Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете
Некоторые утверждали, что кротость камней здесь приводится как метафора.
Однако ар-Рази, аль-Куртуби и другие имамы считают, что нет надобности в таком разъяснении, т.к. изначально Аллах заложил в камнях кротость (как и во всех творениях). Как Он сказал об этом: ﴿إِنَّا عَرَضْنَا الاٌّمَانَةَ عَلَى السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ وَالْجِبَالِ فَأبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا﴾
Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность,
но они отказались нести ее и испугались этого.(33:72)
﴿تُسَبِّحُ لَهُ السَّمَـوَتُ السَّبْعُ وَالاٌّرْضُ وَمَن فِيهِنَّ﴾ Его славят семь небес, земля и те, кто на них. (17:44)
﴿وَالنَّجْمُ وَالشَّجَرُ يَسْجُدَانِ ﴾ Травы (или звезды) и деревья совершают поклоны.(55:6)
﴿أَوَ لَمْ يَرَوْا إِلَى ما خَلَقَ اللَّهُ مِن شَىْءٍ يَتَفَيَّأُ﴾
Неужели они не наблюдали за вещами, которые созданы Аллахом?(16:48)
﴿قَالَتَآ أَتَيْنَا طَآئِعِينَ﴾ Они сказали: “Мы придем по доброй воле”.(41:11)
﴿لَوْ أَنزَلْنَا هَـذَا الْقُرْءَانَ عَلَى جَبَلٍ﴾
Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы,
как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом.(59:21)
﴿وَقَالُواْ لِجُلُودِهِمْ لِمَ شَهِدتُّمْ عَلَيْنَا قَالُواْ أَنطَقَنَا اللَّهُ﴾
Они скажут своей коже: «Почему вы стали свидетельствовать против нас?»
Они скажут: «Нас заставил говорить Аллах».(41:21)
В Сахихе приводится хадис,
где посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о горе Ухуд:
«هذَا جَبَلٌ يُحِبُّنَا وَنُحِبُّه» «Эта гора любит нас и мы любим её». В других достоверных хадисах сказано, что пальма состродала ему, да благословит его Аллах и приветствует.
В Сахихе Муслима сообщается,
что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنِّي لَأَعْرِفُ حَجَرًا بِمَكَّةَ كَانَ يُسَلِّمُ عَلَيَّ قَبْلَ أَنْ أُبْعَثَ إِنِّي لَأَعْرِفُهُ الْآن»
«Я точно знаю камень в Мекке, который приветствовал меня до того,
Как я стал пророком, и я знаю его и сейчас».
О «Чёрном камне» он говорил: «إِنَّهُ يَشْهَدُ لِمَنِ اسْتَلَمَ بِحَقَ يَوْمَ الْقِيَامَة»
«В Судный день он будет свидетельствовать за тех, кто поцеловал его».
Существует несколько других текстов с подобным смыслом.
Знатоки арабского языка единогласны в том, что в слове Аллаха:
﴿فَهِىَ كَالْحِجَارَةِ أَوْ أَشَدُّ قَسْوَةً﴾ и стали, как камни, или даже еще жестче
– союз أو (или)используется для того, чтобы развеять сомнения.
Некоторые учёные считают ,что союз «или» использован как союз «и»,
как например, в слове Всевышнего Аллаха: ﴿وَلاَ تُطِعْ مِنْهُمْ ءَاثِماً أَوْ كَفُوراً﴾
и не повинуйся грешникам или неверующим среди них. (76:24)
или в слове Всевышнего Аллаха: ﴿عُذْراً أَوْ نُذْراً﴾
для оправдания или предостережения.(77:6)
Некоторые учёные считают, что союз «или» здесь имеет смысл «даже».
Т.е. «И стали как камни, даже твёрже».
Например, Аллах сказал: ﴿إِذَا فَرِيقٌ مِّنْهُمْ يَخْشَوْنَ النَّاسَ كَخَشْيَةِ اللَّهِ أَوْ أَشَدَّ خَشْيَةً﴾
Некоторые из них стали бояться людей так,
как боятся Аллаха, или даже более того. (4:77)
﴿وَأَرْسَلْنَـاهُ إِلَى مِاْئَةِ أَلْفٍ أَوْ يَزِيدُونَ ﴾
Мы отправили его к ста тысячам или даже больше того. (37:147)
﴿فَكَانَ قَابَ قَوْسَيْنِ أَوْ أَدْنَى ﴾
Он находился от него (Джибриль от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха)
на расстоянии двух луков или даже ближе.(53:9)
Некоторые другие учёные сказали, что их сердца бывают только двух типов:
как камни или даже твёрже.
Всевышний Аллах сказал:
أَفَتَطْمَعُونَ أَن يُؤْمِنُوا لَكُمْ وَقَدْ كَانَ فَرِيقٌ مِّنْهُمْ يَسْمَعُونَ كَلامَ اللَّهِ ثُمَّ يُحَرِّفُونَهُ مِن بَعْدِ مَا عَقَلُوهُ وَهُمْ يَعْلَمُونَ
(75) Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?
