Движение - ключ к освобождению
Вопрос: В добавление к борьбе на Пути можно ли сказать, что движения Самадева делают нас чувствительными к более глубоким внутренним движениям? И если поместить некоторую тишину между этой борьбой и этими более глубокими внутренними движениями, станем ли мы сильнее слышать свой внутренний голос, который за пределами нашей личности и ложной личности?
С.А.: Самое важное - это движение. Где бы ни было блокировано движение, там присутствует дисбаланс, болезнь и проблемы. Эйфония Жестов Самадева, Движения Гурджиева. Нади Йога, Лу Йонг, Эвритмия и т.д., в первую очередь, заново правильно вводят движение в наше физическое тело. С этого места нужно начинать каждому: заново вводить терапевтические движения в своё физическое тело. Определённые люди могут практиковать это только с дыхательными техниками, но это намного сложнее, потому что дыхательные техники нужно адаптировать к каждому отдельному человеку в большей степени, чем движения. Иначе они принесут больше вреда, чем помощи. Следом нам нужно заново ввести движение в наши эмоции. А как мы это делаем? Сначала воспринимаем их такими, как они есть, осознавая тип эмоции, в которой мы находимся. И единственный способ придать им движение - это смотреть, где они проявляются физически, как эмоция создаёт физические ощущения. Как только мы замечаем физические ощущения, мы позволяем им раствориться или следуем за их движением вовне, но не за их внешним проявлением, оно для животных и людей, которые не работают над собой. Им нужно спонтанно проявлять свои эмоции, чтобы полностью не задохнуться в них. Человек на Пути знает, что ему нужно позволять своим эмоциям двигаться другим образом, наблюдать их, видеть то место в своём физическом теле, где они блокированы, и освободить это место, наблюдая, как это трансформируется в ощущения и энергию, которые потом рассеиваются. Это второй тип работы над движениями.
Третий тип работы - это работа над нашими заблокированными мыслями, когда движение в них прекращается, над всеми нашими мыслительными схемами, касающимися нас, других людей и мира. Здесь нужно делать особую форму работы, осознавать наши мыслительные схемы и навязчивые идеи и освобождаться от них. Специальное упражнение, ставящее эту цель, - техника освобождения бессознательного, но существуют и другие техники которые могут освободить нас от наших мыслительных схем. Четвёртый уровень - это сами наши энергетические блоки. Здесь нам нужен специалист по энергетическим техникам, или нам нужно практиковать один из видов энергетической гигиены, которая разблокирует наши многочисленные энергетические системы - меридианы, силсиля, наши нади, чакры, поперечные системы нашего тела, систему наших различных аур и т.д. Цель энергетической гигиены - заново внести движение в нашу энергетическую систему, где бы в ней ни находился блок.
Потом, существует дальнейший уровень, системный уровень или уровень отношений, где часто тоже существуют блоки. Иногда есть блоки в нашей настоящей семье, в других случаях - в семье наших родителей, в третьих - с нашими близкими или далекими предками, и здесь нам нужно найти, где находится блок, потому что блок будет иметь отзвуки во всех других наших системах: в энергетической системе, в мыслительных схемах, в эмоциях и в физическом теле.
Итак, нам нужно заново ввести туда движение и определить, где среди наших предков существуют блоки. Иначе разрешить блоки на низших уровнях невозможно. Нам нужно ввести движение везде. Расстановки, которые мы практикуем, воздействуют в этом направлении.
И наконец, блок может находиться на уровне, который мы называем духовным, но это уровень, который отражает все другие уровни и отражается в них, и здесь снова Путь как таковой действует в этом направлении. Есть также более специфические методы, как взаимодействие между личностью и сущностью, которое я недавно вам показывал, в котором мы каждый раз можем чуть-чуть освобождать наше видение своей сущности. Мы можем поднять вуаль, мы можем раскрыть часть нашей сущности, становясь намного более чувствительными, когда мы практикуем этот метод. Но всюду нам нужно вносить движение. Иногда движение, привнесённое на одном уровне, может иметь воздействие на все другие уровни. Если мы заблокированы в наших мыслительных схемах, возможно, что практикование физических движений будет воздействовать на эти мыслительные схемы. Но если эти мыслительные схемы приходят с более высокого уровня, с уровня системы, они очень скоро вернутся.
