………………… 79
Колдовство …………………………………………………….. 82
Белая магия ……………………………………………………. 83
Черная магия ………………………………………………….. 84
Глава 5. Решения ……………………………………………………. 88
Время решения ………………………………………………. 88
Форма решения ……………………………………………… 90
Лягушки, принцы и принцессы ……………………………. 92
Глава 6. Транзактный анализ сценариев …………………………. 95
Три основных жизненных сценария ……………………….. 96
Диагностика в транзактном анализе ……………………….. 99
Запреты и предписания ……………………………………… 105
Контрсценарий ………………………………………………. 108
Решение ……………………………………………………… 113
Телесный компонент ……………………………………….. 115
Глава 7. Сценарии: от трагических до банальных ………………. 118
Список признаков сценария ………………………………. 122
У всех ли есть сценарий? …………………………………. 126
Глава 8. Начальная подготовка: начальная подготовка по
отсутствию любви ……………………………………… 128
Сказка про Пушистиков …………………………………… 130
Экономия поглаживаний ………………………………….. 134
Законы экономии поглаживаний …………………………. 139
Глава 9. Начальная подготовка: начальная подготовка по безумию 143
Познание ……………………………………………………. 143
Игнорирование ……………………………………………… 145
Игнорирование интуиции ………………………………….. 148
Игнорирование чувств …………………………………….. 150
Игнорирование логики ……………………………………. 151
А король-то голый! ………………………………………… 155
Ложь ………………………………………………………… 156
Безумие …………………………………………………….. 160
Паранойя …………………………………………………… 162
Глава 10. Начальная подготовка: начальная подготовка
по безрадостности ……………………………………. 167
Предписания и запреты, формирующие безрадостность.. 172
Глава 11. Игра в спасение: банальный сценарий беспомощности 175
Игра в спасение …………………………………………….. 175
Беспомощность …………………………………………….. 178
Треугольник спасения в нуклеарной семье ……………… 180
Три роли ……………………………………………………. 182
Глава 12. Соревнование: банальный сценарий неравенства …… 185
Индивидуализм …………………………………………….. 186
Соперничество …………………………………………….. 187
Дефицит ……………………………………………………. 188
Силовые игры ……………………………………………… 191
Часть 3. Отношения
Глава 13. Полоролевое программирование мужчин и
женщин (Ходжи Викофф) ……………………………. 193
Структурный анализ мужской роли …………………….. 194
Структурный анализ женской роли …………………….. 196
Половые роли и семья …………………………………… 198
Половые роли и отношения …………………………….. 200
Заговор половых ролей …………………………………. 202
Борьба с половыми ролями …………………………….. 204
Глава 14. Наиболее распространенные женские
сценарии (Ходжи Викофф) …………………………. 206
Матушка Хаббард, или Женщина на службе семьи ….. 207
Искусственная женщина ……………………………….. 209
Женщина за спиной мужчины …………………………. 212
Я бедняжечка ……………………………………………. 214
Непривлекательная красавица …………………………. 216
Медсестра ……………………………………………….. 218
Полная женщина ……………………………………….. 221
Учительница ……………………………………………. 223
Демоническая женщина ………………………………. 225
Сильная женщина ……………………………………… 228
Королева пчел ………………………………………….. 230
Глава 15. Наиболее распространенные мужские сценарии 231
Большой и сильный папочка ……………………….. 231
Мужчина перед женщиной ………………………… 233
Плейбой ……………………………………………… 234
Простой парень ……………………………………… 236
Интеллектуал ………………………………………… 237
Женоненавистник ……………………………………. 239
Глава 16. Отношения и сценарии ………………………….. 241
Трагические и банальные отношения ……………… 242
Три врага любви …………………………………….. 244
Глава 17. Силовые игры …………………………………… 247
Сила …………………………………………………. 247
Силовые игры ……………………………………… 250
Открытая борьба …………………………………… 257
Анализ силовых игр ……………………………….. 259
Часть 4. Терапия
Глава 18. Мифы о терапии ………………………………. 262
Введение …………………………………………… 262
Миф о важности индивидуальной терапии ……… 263
Миф о бесполезности здравого смысла ………….. 265
Миф о душевных болезнях и пользе медицинского
подхода в терапии …………………………………. 268
Глава 19. Как не играть в спасение ……………………… 270
