Конфликт и антропогенез. первобытное и древнее общества
Те, что человек не мог приспособиться к среде как животное, явилось началом Преодоления инстинкта сознанием, приспособления социального, приспособления активного, а не пассивного. Но отныне самые крайние противоречия и конфликты стали судьбой человечества, его проклятием и вместе с тем стимулом к разви-тию, к преодолению препятствий, надеждой на лучшее будущее. Совершенно верно пишет И. М. Фейгенборг /124/: ..."Жизнедеятельность организма - это... активное преодоление среды, определяемое... моделью потребного будущего." В принципе, ситуацией конфликта, проблемной ситуацией, где имеется наличие "задачи" и её решение, преодоления трудности - такой ситуацией оказывается у человека даже обычный процесс ходьбы. Преодоление здесь физиологическое, физическое и подсознательно-психическое. Ряд органов и механизмов человек получает от животных: слуховой орган и орган равновесия от рыб, двусторон-нюю симметрию тела от рыб же и амфибий, бипедия и прямохождение от прима-тов, цкфалолизация из наличия у животных пищеварительного тракта. Последнее особенно примечательно. Видь потребность в пище, которая предполагает формирование поисковой активности, преодоление трудностей, развитии отношений типа "хищник- жертва", породила пищеварительную трубку у животных, а двуногость человека окончательно сформировало желудок его, что послужило основанием определённой стратегии поведения /охота, создание оружия/ и повлияло на адаптацию человека к среде. Жареная пища ещё более облегчила человеку задачу выживания. Таким образом, человека сделал прежде всего желудок, а трудовая деятельность - следствие этого. Охота, в сущности, конф-ликт человека с животными /отсюда чувство вины и снятие ее через тотемизм/. Выживанию человека способствовал и каннибализм /у австралопитеков он уже имел место, 125/. Физический прогресс означал и прогресс духовный, прогресс сознания. Конечно, конфликтность как крайность не могла быть позитивной силой антропоэволюции, Так прогрессивные неандертальцы /ранние/ были сильнее клас-сических /поздних/. И всё же вторые победили, истребили первых, поскольку у прогрессивных неандертальцев преобладала агрессивная расторможенность, а это мешало развитию сознания и сплоченности стада. /126/. Главное в человеке - глаз, руки, мозг, речь - сформировалось прежде всего в борьбе со средою. Полная адаптация к среде привела бы к созданию тепличных условий, исключаю-щих всякое развитие. Возникает парадокс: сама контрадаптация оказывается частью целого механизма адаптации. Первобытные условия были довольна тяжё-лыми. Периоды сытости перемежались долгими периодами голода. У сравнительна поздних алеутов даже март носит такое название: "Время, в которое по нужде гложут ремни", т.е. время голода. /127/. Пищевая потребность сильно подняла значение охоты /или собирательства/ в стаде и племенах. На этой основе зародился тотемизм. Здесь исток прочих форм магического мышления и поведения.
