Да будет доволен ими Аллах


(1) Иногда желание человека, давшего обет, может сбыться. Но это вовсе не означает, что принесение обета не Всевышнему Аллаху является дозволенным. Так, христианин может прийти в церковь и обратиться к Деве Марии, мир ей, с просьбой об исцелении либо получении мирского удела. И он действительно может получить желаемое, но лишь как испытание от Аллаха и завлечение от Него Пречистого. То же самое относится и ко всем последователям других верований, в том числе к индусам и язычникам, которые обращаются к своим божествам с разными просьбами. Всевышний Аллах же, желая завлечь их еще больше, исполняет их просьбы, о чем Всевышний поведал в следующем аяте: «А тех, которые считают ложью Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не узнают этого». (сура «Ограды», аят 182). Разъясняя этот аят, имам ас-Садик в книге «аль-Кафи» (2/452) пишет: «Здесь речь идет о рабе, который совершает грех, однако вместе с ним для него возобновляется милость, которая , в свою очередь, отвлекает его от принесения покаяния за совершенный грех».

Обращение с мольбой не к Всевышнему Аллаху является не просто обычным грехом. Нет, это абсолютно наитягчайший грех. В хадисе, приводимом ан-Нури ат-Табарси в «аль-Мустадрак» (14/331) со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Какой грех явлется величайшим?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Придавать Аллаху сотоварища, тогда как Он сотворил тебя!».

Мусульманин абсолютно убежден, что мольба – это поклонение, а поклонение можно посвящать только Одному Всевышнему Аллаху, о чем Всевышний сказал в Своем Благословенном Писании: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (сура «Джинны», аят 18). Точно так же и обет является поклонением, и его можно посвящать только Всевышнему Аллаху. Поэтому ан-Нури ат-Табарси в «аль-Мустадрак» (16/82) передал о запрете имама Джа‘фара ас-Садика приносить обет не Всевышнему Аллаху.

Великий аятолла Мухаммад Амин Зайн ад-Дин в своей книге «Калима ат-таква» (6/422) в вопросе № 63 говорит следующее (цитата): «Не дозволяется давать обет никому, кроме Пречистого Аллаха: ни посланнику, ни пророку, ни святому, ни ангелу, ни праведнику. Также не дозволяется приносить обет ни Каабе, ни усыпальницам, ни мечетям, ни храмам, ни другим почитаемым в Исламе местам».

Мусульманин абсолютно убежден, что только Один Всевышний Аллах является Владыкой пользы и вреда, удела и исцеления, и никто, кроме Него, над этим не властен.

Всевышний Аллах велел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, являющемуся наилучшим из творений, донести до людей, что не в его власти принести пользу или вред кому-либо. Так что же тогда можно сказать о каком-либо другом пророке, имамах и праведниках? Всевышний Аллах в суре «Джинны» сказал: «Скажи: «Я взываю только к своему Господу и никого не приобщаю в сотоварищи к Нему». Скажи: «Не в моей власти навредить вам или наставить вас на прямой путь» (сура «Джинны», аят 20 – 21).

Разумный человек никогда не будет обольщен приукрашиванием шайтана. Да будет читателю известно, что мое повествование, подобное этим историям, представляет собой рассказ об убеждениях, которые незаметно просочились в умы некоторых обывателей по причине их слабой привязанности ко Всевышнему Аллаху и веры в Него. А иначе какой разум примет эти убеждения, читая слова Всевышнего Аллаха: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба? Они устрашают тебя теми, которые ниже Него. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника» (сура "Толпы", аят 36).