Точно так же, если человек работает с энергетическим уровнем, это может вылечить от его мыслительных схем, негативных эмоций или физической проблемы, но если источник его проблемы системный, она вернется. Именно поэтому лучше всего соблюдать общую гигиену, делать что-то для нашего физического тела, вносить в него движение, делать что-то для наших эмоций, работать с ними, как я объяснял, работать с нашими схемами мышления» соблюдать энергетическую гигиену, использовать методы системы и одновременно делать эту особую работу по освобождению своей сущности, постепенно снимая с неё вуали. Иначе блок в любом месте может давать отзвуки во всех остальных. Важно понимать, что блок в одном месте будет иметь влияния в любом другом и, возможно, во всех. Когда мы снимаем блок с одного места, это создаст положительные следствия во всех других местах. Именно поэтому невозможно выполнять ограниченную работу, некоторые люди говорят: «Я работаю над своими эмоциями, этого достаточно». Этого недостаточно, работы над телом недостаточно, работы над мыслительными схемами недостаточно, системной работы недостаточно. Существует комплекс работы, которую необходимо выполнять, если наша цель - гармонично развивать нашу собственную природу.
Вопрос: Техника 17 точек включает все эти различные уровни?
С.А.: Когда мы говорим об энергетических техниках, всё зависит от того, как мы их используем. Используются ли они исключительно на энергетическом уровне? Тогда они имеют воздействие, которое я только что описал. Иногда мы можем использовать энергетическое воздействие, чтобы поработать с эмоциональным уровнем, в других случаях - с физическим, с мыслительными схемами, даже с системным уровнем, всё зависит от того, кто их использует и как они исполняются. Все зависит от поля сил, с которым мы связываемся. Воздействие на любом уровне сможет иметь отзвук на любом другом уровне. Но совершенно определенно, что мы не можем обойтись без какого-то вида работы с нашим телом.
Наиболее важная вещь - это раскрыть, где в нас блокировано движение, на каком уровне оно блокировано: на физическом, эмоциональном или мыслительном, на энергетическом или системном уровне, или даже на духовном уровне, когда есть блок между личностью и сущностью. Нам нужно увидеть, где мы больше всего заблокированы, и именно там нам нужно что-то делать. Иначе мы ходим по кругу в слишком удобных для нас системах.
Некоторые люди предпочитают работать над своими мыслями, потому что они более интеллектуальны; другие эмоциональны, они предпочитают работать со своими эмоциями; третьи физические, они отдают предпочтение исключительно физическому и т.д. У каждого человека есть такого рода предпочтения. Наше предпочтение - это, конечно же, место, с которого мы можем начать такого рода работу, но затем нам нужно найти наиболее болезненное место, где находится больше всего блоков, где нет потока. В нормальном режиме всё проходит и всё течёт, всё находится в живом течении; вопрос в том, где оно становится блокированным. Именно это нам важно обнаружить, и именно поэтому нам нужно работать везде, на всех уровнях, и найти то место, в котором движение наиболее заблокировано. Есть люди, которые десятилетиями выполняют интеллектуальную, эмоциональную или физическую работу, но в действительности они ходят по кругу на одном уровне, потому что не знают, где находится настоящий «узел» их жизни. Но не все стремятся к освобождению, так что для многих людей это не имеет очень большого значения. То, что я говорю, предназначено для людей, которые действительно хотят освободиться от этой тюрьмы своих блоков. И ключевым словом действительно является движение. Так что я желаю нам всем хорошего движения.
