О смысле человеческой жизни
Вся история человечества является историей бесконечного, как стихийного, так и осознанного, поиска и обретения человеком смысла своей жизни. Человек разумный, будучи личностью, размышляя над своим бытием, неизбежно ставит вопрос: зачем я живу? Вопрос о смысле жизни был главным в философских, религиозно-нравственных исканиях русских мыслителей конца Х1Х-начала XX века Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других. «Без знания того, - писал Л.Н. Толстой, - что я такое и зачем я здесь, нельзя жить».
Вопрос о смысле жизни имеет особое значение для медицины, ибо врач лечит не только тело, но и душу больного, стремясь к достижению возможной гармонии человека с окружающим миром, с самим собой. Кроме того, вопрос о смысле жизни связан с проблемой смерти, со страхом человека перед собственным концом, с оценкой прожитой жизни. Это не только нравственная и медицинская, но прежде всего философская проблема человеческого существования во всем его многообразии от счастья до трагического конца.
Философско-антропологическая концепция смысла жизни, как считает профессор В.В. Шаронов, предполагает ответ на следующие вопросы. Является смысл жизни лишь итогом жизненного пути человека или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации? Обретает ли человек смысл жизни в неких общих ценностях (бог, высшие идеалы и т.д.) или этот смысл можно обрести в жизненных повседневных ценностях? Наконец, связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или он обретаем в единичных, индивидуальных ценностях каждого отдельного человека? Единого ответа на эти вопросы нет и, видимо, быть не может.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, мировоззрения, нравственных идеалов, от конкретно-исторической ситуации. Если в обществе, в семье, в коллективе создаются благоприятные условия для жизнедеятельности человека, удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и интересов, то он склонен положительно оценить свою жизнь, видеть в ней смысл и значение. Если же общество, коллектив и даже семья оказываются к нему враждебными, жестокими, то его собственная жизнь может утратить свою ценность в этом мире. Последствия в таком случае могут быть разные: уход в религию, психические аномалии, суицид. Для таких людей жизнь теряет смысл, превращается в кошмар, толкает их к антисоциальным поступкам.
Врачу, психологу, педагогу надо иметь представление о типичных позициях людей в этих вопросах и соответственно реагировать на них, имея гуманные цели, выполняя свой профессиональный долг.
Одни смысл жизни видят в преодолении своей смерти, в индивидуальном существовании, выживании. Таких людей много, им приходится в силу обстоятельств или воспитания руководствоваться естественным животным чувством самосохранения. По большому счету это мелковато и недостаточно для людей альтруистского коллективистского склада с высокой культурой и развитым чувством долга. С такой позицией невозможно совершить подвиг, самопожертвование. Другие усматривают смысл своей жизни в детях, то есть в продолжении своей жизни в потомстве. Но и эта цель ограниченна и не может устроить человека-гуманиста с широким мышлением. Они могут быть хорошими родителями, но не гражданами, способными нести ответственность перед коллективом, своим народом.
Известный хирург Н.М. Амосов еще в 70-е годы говорил, что он с тревогой наблюдает, как некоторые видят смысл жизни в приобретении вещей. Эта страсть заслоняет от них все, отодвигает на задний план духовные, культурные потребности. Симптомы «вещной» болезни настораживают. Нельзя забывать о высоком звании гражданина, превращаться в обывателя.
Смысл жизни, считают третьи, в служении Родине, «в роде человеческом» (Достоевский). Л.Н. Гумилев в своей теории этногенеза таких людей называет пассионариями, поведение которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. В народе же их называют героями. Цель жизни у них — борьба со злом, за справедливость, за свой народ. Русский писатель В. Распутин говорит: «Есть у человека Родина — он любит и защищает все доброе и слабое, нет — все ненавидит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рождения и до самой смерти согревающее нас тепло».
И наоборот, немецкий философ идеолог волюнтаризма Ф. Ницше смысл жизни видел в силе и могуществе человека, стремящегося к власти над толпой. Это идеология авторитаризма (лат. au(c)toritas - власть, влияние), противостоящая демократии (гр. democratia — власть народа) и стремлению современного человека к свободе и равенству. Борясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом его является «рабская мораль». Он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой.
Для религиозных людей смысл жизни определен в стремлении к Богу, бессмертию своей души. Ради этого они каются, славят Бога, милосердствуют. Но ведь это делается ради своего «спасения», из-за страха перед «божьим судом». Следовательно, такая позиция эгоистична и характерна, как правило, для недостаточно образованных людей с ослабленной волей, не самостоятельных.
Для некоторых же людей жизнь вообще бессмысленна. Так, французский экзистенциалист Альбер Камю создал мифический образ Сизифа, ставший олицетворением бессмысленности человеческого существования («сизифов труд»), безысходности и одиночества человека в «абсурдном мире».