Мусульманину достаточно его Всемогущего и Великого Господа, в то время как об остальных можно сказать то же, что сказал Всевышний Аллах: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (сура «Йусуф», аят 106). Передают, что Абд ар-Рахман б. Зейд б. Аслам сказал: «Среди тех, кто приобщает к Аллаху сотоварищей в поклонении, нет такого, который бы не верил в Аллаха, который не знал бы, что Аллах – его Господь, Создатель, Кормилец. Но, несмотря на это, они приобщают к Нему сотоварищей. Разве ты не видишь, что сказал Ибрахим: «Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они – враги мои, кроме Господа миров» (сура «Поэты», аяты 75-77)? Следовательно, они поклонялись Господу миров и другим божествам наряду с Ним. Среди язычников нет такого, который бы не верил в Него. Разве ты не знаешь, как арабы произносили тальбийю (слова мольбы во время хаджа)? Они говорили: «Вот я перед Тобой, о Боже, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварищей, кроме тех, которые принадлежат Тебе. Ты владеешь ими, а они ничем не владеют». Вот что говорили язычники». Об этом сообщил Ибн Джарир ат-Табари.

(1) Это ‘Укайл ‘Абд аль-Джалил аль-Ахмад.

(1) В месяце раби‘ аль-аввал 1425 года хиджры / май 2004 г. / были замечены некоторые шиитские плакаты, в которых говорилось, что это место является мазаром, и стало господствовать убеждение, что там имеются следы ног ожидаемого Махди, и что это место благословенно!

(1) «Аль-Кафи» (8/245), «ад-Дараджат ар-рафи‘а» (стр. 213).

(1) То есть после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присяги людей Абу Бакру, да будет доволен им Аллах.

(2) Аль-Ардабили сказал: «Абу Сасан – его имя аль-Хусайн бин аль-Мунзир. Еще говорят Абу Синан». Затем он привел данное сообщение от аль-Кашши. «Джами‘ ар-рува» (2/387).

(1) Прим. редактора: этот аят является ярчайшим свидетельством превосходства сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ас-Саади в своем тафсире пишет: «Речь идет о мухаджирах и ансарах, которые первыми обратились в правую веру, совершили переселение, приняли участие в священной войне и утвердили на земле законы Аллаха. Мухаджиры – это переселенцы, которые покинули свою родину и расстались со своим имуществом в надежде снискать милость и благоволение Аллаха. Они поддерживали религию Аллаха и помогали Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и они были правдивыми праведниками. А ансары – это жители Медины, которые жили в городе верующих задолго до переселения мухаджиров. Они возлюбили тех, кто переселился к ним, и не испытывали никакой тяги к тому, что было даровано мухаджирам. Они отдавали им предпочтение перед собой даже тогда, когда сами испытывали нужду. Они и правоверные мусульмане, которые искренне и в точности последовали по их стопам, исповедуя правильные воззрения, говоря правдивые слова и совершая праведные деяния, сумели избавиться от порицания, заслужить самую добрую похвалу и наилучшее вознаграждение от Аллаха.

Аллах остался доволен ими, и благосклонность Всевышнего Аллаха будет самым прекрасным из райских благ. Они же будут довольны Аллахом, Который уготовил для них великолепные и величественные райские сады, в которых текут реки и ручьи. Они будут вечно пребывать в этой прекрасной обители и не пожелают для себя чего-нибудь иного, поскольку там они получат все, что только захотят и как только захотят. Это будет великим преуспеянием, благодаря которому праведники приобретут все, что угодно их душам и способно доставить радость их сердцам и удовольствие их телам, а также избавятся от всего неприятного и нежелательного».

В то же время оскорбление и поношение сподвижников является одним из тяжких грехов. Абу Зура сказал: «Если ты встретишь человека, который умаляет достоинство хотя бы одного из сподвижников, то знай, что он – неверующий, ибо Коран – это истина, и Посланник – истина, и то, что он принес с собой, – истина, а донесли до нас все именно сподвижники. Тот, кто порочит их, желает оболгать Коран и Сунну, и поэтому он сам более всего заслуживает того, чтобы его опорочили и объявили неверующим и сбившимся с пути».

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с (гору) Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с ее половинкой». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа.