Дыхание духа
С.А,: Слово «дух» происходит от латинского слова «spiritus» и означает «дыхание» или «воздух». Для человека это означает его «вдохновение», его вдыхание. Воздух - это то, во что мы все погружены. Это дух. Мы все погружены в дух. Он был здесь в начале и будет здесь в конце. Он был здесь до человека, и когда человек исчезнет, он все еще будет здесь. Пока человек здесь, единственный реальный способ для него войти в контакт с духом - через его дыхание. Это объясняет важность, которая придается дыханию на истинных духовных путях, важность, которая придается «вдохновению», не только в смысле быть вдохновленным, но также вдыхающим (французское слово означает и то и другое). Это означает, что мы можем использовать наше дыхание, чтобы войти в контакт с вдохновением свыше, в вдохновением, которое есть дух. Именно поэтому практика сознательного дыхания, «вдохновения», меня и моего отношения с воздухом, осознавания, что я нахожусь в воздухе, в том же самом месте, что и все остальные, и что все связаны воздухом, которым мы здесь дышим, я, вдыхающий мой, и вы, вдыхающие свой, - всё это позволяет нам понять, что такое дух, что по-настоящему значит духовное. Всё остальное - это просто теории, накрученные вокруг этого. Поэтому благодаря упражнению на сознательное дыхание мы входим в контакт с этой реальностью, с тем, что в начале, тем, что в конце, и тем, что посредине, с тем, что всё содержит, ничего нельзя исключить из этого, всё содержится в нём. Это позволяет нам осознать, кем мы действительно являемся. За преходящим вы также являетесь дыханием, вы также являетесь этим воздухом и этим духом. Именно так однажды вы можете постичь, что дух в вас, дыхание в вас, сознание в вас не отличается от сознания духа. Целого.
Просто и практически это означает, что осознавание нашего дыхания - это осознавание духа. И это также путь; осознавание нашего дыхания - это путь, который ведёт к осознанию духа. Потому что вы начинаете осознавать сознание. Ваш дух начинает осознавать сознание духа. Есть только одно условие: что вы не вносите в это дыхание больше ничего. Что вы не вносите никаких своих отождествлений, никаких эмоций, никаких мыслей, никаких страхов в своё дыхание. Что вы не отождествляетесь с всем, что вы вносите в своё дыхание, и это не зажатое, ограниченное, отождествлённое дыхание, а напротив, дыхание само по себе; и в это мгновение оно вмещает всё, даже ваши страхи, даже ваши мысли, даже ваши эмоции, но вы перестаёте с ними отождествляться. Они проходят, как всё проходит. Эта песнь воспевает абсолютное первенство дыхания. Оно первое и оно последнее, оно было в начале, и оно находится в конце. Если религиозным людям нужно определение Бога, это оно.
Вопрос: Для меня проблема в следующей строчке песни: «Оно содержит всё скрытое и проявленное». «Скрытое» относится к духовным мирам?
С.А.: Всё недоступное для тебя сегодня: всё скрытое в тебе, скрытое вне тебя, всё забытое, всё подавленное, всё, что испытывали другие люди, что скрыто для тебя, поскольку ты этого не испытывал. Всё. Но у этого стиха есть две стороны: дыхание, дух, который содержит всё, который есть всё, и ты. Так что ты можешь обнаружить, как использовать это дыхание, чтобы войти в контакт со своим собственным духом, - и это наиболее прямой путь, - и как через своё собственное дыхание ты можешь войти в контакт с вечно живым в себе, с дыханием Духа, дыханием воздуха, дыханием всего, говоря короче, с жизнью. Осознавание дыхания - это также твоё средство войти в контакт с известным и неизвестным, средство войти в контакт с явным и скрытым. При одном условии: что ты не вносишь в него другие вещи. Если ты остаёшься со своим дыханием, просто со своим чистым дыханием, - что вначале ты не можешь сделать, - если ты позволяешь всему остальному проходить мимо, всему, что вносит в него твое сознательное и бессознательное, то в конце концов ты останешься только со своим дыханием, то есть со своим духом и с дыханием как таковым, с великим духом. Но пока ты отождествляешься с тем, что приходит, пока ты делаешь дыхательное упражнение. Это не даёт тебе входить в контакт с самой сутью дыхания, с самим духом. Именно поэтому на некоторых путях говорят, что нам нужно опустошить себя. Важно опустошить именно себя, потому что дух пуст и содержит всё. Этот парадокс нельзя решить с помощью вашего ума. Дух одновременно пуст и полон всего, потому что ничто не находится за пределами его.
