Глава 10. Воскресение Христово в судьбе человека и человечества
Тело Христа было положено в небольшую гробницу в скале одним из благочестивых людей того времени Иосифом Аримафейским. Вход в гробницу был сразу закрыт большим камнем, а снаружи враги Христа поставили даже охрану, считая, что ученики выкрадут тело Иисуса, а потом всем будут рассказывать о воскресении своего Учителя. Однако Христос действительно воскрес. Господь в течении сорока дней являлся ученикам после Своего Воскресения. Как видно из текста Священного Писания, тело воскресшего Спасителя проявляет удивительные свойства: Христос проходит сквозь запертые двери (Ин.20,19), внезапно исчезает (Лк.24,31). В то же время, Он не дух и не призрак. Апостолы сначала испугались, увидев Христа живым. Они находились в закрытом доме, боясь, что их арестуют, и тут Господь появился прямо среди них. Вот как об этом рассказывается в Священном Писании:
«Когда они разговаривали, Сам Иисус Стал посреди их и сказал им: «Мир вам». Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа, но Он сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это – Я Сам. Осяжите меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда, и взяв ел пред ними. И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк24,36-44).
Исцелилась не только человеческая душа во Христе, но и тело: оно стало нетленным (нестареющим), бесстрастным (неподверженным страданиям и болезням), бессмертным, и духовным (приобрело новые свойства).
Возникает вопрос: Христос исцелил именно Свою человеческую природу, в Себе Самом, став «новым Адамом», но какое все мы имеем отношение к Нему? Как наша душа и тело исцелится? Примерно тот же вопрос задавал Христу Никодим, желая лично поговорить наедине со Спасителем. Господь объяснил ему: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим в ответ недоумевал: «Как может человек родиться, будучи стар?» Господь отвечает: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,1-6). В Священном Писании говорится: «А тем, которые приняли Его (Христа), дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1.12-13).
Господь не раз подчеркивал, что духовное родство, или родство духа выше и важнее родства плотского, физического, кровного. «Кто Мне брат и сестра? – объясняет Христос, - тот, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат и сестра и матерь» (Мат.12,50). «Дух животворит, плоть не пользует ни мало» (т.е. не приносит пользы) (Ин.6,63). Господь дал нам возможность не оставаться лишь детьми Адама, но стать «чадами божиими», которые «от Бога родились». Человеку необходимо привести свой дух в состояние родственное Христу, остальное, т.е. исцеление человеческой души совершает Господь – эти два условия и означают «родиться свыше», «родиться от Духа», «родиться от Бога», сказанные в частности Никодиму.
Хорошо известно, как садоводы нередко прививают к старой яблоне новую ветвь другого сорта, и потом на старом дереве появляются яблоки двух сортов – старого и нового, принципиально отличающиеся друг от друга. Корни и ствол прежние, а плоды разных сортов! Господь Сам приводил в пример подобный образ, называя Себя «виноградной Лозой» (Ин.15,1). Ветхому человечеству, образно говоря, была привита новая ветвь – новый тип человека, Богочеловек – Христос. Старые ветви рождают плоды по закону «плоть от плоти», а новая ветвь по принципу «дух от Духа». Через эту новую ветвь рождаются иные плоды – «чада Божии». Апостол Павел пишет: «Соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)» (1Кор.6,17). Христос говорит о Себе и о Своей смерти на кресте: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12,24).
Бог исцеляет душу каждого человека, после нашей жизни на земле, родственную Ему по духу. В Священном Писании говорится: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8,11). А перед этим уточняется: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот не Его» (Рим.8,9). Спаситель в Себе соединил человека с Богом, а став детьми («чадами») Христу по духу, мы можем через Него соединиться с Богом: душа наша в таком случае будет исцелена, а при всеобщем воскресении и наше тело.
Священное Писание называет Иисуса Христа «Предтечей» (Евр.6,20). Само слово «предтеча» означает: тот, кто идет впереди и прокладывает дорогу идущим сзади. Своим Воскресением Господь сделал возможным наше всеобщее воскресение, именно ради этого Он и совершил Свое Воскресение. Со всей ясностью об этом пишет апостол Павел: «Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15,16-23).
Нынешнее загробное состояние душ людей временное. Полноценный человек это неразлучное и исцеленное состояние души и тела. Души людей вновь соединятся со своими телами. У исцеленной души тело станет духовным – таким, каким мы видим его у воскресшего Христа в Священном Писании. Человеческая природа в Нем соединилась «неслитно и нераздельно» с природой Божественной.
На земле будет восстановлен рай. Греховная история человечества закончится вторым пришествием Христа. Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1,11). Господь придет окруженный Ангелами (Мф.16,27). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным. «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого – говорит о Себе Господь» (Мф.24,27). Ясно, что для человечества это будет страшным потрясением: «восплачутся все племена земные» (Мф.24,30). Это будет суд над человечеством и над каждым человеком в частности, о чем со всей очевидностью говорит Христос в Священном Писании. Многие люди называют это событие «концом света», но это лишь конец греховной части человеческой истории, за которой открывается вечная жизнь.
Почему же история закончится? Об этом говорит Сам Господь: «Вы – соль земли. Если соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон…» (Мф.5,13) «…По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24,12). Человечество утратит способность рождать людей духовных, хотя до последнего будут стоять и храмы, и жить на земле люди, считающие себя верующими. В Священном Писании сказано: «Жена, облеченная в солнце бежит в пустыню» (Откр.12,1-6). Святые отцы считали, что под словами «жена, облеченная в солнце», имеется в виду наша Церковь. Пустыня, как известно, это место, в котором нет людей. Церковь останется, но в последние времена, в земной её части настоящих христиан либо почти не будет, либо не будет вовсе: «соль земли потеряет свою силу», т.е. христиане перестанут быть христианами. В точности выполнявшие все предписания религии, посещавшие храм Божий и соблюдавшие посты распяли Христа, Бога Своего. Видимо такие же «верующие» будут и в последние времена. Господь говорит: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, только Отец Мой один. Но как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого, ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого» (т.е. Христа) (Мф.24,36-39).