(1) Передают, что Джабир б. Абдуллах рассказывал: «В день Худейбии посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Вы – лучшие люди на земле», а было нас тысяча четыреста человек, и если бы я мог видеть сегодня, то обязательно показал бы вам место, где было это дерево». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и ан-Насаи, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.

Передают, что Джабир б. Абдуллах рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдет в Огонь никто из тех, кто присягнул под деревом». Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим и достоверным

(1) Ибн Хазм аль-Андалуси «аль-Фисал фи-л-милк ва-л-ахва’ ва-н-нихал» (4/225).

(1) Ахмад бин ‘Иса аль-Куми «ан-Навадир» (стр. 87).

(2) Прим. редактора: под «чернью» имеются в виду все сунниты.

(1) Прим. редактора: 10 число месяца мухаррам.

(1) Приложение ко второй части книги аль-Хува’и «Сират ан-наджа» (стр. 562).

(1) «Бихар аль-анвар» (82/100 – 101).

(2) См.: «аз-Зикра ли-ш-шахид аль-аввал» (стр. 72).

(1) Это сообщение приводится у аль-Кулайни в «аль-Кафи» (3/222 – 223), у аль-Файда аль-Кашани в «аль-Вафи» (13/87) и у аль-Хурра аль-‘Амили в «Васа’ил аш-ши‘а» (2/915).

(1) Ибн Тавус «аль-Малхуф» (стр. 50), ‘Аббас аль-Куми «Мунтаха аль-амал» (1/481).

(2) «аз-Зикра» (стр. 72).

(3) «Ман ла йахдурух аль-факих» (1/163), «Васа’ил аш-ши‘а» (3/278).

(1) Аль-Кудайбиййа – известный район Бахрейна, расположенный в Манаме (столица Бахрейна). В древности туда на лето приезжали жители соседних городов, особенно аль-Мухаррика, из-за умеренного климата Манамы… Об этом мне поведали некоторые старожилы, среди которых и мой дедушка со стороны матери.

(1) «Васа’ил аш-ши‘а» (15/330), «Бихар аль-анвар» (78/113).

(2) «Васа’ил аш-ши‘а» (17/148), «Бихар аль-анвар» (67/210).

(3) «Мустадрак аль-васа’ил» (13/100).

(1) Тем самым эта женщина, сама того не сознавая, также прокляла семейство пророка, так как ат-Табарси в «И‘лам аль-вара» (1/213) упомянул, что одного из сыновей Хасана звали ‘Умар. Также имам Зайн аль-‘Абидин назвал одного из своих сыновей ‘Умаром, как об этом упомянул шейх ‘Аббас аль-Куми в «Мунтаха аль-амал» (2/59). Аль-Арбали в своей книге «Кашф аль-гамма фи ма‘рифа аль-а’имма» (3/31) упомянул, что у имама Мусы бин аль-Казима был сын по имени ‘Умар. Посмотрите же, как фанатизм приводит своих приверженцев к гибели!

(1) Прим. редактора: Хасан аль-Аскари является 11-ым шиитским имамом.

(1) «Аль-Иршад» (стр. 256), «Кашф аль-гамма фи ма‘рифа аль-а’имма» (2/293).

(2) Следует отметить, что измышление рассказов о чудесах, совершенных любимым человеком, не является чем-то сложным. Так, исмаилиты выдумали легенды об имаме Исмаиле бин Джафаре ас-Садике, дабы подтвердить его имамат, суфии-рафаиты сфабриковали множество легенд об имаме ар-Рафа‘и и его чудесах, впрочем как и суфии-тиджаниты. Легко рассказывать легенды, однако значение имеют лишь те факты, которые действительно происходили в то время.

(1) «Аль-Кафи» (1/174).

1) «Аль-Кафи» (1/342).

(2) «Икмал ад-дин» (стр. 348, 350 – 351).

