Эмоциональные расстройства

Исцеление чувств

Путь к эмоциональному здоровью и прощению

Введение

Когда несколько лет назад стала популярной тема исцеления памяти, мой друг психолог дал мне совет: «Послушай кассету Дэвида Симандза. Это лаконичное, проникнутое библейским духом и самое ясное изложение данной темы».

И вот теперь доктор Симандз написал книгу, в которой органично соединились четкое библейское богословие, глубинная психология и здравый смысл. Автор пишет о гневе, чувстве вины, депрессии, комплексе неполноценности и перфекционизме — ни на минуту не покидающем нас ощущении, будто мы «недостаточно хороши». Он переносит нас в эпицентр затяжной эмоциональной боли и показывает, каким образом мы можем навсегда вырваться на свободу из этой сумятицы чувств и болезненных ощущений.

Книга не дает упрощенных ответов, она лишена ханжеского осуждения, в ней отсутствуют сбивающие с толку профессиональные термины. Вместо этого доктор Симандз выражает сострадание, милосердие и понимание, вплетает в канву повествования яркие, остроумные и добрые истории о реальных людях. С нами ведет разговор умный и чуткий пастор, который с одинаковой легкостью преподносит нам библейские истины и исцеляет наши расстроенные и мятущиеся души.

Как почитатель таланта доктора Симандза, я многого ожидал от его книги и не разочаровался. Книга, безусловно, интересна, поучительна и полезна каждому. Я польщен предоставленной мне честью рекомендовать ее вам.

Гэри Коллинз,

доктор философии, профессор,

председатель факультета пасторского

душепопечительства и психологии

Евангельской богословской школы Святой Троицы

Предисловие

Вскоре после того как я стал пастором, я обнаружил: есть две категории людей, которым не помогает обычная церковная служба. Их проблемы не решаются ни проповедью Слова Божьего, ни обращением ко Христу, ни исполнением Духом Святым, ни молитвой, ни причастием.

К одной категории относятся люди, которые потеряли веру в Божью силу. Они отчаянно молились, но казалось, что их молитвы о личных нуждах остаются без ответа. Никакие упражнения в благочестии не приносили результата. Они постоянно прокручивали одну и ту же заезженную пластинку с записью своих просьб и все время пребывали в раздраженном состоянии. Они соблюдали все внешние правила благочестия: молились, платили десятину, открыто говорили о своей вере, но, несмотря на это, все глубже и глубже погружались в бездну безысходности.

Ко второй категории относятся люди, которые все время притворяются. Они подавляют свои истинные чувства: не признаются самим себе в том, что у них что–то не так, поскольку «у христиан подобных проблем не бывает». Вместо того чтобы смело смотреть в лицо проблемам, они ищут им оправдание, маскируя стихами Писания, богословскими терминами и откровенными банальностями.

Нерешенные проблемы прятались глубоко внутри и позже проявлялись в виде болезней, странностей характеpa, несчастных браков, а иногда даже в виде нервных расстройств у их детей.

Когда я обнаружил это, Бог дал мне понять, что обычные способы служения не помогут в решении подобных проблем. Он предоставил мне возможность всецело погрузиться в процесс познания самого себя и прочувствовать всю глубину целительной любви моей семьи, детей и близких друзей.

После этого Господь призвал меня расширить мол пасторские функции, уделить особое внимание эмоциональным расстройствам и болезненным воспоминаниям.

За те двадцать лет, что я был проповедником, наставником, душепопечителем, я получил тысячи откликов от христиан, которым удалось освободиться от эмоциональных страданий и избавиться от не дающих покоя воспоминаний прошлого.

В этой книге приведены истории некоторых из этих людей. Вы узнаете об их взглядах и чувствах, которые так хорошо знакомы вам или тем, кто вам дорог.

Все действующие лица книги живы и здоровы; их истории рассказаны с их разрешения. Но имена и место действия изменены.

Любое сходство их жизни с вашей случайно, но одновременно и закономерно. Ибо у всех нас одни и те же чаяния и стремления.

Я молюсь за то, чтобы эта книга помогла вам получить представление о Божьих путях избавления от эмоциональных расстройств, навязчивых состояний, о путях оздоровления личности. Я хочу, чтобы из преткнувшихся христиан вы превратились в исцеленных помощников Бога.

Дэвид Симандз

Эмоциональные расстройства

"Он взял на Себя наши немощи "

(Матфея 8:17).

"Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас… по воле Божией"

(Римлянам 8:26–27).

В один воскресный вечер 1966 года я читал проповедь под названием «Святой Дух и исцеление от эмоциональных расстройств». Это был мой первый опыт подобного рода. Я убежден, что меня сподобил на это Бог, иначе у меня никогда не хватило бы храбрости вести разговор на такую тему. То, о чем я рассказывал в тот вечер — об исцелении памяти и расстроенных чувств, — теперь хорошо известно. Тема описана во множестве книг. Но в те времена об этом было не принято говорить.

Поднявшись на кафедру, я оглядел сидящих передо мной прихожан и увидел почтенного старца, доктора Смита, своего хорошего знакомого. Когда мы с женой Хелен узнали, что я назначен пастором, у каждого из нас в памяти всплыли лица нескольких уже немолодых людей, и на душе стало тревожно. Одним из них было лицо доктора Смита: я все время думал, как буду окормлять его. Когда я был молодым, он до смерти запугал меня своими проповедями, и до сих пор я все еще неловко чувствовал себя в его присутствии.

В тот вечер я увидел его среди прихожан и разволновался. Однако я уверенно начал и прочитал до конца проповедь на тему, которую, как я считал, указал мне Бог. После богослужения, за которым следовало чудесное молитвенное время, доктор Смит продолжал сидеть на месте. Я молился вместе с вышедшими ко мне людьми; где–то в глубине сознания я молился и за то, чтобы Смит поскорее ушел. Но он не уходил. Вот он встал, поднялся ко мне и в своей обычной грубоватой манере сказал:

— Дэвид, могу я переговорить с тобой в твоем кабинете?

В моем сознании снова ожили знакомые образы прошлого, и я, как испуганный маленький мальчик, поплелся за стариком. Сев на стул в кабинете, я почувствовал то же самое, что скорее всего чувствовал Моисей, глядя на огонь и дым Синая. Но я был неправ — я совсем упустил из виду, что человек меняется. Я как бы заморозил доктора Смита на определенной стадии и исключил возможность его роста.

Доктор обратился ко мне очень доброжелательно:

— Дэвид, я никогда не слышал проповеди, подобной этой. Но я хочу кое–что сказать тебе. — Его глаза увлажнились. В течение многих лет он был выдающимся благовестником и проповедником, приведшим ко Христу тысячи людей, поистине великим человеком. Но, оглядываясь назад на свое собственное служение, он пришел к выводу: — Знаешь, всегда находились люди, которым я не мог помочь. Это честные люди. Я не сомневаюсь, что многие из них — христиане, исполненные Духа Святого. Но у них были сложности в жизни. Они приходили с ними ко мне, и я пытался помочь. Но ни мои советы, ни обращение к Писанию, ни молитва не приносили им настоящего избавления. — Он помолчал, потом добавил: — Дэвид, все эти годы я чувствовал за собой вину. Но ты, как мне кажется, на верном пути. Не останавливайся, разрабатывай эту тему. Не прекращай читать проповеди об исцелении чувств, ибо я верю, что ты нашел ответ.

Когда он поднялся со стула, мои глаза были влажными, и я произнес:

— Спасибо, доктор.

Но самым главным было то, что я сказал про себя: «Спасибо, Боже, за Твою поддержку, посланную через этого уважаемого человека».

Проблема

В течение пятнадцати лет кассеты с записями моих проповедей разлетались по всему миру. А письменные и устные свидетельства людей укрепляли меня в уверенности: существует круг проблем, требующих особой молитвы и глубинного исцеляющего действия Духа. Где–то между нашими грехами, с одной стороны, и нашими болезнями, с другой, лежит область, называемая в Писании «немощи».

Можно объяснить, что это такое, на примере природы. На западе США растут красивейшие гигантские деревья–секвойя и калифорнийское мамонтово дерево. Во время экскурсии гид обязательно покажет вам поперечный срез гигантского дерева. Каждое его кольцо — год жизни. Вот кольцо, образовавшееся в год сильнейшей засухи. А вот два кольца, оставшиеся от дождливых лет. Вот метка от удара молнии. А вот следы вполне нормальных лет. Вот это кольцо свидетельствует о лесном пожаре, чуть не уничтожившем дерево, а вот это — о болезни растения. Все они вкраплены в сердцевину дерева и рассказывают историю его жизни.

То же и у нас. Под нашим защитным слоем, под защитной маской скрываются кольца нашей жизни.