Спасательный треугольник в терапии …………….. 270
Как не вступать в игру "Спасение" ……………….. 272
Глава 20. Договоры ………………………………………. 278
Взаимное согласие ………………………………… 279
Вознаграждение …………………………………… 284
Вопрос правомочности …………………………… 286
Вопрос законности ……………………………….. 287
Глава 21. Стратегии анализа сценариев ………………………… 288
Деятельность ………………………………………………. 288
Антитезис, или команда ………………………………….. 293
Веселье ……………………………………………………. 294
Разрешение ……………………………………………….. 296
Защита ……………………………………………………. 298
Потенциал ……………………………………………….. 301
Избавляясь от негативных чувств ………………………. 306
Глава 22. Терапия депрессии ………………………………….. 309
Отмена экономии поглаживаний ……………………… 310
Общество взаимного поглаживания …………………… 316
Упражнения ……………………………………………… 316
Глава 23. Терапия безумия ……………………………………. 319
Объяснение ……………………………………………… 320
Силовые игры и игнорирование ………………………. 322
Принимать во внимание "паранойяльные" мысли клиента 323
Глава 24. Терапия безрадостности ……………………………. 327
Дыхание …………………………………………………… 329
Центрирование …………………………………………... 330
Часть 5. Счастливая жизнь
Глава 25. Сотрудничество ……………………………………… 334
Правила сотрудничества ………………………………… 334
Два, три или больше …………………………………….. 341
Глава 26. Как вырастить детей самостоятельными …………… 342
Как вырастить детей самостоятельными: десять правил 347
Глава 27. Освобождение мужчины и женщины ……………… 349
Тирания половых ролей ………………………………… 352
Мужской круг доверия …………………………………. 354
Проклятия мужчины: ответственность и вина ……….. 356
Свободные отношения и стиль жизни ………………… 359
Глава 28. Что дальше? ………………………………………… 360
Сценарии жизни —
То, что мы выбираем,
но можем не выбирать!
Книга Клода Штайнера появилась в русском переводе хотя и с временной задержкой, но тем не менее чрезвычайно своевременно. Более ранняя публикация в России работ Эрика Берна в конце 80-х и начале 90-х годов XX века, с одной стороны, привлекла внимание читателей к проблематике практической психологии, а с другой стороны, оставила транзактный анализ в памяти большинства лишь как одну из более или менее распространенных в мире концепций, автор которой уже является достоянием истории. Соответствие концепции транзактного анализа реалиям современной России было весьма поверхностным, особенно если учесть перегруженность текстов Берна собственно американской спецификой — эти книги писались только для американцев либо для жителей соседних стран — Канады и Мексики.
С работой Клода Штайнера все обстоит иначе. За прошедшие со времени написания книги годы оказалось, что тенденции психологического развития современного общества, описанные учеником Берна, стали неотъемлемой частью процесса глобализации мировой экономики. И в России, как части мирового сообщества, психологическое развитие общества по Штайнеру (и транзактному анализу) может быть описано в терминах, совпадающих с современными исследованиями различий в национальных культурах. Возможно то, что соответствие идей Штайнера современному миру вообще и России в частности связано с тем, что большую часть его клиентов ко времени написания книги составляли в основном люди, переживающие серьезные жизненные кризисы — алкоголики, наркоманы, преступники и жертвы преступлений и т. п. В этом он радикально отличался от Берна, в практике которого большую часть времени занимали менее «острые» случаи. И если идеи и книги Берна были соотнесены с «нормативным» поведением людей в Америке, то работы Штайнера носят по своей природе интернациональный характер, поскольку страдание не знает политических границ. В связи с этим можно сказать, что мир стал более «страдающим» за последние 20 лет и что дискомфорт людей в начале XXI века связан в основном с драматическими изменениями в политической, экономической и технологической сферах.
