Настрой в повседневной жизни
Между медитациями, когда мы погружены в свои повседневные занятия, нужно использовать любую малейшую возможность для полезных действий. Здесь очень важна основополагающая внимательность, осознавание, позволяющее вообще замечать такие возможности и не следовать старым, плохим привычкам. Так в уме накапливается громадное количество хороших впечатлений, которые, в свою очередь, образуют основу для опыта абсолютной мудрости. В повседневной жизни тоже бывает много ситуаций, в которых важно работать с внутренним настроем. Тогда видно, способны ли мы развить широту ума и действительно приносить благо другим.
Поэтому рекомендуется утром, сразу после пробуждения, принимать Прибежище и развивать Просветленный настрой. Благодаря этому каждый поступок в течение дня становится действием Бодхисаттвы, шагом на пути к Просветлению. Вечером мы мысленно оглядываемся на прожитый день и посвящаем всё хорошее Просветлению всех живых существ. В результате все события дня обрамляются Просветленным настроем — можно быть уверенным, что всё движется в верном направлении.
Бывают особые ситуации, в которых нужно принимать важные решения или совершать необычные поступки. Тогда мы быстро желаем, чтобы всё, что могло бы случиться, принесло благо существам. В силу этого пожелания решения и действия даются легко, потому что больше не направлены в первую очередь на собственную выгоду. В итоге любая ситуация оборачивается пользой для существ. Если в какой–то момент события разворачиваются не так, как мы планировали, это лишь открывает иные, иногда еще более эффективные возможности помогать. Бодхисаттву нельзя остановить в его сочувственной активности, поскольку всё, что могло бы казаться препятствием, он видит как шанс поработать над собой и сделать еще больше в другом месте.
В классических текстах говорится, что поступок, основанный на желании принести благо существам, будет в сто раз сильнее, чем поступок, совершенный без такого желания, Сила сочувственного настроя настолько велика, что продолжает действовать даже во сне: мы отдыхаем, чтобы после пробуждения иметь возможность еще больше делать для других. Есть много объяснений, суть которых уже была коротко описана в главе 3 «Развитие Просветленного настроя». Здесь речь идет о его применении в повседневной жизни. Если мы делаем это, то со временем периоды медитации и после медитации дополняют друг друга. Медитация воздействует на повседневную жизнь таким образом, что мы становимся стабильнее, получаем больше свежести и пространства вокруг происходящего. А опыт повседневной жизни, в свою очередь, способствует развитию сочувствия и многих других качеств, которые благоприятно сказываются на медитации.
Так, благодаря связи медитации с повседневной жизнью мы совершенно естественно будем испытывать всё больше счастья и удовлетворенности своей жизнью. Мы понимаем, что вещи имеют смысл уже только потому, что происходят. Нам больше не нужно искать какого–то «сверхсчастья», которое мы всё равно не можем удержать. Природа ума сама по себе подобна знаменитому «драгоценному камню» из сказок, рядом с которым все желания исполняются сами по себе. Нам нужно лишь очистить ум от поверхностных завес, тогда он может проявить все свои фантастические качества. Это очищение завес и раскрытие качеств эффективнее всего происходит на ступенчатом пути к Просветлению.
Часть IV. Ступенчатый путь
в линии Кагью
Для тех, кто хотел бы более обстоятельно работать с умом, имеет смысл выбрать ступенчатый путь медитационной практики. Этим путем успешно шли бесчисленные Просветленные прошлых столетий. В линии Кагью он восходит к поучениям, которые от исторического Будды Шакьямуни через многих индийских мастеров достигли Марпы–переводчика и были принесены им в Тибет. Там учениками мастера Гампопы, и в первую очередь Кармапой, эти поучения были приведены к той форме, которую мы используем до сих пор.
Этот путь начинается с принятия Прибежища, которое значительно углубляется благодаря первому упражнению — так называемому краткому Прибежищу. Здесь впервые выясняется, способны ли мы полностью сконцентрироваться на определенной практике и выполнить заданное количество повторений короткой формулы Прибежища, давшей название этой медитации. При помощи этой практики ум приобретает ясную направленность на Освобождение и Просветление. Хотя мы всегда делаем только одну медитацию в качестве основной практики, так как в связи с ней прорабатывается основополагающая тема и с ней связаны различные переживания — например сны, — здесь многие одновременно практикуют также медитацию на Шестнадцатого Кармапу. Можем ли мы это делать и с какой периодичностью, не в последнюю очередь зависит от времени, которым мы располагаем.
