Изгнание из «приватного» в «публичное»: тюремный эксперимент по созданию женщины нового образца
Тюремные инновации в Западном мире
Еще в первой половине XIX века в Западном мире (куда включают Западную Европу и Северную Америку) в тюремную практику были внедрены инновации – женщин отделили от мужчин, постепенно перестали выселять арестантов из родных мест в далекие колонии, перешли от коллективных тюрем к одиночному заключению. Все это было сделано для того, чтобы улучшить условия содержания добиться (безнадежное стремление) не только наказания виновных, но и их исправления.
Западные тюремные инновации – одиночное заключение и принцип приближения осужденного к месту жительства – так и не были востребованы в нашей тюремной системе. На начало 2003 г. в России на 89 субъектов Федерации было всего 40 женских исправительных учреждений.
Тюремные инновации в России
В России разделение содержания арестантов по полу окончательно произошло только в 1947 г., в ГУЛАГе. Это было сделано для ужесточения наказания и улучшения функционирования системы лагерей как огромного рабовладельческого производства. Человеческие потребности и интересы общества в рассмотрение не принимались. В это же историческое время в женскую тюремную жизнь было внесено еще два нововведения, ранее неведомых: женщин стали сажать за то, что они жены преступников – «врагов народа». Их понуждали выполнять непосильно тяжелую, мужскую работу – валить лес, например. Кроме того, тогда же была введена в женских исправительных учреждениях до сих пор упорно сохраняемая практика раздельного содержания матерей и детей.
Российская тюремная жизнь и в третьем тысячелетии остается коллективной и часто протекает вдали от родных мест.
Тюрьма – не женское дело
«Не женское место» – что-то внутри подсказало мне эту мысль, когда я впервые переступила порог женской колонии, хотя вокруг были только женщины – юные, молодые, зрелые, старые, красивые, уродливые, разные – любые. Женщин было множество – иногда до трех тысяч. Например, в женской колонии в г. Нижний Тагил Свердловской области.
Законы не признают здесь женского естества. Так, не выдается женщинам гигиенических принадлежностей, не разрешается матери жить с ребенком, хотя он находится здесь же на территории колонии. Некоторые женщины здесь совсем теряют свой женский облик. Свое исследование в женских учреждениях я облекла в книгу, которую так и назвала: «Тюрьма – не женское дело» [1].
Дальнейшие исследования все больше убеждали меня в правоте этого предположения. Я посещала женские тюрьмы, беседовала с заключенными и сотрудницами, проводила анкетирование, интервьюирование, и, в конце концов, обнаружила «что в тюрьме с женщинами происходит некая трансформация: количество насилия и унижений переходит здесь в новое качество. Тюрьма, апофеоз социального контроля, перерождает женщину, доходчиво объясняя ей, что мужчина – не обязательный элемент ее жизни, включая семью и секс, и тем окончательно уничтожает в ней последнее из того, что ей необходимо иметь, чтобы вернуться в обычную жизнь, в мир с патриархатной начинкой: уважение к мужчине, к законам, установленным им, потребность в общении с ним» [2].
Многие познают здесь лесбийскую любовь
Я видела, как меняется женщина: многие познают здесь радости лесбийской любви и уже никогда их не забудут, так как именно в гомосексуальных отношениях женщина легко достигает оргазма – женщины хорошо понимают желания друг друга; некоторые больше никогда не смогут воспринимать отношения с мужчиной, как сексуальные, а секс с ними станет только необходимым элементом в экономических или социальных отношениях – данью, платой за услугу, способом чего-то достичь, уступкой … в общем, чем угодно, но только не жизненно важной психобиологической потребностью.
Деформация личности
Анализируя результаты проведенных исследований, я обнаружила, что женщины, отсидев незначительный срок за незначительное преступление – за кражу, например, часто повторно возвращаются в тюрьму уже с тяжкой статьей – за убийство, за нанесение телесных повреждений. Обычно их жертвой становится муж или сожитель, оскорбляющий или избивающий своих близких, – тот, кто раньше вызывал трепет и страх, как «сильная половина», как «венец творения», как «мужик», теперь развенчан. Он недостоин почитания и смирения, он не имеет больше власти, он такой же смертный, как она. Пусть он сильнее, ну и что? Нож все уравняет. Приведу выдержки из бесед с заключенными женщинами.
Женщины исповедуются
«Я, наверное, стала смелее, потому что до тюрьмы я была помоложе, какая-то немножко забитая. Я не была блатная, не имела гонора никакого. Сосед говорит, что я хоть и сидевшая, но не похожая на других: стоит женщине полгода отсидеть и она уже «такая», а я от этого далека. Но, все-таки, зона повлияла на мой характер: я стала смелее и пожестче. Мне всегда обидно: почему, когда я права, меня обижают ни за что?
Я думала, что если он мужик, то он сильнее меня, и как это я могу ему сдачи дать. Он мне сейчас как врежет, я вообще умру. А сейчас я считаю: почему это он меня будет колотить, а я буду стоять? Нет, такого не может быть, пусть мне попадет, но и ему тоже» [3].
«Предчувствий не было, что именно в этот день все произойдет. Я знала, что это все равно будет, не сейчас, так днем позже. Все шло к этому. Я ударила его по голове обухом топора, который он принес сам для меня и моего сына. Когда поняла, что он мертв, как огромный груз упал с меня, и даже плечи расширились. И сама вызвала милицию и содействовала следствию» [4].
«Произошла ссора между мною и сожителем, который пришел в мою квартиру. Стал оскорблять меня в присутствии дочери, вел себя неправомерно, оскорбляя и унижая, при этом пнул ногой в живот дочери. Не выдержав оскорблений, я ударила его по лицу. После вызвала «скорую помощь», его увезли в больницу, на следующий вечер ко мне пришли сотрудники милиции и предъявили мне обвинение в совершении преступления по ст.111,ч.4 УК РФ, сказав при этом, что в больнице сожитель скончался. Я была в шоковом состоянии, не веря всему произошедшему. Суд проходил как будто бы над посторонним человеком, не укладывалось в голове, что такой срок даден именно мне» [5].
«И тут он как понес на меня, как понес, все матом изложил, издергал меня. И мне обидно: человек в гостях и он меня так поливает и за что? За то, что я что-то там не делаю так, как его мама, настолько это мелочно, это кошмар… И, между прочим, до этого он хватался за ножик, была такая привычка по пьянке у него. Он может ничего не сделать, но хватается за ножик. И сколько раз у него это было: «Тебе надо руки отрубить! Они у тебя не из того места растут! Тебе их надо вставить в другое место!» Это постоянно, сколько я жила, как он выпьет – это постоянно и идет. Меня переклинило. И пока он стоял, кулаками размахивал, пока он меня оскорблял, я молчала, но когда он меня схватил за руку – все, я уже очнулась только тогда, когда увидела окровавленный нож» [6].