(1) Прим. редактора: известно, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, родился в понедельник 9 числа месяца рабби аль-авваль в год слона, что соответствует 20 апреля 571 года по христианскому летоисчислению. Поэтому упомянутая в шиитском предании цифра в 250 лет вызывает по меньшей мере удивление.

(2) Прим. редактора: сура «Женщины», аят 100.

(3) «Тафсир аль-‘Аййаши» (2/117 – 118), «Имама ва ат-табсыра мин аль-хира» (стр. 226), «Икмал ад-дин» (стр. 75).

(1) (Стр. 435).

(1) «Икмал ад-дин» (стр. 75, 76).

(2) Прим. редактора: этот ‘Абд Аллах был сыном имама Джа‘фара ас-Садика. Он получил прозвище «аль-Афтах» (широкий), поскольку у него была либо широкая голова, либо ноги. Группа последователей Джа‘фара ас-Садика признала его имамом после смерти его отца и по этой причине назвалась фатхиййа.

(1) «Аль-Кафи» (1/351 – 352), «аль-Иршад» (стр. 291), «Баса’ир ад-дараджат» (стр. 250 – 251) и «Риджал аль-Кашши», биография Хишама бин Салима.

(1) «Аль-Кафи» (1/351), «аль-Иршад» (стр. 291), «Баса’ир ад-дараджат» (стр. 250 – 251), «Мунтаха аль-амал» (2/258), «Риджал аль-Кашши», биография Хишама бин Салима.

(1) Ат-Туси «аль-Гайба» (стр. 47), «аль-Кафи» (1/34), «‘Уйун ахбар ар-Рида» (стр. 39).

(2) «аль-Гайба» (стр. 29-40).

(3) «Аль-Кафи» (1/381).

(1) «Аль-Кафи» (1/385).

(2) «Аль-Кафи» (1/381 – 382).

(3) «Хайат аль-имам Муса бин Джа‘фар» (стр. 410 – 411) Бакира Шарифа аль-Кураши. Он процитировал это сообщение из книги «Тухфат аль-‘алим» (2/87) Джа‘фара Аль Бахр аль-‘Улум.

(1) «аль-Макалат ва-л-фирак» (стр. 96 – 98) аль-Аш‘ари аль-Кумми, «Фирак аш-ши‘а» (стр. 88) ан-Навбахти.

(2) «Фирак аш-ши‘а» (стр. 88), «аль-Макалат ва-л-фирак» (стр. 97).

(3) «Аль-Фусул аль-мухтара» (стр. 256).

(1) «Макатил ат-талибин» (стр. 579), «Тарих ат-Табари» (7/223).

(2) «Аль-Кафи» (1/325).

(1) «Аль-Кафи» (1/324), «аль-Иршад» (стр. 328).

(2) «Фирак аш-ши‘а» (стр. 91).

(3) «Аль-Кафи» (1/326 – 327), «Баса’ир ад-дараджат» (стр. 473) ас-Саффара, «аль-Иршад» (стр. 337) аль-Муфида, «аль-Гайба» (стр. 122) ат-Туси.

(1) «Аль-Кафи» (1/328), «аль-Гайба» (стр. 55, 130), «Бихар аль-анвар» (50/241) аль-Маджлиси.

(1) «Ан-Наджм ас-сакиб» (1/185).

(1) «Бихар аль-анвар» (51/163 – 164).

(2) бахраджа ад-дима в буквальном переводе означает «проливать кровь». В другом издании «Бихар аль-анвар» напечатано слово йухриджу. Аль-харадж – смута, беспорядок и убийства.

(1) Название невольничьего рынка.

(1) «Мунтаха аль-амал» (2/561) ‘Аббаса аль-Куми.

(2) «Аль-И‘тикадат» (стр. 83).

(3) «И‘лам аль-вара» (стр. 431) ат-Табарси, «Бихар аль-анвар» (52/152).

