Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа необходима для активного приобретения студентами новых знаний, их закрепления, расширения и углубления, а также для выработки юридического мышления.

Процесс самостоятельной работы можно разделить на 4 этапа.

1 этап – подготовительный. Он заключается в поиске необходимых источников для изучения учебных вопросов.

2 этап – основной. Он заключается в углублении и закреплении теоретических знаний, полученных студентами на лекции. Студентам прививается профессиональное мышление, навыки поисковой и творческой деятельности. Обучающийся должен найти в имеющихся у него источниках ответ на поставленный вопрос, проанализировать проблему, углубить и расширить имеющиеся у него знания. Данный этап проходит в устной форме.

3 этап – закрепляющий. Он заключается в закреплении приобретенных знаний по изучаемым вопросам путем изложения дополнительных сведений. Этот этап проходит в письменной форме. Студент дополняет конспект, отвечая письменно на учебные вопросы. Рекомендуется конспектирование различных точек зрения, что развивает самостоятельность мышления.

4 этап – завершающий. Он заключается в проверке приобретенных знаний. Осуществляется этот этап в виде устного ответа без конспекта и литературы.

Таким образом, в процессе самостоятельного изучения дисциплины студентам рекомендуется:

1. Внимательно прочесть лекции по изучаемой дисциплине.

Изучить учебную и специальную литературу, нормативные акты, регулирующие семейные правоотношения.

Ознакомиться с дополнительной литературой, конспектируя наиболее важные места.

Составить план прочитанных источников.

Провести самоконтроль усвоения материала через соответствующие вопросы и решение задач.

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ, НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Самостоятельная работа студента складывается, главным образом, из изучения учебников и учебных пособий, научных работ, действующего законодательства и практики его применения. Вопросы, которые освещаются в основной литературе, как правило, включаются в экзаменационные билеты. Дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения предмета и расширения кругозора студентов.

В процессе самостоятельной работе очень важно уметь ориентироваться в книгах. Этому помогает титульный лист, на котором указываются автор, заглавие, редактор, издательство, год и место издания, а также заглавие, в котором дается наименование разделов, глав и параграфов книги. Очень часто в книгах дается введение или предисловие, где говорится, с какой целью они написаны, на какой круг читателей рассчитаны, а иногда основные выводы по произведению. Правильной ориентировке в книге способствуют предметные, алфавитные, именные, хронологические и библиографические указатели. В предметном указатели в алфавитном порядке перечисляются вопросы, рассматриваемые в данной книге, сборнике или собрании сочинений. Пользуясь предметным указателем ,студент может узнать, что и где ему можно прочитать по интересующему вопросу. Это особенно бывает нужно, когда требуется найти материал по конкретному вопросу или теме в большом по объему произведении или в нескольких книгах. Большую помощь студентам могут оказать библиографические указатели, которые даются в сборниках нормативных актов, учебниках, программах и методических указаниях. Умение работать с учебником и первоисточниками предполагает, прежде всего, вдумчивое и внимательное чтение. При этом надо сосредоточить внимание в первую очередь на уяснение вопросов, которые поставлены в программе курса. Чтобы чтение было осмысленным и осознанным, необходимо каждое новое положение связывать с ранее изученным материалом. Читая книгу, важно обращать внимание на различные ссылки, примечания, указания на источники, которые даются в сносках на страницах или в конце всей книги. При чтении необходимо обращать внимание на встречающиеся в тексте обороты: «во-первых», «во-вторых», «далее», «наконец», «таким образом» и др., ими авторы пользуются для выделения главной мысли, вывода или определения, разграничения однородных предложений и т.д. В целях уяснения смысла отдельных слов, выражений или понятий рекомендуется обращаться к справочникам, словарям и энциклопедиям.

Для глубокого понимания книги следует сделать анализ прочитанного раздела, темы или параграфа, который включает в себя:

во-первых, уяснение того, что в прочитанном тексте является основным, т.е. какая главная мысль развивается автором;

во-вторых, выделение из общего текста проводимых автором пояснений главной мысли, а также доказательств, в числе которых нередко приводятся конкретные факты, данные статистики, ссылки на законы или иные нормативные акты, а также на научные источники (нужно уметь не только воспроизвести определенное утверждение автора, но и самому его доказать);

в-третьих, подробный разбор сделанных автором выводов и уяснение их значения для практической деятельности. В том случае, когда выводов в книге не сделано, надо постараться сделать их самому.

В ходе самостоятельной работы особое внимание следует обращать на изучение нормативных актов. Общие рекомендации по работе с книгой приемлемы и для работы над нормативным материалом, но имеются и некоторые особенности. Изучая нормативные акты, надо точно запомнить их название и дату принятия соответствующими органами государства. Это необходимо для того, чтобы при решении конкретного вопроса иметь возможность сослаться на нормативный акт.

СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ЗАПИСИ

Составной частью самостоятельной работы студентов является составление рабочей записи прочитанного. Значение рабочей записи определяется в первую очередь тем, что сам процесс записывания способствует более глубокому уяснению и лучшему запоминанию прочитанного, а также выработке навыков кратко и точно излагать материал своими словами. Рабочие записи помогают без большой затраты времени вспомнить ранее изученный материал, что особенно важно при непосредственной подготовке к экзаменам на учебно-экзаменационной сессии. Рабочие записи в зависимости от содержания источника, степени знакомства с ним, его значения в изучаемом курсе и других обстоятельств могут делаться студентом в различных видах. Наиболее распространенными видами записи являются: простой (или развернутый) план, выписки (цитирование), тезисы и конспект.

Простой план - это перечень основных вопросов, записываемых в последовательном, логически обоснованном порядке, т.е. так, как они освещены в книге. Составление плана предполагает внимательное прочтение книги, выделение ее основных вопросов и краткую запись. В плане следует указывать точное название произведения, автора, издательство и год издания. При составлении плана изученного нормативного акта необходимо указать, кроме полного и точного названия, его номер и дату, а также где опубликован.

Несколько иначе составляется развернутый план. В нем перечисляются не только основные вопросы произведения, но и подвопросы, развивающие главные идеи данной работы. Развернутый план дает более полное представление о прочитанном произведении и его основных положениях. В работе над рекомендованным источником иногда требуется сделать подробную запись отдельных частей изучаемого текста. Наиболее часто такая необходимость возникает у студентов при подборе материала по какой-нибудь определенной теме, в частности, при подготовке к выполнению курсовых или контрольных работ.

Эта система рабочей записи называется выписками. Дословная выписка авторского текста носит название цитата. Выписка и цитаты часто приводятся для подтверждения излагаемой мысли или для опровержения утверждения автора. При выписывании не следует увлекаться цитатами, лучше изложить соответствующее положение книги своими словами, стремясь передать авторскую мысль возможно точнее. Правильное изложение содержания изученных источников своими словами - один из показателей понимания студентом рассматриваемых вопросов. При цитировании следует придерживаться определенных правил, а именно, сохранять полностью авторский текст и его форму.

Одним из распространенных видов рабочей записи являются тезисы. представляющие собой краткую запись основных положений и выводов изучаемого источника. В тезисах в самом сжатом виде формулируются все основные идеи книги без доказательств, аргументов и фактов. Такой вид записи может использоваться в отношении тех материалов, которые достаточно хорошо усвоены, в частности, при подготовке к семинару или собеседованию по теме семинара, а также при подготовке к сдаче устного зачета.

В процессе самостоятельной работы студентам чаще всего приходиться делать рабочие записи в виде конспекта, представляющегося собой краткое, систематическое изложение своими словами содержания изученного источника, доклада или лекции с выводами автора и доказательствами, но без деталей и подробностей. В конспекте можно приводить для иллюстрации таблицы, сравнительные и иные цифровые данные, взятые из изученного или иного источника, или из анализа практики. По своему объему конспект должен быть кратким, примерно в 10-12 раз меньше конспектируемого текста.

Ввиду краткости изложения следует особо обращать внимание на четкость и ясность формулировок конспекта. Конспект в большей мере, чем все другие виды записи, помогает усвоить содержание изучаемого источника, выработать навыки краткого, ясного и логически последовательного изложения мыслей своими словами. Однако этим не ограничивается значение конспектирования. Хорошо составленный конспект позволяет в краткое время восстановить в памяти содержание законспектированного источника.

Для удобства пользования конспектом в нем можно применить различные приемы выделения отдельных частей текста путем пометок (например, простых, квадратных, фигурных скобок), подчеркивания текста жирной, волнистой, вертикальной чертой или цветными фломастерами. Все это поможет быстро и правильно найти нужную мысль, отличить выводы от доказательств и т.п.

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Важным этапом в самостоятельной работе студентов является подготовка к семинарским занятиям. Семинар представляет собой активную форму учебной работы, в которой сочетаются подведение итогов самостоятельной учебы студента, проверка приобретенных им знаний, их закрепление, расширение и углубление. Цель семинара состоит в том, чтобы повысить теоретический уровень знаний студентов, научить их ориентироваться в нормативном материале, творчески подходить к изучению соответствующей дисциплины, а также пользоваться приобретенными знаниями на практике. На семинарах студенты учатся правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, обосновывать теоретические положения, защищать свои убеждения, овладевать культурой речи. Готовясь к семинару, нужно уяснить основные вопросы темы, чтобы в процессе чтения и записи фиксировать свое внимание на этих вопросах и уже в ходе изучения группировать материал. Рекомендованные к семинару источники следует не только изучать, но и законспектировать. Одновременно надо продумать, какими фактами из личной практики или практики работы государственных органов и общественных организаций, из жизни своего города, района, области можно подтвердить теоретические положения темы. Если есть возможность, рекомендуется подобрать соответствующий цифровой и статистический материал.