Магия же необходимый этап развития духовности вообще. Дискомфорт сближал собратьев по несчастью, приводил к сплочению стада и племени, к обществен-ной деятельности, а значит и психологии. Власть коллектива над индивидом в начале резко преобладала. /Примечательно, что современный дискомфорт приво-дит уже к росту индивидуализма, к обособлению/. Коллектив осознавался как целостность, как группа "своих". Разные случайности на охоте привели к осоз-нанию случая /128/, а через него и к осознанию необходимости, регулярности. Случаи был коварен и непостижим до конца, он мог оставить древнего человека без добычи, он вызывал чувство бессилия перед ним и перед всем непонятным, таинственным в природе, чувство бессилия перед её стихиями. Возможность удачи и несчастья формировало эмоциональность древних людей /появилось переживание ужаса, страха, надежды, возможность фантазирования/. Возникла потребность объяснения странного, неопределённого и властного, хотя бы в целях самоуспокоения. Неизвестное же могли объяснить только через известное или через то, что казалось таковым, - по аналогии и прежде всего по аналогии с собственным организмом /отсюда оживотворение природы и анимизм, идея связи всего со всем и т.п./. Анисимов А. Ф. называет это "иллюзорным овладением проблемной ситуацией" /129/. Власть случая и необходимости привела к идее доброго и злого бога и к идее природы-целого, закона, закономерности, причины. Препятствия в деятельности приводили, по Анисимову, к осознанию "как и при каких обстоятельствах, условиях "человек действовал, - развивался механизм осмысления прошлого. /Там же, с. 76/. События без понимания их сущности создавало иллюзию чуждых сил, стоящих пред ними. /130/. Сознание раздваивалось на рациональное и иррациональное. Отражая конфликтную среду и само сознание было конфликтным. Оно вращалось в рамках противоположений. Смешение субъективного с объективным создавало обилие фантазий и часто мрачных. Но чувство бессилия и страха перед чуждым вызвали потребность "выдать желаемое за действительное" /131/. Появились магические обряды. Они создавали иллюзию влияния на чуждые силы, на союз с некоторыми из них, создавали чувство собственной значимости и значимости рода. С другой стороны упрочивались и рациональные связи, связи семейные и внутриплеменные. Коллектив становился сильнее и реально. Внутриплеменные конфликты /например, борьба за самок / поставило стадо перед альтернативой: либо погибнуть, либо выработать индивидуальный и коллективный механизм самообуздывания и обуздания вредных инстинктов. Появляются правила и законы жизни, власть традиций, зачатки морали. Это привело также к приоритету коллектива над индивидом. Субъект долго ощущал, но не осознавал себя индивидом. Вначале племя осознавало себя маленьким миром в океане чуждых, потенциально враждебных сил, стихий. Возможно, имела место борьба с реликтовыми гоминидами. Сперва оформилось понятие "они", которое часто было тождественно с понятием "враги". Врага даже в более позднее время принимали и угощали в хижине как гостя, но за пределами хижины могли тотчас убить. /132/. От "они" близко к понятию "мы". И только позднее появляется понятие "я". С одной стороны ряд явлений приводил к осознанию и признанию общности живого, или даже живого и мертвого. А с другой формировались понятия особенности и противоречивости интересов множества. Тотем был символом единства группы, но он же отличал ее от других групп. Человек жил в противоречиях и мыслил антитезами. Двойственность была почти во всем. Полезное и вредное, доброе и злое, рациональное и иррациональное, женское и мужское, старое и молодое поколение, род и индивид, сакральное и обыденное, положительные и отрицательные эмоции и т. п. Имело значение - для сближения и конфликта - очень многое. Скажем, жилище. Если охота воспитывала навыки агрессии, то дом / жилище появляется в позднем палеолите/ способствовал сближению людей, формированию семьи. /133/. Вряд ли стоит представлять мышление древних алогичным, как это делает Леви-Брюль. Ведь от мышления зависела вся практическая жизнь первобыт
Развивалось за счёт этого чувстве трансцендентального, моральные правила, появлялось ощущение силы. Человек включался в сакральный процесс бытия и развития мироздания. Опасно строго разделять такие вещи на положительные и отрицательные. Всем ясна польза сознания. Не вот в "Агни-Йоге" правильна говорится о том, что рост сознания приводит к росту тоски: осознаётся земное несовершенство, греховность, бренность человека.
Разберём несколько установок древних - оживотворение природы, тотемизм и негативность, связанную с наличием у человека речи.
1. Оживотворение природы. Живая и мёртвая природа оказывалась природой и мыслящей, потенциально полезной и опасной. Поскольку человек точно не знал, как правильно контактировать с этими силами, чтобы не навредить себе, воз-никло явление шаманства, а оперирование с злыми силами стало связываться с колдовством. Природе нужно было и подчиняться и подчинять её. В основе подобной практики лежит как реальная экзистенция одинаковости и двойственности, так и психологическое чувство тревоги перед потенциальной опасностью. Таким образом, магию прежде всего породил конфликт мира внешнего и мира внутреннего.
2. Тотемизм. Казалось бы, что в его основе чувства тождества человека и животных. И это имело место. Не куда сильнее стимулировали тотемизм психологические причины: чувство вины и страха перед убиваемым на охоте животным и желание магически восполнить потери в животном мире, чтобы, истребив весь данный вид, не оказаться на грани голода. Я не говорю уже о множестве разных табу /предмораль/, оперированных на основе и отрицательных эмоций, конфликтного сознания.