(1) «Усул аль-Кафи» (1/397).

(2) «аль-Иршад» (стр. 413) аль-Муфида, «И‘лам аль-вара» (стр. 433) ат-Табарси.

(3) «аль-Гайба» (стр. 154) ан-Ну‘мани, «Бихар аль-анвар» (52/354).

(4) «аль-Гайба» (стр. 176) ан-Ну‘мани, «Бихар аль-анвар» (52/135).

(5) «аль-Гайба» (стр. 282) ат-Туси, «Бихар аль-анвар» (52/338).

(1) Шиитский религиозный глава Ливана, имеющий последователей по всему миру.

(1) «Аль-хавза аль-‘илмиййа тадин аль-инхираф» (стр. 27 – 28).

(2) Там же.

(1) Аль-мутахаввил – изменяющееся, противоположное постоянному. Под этим словом подразумеваются предположения и предметы иджтихада.

(2) Тафсир «Мин вахйи аль-Кур’ан» (сура «Скот», аят 50).

(1) Об этом откровенно заявил ‘Али Хомении, сказав: «Поистине, пренебрежение Кораном, происходящее в религиозных школах и наше черствое к нему отношение, приводят к образованию многих проблем в настоящем и будущем. Отдаление от Корана также привело нас к тому, что мы попали в такое положение, которое свидетельствует о нашей недальновидности».

Он также сказал: «Прискорбно то, что у нас возможно начать и продолжать учебу до получения диплома, разрешающего иджтихад, так ни разу и не обратившись к Корану! Почему так?! Да потому, что наше обучение не опирается на Коран…».

Кроме того, он сказал: «Если кто-либо пожелает занять любую научную должность в религиозной школе, то ему следует отказаться от комментирования Корана, дабы не быть обвиненным в невежестве. Так, ученого, занимающегося толкованием Корана и приносящего этим пользу людям, принимают за лишенного научного веса невежду, что вынуждает его отказаться от своих уроков. Разве вы не считаете это бедой?». «Аль-Хавза аль-‘илмиййа фи фикр аль-имам аль-Хомении» (стр. 100 – 101).

(2) Мухаммад Бакир аль-Маджлиси в своей книге «Мир’ат аль-‘укул» (12/525), приведя хадис: «Поистине, Коран с которым явился Джибрил, мир ему, к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, состоит из семнадцати тысяч аятов», – пишет: «Подтверждено, а в некоторых рукописях (этот хадис передается) со слов Хишама бин Салима вместо Харуна бин Салима. Это сообщение достоверно. Совершенно очевидно, что это и многие другие достоверные сообщения ясно свидетельствуют о неполноте и изменении Корана…». Имеются также и другие опасные заявления подобного рода. См. книгу Мухаммада ас-Сайфа «аш-Ши‘а ва тахриф аль-Кур’ан» (Шииты и искажение Корана), а также «Ара хаула аль-Кур’ан» (Мнения вокруг Корана) аятоллы аль-Фани аль-Исфахани, в которых содержится исчерпывающая информация по этому вопросу.

(1) Ибн Раджаб ан-Нурси в своей книге «Машарик анвар аль-йакин» (стр. 86) пишет следующее: «‘Айша собрала сорок дирхемов, полученных за измену, т. е. за прелюбодеяние». Да упасет нас Всевышний Аллах от подобных слов!

(1) Прим. редактора: передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый младенец рождается с врожденной приверженностью (к единобожию), а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Ведь и животные появляются на свет целыми и невредимыми: разве ты видишь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!». Затем Абу Хурейра прочел аят: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера…»(сура «Римляне», аят 30). Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Муслим. В версии этого хадиса, приводимого ат-Тирмизи, ан-Насаи и Абу Давудом, дополнительно сообщается, что его спросили: «А что будет с теми, кто умрет в детском возрасте?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Аллаху лучше знать, как они стали бы поступать».

Наши рекомендации