ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ). =Кузьма и Демьян: Костр

КОСМА И ДАМИАН СВВ.

=Кузьма и Демьян: Костр. г., Вин. 1, 73; Нижегор. г., Попов, 226; Новг. г., Майк., 504-505, 507; Прианг., Кляус, 8; Кузьма и Демьян, св. угодники: Арх. г., Ефим. 2, 214; Волог. г., Попов, 229; Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 1922, 1934, 4549-4550; Кузьма-Демьян - наместный бог: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 3633; Кузьма и Демьян, бессребренник Христов: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8223; честные святые Кузьма и Демьян: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8650; Козьма и Демьян, святители Христовы: б. м., Ефим. 2, 205; Майк., 493; Козьма и Демьян: Орл. г., Попов, 237; Тоб. г., Скалоз., 10; б. м., Майк., 466; Казьма и Дамиан: Тульск. г., Майк., 747; Коссма и Дамиян, св. угодники: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Козма и Дамьян: Костр. г., Вин. 1, 40-43; Козма и Домиян: ркп. из Костромы, Вин. 2, 44-45; Козьма и Демиан: Забайк. о., Майк., 469; Козма и Дамиян: б. м., Волог. г., Вин. 1, 14; ркп. ХVIII в. из Костр. г., Вин. 2, 39-40; б. м., Вин. 1, 22-24; Козьма и Дамиян: б. м., Вин. 1, 24-25; Кузьма и Дамиан: Костр. г., Вин. 2, 80; б. м., Забыл., 356; Кузьма-Девьян (так!): Костр. г., Вин. 1, 74; Козьма и Дамиан: б. м., Майк., 492; Козма и Демьян: Арх. г., Ефим. 2, 169-170; Козьма и Дамиан, бессребренники Христовы: Олон. г., Майк., 471; б. м., Рыбн., 254-255; Козьма и Демиян: Арх. г., Ефим. 2, 149-150; Кузма, Демян, великие помощники: Амур, Азад., 013; свет КозмаДемиян: Волог. г., Срезн. 03, 155; Сты' гсдри Козма и Дами<н чюдотворцы: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 488; Кузьма и Дамиан, св. безсребренникы: Смол. г., Добр., 209; (бессребренники) Яросл. г., Балов, 427; Козма и Дамиан, св. бессребренники и чудотворцы: б. м., Забыл., 388; Козма и Дамиан: Волог. г., Иванов, 135; Козма и Дамиін, святые государи бессребренники, учители и наказатели и наставники и заступники и сохранители: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 496, 504-505, 507; святой честной Козма и Дамьян, хитромудрыя мастеры: б. м., Рыбн., 254-255; Кузьма и Демьян, ремесленный бог и бессребренник Христов: Арх. о., Смирн., 23; Косьма и Дамiан: б. м., Щуров, 164; Косьма и Демьян: б. м., Даль, 37. Сливаясь в один персонаж, могут выступать в качестве третьего ангела-помощника (+ Михаил и Гавриил) в заговоре от болезней (Попов, 226).

( 49 упоминаний.

( Встречаются старая каноническая (Козма), литературная (Кузьма) и различные разговорные формы. Современная каноническая форма обнаружена только в орфографическом варианте Коссма.

( Помогают:вызвать (присушить) чью-либо любовь; в охоте; закрепляют слова.

Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. (мотив железного тына); людей от нечистых духов (дьявола); от любого оружия; людей от стрел из луков; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр.; охотничьи ловушки;

Исцеляют: людей от всех болезней; людей от жабы (ангина, скарлатина); людей от золотухи; людей от зубной боли (преобладает); людей от грыжи; людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от укуса змеи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; скот от ногтя (затвердение века, возможно, судороги); скот от чемера (по сведениям Ф. Я. Трейланда, у латышей чемером называется легкая степень колики у лошадей, при которой у животного подергиваются жилы в пахах, оно "трясется, постоянно оглядывается, брыкается и все собирается опуститься наземь, чтобы поваляться" [Трейланд 1881, 147]).

