I. представление о боге
Введение.
Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы с глубоким уважением относятся к верующим мусульманам и не преследуют цели оскорбления или унижения мусульманского вероисповедания, а ставят своей целью сравнение двух религий по основным вероисповедным принципам. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть». Тем самым они хотят заставить глубже задуматься представителей двух мировых религий об их различиях. По мнению авторов, именно осознание различий крайне необходимо для плодотворного диалога и конструктивной полемики между христианством и исламом.
В качестве основ мусульманского вероучения авторами рассматривается суннитский ислам и шиитский ислам, за некоторыми исключениями. Так, они не рассматривают учения «крайних» шиитов («гулат»), которые прямо обожествляют имамов, развивают учения о переселении душ («танасух»), вселении в человека божественной частицы и т. д. Для подобного сравнения нужна иная таблица – «христианство и учения «крайних» шиитов». Также ими не рассматривается учение исмаилитов, отстаивающих принцип скрытого учения («батинийя»), которое в отличие от внешнего знания («захир») содержит учение о переселении душ, обожествление имамов, неоплатонические идеи эманации и доктрины, известные лишь посвященным. Не рассматриваются учения алавитов и друзов, также верящих в перевоплощение и обожествляющих имамов. К сожалению, приходится оставить в стороне и «тасаввуф» — исламский мистицизм суфиев, утверждающий возможность мистических «опьянений» («сукр» у Абу Язида аль-Бистами), фраз «анна-аль-хакк» («я – истинный», то есть Бог, фраза аль-Хуссайна аль-Халляджа, казненного в Багдаде в 922г.), учений «вахдат аль-вуджут» (единобытие у Ибн аль-Араби как слияние Бога и мира) и прочие мистические теории, граничащие с пантеизмом. Подчеркнем, что статус таких учений в исламе во многом остается неопределенным. Для сравнения их с христианством также нужна отдельная таблица. Оставлен в стороне и ваххабизм, высказывающий идею «очищения ислама», во многом ведущий к очищению «ислама от самого ислама» в учении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, настаивающего на ликвидации мусульманских святынь.
В тоже время авторы таблицы отдают себе отчет в том, что вышеуказанные направления в исламе не являются исчезнувшими или маловлиятельными. Достаточно упомянуть, что пришедший в 2000 году к власти в Сирии президент Башар Асад, как и его отец, правящий Сирией в течение 30 лет, является шиитом – алавитом (или «нусайритом», это течение – ок. 16% населения страны, более 1,5 миллиона человек), признающим учение о переселении душ. Он, как и его отец Хафез аль-Асад, вершит судьбами страны с преимущественно суннитским населением. При этом в Турции проживает более 15 миллионов алавитов, исповедующих переселение душ. В мире также насчитывается около 25 миллионов исмаилитов, возглавляемых имамом Каримом Ага Ханом IV, самым богатым человеком Сирии, крупным дипломатом, меценатом, чиновником ООН, имеющим титул «его Высочества» от британской королевы Елизаветы II. Крайние шииты Ирана по прежнему составляют в стране влиятельные и многочисленные группы. Ваххабизм разделяет большинство населения 27-миллионной Саудовской Аравии (разумеется, за исключением 15% шиитов, около миллиона католиков, около 5 миллионов иностранных рабочих).