Вот шрамы от прошлых болезненных обид: маленький мальчик устремился к новогодней елке, чтобы найти под ней свой подарок, и достал грязный булыжник, подложенный ему в наказание за какие–то мелкие мальчишеские шалости. Шрам врезался глубоко, став причиной многочисленных межличностных конфликтов.

А вот выцветшее место от ужасного пятна, оставшегося неизгладимым следом на всю жизнь: много лет назад за сараем, или в стогу сена, или в лесу старший брат знакомил сестренку с радостями — нет, горестями — секса.

А вот след от болезненного, подсознательного воспоминания: ребенок бежал за отцом–алкоголиком, пытающимся убить маму, потом сам кинулся к кухонному ножу. Эти шрамы болели так долго, что стали причиной необъяснимой обиды и гнева. Эти раны не залечат ни обращение, ни освящающая благодать, ни молитва в ее обычном понимании.

В кольцах наших мыслей и чувств заложена история нашей жизни; прошлое хранится в памяти и продолжает жить в нас. Наша память непосредственно и очень существенно влияет на наши убеждения, чувства и отношения, на наше восприятие жизни и Бога, других и себя.

Мы — проповедники — часто внушаем людям ошибочную мысль о том, что рождение свыше и «исполнение Духом Святым» автоматически прекращает любые эмоциональные переживания. Но это не так. Драматический момент обращения ко Христу, как бы важен и ценен он ни был, не несет в себе эмоционального исцеления. Не следует считать его лекарством от всех внутренних проблем.

Нам нужно понять это прежде всего для того, чтобы научиться сострадать самому себе и позволить Святому Духу исцелить наши раненые и мятущиеся души. Мы не должны сурово судить других людей. К их противоречивому поведению следует отнестись с пониманием и терпением. Тогда мы перестанем несправедливо критиковать и осуждать собратьев–христиан: ведь они такие же люди, как мы с вами, со своими ранами и шрамами, ошибками и неверными установками, влияющими на их поведение.

Стоит нам понять, что спасение не приносит мгновенного эмоционального исцеления, как мы ясней осознаем суть доктрины об освящении. На основании поведения человека невозможно понять, насколько глубока его вера.

Вы спросите: разве неверно, что «по плодам их узнаете их»? (Матфея 7:16). Верно. Но верно и то, что по корням их вы поймете их и не станете осуждать. Джон может казаться более набожным и ответственным христианином, чем Билл. Но, если принять во внимание ту плодородную почву, в которой рос Джон, Билл представится нам просто праведником. Он достиг большего прогресса, чем Джон, в своем уподоблении Христу. Как неправильно, как не по–христиански судить о людях поверхностно!

Кто–то возразит: «Вы что же, снижаете планку? Отрицаете способность Святого Духа исцелять наши расстройства? Пытаетесь снять ответственность с нас самих, чтобы мы обвиняли в своих поражениях и неудачах судьбу, наследственность, родителей, учителей, любимых или друзей?». Говоря словами апостола Павла: «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» (Римлянам 6:1).

Я отвечу так, как ответил на этот вопрос Павел: «Никак». Я говорю о том, что некоторые сферы нашей жизни нуждаются в особом исцелении Святым Духом. Есть в нашей жизни то, что не изменить ни обычной молитвой, ни самодисциплиной, ни усилием воли. Есть проблемы, в которых нужно разобраться, разучиться жить по–старому и научиться жить по–новому, преобразившись обновлением разума. Это не происходит мгновенно, под влиянием переломного момента.

Две крайности

Поняв изложенное выше, мы обезопасим себя от двух крайностей. Некоторые христиане во всех своих бедах привыкли винить дьявола. Вот что я хотел бы сказать молодым и незрелым верующим. На протяжении веков церковь с большой осторожностью объявляла людей бесноватыми. За долгие годы моего пасторского служения несколько раз были случаи, когда возникала необходимость именем Христа изгонять то, что, по моему убеждению, являлось злым духом. После изгнания происходило избавление и исцеление.

Но лишь ревностные, богомольные, зрелые, исполненные Духа Святого христиане могут предпринимать попытки изгнания нечистой силы. Являясь душепопечителем, я сталкивался с огромным количеством людей, ощущающих крайнюю безысходность и подавленность из–за того, что незрелые христиане пытались изгнать из них воображаемых бесов.