وَإِذَا لَقُواْ الَّذِينَ ءَامَنُواْ قَالُواْ ءَامَنَّا وَإِذَا خَلاَ بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ
قَالُواْ أَتُحَدِّثُونَهُم بِمَا فَتَحَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ لِيُحَآجُّوكُم بِهِ عِندَ رَبِّكُمْ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ
(76) Когда они встречали верующих, они говорили: «Мы уверовали».
Когда же они оставались наедине друг с другом, то говорили: «Неужели вы расскажете им о том, что открыл вам Аллах, чтобы они могли препираться с вами посредством этого перед вашим Господом? Неужели вы не уразумеете этого?
أَوَلاَ يَعْلَمُونَ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا يُسِرُّونَ وَمَا يُعْلِنُونَ
(77) Неужели они не знают, что Аллаху ведомо все, что они скрывают и обнародуют?
﴿أَفَتَطْمَعُونَ﴾ Неужели вы надеетесь – т.е. вы, верующие, надеетесь.
﴿أَن يُؤْمِنُواْ لَكُمْ﴾ что они поверят вам– т.е. неужели вы думаете, что они (группа иудеев) станут повиноваться вам, когда их отцы (предки) были свидетелями ясных знамений,
но их сердца остались жёсткими?
Затем Аллах сказал: ﴿وَقَدْ كَانَ فَرِيقٌ مِّنْهُمْ يَسْمَعُونَ كَلامَ اللَّهِ ثُمَّ يُحَرِّفُونَهُ﴾
Если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его?
– т.е. исказили его смысл ﴿مِن بَعْدِ مَا عَقَلُوهُ﴾ после того, как поняли его смысл
– не смотря на то, что они хорошо понимали смысл, но они имели обыкновение отрицать истину. ﴿وَهُمْ يَعْلَمُونَ﴾ Сознательно – они полностью осознавали о том,
что толкуют ошибочно и искажают.Это соответствует утверждению Аллаха:
﴿فَبِمَا نَقْضِهِم مِّيثَـاقَهُمْ لَعنَّـهُمْ وَجَعَلْنَا قُلُوبَهُمْ قَاسِيَةً يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ عَن مَّوَضِعِهِ﴾
За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца.
Они искажают слова, меняя их местами.(5:13)
Катада прокомментировал аят: ﴿ ثُمَّ يُحَرِّفُونَهُ مِن بَعْدِ مَا عَقَلُوهُ وَهُمْ يَعْلَمُونَ﴾
И сознательно исказили его после того, как поняли его смысл.
«Иудеи имели обыкновение слушать слова Аллаха,
а затем искажать их, после того, как они их осмыслили».
Муджахид сказал: «Те, кто имел обыкновение скрывать
и искажать слова истины были учёными среди них».
Ибн Уахб передал, что ибн Зайд прокомментировал:
﴿يَسْمَعُونَ كَلامَ اللَّهِ ثُمَّ يُحَرِّفُونَهُ﴾ слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его
– т.е. они исказили Тору, которую им ниспослал Аллах, тем, что они запретили законное и узаконили запретное, называя истиной ложь, а ложь истиной. Когда человек, принося им взятку, просил рассудить его по праву, они судили его по праву. Когда кто-либо просил рассудить его в его пользу, предлагая им взятку, они решали тяжбу в его пользу.
Если же кто-то не предложил им подкупа, они судили его справедливо не в его пользу.
Вот почему Всевышний Аллах сказал им:
﴿أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَـابَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ ﴾
Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя,
ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь? (2:44)
Слово Аллаха:
﴿وَإِذَا لَقُواْ الَّذِينَ ءَامَنُواْ قَالُواْ ءَامَنَّا وَإِذَا خَلاَ بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ﴾
Когда они встречали верующих, они говорили: «Мы уверовали».
Когда же они оставались наедине друг с другом.
Мухаммад ибн Исхак передаёт, что ибн Аббас сообщил: ﴿وَإِذَا لَقُواْ الَّذِينَ ءَامَنُواْ قَالُوا ءَامَنَّا﴾
Когда они встречали верующих, они говорили: «Мы уверовали»
-т.е.они верят в то, что Мухаммад – посланник Аллаха, но при этом говорят верующим: «Он послан только для вас – арабов». Но когда они остаются наедине
друг с другом они говорят: «Не сообщайте арабам об этом пророке,
ведь вы просили у Аллаха, чтобы Он послал его вам, дабы вы
одержали победу над арабами. Об этом Аллах сказал:
﴿وَإِذَا لَقُواْ الَّذِينَ ءَامَنُواْ قَالُواْ ءَامَنَّا وَإِذَا خَلاَ بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ
قَالُواْ أَتُحَدِّثُونَهُم بِمَا فَتَحَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ لِيُحَآجُّوكُم بِهِ عِندَ رَبِّكُمْ﴾