Такие описания жизненных сценариев, как «без любви», «без разума» и «без радости», использованные Штайнером в 1974 году, стали к настоящему времени «общими» благодаря статьям во многих газетах и журналах. Понятие «кризиса середины жизни» дополнилось новым — «кризисом первой четверти жизни», поскольку современное общество выдвигает часто невыполнимые требования к молодому поколению, пропагандируя через СМИ обязательность раннего успеха в любом начинании. Возраст высших достижений в жизни под воздействием успехов в спорте и электронной коммерции смещается на жизненный период 18-23 лет, что подготавливает наступление кризиса к 25 годам.
Конкретным воплощением современности этой книги является сопоставление концептов Штайнера с результатами исследований Г. Хофстеде (1980), в которой описано исследование, проведенное более чем на 80 тысячах сотрудников корпорации IBM в 53 странах мира, выделено четыре фактора, лежащих в основе различий между национальными культурами:
♦дистанция власти (характеристика, показывающая степень готовности не обладающих властью членов общественных институтов данной национальной культуры согласиться с тем фактом, что власть в обществе распределена неравномерно);
♦индивидуализм/коллективизм (индивидуализм характерен для национальных культур, в которых связи между индивидуумами не очень тесны и от людей ожидается, что они будут заботиться прежде всего о себе и» возможно, о своих наиболее близких родственниках; коллективизм характерен для национальных культур, в которых люди с рождения интегрированы в сплоченные группы» которые на протяжении всей жизни защищают их в обмен на лояльность);
♦мужественность/женственность (мужественность соответствует национальным культурам, четко разделяющим тендерные — социальные мужские и социальные женские — роли, при этом мужские роли являются более конфронтационными и ориентированными на материальный успех, женские же — более мягкими и направленными на улучшение качества жизни; женственность соответствует национальным культурам, в которых четкое социальное разделение тендерных ролей отсутствует);
♦избегание неопределенности (характеристика, показывающая уровень психологического дискомфорта, переживаемого членами данной национальной культуры при столкновении с неизвестными ранее жизненными ситуациями). Понятие дистанции власти в национальной культуре совпадает с идеей Штайнера о сценарии беспомощности (глава 11), то есть о ситуации, когда в семье ребенок проживает ситуации его «спасения» и учится быть беспомощным. В западных цивилизациях отдельный гражданин может сокращать дистанцию власти за счет существования демократических институтов, но это требует его осознанного выбора, и об этом пишет Штайнер.
Человек, привыкший к тому, что его «спасают» от рождения до смерти и отказывающийся принять на себя ответственность, — типичное порождение советского строя. Разумеется, государство было заинтересовано в выращивании такого сорта людей, но изменения, происшедшие в общественно-политическом и экономическом устройстве России, заставили этих людей переживать настоящую трагедию. Недавнее исследование ООН последствий радиационной катастрофы в Чернобыле показало, что максимальный ущерб был нанесен жителям обширного региона не радиацией, а нарушением семейных связей, отрывом от мест проживания и воспитанием поколения иждивенцев, способных лишь на ожидание льгот от государства. Разумеется, исследование не касалось людей, непосредственно участвовавших в ликвидации последствий аварии на АЭС. По прочтении «Сценариев...» становится ясно, что подход Клода Штайнера носит достаточно универсальный характер и вполне применим для индивидуальной работы как со «Спасателями», так и с «Жертвами».
Понятие индивидуализма/коллективизма в национальной культуре совпадает с идеей Штайнера о сценарии неравенства и индивидуализма (глава 12). Из этих идей далее развиты концепты соревновательности и силовых игр как элементов североамериканской национальной культуры.
Эти представления также вошли в жизнь практически каждого жителя России и обострили внутри- и межличностные конфликты. Привычный коллективизм заменился не менее привычным «диким» индивидуализмом. «Диким» в том смысле, что основной упор делается не на отстаивании собственных прав и свобод, а на жестком захвате чужих прав и свобод, прежде всего экономических.
Эта жесткая, по Штайнеру, «силовая» игра приносит достаточно много психологического дискомфорта ее участникам и рост популярности традиционного способа снятия такого дискомфорта — приобщение к церкви — можно считать одним из показателей ее распространенности. Поскольку очевидно, что соревновательность в нашем обществе будет расти и дальше (вообще-то именно она является двигателем экономического развития), необходимо уметь конструктивно ее реализовывать и соответственно корректировать.