Другая крайность — слишком упрощенный подход к эмоциональным проблемам: «Читай Библию. Молись. Верь. Будешь заботиться о душе — пропадут навязчивые идеи. Ты не впадешь в депрессию. У тебя не возникнут сексуальные фантазии и проблемы».

Подобные слова жестоки. Человека, испытывающего боль и безуспешно пытающегося решить проблемы эмоционального характера, они лишь приводят в еще большее отчаяние. Он и так уже чувствует себя виноватым; и когда люди осуждают его лишь за наличие в его жизни той или иной проблемы, бремя вины становится тяжелее.

Расскажу вам историю о человеке, который однажды летел на самолете. Во время полета ему подали обед. Он распечатал упаковку и в салате увидел огромного таракана. Приехав домой, человек написал гневную жалобу президенту авиакомпании. Через несколько дней ему было доставлено заказное письмо — ответ от президента, состоящий сплошь из извинений: «Это вопиющий случай, но Вы не волнуйтесь. Хочу сообщить Вам, что этот самолет был полностью продезинфицирован. Пропылесосили все сиденья и чехлы. Мы наказали стюардессу, подавшую Вам обед; скорее всего она будет уволена. Вполне вероятно, что сам самолет на какое–то время снимут с рейсов. Уверяю Вас, подобного больше не повторится. Надеюсь, Вы будете летать самолетами нашей компании и в будущем».

Это письмо произвело на горе–пассажира сильное впечатление. Но вдруг он кое–что заметил: к ответу президента случайно приклеилось его собственное письмо. Взяв его в руки, он увидел внизу резолюцию: «Послать стандартную отписку по тараканам».

Очень часто мы посылаем «стандартные отписки по тараканам» людям, страдающим от эмоциональных проблем. Мы даем им готовые, чрезмерно упрощенные советы, которые усиливают их отчаяние и чувство разочарования.

Свидетельство

Что отнести к эмоциональным расстройствам? Одно из самых распространенных — это глубоко укоренившееся в сознании ощущение собственной неполноценности, постоянное сомнение в своих силах, чувство собственной никчемности и второсортности, навязчивый внутренний голос, повторяющий: «Я плохой. Я ничего не стою. Меня никто никогда не полюбит. Что бы я ни сделал — все не так».

Что происходит с таким человеком, когда он становится верующим? Какой–то частью своей души он начинает верить в Божью любовь, принимает Божье прощение и на какое–то время находит покой. Затем внутри него вдруг что–то восстает с криком: «Это неправда! Не верь этому! Не молись! Там наверху нет никого, кто услышал бы тебя. Никому до тебя нет дела. Никто не развеет твои сомнения. Как вообще может Бог любить и прощать такого, как ты? Ты слишком плохой!»

Что же случилось? Благая весть не проникла в глубь его истерзанной души, которая тоже нуждается в благовестии. Необходимо, чтобы к его глубоким внутренним шрамам прикоснулся Галаадский бальзам и они бы исцелились.

Следующий тип расстройства за отсутствием лучшего термина я называю комплексом перфекциониста. В этом состоянии человек говорит себе: «Я никогда ничего не могу добиться. Я не могу сделать ничего хорошего. Я не могу понравиться ни себе, ни другим, ни Богу». Такой человек постоянно чего–то добивается, к чему–то стремится, при этом неизменно чувствует себя виноватым: ему кажется, что он все время обязан что–то делать, что он не имеет права бездействовать. «Я должен это сделать. Я обязан это выполнить. Мне следует стать лучше». Он постоянно карабкается вверх, но никогда не достигает вершины.

Что происходит с таким человеком, когда он становится верующим? Весь трагизм заключается в том, что свой перфекционизм он переносит на отношения с Богом, Который представляется ему фигурой, стоящей на верху высоченной лестницы. Он говорит себе: «Я обязан добраться до Бога. Я Его чадо и должен порадовать Его. Я хочу этого больше всего на свете».

Он карабкается, ступенька за ступенькой, напрягая все свои силы, пока его колени не начинают кровоточить, а лоб не покроется синяками и шишками. Наконец он достигает вершины и видит, что Бог поднялся на три ступеньки выше. Тогда страдалец берет себя в руки и решает еще поднатужиться. Он напряженно ползет вверх, но, как только достигает нужной ступеньки, понимает, что Бог опять выше него.