3. Речь. Везде указывается на её плюсы и редко где говорят о её минусах. Что она выражение конфликтного сознания обычно даже не замечается. Конечно, Слово очеловечило человека. Но вместе с тем Слово "удаляет нас от действительности" /Павлов/,скрывает, опошляет, искажает её. Она помогает человеку лгать и притворяться, спо-собствует усложнению конфликтов. О речи часто можно сказать, что Плеханов писал об ощущениях: это иероглифы, не похожие на события ими передаваемые.
Хотелось бы указать на то, что именно противоречивость и конфликтность мышления заставляет субъекта выделять в целом восприятии детали, нюансы, диалектические моменты, тогда как животное способно лишь к целостному воспри-ятию ситуации.
Итак, внутренние и внешние основания конфликта можно выразить одним принципам "преодоление препятствий", что оказывается движущей силой и антропогенеза, развития общества и индивида, что рождает не только негативные, но и пози-тивные явления. "Жизнь... - писал Луи Пастер, - должна быть функцией асимметрии мира и его следствием". /134/. "Кризис - обязательный этап эволюции, - добавляет Т. Николов /135/, - созидательные и разрушительные силы коренятся в самой сущности материи". Но разрушительные силы и создают противосилы, силы положительные. С другой стороны возможно и развитие отрицательного и чем дальше развивается общество, тем отрицательного - а особенно в духе человеческом - больше. О превращении природных дисгармоний в гармонию человеческой жизни - человеком же /ортобиоз/ учил И. И. Мечников. /1845-1916/
У В. Соловьёва сам Бог создаёт хаос, а человек должен преодолеть этот хаос, ночную стихию в самом человеке. /136/. Многие мыслители выводят из негативного позитивное. К сожалению, человек есть неопределённость и конфликтное сознание способно не только развить, не и погубить его. 8. СУБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КОНФЛИКТА. СТРЕСС И ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ.
Деградацию современного человечества можно охарактеризовать как боязнь конфликтов и в то же время желание их в силу разных, субъективных и объективных причин. Человек не может ни убежать от конфликтов, ни совладать с ними. Он разучился эффективно преодолевать препятствия, он потерял идеал, помогающий это делать. Человечество устало быть человечеством и не может быть ничем иным. С детства нам прививают наши "воспитатели" пассивность и безразличие к творческому, разному и высокому, умение делать многие дела формально, однобоко, чтоб только поскорей отделаться от обязанностей и ринуться в эмпирическое, в вульгарные, но милые для нас удовольствия. В нас воспитывают эгоизм, шизоидное /реклама!/ и догматическое мышление, сознание, а потом удивляются почему мы такие. Человек стал много хуже животного, поскольку, скажем, улитке быть улиткой естественно, а человеку жить по улиточьи противоестест-венно. Исторически же сложилась проблемная ситуация, требующая совершенна иного уровня духовности и активности, иного опыта и больших знаний человека о человеке, социальных, философских и психологических знаний. Мы пришли к фазе истощения, к эпохе дисстресса. Г. Селье в свеем учении о стрессе /англ. "напряжение"/ различает три его фазы:
1. Тревога. Мобилизация ресурсов организма.
2. Сопротивление или резистентность.
3. Дисстресс или истощение.
Дисстресс - причина физических и психических болезней, неврастений. /138/. Стрессом являются и удовольствия и нейтральные поступки, -вся жизнь есть стресс. Он есть любое событие, любовь , творчество... Но важна интенсив-ность и длительность стресса. /139/. Причём подавление, вытеснение в подсознание отрицательных эмоций увеличивает возможность дисстресса /а их явный "выброс" в среду увеличивает её конфликтность, - Н. О. /. /140/. Почему же именно современное человечество оказалось восприимчиво к дисстрессом? По самым разным причинам сейчас сложился определённый тип обывателя. Причём таких обывателей большинство и это большинство создало и поддерживает свей мир, - институты, ценности всё ориентировано на вкус и возможности этого убогого и безликого большинства. Крепка устроилась также финансовая элита и элита чиновная, которая выгадывает при любых экспериментах на обществе. Обыватель со многим не согласен, но весьма уступчив для чужих действий.
