Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны
Но благочестив тот, кто богобоязнен.
Аль-Бухари передаёт со слов аль-Бара: «Во времена Джахилии, если человек облачался
в одежды ихрама(ритуалное одеяние при совершении обряда паломничества),
то входил в дом только с задней стороны. Тогда Всевышний Аллах ниспослал:
﴿وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَبِهَا﴾
Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны.
Но благочестив тот, кто богобоязнен».
Абу Дауд ат-Таялиси передаёт тот же хадис от аль-Бара с текстом:
«Когда ансары возвращались домой из поездок, то входили в дом
только с задней стороны, и тогда был ниспослан аят (2:189)».
Слово Всевышнего Аллаха: ﴿وَاتَّقُواْ اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ﴾
и бойтесь Аллаха, – быть может, вы окажетесь преуспевшими– т.е. совершайте то,
что повелел вам Аллах,и воздерживайтесь того, что Он запретил вам.
﴿لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ﴾ быть может, вы окажетесь преуспевшими – завтра
(подобное вырожение часто используеться арабами при упоминании Судного дня),
когда вы предстанете перед Ним, и Он воздаст вам за ваши деяния сполна.
Всевышний Аллах сказал;
وَقَـاتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ الَّذِينَ يُقَـاتِلُونَكُمْ وَلاَ تَعْتَدُواْ إِنَّ اللَّهَ لاَ يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ
(190) Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас,
Но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников.
وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثَقِفْتُمُوهُمْ وَأَخْرِجُوهُمْ مِّنْ حَيْثُ أَخْرَجُوكُمْ وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ
وَلاَ تُقَـتِلُوهُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ حَتَّى يُقَـتِلُوكُمْ فِيهِ فَإِن قَـتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ كَذَلِكَ جَزَآءُ الْكَـافِرِينَ
(191) Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверующим!
فَإِنِ انتَهَوْاْ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
(192) Но если они прекратят, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ للَّهِ فَإِنِ انتَهَواْ فَلاَ عُدْوَانَ إِلاَّ عَلَى الظَّـالِمِينَ
(193) Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия
Целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят,
То враждовать следует только с беззаконниками.
Абу Джафар ар-Рази, передаёт со слов ар-Раби ибн Анаса,
что Абу аль-Алия сказал по поводу слова Аллаха: ﴿وَقَـاتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ الَّذِينَ يُقَـاتِلُونَكُمْ﴾
Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас.
«Это первый аят, ниспосланный в Медине по поводу сражения. После ниспослания этого аята посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сражался против тех, кто сражался против него, и оставлял в покое тех, кто не воевал против него,
пока не был ниспослан аят из суры «Покаяние»(9:5).
Также считает Абдур-Рахман ибн Аслам ибн Зайд, он утверждает,
что этот аят отменён словом Всевышнего Аллаха: ﴿فَاقْتُلُواْ الْمُشْرِكِينَ حَيْثُ وَجَدتُّمُوهُمْ﴾
то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили. (9:5) Однако это спорный вопрос, т.к. слово Аллаха: ﴿الَّذِينَ يُقَـاتِلُونَكُمْ﴾ с теми, кто сражается против вас – призывает к борьбе против тех, кто поставил себе цель бороться с Исламом и его привержецами
т.е. убивайте их за то, что они сражаются с вами, как об этом сказал Аллах:
﴿وَقَاتِلُواْ الْمُشْرِكِينَ كَآفَّةً كَمَا يُقَـتِلُونَكُمْ كَآفَّةً﴾Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе).
(9:36) по этой же причине Аллах говорит в этом аяте (2:190):
﴿وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثَقِفْتُمُوهُمْ وَأَخْرِجُوهُمْ مِّنْ حَيْثُ أَخْرَجُوكُمْ﴾
Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили,
и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали – т.е. ваше стремление должно быть сражаться с ними, чтобы изгнать их из страны,также как они стремятся сражаться с вами, чтобы изгнать вас из страны. Это будет адекватным ответом на их агрессию.
Слово Аллаха: ﴿وَلاَ تَعْتَدُواْ إِنَّ اللَّهَ لاَ يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ﴾
но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников –т.е. сражайтесь на пути Аллаха, но не преступайте границ дозволенного.
По мнению аль-Хасана аль-Басри считал, что речь идёт о запрете уродования трупов, мародёрства, убийства женщин, детей и стариков, которые не участвуют в боевых действиях, а также монахов и отшельников, сжигания деревьев и убийства животных без причины. Об этом передаёт ибн Аббас, Умар ибн Абдуль-Азиз и Мукатиль ибн Хаййан.