Несколько лет назад мне позвонила жена моего коллеги и приятеля и попросила помочь мужу, страдающему тяжелым нервным расстройством. Мы поехали к нему в больницу, и по пути она сказала: «Я просто не понимаю Билла. Такое впечатление, что в нем живет надсмотрщик, который не дает ему ни минуты покоя. Он не может ни на минуту расслабиться или замедлить темп. Он постоянно перенапрягается. Прихожане любят его; они на все готовы ради него, но он ничего не позволяет им делать. Это продолжается уже много лет. В результате он просто надорвался».

Я стал навещать Билла. Когда он более или менее окреп и смог говорить, то рассказал мне о своем доме и о детстве. Когда он был ребенком, ему все время хотелось порадовать родителей. Он старался заслужить мамино одобрение. Но когда он помогал ей накрывать на стол, мама постоянно ворчала: «Билл, ты положил ножи не с той стороны». И он клал ножи с нужной стороны. «Теперь ты неправильно положил вилки». Затем шли тарелки. Он никак не мог ей угодить. Он старался изо всех сил, но не мог угодить и отцу. Он показывал отцу дневник, где были пятерки, четверки и тройки, и отец говорил: «Билл, я думаю, если ты хорошенько постараешься, то сможешь учиться без троек». И мальчик начал напрягаться все сильнее и сильнее, пока тройки не исчезли из дневника. Тогда отец говорил: «Не сомневаюсь, что если ты еще немного постараешься, то будешь учиться на одни пятерки». Всю следующую четверть мальчик делал огромные усилия над собой, чтобы заработать пятерки. Он был в приподнятом настроении — теперь мама и папа уж точно будут рады. Он вприпрыжку бежал домой, так велико было его нетерпение. Отец взял в руки дневник и сказал: «Знаю я этих учителей. Они всегда всем ставят пятерки».

Став пастором, Билл вместо одной мамы и одного отца приобрел несколько сотен человек: прихожане заняли место его недовольных родителей. Как бы ни старался, он никак не мог удовлетворить их. В конце концов он рухнул под невыносимой тяжестью: устал бороться за признание. Его сгубило желание утвердиться в глазах окружающих.

Как–то известного богослова, сторонника теории смерти Бога, спросили: «Что значит для вас Бог!»

«Бог? Для меня Бог — это негромкий внутренний голос, который без конца повторяет: «Мало, мало, мало…».

Он почти ничего не сказал нам о Боге, но ярко высветил свою собственную душевную боль. Полагаю, что в мозгу таких нездоровых людей зарождается нездоровое богословие. Насколько же сильно комплекс перфекциониста поражает христиан! Он даже лишает их возможности попасть в Царство Божье!

Третий тип эмоционального расстройства — крайняя впечатлительность. Человек перенес в прошлом какую–то душевную травму. Он искал любви, одобрения и расположения, но вместо этого получил прямо противоположное, и в душе у него остались глубокие шрамы. Иногда он видит то, что другие не видят, и чувствует то, что другие не чувствуют.

Однажды я шел по улице и встретил Чарли, крайне впечатлительную личность. Обычно я уделял ему повышенное внимание, но в то утро очень спешил, поэтому просто выкрикнул: «Привет, Чарли» и пошел дальше. Позже мне позвонил один из членов церкви и спросил:

— Разве вы за что–то сердитесь на Чарли?

— На какого Чарли?

— Ну, вы знаете, на какого, — на Чарли Олсона.

— Абсолютно не сержусь. Я сегодня видел его на улице.

Вдруг до меня дошло: я же не сказал ему сегодня ни одного доброго слова, не ободрил его, как делал обычно, учитывая его болезненную мнительность.

А еще я знал одного мужчину, который был настолько мнительным, что перестал ходить на футбольные матчи. Каждый раз, когда команда начинала совещаться на поле, он думал, что все говорят о нем.

Чрезвычайно впечатлительные люди постоянно нуждаются в подбадривании. Им всегда недостает одобрения. Порой они кажутся совершенно бесчувственными. В них сильно чувство обиды: вместо того чтобы выразить свою боль, они прячутся за суровостью и грубостью. Они стремятся отомстить и причинить боль другим. Неведомо для самих себя они всю жизнь помыкают другими, обижают и подчиняют их себе. Они используют деньги или власть, или положение, или секс, или даже проповеди, чтобы обидеть других. Влияет ли это на их христианское мироощущение? Да, и очень сильно.