Мужественность/женственность рассмотрены очень подробно в статьях X. Викофф о полоролевом программировании мужчин и женщин.
Представления о традиционных половых ролях в России изменяются в настоящее время от декларированных в советское время равных возможностей к реальному равенству. Однако для такого реального равенства еще не хватает ни правовой практики в конкретных случаях, ни массовости в масштабах страны. Таким образом, изменения в представлениях о традиционных половых ролях создают и будут создавать почву, благоприятную для семейных ссор и домашнего насилия, карьерных кризисов и служебных конфликтов. Приведенный в книге материал может стать хорошим поводом для анализа личного отношения к тендерным проблемам в семье и на работе.
Избегание неопределенности как характеристика национальной культуры соотносится с таким представлением транзактного анализа, как автономность. Предполагается, что если человек достаточно автономен от собственного сценария, то для вариантов развития событий он разрабатывает социально приемлемые способы поведения — вполне взрослое поведение. Если же сценарий человека, в соответствии с его детскими решениями, контролирует его жизнь, то этот спектр социально приемлемых, разнообразных способов поведения недоступен и реализуется единственная/стереотипная форма поведения. То есть избежать неопределенности можно, структурировав свою жизнь на основе информации об окружающем мире.
К сожалению, жизнь современных россиян не может быть структуриро-вана достаточно подробно и большинство из них должно сосуществовать с жизненной неопределенностью. Переживание неопределенности в течение долгого времени всегда идет с высокой вероятностью стресса и дистресса, то есть приводит на прием к психологу (или наркологу).
С учетом того, что описанные выше российские аналогии представлений Штайнера имеют в основном негативный характер, следует подчеркнуть, что вся книга пронизана оптимизмом. Клод Штайнер как признанный мастер практической психологии не оставляет места пассивности, безысходности, обреченности. Его основной принцип: «все можно и следует изменить для достижения человеком искренности, автономности и любви».
Книга написана в традиционном для транзактного анализа стиле — простым и доступным языком со всеми необходимыми пояснениями и может быть рекомендована читателям всех
возрастных групп.
Книга изобилует условными именами клиентов — Блэк (Черный), Уайт (Белый) и т. д., разумеется, это следует понимать лишь как желание избежать идентификации читателей с героями конкретных сюжетов и не более того.
По аналогии с популярностью работ Эрика Берна можно предположить, что книга Штайнера может также привлечь читателей к самостоятельной работе над своими детскими решениями, однако следует оговорить, что при бережном отношении к себе не следует пытаться удалить зуб мудрости самостоятельно, стоя перед зеркалом. Книга прекрасно описывает процесс работы профессионала, и именно к профессионалам и следует обращаться для безопасного достижения необходимого результата. К счастью, за последние годы в стране выросло целое поколение практических психологов, способных работать в интересах клиента.
Кандидат психологических наук,
доцент СПбГУ Юрий Ковалев
www.e-psychology.ru
Посвящаю эту книгу
Эрику Берну:
учителю, другу, отцу и брату
Предисловие и благодарности
Я начал писать эту книгу, так как захотел выпустить новую редакцию «Игр, в которые играют алкоголики», где я описал лечение алкоголизма методами транзактного анализа. Однако по мере того, как работа продвигалась вперед, я обнаружил, что прежний текст превратился в совершенно новую книгу — о транзактном анализе жизненных сценариев. В ней я все же привожу некоторые выдержки из «Игр, в которые играют алкоголики», но большая часть книги посвящена изложению новейших открытий в области сценарной теории. В главах, взятых из «Игр, в которые играют алкоголики», мне пришлось избавиться от двух слов, которые со временем стали казаться мне ненужными. Этими словами, которые в предыдущей книге я употребил не меньше тысячи раз, были «лечение» и «пациент». На мой взгляд, они слишком тесно связаны с медициной, которая, и я позже объясню это подробнее, не имеет ничего общего с психотерапией, но употребление этих слов закрепляет в умах представление о том, что медицина и психотерапия — это одно и то же.
Я оставил слово «диагноз», несмотря на возражения Джой Маркус, которая говорила, что «диагноз» должен был уйти вместе с «пациентом» и «лечением». Я сделал это потому, что для меня слово «диагноз» не связано с медициной и к тому же оно мне было нужно, чтобы объяснить процесс выявления и терапии сценариев.