I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |
1.1. Утверждает ли религия веру в единого Бога? | Да «Верую во Единого Бога» (начало Символа Веры). «Нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8. 4). «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4. 6). | Да Нет Бога кроме Аллаха (часть шахады – араб. свидетельства веры). |
1.2. Отрицает ли религия язычество (многобожие, идолопоклонство)? | Да «Мы знаем, что идол в мире ничто» (1 Кор. 8. 4), а язычники «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим. 1. 25). | Да Отрицается многобожие и идолопоклонство как придание Аллаху товарищей (равных). Многобожие называется ширк (от араб. "шарик" — товарищ) и является синонимом неверия (араб. "куфр" — сокрытие, отсюда кафир –неверный). |
1.3. Считает ли религия Бога невещественным Духом? | Да Бог есть Дух Вездесущий, Неограниченный, Беспредельный и Всесовершенный. «Бог есть Дух» (Ин. 4. 24). «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем. 1. 7). «Нетленный Твой Дух пребывает во всем» (Прем. 12. 1). «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс. 138). «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня». (Иов 33, 3-4) (1).[1] | Нет Религия отрицает, что понятие Духа может быть применено к Аллаху. Духовность – не атрибут Аллаха[2]. В Коране под духом следует понимать только тварную человеческую душу или тварного ангела. Святым духом назван ангел Джибрил |
1.4. Считает ли религия, что Бог обладает тварными атрибутами (качествами и свойствами, присущими творениям)? | Нет «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Ис. 40.26). Свойства Бога совершенно не подобны свойствам Его творений. О Его свойствах надо судить только духовно[3]. | Да Бог обладает тварными свойствами слуха и зрения, «слышит» самый тихий шорох и «видит» черного паука ночью на темном камне[4] . Учение о зрении и телесности Аллаха засвидетельствовано в официальных документах мусульманского вероисповедания[5]. |
1.5. Раскрывает ли религия внутреннюю природу Бога? | Да Христианство считает, что Господь существует в трех Ипостасях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обладает Умом (Отец), Который в вечности рождает Слово (Сын) во Святом Духе. Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности» как сказал о Святой Троице св. Григорий Богослов. «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице» ( св. Григорий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» (св. Никита Студийский). | Нет Внутренняя природа Бога остается нераскрытой. Учение о Божественном Уме, Слове и Духе отсутствует[6]. При этом само учение о Святой Троице истолковано превратно в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116). |
1.6. Считает ли религия, что Бог есть любовь? | Да «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4.16). | Нет |
1.7. Считает ли религия, что Бог обладает смирением? | Да «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). | Нет |
1.8. Считает ли религия, что Бог обладает святостью? | Да «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». (1 Пет. 1:15-16) | Нет[7] |
1.9. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является хитрость? | Нет Хитрость и лукавство – свойства дьявола (лукавого), прельщающего людей и последующих ему. Бог ненавидит ложь, коварство и лицемерие. | Да Аллах «замышляет хитрость» (86.16), «хитрит», поскольку «Аллах – лучший из всех хитрецов», «обманывает» (4.141). |
1.10. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является гордость? | Нет Гордость – свойство дьявола, ложных учителей, всех злых и нечестивых. | Да «Гордое достоинство – Мое покрытие». Гордость – атрибут сущности Аллаха[8]. |
1.11. Считает ли религия, что Бог хочет спасения всех людей, желает, чтобы все люди познали Его? | Да «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2. 4). | Нет «Тот кто хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот кто не хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи»[9]. |
1.12. Считает ли религия, что Бог порождает зло? | Нет Истинный, Святой и Праведный Бог не является источником зла. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1. 5). «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак 1:13). «Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (1 Тим. 2. 4). «Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем (Втор 32:4). | Да Аллах является источником зла. «И добро и зло от Аллаха»[10]. Аллах приносит пользу и вред[11], Аллах есть приносящий зло и дарующий блага”[12]. |
1.13. Считает ли религия, что Бог изначально желает мучений в аду для определенной части людей? | Нет Бог не желает погибели людей. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был» (Иез 33:11). Бог воплотился, стал Спасителем мира (само имя Иисус означает «Господь – спасение»), чтобы спасти от погибели и ада все человечество. Через Боговоплощение раскрылось совершенное человеколюбие Божие. | Да Аллах не желает спасения всем людям, «Если бы Нам было угодно, то мы наставили бы на прямой путь каждого человека, однако стало истиной Мое слово: "непременно Я наполню ад джиннами и людьми – всеми вместе!" (32:13) Часть живых существ Аллах создал для ада, наделив их свойствами худшими, чем у скотов (7.179). Аллах «издевается» над неверующими усиливая их заблуждения (2.14), сбивая их с прямого пути (7.178, 186). |