Вопрос: В практике осознавания дыхания есть ли дополнительные инструкции или каждый человек пытается просто, как может, зная, что с практикой всё улучшится?
С.А.: Кроме определенных гигиенических упражнений на дыхание, нам нужно избегать любых дыхательных упражнений, которые были даны человеком, не владеющим мастерством дыхания. Во время ожидания важнее всего как можно чаще осознавать своё дыхание. Это всё. Других инструкций нет. Говоря абсолютно, нет никакой необходимости делать что-то ещё, кроме осознания своего дыхания. Всё остальное, возможно, предназначено для того, чтобы занять ум здоровыми вещами в отличие от нездоровых. Потому что здоровые вещи способствуют тому, чтобы мы осознавали своё дыхание, тогда как с нездоровыми вещами мы отождествляемся, и это отдаляет нас от этого сознания.
Вопрос: Может ли практика сознательного дыхания разрешить системные проблемы и проблемы с предками?
С.А.: Я думаю, что практика сознательного дыхания может сделать всё. Она может всё унести прочь. Но это требует большой энергии и интенсивности. Среди вещей, которые мы можем делать, чтобы занять своё время, есть даже более быстрые методы, которые в определённые моменты приводят к внутреннему очищению, такие, например, как определённые системные, энергетические или телесные методы, как определённые психологические техники, но мне видится, что когда они отделены от практики сознательного дыхания, это означает, что мы отделены от себя. Когда мы отделены от себя, мы не можем стать собой.
Итак, сознательное дыхание, которое практикуется, по меньшей мере, ритмично, регулярно, с частым возвращением к нему, спокойно - действительно важно. Особенно потому, что оно немедленно воздействует на все другие уровни. Те, кто практикует простое сознательное дыхание, одновременно расслабляются физически и психологически отделяются от своих отрицательных эмоций. Концентрация ума на своем дыхании позволяет им быстрее растворять мыслительные схемы, и именно так происходит во всех сферах. Так что эта практика основа всей работы. И в соответствии с Четвёртым Путём её можно делать где угодно, в любой ситуации, в любой момент, в любых обстоятельствах, везде. Это присутствие может всегда сопровождать нас. В дыхании интересно, что оно сопровождает нас от начала и до конца. Оно никогда не покидает тебя. И с последним вздохом ты отправишься вместе с ним в другое место, которое также дыхание. Дыхание связано с элементом воздуха, который является элементом движения, то есть того, что позволяет происходить жизни и эволюции. Оно даёт силу физическому движению и не дает застыть и прийти физической смерти. Оно дает силу движению эмоций, а природа эмоций ‘ex movere’, что означает быть в движении. И они проходят, у нас могут быть любые эмоции, нам нужно просто давать им проходить.
Природа мыслей - двигаться туда-сюда целый день напролёт; нам нужно также помочь им рассеяться и пройти.
Природа энергий в нас - это движение.
Природа систем состоит в том, что мы развиваемся внутри групп, систем или семей, к которым принадлежим, мы принадлежим группам, но нам нужно развиваться, быть в движении в этих группах, что способствует движению в них, а не застыванию. Везде элемент движения. Воздух, дыхание имеют очень большое значение; в реальности это дух. Быть в контакте с движением - это быть в контакте с духом. Быть в контакте с дыханием - это быть в контакте с духом. Везде всегда ищите это движение и присутствие по отношению к своему дыханию. Место, в котором можно найти это движение, находится в своём самом глубоком источнике - тишине и неподвижности, где кажется, что движения нет, но мы находимся у источника движения, где собрана вся энергия движения и духа.
Именно поэтому фундаментальное значение имеет практика неподвижности и тишины; потому что они являются источником движения, в них сосредоточено и сконцентрировано всё движение перед тем, как выразить себя; вхождение в эту интенсивность и приведёт к Пробуждению, к истинному пробуждению и знанию о нашем источнике, нашем собственном источнике.