Я надеюсь, мне удалось донести до читателя, что Эрик Берн был родоначальником всех основных идей транзактного анализа и что без его поддержки и поощрения я никогда бы не написал эту книгу. Я также бесконечно благодарен Ходжи Викофф за ее идеи относительно мужских и женских сценариев. Они положили начало изучению банальных сценариев, которое привело к новым открытиям в области исследования власти, конкуренции и кооперации.
Я также хочу поблагодарить Кармен Керр за то, что она внимательно прочитала первую часть моей книги и высказала свое мнение о ней; она помогла мне искренне и ясно выразить глубину моих чувств к Эрику Берну.
Роберт Швебел первым подал мне мысль о важности сотрудничества: именно он ввел «кооперативные игры» в нашу терапевтическую работу в Центре радикальной психиатрии. Я признателен Ричарду Лихтману за критику первой части моей книги.
Я благодарю Джой Маркус за прочтение и анализ третьей части, а также за ее влияние на жизнь и образ мыслей в последние пять лет.
Я благодарю участников телесно-ориентированной терапии. Благодаря этому курсу я понял, как сценарии приводят к утере чувства радости, и разработал некоторые методы сценарной терапии. Вайоминг, Лора, Рик, Оливия и Ходжи позволили мне увидеть свое обнаженное существо; они помогли мне понять, как и почему банальные сценарии не дают нам наслаждаться своим телом и владеть им.
Я также хочу поблагодарить всех, с кем я работал в Центре радикальной психиатрии с 1969 по 1972 год, боролся за свободу, обретал власть, постигал злоупотребление властью и размышлял о сотрудничестве.
Я благодарю Мэрион Вайсберг за то, что она предложила название, которое книга носит сейчас.
Мне трудно надлежащим образом отблагодарить Сью-зан Тэйтум. Я мог бы просто написать, что она перепечатывала на машинке текст книги. Да, она действительно печатала и перепечатывала то, что я сочинял, но это далеко не все; ее размышления, ее понимание и ее вклад присутствуют на каждой странице, поэтому мне недостает слов, чтобы выразить ей свою признательность. Я также благодарю за помощь Карен Пэрлетт, которая отпечатала и помогла мне собрать в единое целое окончательную версию.
Наконец, я благодарю Фреда Джордана за его доброту и мягкость, за его редкую, но всегда своевременную поддержку, которая облегчила сложную работу по написанию объемистого труда, и за его внимательное прочтение, благодаря которому книга приняла свою настоящую форму.
Клод Штайнер 1974
Введение
Базовые утверждения
теории транзактного анализа
Эрика Берна, известного миллионам людей как автор книги «Игры, в которые играют люди», тем не менее мало кто считает пионером в области психиатрической науки.
Я считаю, что Эрик Берн пересмотрел самые основы науки о душевном здоровье и открыл закономерности, противоречившие устоявшимся мнениям и неоспоримым по тем временам истинам. Специалисты, которые обучались психотерапии в рамках психоаналитической доктрины, не могли принять его идеи, не изменив в корне свои представления о причинах жизненных затруднений людей и о методах терапии.
Прежде чем углубиться в детали, я назову три посылки, которые отличают идеологию транзактного анализа от идеологии традиционной психиатрии.
1.Люди от рождения являются душевно здоровыми. Принятие позиции «Я в порядке — Ты в порядке» (как психиатром, так и клиентом) необходимо для успешного излечения, а также для эмоционального и социального благополучия любого человека.
2.Даже переживая эмоциональные затруднения, люди тем не менее остаются разумными, полноценными человеческими существами. Они способны понять суть своей проблемы, ее причины и при наличии адекватной помощи решить ее. Они не могут не включиться в терапевтический процесс, если действительно хотят справиться со своими трудностями.
3. Любые эмоциональные затруднения разрешимы при условии применения верного подхода и адекватного знания. Сложности, с которыми сталкиваются психиатры в случаях так называемых шизофрении, алкоголизма, депрессивного психоза и т. д., — результат невежества психиатров, а не неизлечимости этих «заболеваний».