( В заговоре от крови мотив их (точнее ЕГО - святые нередко воспринимаются как один персонаж Кузьма-Демьян) меньшой сестры, с которой вместе помогают остановить кровь. Могут висеть или стоять на дереве (см.: Карколист®)

( Память чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана в Риме мучеников - 1 июля, мучеников бессребреников Космы и Дамиана, пострадавших в Киликии - 17 окт., бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, иже от Асии, и матери их Феодотии - 1 нояб. "В научной литературе различаются, видимо, по месту погребения, три пары братьев-святых с этими именами: Косма и Дамиан асийские (празднование 1 нояб.), аравийские (17 окт.) и римские (1 июля). Общими для всех трех пар являются близкое родство и занятия: они родные братья и бескорыстные целители" (СКДР, т. 1, 154).

( Согласно "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", они просвещают разум к учению грамоте (Щапов, 64; см. также Ганченко 1995, 175); по народным воззрениям - патроны каллиграфии (там же, 69). Они упомянуты в зубной молитве священномуч. Антипы (Тих. Пам., 356).

( Ср. "праздничек" Кузьма Дземян, к которому обращаются в белорусских заговорах (Роман., 31 и мн. др.).

ВЛАСИЙ СВ.

= Власий, епископ Севастийский чудотворец: Арх. г., Ефим. 2, 170-172; Власий, епископ Севвастийский (там же сочетание "мой скот, Власьев род"): ркп. из Новгорода, Майк., 530 - 539; св. великомученик Власий епископ Савастийский: Волог. г., Шерем., 51-53; Власий, Севатийский (так!) чюдотворец: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-66; св. Власий: Арх. г., Ефим. 2, 166-170; 174-177; Вятск. о., Лобан., 12, Иван., 21; Орл. г., Померанц., 30; б. м., Забыл., 344, 357; мой живот, Власьев род: Арх. г., Ефим. 2, 168; христианский скот, Власьев род: Арх. о., Ив., 43; скотинки Власьевны: ркп. из Волог. г., Вин. 1, 65-66; Власий (и Федосий®): Арх. о., Ив., 43 (то же: Песк., 173); Вятск. о., Иван., 19 (ср. матушка Влася, Федося®); Власий (и Медосий [Модест®]), св. мученики и вяликие чудотворцы: Смол. г., Добр., 209; Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8642; Власий (и Медосий [Модест®]): Арх. о., Ив., 17, 45(то же: Сав., 173;Песк., 175); Ласий (и Медосий [Модест ®]): Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1346; св. Власей: Олон. г., Вин. 1, 28; б. м., Зенб., 5.

( 26 упоминаний.

( Помогает:улучшить приплод скота; удой молока. Дает скоту счастье (приговор при первом выгоне скота).

Защищает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; скот от всех несчастий (преобладает); скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр.; лошадей от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр.; скот от медведей, волков и пр.

Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от боли в ушах; скот от всех болезней; скот от ногтя (затвердение века, возможно, судороги).

( Мотив золотых ключей, которыми он с Федосием® отмыкает вымя коровы.

( Епископ Севастийский Власий жил "во времена Диоклетиана и Лициния, гонения которых заставили его укрыться в горах Аргоса, где, по легендам церкви, он исцелял зверей, приходящих к его убежищу. В 312 (316) году он обезглавлен" (Кондратьева 1964, 128; см. также Ганченко 1995, 233). Позднее переосмыслен как покровитель скота (видимо, не без влияния культа муч. Власия вукола [т. е. пастуха] - память 3 февраля; образы их фактически слились). На славянской почве, возможно, унаследовал функции "скотьего бога" Велеса-Волоса (что позволяет предположить архаичность формулы "Власьев род"). Память его 11 февр.

( В духовном стихе пасет коров (Щапов 1863, 49); по "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", избавляет от скотского падежа (там же, 64). На Вологодщине "Власью-Медосью молятся, чтобы коровы лучше жили" (Адоньева, 11). Также Власию молятся "о исцелении болезни горла, о благословении Божием над домом и о изобилии плодов земных" (Ганченко 1995, 233).

( В белорусском заговоре ему молятся о рогатом скоте (Роман., 152).

( Ср. сербскую молитву "светаго Власи" и светаго Маманти" и светаго Алеkандра на скоть" (Kovacevic 1878, 277).

Наши рекомендации