Он конформист, до протеста делом дало обычно не доходит, если, конечно, ему не наступать на самую любимую мозоль. Он эмпирик. Он внешний человек, т.о. не недлинный. Он прагматик /кто-то, кажется, Фонвизин назвал прагматизм "просвещенным невежеством"/. Он привык загонять отрицательные эмоции вовнутрь себя, или наоборот, расплескивает их вовне. В первом случае создаётся внутренняя конфликтная среда, во втором - внешняя. Инстинктивно обыватель понимает чего он стоит. У него возникает и преследует его чувства самонеудовлетворённости, озлобления. В конфликтное поведении животных есть особый тип поведения - переадресованная активность: движение "агрессии" не на объект, её вызвавший, а на посторонний, "невинный" объект. То же происходит и у обывателя. Ощущение неполноценности он превращает в сознании в лживую манифестацию своей значительности. Но поскольку себя он обмануть не в силах, то озлобление и чувство зависти позволяет ему третировать других -людей и особенно тех, кто лучше его, конфликтовать с ними. У него возникает неудовольствие другими, страной, эпохой. Всё эти недовольстве могут созда-вать и вполне объективные причины. Комплекс отрицательных воздействий и внутренних психических процессов приводит к повышенной конфликтности субъекта к неуживчивости и зложелательству. Приоритет политического над истинным человекопознанием приводит к возможности политического авантюризма. Негативнее накапливается, - тёмные эмоции, неуверенность в завтрашнем дне, невежества, неразвитость сознания и т.д. - делает человека заложником и выразителен негативного. Часто человек или отчуждается от среды, замыкается в себе, или внешне примиряется с ней. В первом случае человек становится слугой крайностей. Во второе случае он пытается не преодолевать, а обходить труд-ности, меряет способность активней адаптации и превращается в видимость человека. Агрессия и страх - основные изменения хаоса нашей жизни. Они подавляют друг друга. Но подавить но значит уничтожить. В итоге - дистресс. Если так деле обстоит с нашими "травоядными", то с духовной элитой дело обстоит ещё хуже: она вынуждена жить под пятой обывателя и в условиях, похожих на грязный свинарник, в очень конфликтней и бессмысленней среде. Отчаянье, хандра и пессимизм становятся стимулам к творчеству и отличи-тельной особенностью "духовного человека". Но никакие политиканы и никакие высокодуховные личности не спасут от гниения царство обывателей. Если в самой среде большинства не найдутся силы противоположные негативному, общество может погибнуть. Возникло громадное противоречие между духовными потребностями и запросами человека /меньшинства!/ и средой, превращающий человека в придаток денег и чина. Тек было всегда, но современная эпоха превратила эту проблему в глобальную: она не в силах ни перенести её, ни отказаться от такого положения вещей. Тут вот ещё в чём дело. Особо преследуемые человеком цели обычно труднодостигаемы. Когда же цель достигнута, субъективнее напряжение спадает, силы уже бывают растрачены. Возникает состояние дистресса, депрессии, скуки. При хороших материальных условиях человек начинает скучать, или, что называемся, "с жиру беситься", может совершить и преступление или заболеть неврозом. Несчастье же, напротив, -может вывести из депрессии. В этом случае может возникнуть гиперактивность при неумении делать дело. В результате в среду вносится излишние конфликты, хаос и путаница. Люди занимаются не своими делами.
В. С. Ротенбург и В.В. Аршавский в своей интересной книге о поисковой активности приводят разные любопытные данные, которые я и привожу ниже.
