Сражение под Малоярославцем

ражение под Малоярославцем (фр. Bataille de Maloyaroslavets) — крупное сражение Отечественной войны 1812 года, произошедшее вскоре после отступления армии Наполеона из Москвы. Состоялось 12 [24] октября 1812 года под Малоярославцем, в 121 км на юго-запад от Москвы.

Предыстория

Общее положение

Начавшаяся после занятия Наполеоном Москвы партизанская война серьёзно осложнила положение французов. После поражения французского авангарда маршала И.Мюрата под Тарутином 18 октября партизанские отряды начали действовать более дерзко. В окрестностях Москвы действовали партизанские отряды И. С. Дорохова, А. Н. Сеславина,Д. В. Давыдова, А. С. Фигнера. Один только отряд Дорохова, состоявший из пяти кавалерийских полков, сделал рейд по Можайской дороге и за неделю разгромил четыре полка французской кавалерии, захватил несколько обозов, взяв в плен около полутора тысяч человек. 11 октября Дорохов со своим отрядом освободил Верею, обороняемую батальоном Вестфальского полка. Верея была удобной базой для партизанских действий, как на Смоленской, так и на Калужской дороге. Но ещё более тяжёлым для французов было пассивное сопротивление русских крестьян, отказывавшихся поставлять силой или за деньги припасы французским отрядам. В то время как у Кутузова количество артиллерии восстановилось, французские артиллеристы были вынуждены бросать пушки из-за падежа лошадей.

Выдержка о действиях капитана Фигнера[1]:

В сем последнем месте неприятель, в числе 300 человек, прикрывал большие заготовления провианта в зерне и три тысячи четвертей муки, смолотой тамошнею мельницею. Капитан Фигнер все сие вместе с мельницею предал огню, равно как и множество ржи и фуража в окрестных деревнях, куда фуражиры из неприятельской армии, невзирая на голод, в оной свирепствующий, допускаемы не были.

Отсутствие нормального снабжения и падение дисциплины в войсках делали невозможным зимовку Наполеона в Москве. Поход на Петербург был отвергнут из-за приближающейся зимы, массового падежа лошадей и русской армии в тылу французов. Предложения Наполеона о мире русский император проигнорировал. Оставался один выход — отступать к базам снабжения в Смоленске.

Наполеон решил отходить на Смоленск через Калугу, где рассчитывал захватить крупные склады продовольствия и фуража, намереваясь в дальнейшем удержаться на рубеже рек Западная Двина и Днепр, чтобы оттуда начать новый поход в 1813 г. Наполеоновская армия выступила из Москвы 19 октября.

Южный маршрут Наполеона на Смоленск через Калугу преграждала русская армия, стоявшая под селом Тарутино. Кутузов расположил войска именно в этом месте, чтобы, согласно Клаузевицу, создавать постоянную угрозу французам с фланга и тем самым блокировать их дальнейшее продвижение. Стратегический замысел русского фельдмаршала заключался в том, чтобы заставить Наполеона отступать по враждебной территории, истребляя войско врага не столько боями, сколько лишением его снабжения.

Действия перед сражением

.

Наполеон вышел из Москвы по старой Калужской дороге, однако 20 октября приказал свернуть на новую Калужскую дорогу (совр. Киевское шоссе) в районе села Троицкое (совр. Троицк), не желая прорываться с ослабленной армией через укреплённые позиции русских в районе села Тарутино по старой Калужской дороге. 21 октября передовые части авангардаЕвгения Богарне прибыли в село Фоминское (ныне Наро-Фоминск) на новой Калужской дороге; в Москве ещё оставались французские подразделения.

Сеславин и Фигнер предложили командованию атаковать село Фоминское и попросили подкреплений. Силы противника они насчитали около 8 тысяч человек, которые были раскиданы на большом пространстве[2].

Кутузов, не зная о местонахождении основной армии Наполеона, поручил атаку на Фоминское Дохтурову с его 6-м пехотным корпусом, дав в придачу 1-й кавалерийский корпус генерал-адъютанта Меллер-Закомельского. Сеславину и Фигнеру было поручено наблюдать за неприятелем.

Неожиданно Сеславин обнаружил движение большого количества войск французов, лично наблюдал Наполеона и его свиту. Немедленно Сеславин доложил Дохтурову, который уже приготовился было атаковать Фоминское на рассвете 23 октября. Это сообщение спасло корпус Дохтурова.

Установив, что главные силы Наполеона от Фоминского идут на Малоярославец, Дохтуров поспешил к Малоярославцу, чтобы перекрыть путь на Калугу через новую Калужскую дорогу. Наполеон, увидев на рассвете крупные русские соединения, ошибочно решил, что Кутузов с основной армией даёт здесь сражение и приостановил движение авангарда Богарне на Малоярославец, ограничившись отправкой вперед только 13-й дивизии Дельзона.