Страдания, унижения, испытываемые человеком, могут подтолкнуть его к решению отдать всю свою жизнь делу революционного преобразования общества, или к тому, чтобы занять позицию бунтаря-одиночки по отношению к обществу, или к отказу от всякой борьбы, к смирению, к роли добровольной жертвы царящего произвола и хаоса. В крайних ситуациях безысходности и своего бессилия человек может придти к выводу о бессмысленности жизни вообще. Такое представление является уже симптомом и требует вмешательства врача или психолога.
Но наиболее интересен клинический случай, когда человек видит смысл жизни всего лишь в смерти, философствуя «жизнь — это умирание». Конечно, человек, как и все живое, смертен, но не каждый способен осознать и принять этот закон природы. Такие взгляды учитываются врачом, особенно в геронтологии (учении о старости) и танатологии (науке о смерти).
У аварского поэта Расула Гамзатова есть такое четверостишье:
Роятся роем мысли в голове,
А мне необходимы только две.
Двух мыслей мне достаточно,
поверьте,
Одна — о жизни и одна — о смерти.
В философской и специальной подготовке врача целесообразно руководствоваться идеей И.И. Мечникова (1845-1916), органично вошедшей в философскую и медицинскую антропологию, в учение о бытии человека. Согласно его теории, «дисгармония» (несоответствие) человеческой природы, связанная с продолжением жизни и смертью человека, устраняется с установлением оптимального жизненного цикла («ортобиоза»), т.е. «полного и счастливого цикла жизни, заканчивающегося спокойной естественной смертью».
Человек, как животное «Ноmo8арiens», может использовать весь свой разум исключительно на удовлетворение своих животных инстинктов, и мы таких людей видим. Но Природа заложила в человека еще что-то, что дает возможность отдельным людям резко подняться над уровнем животного. Для настоящих людей удовлетворение инстинктов, которые Природа, кстати, поощряет удовольствием, становится уже второстепенным. Люди получают огромное, чисто человеческое удовольствие от того, что животному не доступно — от исполнения своего человеческого долга и от творчества. Для них «прекрасное это жизнь» (Чернышевский), «жизнь - это борьба за справедливость» (К. Маркс).
Писатель Михаил Чулаки говорит о двух несовместимых мировоззрениях. Одно утверждает неизбежность судьбы, рока человека, другое - сам человек волен определять свою судьбу. Первое мировоззрение - взгляд на свою судьбу как заранее предначертанную кем-то (богом) превращает человека в марионетку, послушную и не сопротивляющуюся: пусть за него беспокоится кто-то (отец, бог, и т.д.). Как правило, это люди со слабой волей, несложившейся личностью. Такая позиция успокаивает, но и дезориентирует. Люди другого мировоззрения, учитывая обстоятельства, неизбежность и случайность, верят в свои силы и возможности творить свою судьбу. Но при условии, если они деятельны, устремлены. Они понимают зависимость своей судьбы от обстоятельств, других людей, и наоборот.
Если обобщить названные точки зрения, то в истории мировой и отечественной культуры в решении проблемы смысла жизни можно выделить две тенденции. Первая, когда смысл жизни обретается внутри человека, в его собственной жизни. Здесь возможны варианты: гедонистический (гр. hedone — наслаждение, удовольствие) и рационалистический (лат. rationalis - разумный), когда человек стремится во что бы то ни стало реализовать свои способности, интересы, не считаясь с другими людьми, общественными интересами. Гедонисты, эгоисты, живущие ради себя, как правило, плохо кончают вследствие неудовлетворенности, распада и гибели.
В прогрессивной культуре все больше проявляется вторая гуманистическая тенденция - в поиске и реализации смысла жизни не только для себя и не столько в своем сознании, переживаниях и в словах, сколько в своей деятельности, поступках, свершениях во имя высоких целей, в служении идеалам добра и справедливости, в поиске истины. Такая позиция может быть утопической, если она неадекватна условиям, не согласуется с объективными законами бытия, возможностями самого человека. Но именно такие люди заслуживают уважения и поддержки.
Обобщая литературу, имеющиеся научные понятия, В.В. Шаронов определяет смысл жизни как способ и уровень освоения человеком конкретной жизненной ситуации в соответствии с его нравственными принципами, требованиями его совести и принятой системой ценностей. Такое определение можно назвать не философско-абстрактным, а операциональным, пригодным в педагогике и практической медицине.
Возможные пути обретения смысла жизни различны. С. Франк (1877-1950) считал, что смысл жизни постигается в критические моменты жизни человека, как прозрение. В. Франкл (р. 1905) убежден, что смысла жизни как такового нет, а есть смысл каждой жизни в отдельности: человек его переживает всю свою жизнь, обретает смысл своего существования в каждой ситуации. Поэтому смысл жизни может быть определен как отношение человека к той ситуации, в которой он пребывает в каждое данное время. Оно проявляется как во внутреннем напряжении (чувственном и рациональном), так и во внешнем поведении, осознанном целеустремленном действии.