Далее следует сказать о страхах, очень хорошо знакомых многим людям. Пожалуй, самый сильный среди них — страх неудачи. Есть люди, которые так сильно боятся проиграть игру с жизнью, что предпочитают не участвовать в ней. Они просто «сидят на скамье запасных» и говорят: «Мне не нравятся правила», «У судьи нос крючком», «Мяч не совсем круглый», «Ворота не совсем прямоугольные».

Помню, как несколько лет назад я беседовал с продавцом в магазине подержанных автомобилей. Наше внимание привлек мужчина, прохаживающийся между рядами машин. Он то ударял ногой по шинам, то приподнимал крышки капотов, то хлопал дверцами. Продавец сказал с отвращением: «Видите того типа, который ходит и все проверяет? Такие люди лишь отравляют наше существование. Они приходят сюда постоянно, но никогда ничего не покупают, так как ни на что не могут решиться. Вот видите. Он ходит и ударяет по шинам. Потом скажет, что они не в порядке. Послушает мотор и скажет: «Слышите стук?». Никто никакого стука не слышит, а он слышит. У него всегда все не так. Он боится что–то выбрать, боится на что–то решиться, поэтому постоянно ищет предлоги, чтобы оправдать такое поведение».

В жизни много людей, боящихся потерпеть неудачу, принять неверное решение. Что будет с ними, когда они станут христианами? Вера — это великий риск; уверовать очень трудно. Решения рвут нас на части. Вера в Бога дается нелегко. Свидетельствовать им тяжело. Отдаться на волю Святого Духа и полностью подчинить себя Богу почти травматично. Упражняться в благочестии сложно. Боязливые люди живут по принципу «если бы»: «Если бы это да кабы то, у меня все было бы в порядке». Но так как «если бы» никогда не наступает, то они и не добиваются того, чего им хочется. Боящиеся терпят поражения и постоянно пребывают в нерешительности.

К следующему типу можно отнести людей с сексуальными расстройствами, о которых нужно поговорить отдельно.

Когда апостол Павел писал свое Первое Послание к Коринфянам, он коснулся всех мыслимых и нескольких почти немыслимых человеческих проблем. Он говорил о ссорах, внутренних расколах, судебных делах, о различных видах сексуальных проблем — от кровосмешения до проституции. Упомянул о добрачных, брачных и послебрачных отношениях. Написал о женском вдовстве, разводе, вегетарианстве, пьянстве на вечере Господней, говорении на иных языках, смерти и похоронах, принятии приношений и проведении точного подсчета голосов в церкви!

Но начал он свое послание со слов: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Коринфянам 2:2). Это означает, что наше Евангелие — самое практичное, максимально приближенное к нашей обычной жизни. Много внимания в послании Павла уделяется сексуальным проблемам.

Мы — современные люди — воспитаны на непослушании, непотребстве и похотливости. Можно сказать, что мы живем в современном Коринфе. В нашем обществе человеку очень трудно достичь взрослого возраста, не страдая при этом каким–либо расстройством сексуального характера.

Я думаю о сотнях людей, обращающихся ко мне за помощью. Помню женщину, которая услышала мою проповедь в своей церкви и потом, преодолев расстояние в 1200 километров, приехала, чтобы побеседовать со мной; мужчину, который, прежде чем зайти в мой кабинет, одиннадцать раз обошел вокруг церкви, чтобы собраться с духом. Оба эти человека были истинными христианами и вели отчаянную борьбу с отклонениями в сексуальной ориентации.

Я вспоминаю о молодой женщине из отдаленного университетского городка, в котором читал проповедь. Я и по сей день не знаю, как она выглядит, ибо она стояла ко мне спиной, а воротник ее пальто был высоко поднят и закрывал лицо. Она сидела в углу и рыдала, потом произнесла: «Мне нужно поделиться с кем–то, иначе я не выдержу». По–прежнему глядя в угол, она рассказала мне печальную историю, какие мы слышим все чаще и чаще, — историю об отце, изнасиловавшем ее в детстве.

Я думаю о сотнях молодых мужчин и женщин, которым были внушены ложные и вредные идеи действующими из лучших побуждений, но невежественными родителями и проповедниками. И теперь они не могут вступить в брак, неспособны быть мужьями и женами, не в состоянии жить без страха, вины и стыда. Им причинен колоссальный эмоциональный ущерб.

Может ли Евангелие помочь людям с различными эмоциональными расстройствами? Ведь если оно не несет им исцеления, то надо навесить замки на двери наших церквей, перестать играть в христианство и замолчать со своей Благой вестью.

Наши рекомендации