Ход сражения

Малоярославец представлял в то время маленький городок с населением в 1500 жителей. Ввиду подхода неприятеля, по указу городничего Малоярославца П. И. Быкова был разобран мост через реку Лужу. Легенда о подвиге повытчика местного суда С. В. Беляева, якобы разрушившего плотину, в результате чего вода смыла французские понтоны, на данный момент не находит документального подтверждения. Солдаты Дельзона, по плотине войдя в город, навели понтонный мост рядом с разрушенным. 2 батальона 13 пехотной дивизии Дельзона остались в городе. Наполеон с основными силами ночевал вБоровске.

Главные силы русской армии вечером 23 октября выступили из Тарутинского лагеря, чтобы перекрыть новую Калужскую дорогу. К Дохтурову были посланы казачьи полки, а 24 октября Кутузов направил на помощь Дохтурову 7-й пехотный корпус генерала Н. Н. Раевского.

Утром 24 октября Дохтуров приблизился к городу и, зная о немногочисленности противника, отправил в 5 часов утра в атаку33-й егерский полк полковника А. И. Бистрома 2-го. Егерям (примерно 1000 солдат) удалось выбить французов (500—600 солдат) на окраину города. С подходом к 11 часам утра основных сил 4-го корпуса Богарне и самого Наполеона французы вновь овладели Малоярославцем. Лично возглавивший одну из контратак французский дивизионный генерал Дельзон, командир 13-й дивизии, был убит. К полудню в Малоярославце сражались друг против друга 9 тысяч французов (13-я и 14-я дивизии) и 9 тысяч русских.

К 2 часам дня французы ввели в бой 15-ю дивизию, а на помощь Дохтурову подоспел корпус Раевского. Постепенно с обеих сторон подходили новые силы (до 24 тысяч с каждой стороны), и сражение приняло ожесточённый характер. Город представлял ценность как плацдарм на правом берегу реки Лужи. Бой велся не за незначительный населённый пункт, но за обладание плацдармом, и, следовательно, возможность для французской армии продолжать движение.

С подходом в 4 часа дня главных сил русских Кутузов занял сильную позицию в 1—3 км южнее Малоярославца на высотах вдоль пути к Калуге. Город 8 раз переходил из рук в руки и к концу дня остался у французов, артиллерийская перестрелка стихла в темноте к 10 часам вечера. Русские войска окружали город полукольцом, перекрывая из него все пути. Артиллерийские батареи были выдвинуты к городу вдоль дорог.

Малоярославец сгорел почти полностью, на улицах города из-за пожаров погибло много раненых с обеих сторон.

Француз Лабом так описывает город после боя[3]:

Улицы можно было различить только по многочисленным трупам, которыми они были усеяны, на каждом шагу попадались оторванные руки и ноги, валялись раздавленные проезжавшими артиллерийскими орудиями головы. От домов остались лишь только дымящиеся развалины, под горящим пеплом которых виднелись наполовину развалившиеся скелеты.

События после боя

25 октября (13 окт. по старому стилю) обе стороны готовились к продолжению сражения и изучали позиции друг друга. Неожиданно Кутузов приказал отступить от города на 2,5 версты к югу, заняв подготовленную для обороны позицию. С этой позиции удобнее было также контролировать соседнюю дорогу на Медынь, где заметили французские разъезды.

Рано утром несколько полков Платова, посланные накануне вечером через реку Лужу, произвели внезапное нападение на бивачное расположение французов и захватили 11 пушек. Нападение было настолько неожиданным, что Наполеон со своей свитой чуть не попал в плен посреди расположения своего гвардейского корпуса. Наполеона спасли крики «ура!», по которым французские офицеры признали русских и успели загородить своего императора.

Наполеон открыл в Городне военный совет, на котором маршалы Франции высказывались о плане действий. В ответ на просьбу Мюрата дать ему остатки кавалерии и гвардию, с которыми тот пробьется в Калугу, Наполеон ответил[4]: «Мы и так довольно совершили для славы. Пришло время думать только о спасении оставшейся армии»[4]. Мнения собравшихся маршалов разделились, и тогда Наполеон, как полутора месяцами ранее Кутузов в Филях, единолично принял стратегическое решение отступить перед русской армией.

Малоярославец показал готовность русских к генеральному сражению, и что «без нового Бородина императору в Калугу не пройти»[5]. Армия Кутузова к 22 октября в Тарутино насчитывала около 97 тысяч регулярных войск и 20 тысяч казаков с 622 орудиями, сверх того более 10 тысяч ратников ополчения. Под Малоярославцем Кутузов располагал более 90 тыс. солдат и 600 орудий. Наполеон имел под рукой до 70 тысяч под ружьем, артиллерия в 360 орудий была значительно слабее русской, боезапаса хватало на одно большое сражение[6]. Наполеон мог противопоставить сопоставимую по численности армию, однако атаковать укреплённую позицию превосходящего силами противника без достаточной артиллерии и с конницей, значительно ослабленной из-за недостатка фуража, было бы самоубийственно.

26 октября Наполеон приказал отступать на Боровск — Верею — Можайск. Бои за Малоярославец оказались для французов напрасными и лишь задержали их отступление. Из Можайска французская армия возобновила движение к Смоленску той дорогой, по которой наступала на Москву.

Наши рекомендации