Причиной невроза могут быть недостаток высокой оценки данного лица окружающими людьми, зависть к чужой силе, наличие двух противомотивов в подсознании, неопределённость прогноза. Подвержены неврозу часто фаталисты из-за неуверенности в себе. /"Эффект неустранимых препятствий", с. 47 в кн./ Но еще до невроза человек инстинктивно стремится защитить себя. Но если животных инстинкт никогда не подводит, те в случае с человеком можно уже говорить об недостаточности инстинкта, создающего, собственно, временную лжезащиту. Механизмы этой "защиты" таковы:
1. Не видеть угрозы, которую не хочется видеть. /Проблема: оценка невоспринятого!!/
2. Рационализация. Ср. басня Крылова "Лисица и виноград", описывающая как раз такой случай. Создание концепций, перенесение на противника черт собственного характерами т.п. 3. Вытеснение мотива-конкурента в подсознание. Это вызывает состояние тревоги и разные фобии. /Кн.: с. 67-63. /
Экспериментальна выявлен особый тип людей - тип А. Такой субъект одержим -делом, активен. Но препятствия вызывают у него вражду и ярость. Он всегда напряжён, азартный конкурент, имеет большие притязания и подвержен сер-дечным болезням. /С. 59/.
Равный вывод авторов книги - необходимость в жизни поисковой подсозна-тельной и сознательной, активности, риска, преодоления препятствий. /С.33/. Это и ость лучшая адаптация к среде. Правда поиск поиску рознь /с.27/. Пассивность тоже ищет новых стереотипов и автоматизации поведения, укром-ного местечка при обильной еде. Она тоже хочет выжить. Может быть психоло-гическая активность при физический пассивности и наоборот - Активная деятель-ность без поиска - ритуализация жизни. /С. 26/. Пассивность - монотон-ность /с. 33/. Она приводит к вынужденным усилиям, ускоряет старение.
Отказ от поиска и угнетает человека и приводит к патологическим послед-ствиям. Человек и не приемлет ситуации и не видит из неё исхода.
Поисковая активность связана с надеждой контролировать и изменять трудную ситуацию. Изменение ситуации к худшему должна приводить к поиску иных путей воздействия на нее, к способности делать себя полезным и свой отри-цательный опыт. Изменение ситуации к лучшему улучшат и здоровье личности, способствует её самоуважению. Тяга доказать, самим себе свою ценность заставляет многих людей заниматься делами даже опасными для жизни. Но сейчас чаще встречается иная тенденция - скрываться от жизни, создавать формаль-ный показной уют, отрешаться от реальности через дикие танцы, наркотики и пьянство. Неумение творить, боязнь нового - одна из самых распространённых причин конфликтности сознания. Психиатр Г. Амон называет творчество - "конструктивной агрессивностью". Оно - альтернатива блеклей жизни, пассив-ности, самостимуляция, подлинная жизнь человека. Даже творческие неудачи приводят к углублённому познанию предмета, и к поиску нового. Но в наших условиях и творчество - истинное, а не показное, формальное, поверхностное, догматичное, - становится привилегией "чудаков". "Неразумное нам несчастно", если оно - меньшинство. Одно из главных наших несчастий - дефицит положительных эмоций. Не было бы опрометчиво относиться к ним как к положительным всегда. Даже смех может привести человека к смерти. Так умер отец Пьера Бомарше, когда сын читал ему своего "Севильского цирюльника". Скончалась от радости и племянница Лейбница, найдя на смертном одре своего дяди 600000 франков /141/. Положительные эмоции, приобретая мещанскую окраску, могут стать по результатам своего воздействия отрицательными.
Мы живем "в магнитном поле соблазнов" /142/. Мы пытаемся жить долго, а не правильно, хотя еще Сенека рекомендовал поступать наоборот. К сожалению, человек очень быстро стареет, дряхлеет - и физически, и духовно. "Каждое биение сердца - пишет Н. Агаджанян /143/ - казнит нас", то есть уносит частицу жизни. Женщины обычно живут дольше мужчин. Они умеют быстрее разряжать отрицательные эмоции. Но это значит, и то, что они более конфликтные существа, чем мужчины и вся их жизнь порою проходит в напрасных мучениях, в пустых хлопотах и волнениях или в тягучем безразличии ко всему, кроме денег и секса. Человек погряз в обычном, зарядном, в обыденности. Нужна - как фон поисковой активности, - необычность, эта "судорога сердец, прыжок к свету" /144/. Необходимо, чтобы человек научился открывать в себе человека Лучшего, пусть даже и живущего в конфликтной среде.