Также в хадисе от Бурайды,
посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«اغْزُوا فِي سَبِيلِ اللهِ، قَاتِلُوا مَنْ كَفَرَ بِاللهِ،
اغْزُوا وَلَا تَغُلُّوا وَلَا تَغْدِرُوا وَلَا تَمْثُلُوا وَلَا تَقْتُلُوا وَلِيدًا وَلَا أَصْحَابَ الصَّوَامِع»
«Сражайтесь на пути Аллаха. Сражайтесь с теми,кто отрицает Аллаха,
Но не будьте озлобленными. Не будьте вероломными.
Не уродуйте трупы. Не убивайте детей и монахов[96]».
В двух Сахихах приводится хадис, в котором ибн Умар сказал:
«Во время одной из битв была найдена убитая женщина, и Пророк, да благословит Его Аллах и да приветствует, осудил это убийство и убийство женщин и детей[97]».
Существует много хадисов на эту тему.
В силу того, что джихад приводит к убийствам людей и кровопролитию,
Аллах обратил внимание на то, что эти люди (неверные) отрицали Аллаха
И придавали Аллаху сотоварищей, а также отвращали людей от Его пути.
А это ведёт к более ужасным последствиям, чем убийство, об этом Аллах сказал:
﴿وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ﴾ Искушение хуже, чем убийство.
Абу Малик прокомментировал: «То, с чем вы живёте, хуже убийства».
Абу аль-Алия, Муджахид, Саид ибн Джубайр, Икрима, аль-Хасан, Катада,
ад-Даххак и ар-Раби ибн Анас прокомментировали аят: ﴿وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ﴾
Искушение хуже, чем убийство – «Ширк (грех многобожия) хуже убийства».
Слово Аллаха: ﴿وَلاَ تُقَـتِلُوهُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ﴾
Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети.
В двух Сахихах приводится хадис:
«إنَّ هَذَا الْبَلَدَ حَرَّمَهُ اللهُ يَوْمَ خَلَقَ السَّموَاتِ وَالْأَرْضَ، فَهُوَ حَرَامٌ بِحُرْمَةِ اللهِ إِلى يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَلَمْ يَحِلَّ لِي إِلَّا سَاعَةً مِنْ نَهَارٍ،
وَإِنَّهَا سَاعَتِي هذِهِ حَرامٌ بحُرْمَةِ اللهِ إِلى يَوْمِ الْقِيامَةِ، لا يُعْضَدُ شَجَرُهُ،
وَلَا يُخْتَلىَ خَلَاهُ، فَإِنْ أَحَدٌ تَرَخَّصَ بِقِتَالِ رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلّم، فَقُولُوا: إنَّ اللهَ أَذِنَ لِرَسُولِهِ وَلَمْ يَأْذَنْ لَكُم»
«Поистине этот город (Мекку)Аллах сделал заповедным в день,
Когда Он сотворил небеса и землю. Он является заповедным по заповеди Аллаха до Судного дня. Для меня эта заповедь была снята лишь на часть дня. Этот час также является заповедным заповедью Аллаха до Судного дня. Нельзя вырубать деревья
(в Мекке), нельзя ломать кустарник. Если же кто станет добиваться сражения
(в Мекке)ссылаясь на то, что посланник Аллаха поступал так, то скажите ему:
«Поистине Аллах позволил Своему посланнику то, что не позволил никому».
В этом хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
подразумевает сражение в Мекке против её жителей в день взятия Мекки.
Во время штурма Мекки была применена сила, и погибли люди в местечке Хандамах, которые не стали соблюдать договорённости, объявленные ранее посланником Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует):
«مَنْ أَغْلَقَ بَابَهُ فهُوَ آمِنٌ،وَمَنْ دَخَلَ الْمَسْجِدَ فَهُو آمِنٌ، ومَنْ دَخَلَ دَارَ أَبِي سُفْيَانَ فَهُوَ آمِن»
«Кто закрыл дверь своего дома, тот в безопасности, кто зашёл в мечеть, тот в безопасности, кто зашёл в дом Абу Суфйана, тот в безопасности».
Слово Всевышнего Аллаха: ﴿حَتَّى يُقَـاتِلُوكُمْ فِيهِ فَإِن قَاتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ كَذَلِكَ جَزَآءُ الْكَـفِرِينَ﴾