В медицине выделяется ряд аспектов смысла жизни: психогенный, соматогенный, танатогенный и этический. Человек стремится обрести смысл своего существования и ощущает возможные в его состоянии удовлетворение, положительные эмоции, осознание своей значимости или же духовный вакуум, фрустрацию, если это стремление остается иллюзорным, не реализованным. Последнее может явиться причиной так называемых ноогенных неврозов. Последствиями утраты человеком смысла жизни могут стать пристрастие к алкоголю, наркотикам, и в крайней форме это обстоятельство может выразиться в самоубийстве. Такой радикальный вызов самому себе, на который способен человек, наиболее возможен в молодости, особенно в нестабильном обществе рыночных отношений, конкуренции, культа наживы, бездуховности. В этих условиях люди, особенно плохо воспитанные, с недостаточной психологической и моральной устойчивостью, слабой волей, утрачивают тот духовный стержень, который фиксируется в осознании человеком своего предназначения, смысла своей жизни и деятельности.
Медицина предлагает способы и методы коррекции нарушений в психике, сознании человека, его личности для создания позитивного представления о жизни и здоровье, способствует активному стремлению к выздоровлению, здоровому образу жизни. Умение управлять своим здоровьем относится к соматогенному аспекту смысла жизни. Отношение же человека к смерти как естественному явлению рассматривается в танатологии - учении о смерти, ее причинах, механизмах и признаках, а также проблемах облегчения предсмертных страданий больного.
Таким образом, социальная философия и социальная антропология в содержании смысла жизни рассматривают соотношение объективного и субъективного, индивидуального и социального, осознанного и интуитивного. Всеобщий смысл человеческой жизни возможен только через индивидуальный смысл любой человеческой жизни, который включает в себя некие общие черты и характеристики в зависимости от типа конкретной личности и культуры данной общности, социальных условий. Осознание и обретение смысла жизни — это сложный противоречивый процесс постижения человеком своего собственного «я» как субъекта общественных отношений, как личности.
В понимании врача смысл жизни человека всегда включает в себя как индивидуальные потребности и мотивы поведения, так и персонифицированные общественные интересы, в разной степени осознанные пациентом, требующие внимательного анализа и учета в диагностике и лечении. Те или иные представления человека о своей жизни, предназначении, судьбе являются существенными симптомами и психологическими причинами стабилизации или деструкции личности больного. Главные критерии оценки представлений о смысле жизни — это адекватность восприятия человеком своей личности, своего состояния, реальность замыслов и их направленность, выбор средств в достижении цели.
Такое зондирование личности больного, его представления о смысле жизни, своего существования врачу необходимо для правильного диагноза и выработки программы лечения, коррекции личности. При этом следует учитывать, что пути обретения человеком смысла своей жизни сложны, противоречивы и не всем доступны. Они зависят прежде всего от психического и физического состояния человека, от его общей культуры, социального статуса, условий и образа жизни. Л.Н. Толстой любил приводить такое изречение: «Для того чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, нужна вера. Вера — это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете. И такая вера была и есть у всех разумных людей».
Для врача важно знать, что духовно здоровый человек, как правило, имеет положительную направленность своих устремлений, даже в сложных ситуациях. Он пытается строить свою жизнь в соответствии с высшими духовными ценностями — по законам разума, добра, красоты и справедливости. Он стремится разрешать свои трудности, конфликты не в ущерб другим людям. «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь» (А.П. Чехов). Отсюда вытекает необходимость обретения врачом смысла своей жизни, определяемого профессиональным долгом и общей культурой. Замечательный русский философ Владимир Соловьев так выразил понимание смысла своей жизни: «Не навреди, а если можешь — помоги».
Заключить главу о философии человека можно обращением академика И.П. Павлова к своим ученикам: «Человек — высший продукт земной природы. Человек — сложная и тончайшая система. Но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным». Врач стоящий на научной диалектико-материалистической и высоконравственной позиции, рассматривает каждого человека как феномен - неповторимое уникальное одухотворенное существо, предназначенное по своей природе и сущности к творческой созидательной деятельности, достойное веры, надежды, любви. Как учили древние: «ad cogitantum et agendum Homo est» (человек рожден для мысли и действия).
Литература
Аристотель. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1984.
Гохман И.И. Антропология медицины. М., 1989.
Гуревич Я.С. Философская антропология. М., 1997.
Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. СПб, 1992.
Маркс К. Тезисы о Феербахе // К. Маркс и Ф. Эншельс. Соч., т. 3.
Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Философские основы мировоззрения. Часть III. Антропология. СПб., 1999.
Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987
Шелер М. Положение человека в космосе // Избр. произв. М., 1994.
Это человек. Антология. М., 1995.
Вопросы для самоконтроля
Каковы объективные факторы антропосоциогенеза?
Какие философские учения о человеке наиболее распространены?
В чем заключаются современные научные концепции о сущности и при
роде человека?
Каковы особенности современной медицинской антропологии?
С чем можно конструктивно «увязать» представления о смысле жизни
человека?
Есть ли различие между утопией и идеалом?