Четыре основополагающих
упражнения
После завершения краткого Прибежища следуют Четыре основополагающих упражнения. Они уже содержались в ранних буддийских тантрах в качестве подготовки к практике на определенный Будда–аспект. Используемая сегодня форма впервые была составлена учениками мастера Гампопы, Первым Кармапой Дюсум Кхьенпой и Пхагмо Друбпой, и позже по–новому формулировалась разными Кармапами и другими мастерами. Те, кто хочет использовать очень глубокую практику Великой печати, особенно нуждаются в хорошей подготовке. Только когда из подсознания удалены накопленные на протяжении многих жизней негативные впечатления, появляется глубокое доверие к уму и спонтанно проявляются качества, которые всегда были присущи его природе.
Формальный процесс практики Основополагающих упражнений точно описан в разных книгах, поэтому нет необходимости здесь его повторять. Кроме того, есть курсы, которые в основном посвящены этой теме. Вместо этого здесь кратко объясняется значение различных медитаций, и особо выделяются некоторые важные аспекты. Если мы пока находимся в начале своей медитационной практики или хотели бы — как минимум вначале — выполнять одно–единственное упражнение, тогда можно использовать это объяснение, чтобы получить обзор всего пути. В этом случае можно, кроме того, пропустить эту и следующую главы и перейти к главе 3 «Опыты медитации в соответствии с учением Будды».
Основополагающие упражнения очень обширны и в зависимости от обстоятельств могут занять много времени. Поэтому очень важно снова и снова отдавать себе отчет в том, что речь идет об обязательной основе для практики Великой печати. Более того, в поучениях линии Кагью сказано, что подготовительные упражнения — важнее, чем сама основная практика. Если создана хорошая основа, то практика продвигается сама по себе. Есть случаи, когда с помощью Основополагающих упражнений было достигнуто полное Просветление, как в случае Джамьянга Кхьенце Вангпо и Озела Нацога Рангдрёла, двух мастеров конца XIX в. Не стоит поддаваться своему нетерпению, а следует основательно делать упражнения. Это действительно огромный шаг к Освобождению и Просветлению.
Простирания
В первой части простирания усиливают в нашем уме направленность на Просветление. Каждый из аспектов Дерева Прибежища имеет глубокий смысл. Различные объекты Прибежища уже объяснялись в главе о Прибежище (в части III). Мастера линии передачи достигли полной реализации Великой печати и исполняющих желания качеств, что и у всего Дерева Прибежища. Кроме того, озеро, из которого растет Дерево, символизирует чистую природу ума, исполняющую все желания и обладающую совершенными просветленными качествами. Тому, кто осознает эти качества, легче развить глубокое чувство открытости и доверия к Прибежищу.
Здесь принятие Прибежища и осознанное развитие Просветленного настроя связаны с физическими упражнениями, простираниями. Очищаются энергетические каналы тела, и принятие Прибежища становится целостным опытом. Мы отдаем наше тело одновременно Просветлению и всем существам для исполнения их пожеланий. С этим позитивным настроем тело становится полезным инструментом, по мере того как из системы постепенно удаляются прочно укоренившиеся внутренние блоки. Простирания дают большую стабильность, здоровье и силу. Кроме того, мы очищаем речь и ум, и на поверхность всплывают огромные количества смешанных впечатлений, которые потом могут быть легко смыты с помощью очистительной практики Алмазного Ума.
Есть различные изображения Дерева Прибежища, от очень простых до чрезвычайно сложных форм, насчитывающих более 100 аспектов. Это не должно нас запутывать. Самое важное — это доверие к тому, что благословение Просветления всегда с нами, если мы открываемся ему. Достаточно настраиваться только на центральный аспект каждого из шести объектов Прибежища. Некоторых удивляет то, что на изображении Дерева Прибежища линии Кагью дважды нарисован синий Будда Держатель Алмаза (санск. Ваджрадхара). Вверху, на верхушке дерева, Держатель Алмаза выражает тантрическую форму, Состояние радости Будды Шакьямуни. Все остальные Будды могут быть соединены в этой одной форме. Таким образом, он — исходная точка или мотор линии Кагью. Также учитель, или лама, в нашем случае Кармана, проявляется в этой форме в центре Дерева Прибежища, что выражает его просветленное состояние ума.
После повторения формулы Прибежища мы следуем далее по тексту. Здесь мы используем важнейшие строфы из выдающегося произведения индийского мастера Шантидевы (685-763 гг.) «Введение в поведение Бодхисаттвы». Как уже объяснялось, этот трактат считается классическим текстом о Просветленном настрое и несет особое благословение. Передача Шантидевы «Линия проникающего видения» — источник той формы обещания Бодхисаттвы, которое мы обычно даем. Она восходит к ученику исторического Будды — Будде Мудрости, Манджушри, и через него — к самому Будде. В конце Четыре неизмеримых качества — любовь, сочувствие, сопричастная радость и равностность — образуют ядро, которое объединяет все предыдущие пожелания. После этого всё Дерево Прибежища сливается с нами, и мы расслабленно покоимся в природе ума.