Опыт показывает, что некоторые студенты являются на семинарские занятия подготовленными только по одному вопросу темы или во все неподготовленными, но стремятся создать впечатление у преподавателя, что они знают весь материал, бросая отдельные реплики или выступая с «дополнениями» по вопросам, уже освещенным предыдущими товарищами. Другим серьезным недостатком семинаров является то, что многие студенты в своих выступлениях, рассчитанных на 7-10 минут, охватывают много вопросов, разбрасываются, и поэтому их выступления оказываются поверхностными. В своих выступлениях студенты должны излагать материал своими словами, а не механически зачитывать конспект. В ходе выступления, конспектом можно пользоваться только для того, чтобы последовательно излагать материал. Для подтверждения своих слов можно приводить соответствующие цитаты, положения нормативных актов и статистические данные. Внимательное выслушивание каждого выступающего помогает уяснить то, чего студент должен записать в конспект, чтобы в последующем можно было использовать эти записи при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов. После обсуждения каждого вопроса плана семинара студент должен подумать, какие положения остались ему непонятны, и при необходимости попросить преподавателя остановиться на них в своем заключительном слове. То же следует сделать и в конце семинара.

Словарь ТЕРМИНОВ

Абсолютизм (этический) - методологический принцип истолкования природы нравственности. Моральные принципы, понятия добра и зла сторонники А. трактуют как извечные и неизменные, абсолютные начала, не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества.

Авторитет - власть, влияние.

1. Форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации (так называемые носители авторитета).

2. Отношение, возникающее между носителями А. и массой остальных людей. В зависимости от сферы общественной жизни, в которой проявляется А., и способа, каким осуществляется влияние на людей, различают экономический, правовой, политический, профессиональный, научный, моральный и др. виды А. Особую роль в жизни общества занимает нравственный авторитет - духовная власть над сознанием людей, которой обладают лица и организации в силу присущих или приписываемых им моральных достоинств.

Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение “ближнему”, готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Аморализм -моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности. Формы проявления А. различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К А. следует отнести также признание законным использование любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности, изуверства (Фанатизм), демагогий. Наконец, А. может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.

Аскетизм -моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения к.-л. социальных целей или нравственного самосохранения.

Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Природные и общественные явления становятся Б. лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные, личные и общественные Б.

Материальные Б. - предметы, полезные для жизни человека (пища, одежда, жилище и т.д.).

Духовные Б. - то, что служит для удовлетворения духовных потребностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота).

Общественные Б. - это совокупность общих материальных и духовных условий общественной жизни, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития.

Личные Б. - это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из разновидностей духовного Б. - моральная ценность, добро (иногда слова “Б.” и “добро” в обыденном языке употребляют как синонимы).

Благодарность - отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство -моральноекачество, характеризующее поступки людей с т.зр. возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотвер­женность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)

Вежливость-моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. В. - элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью В. являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Взаимопомощь -отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Вина - положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние В. является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление В. человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же В. влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою В., он может испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.

Воздаяние -вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалентное В. издавна считалось одним из непременных требований справедливости; без него представлялось невозможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип В. используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого В. возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральными санкциями являются поощрение и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей.

Воля -этоспособность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи:

- во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.;

- во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.

Вторая задача и решается путем В.н., которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.

Выбор моральный- акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Предпочтение одного поступка др. обязывает соотнести В.м. с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиальностью, гуманностью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо В.м. проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собственные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.

Выдержка - моральное качество, в котором находят конкретное проявление определенные стороны самообладания; включает:

- умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость);

- способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство);

- верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость);

- умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, наоборот, авантюристические настроения при столкновении с сопротивлением окружающих.

Героизм -особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

Грубость- отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, Г. выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Гуманизм - принцип мировоззрения (в т.ч. и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Деонтология -раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, общества, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что “должно быть”), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения. насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики - Д.

Деятельность моральная - категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений - специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной Д. в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям.

Добро -одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом Д. является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и т.д.) понятие Д. приобретает форму более конкретных понятий - благодеяния, добродетели, справедливости и др.

Добродетель -понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие Д. подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель - делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью Д. является понятие порока.

Доверие -отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности. добросовестности, честности. Противоположностью Д. является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.

Долг -одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Достоинство -понятие морального сознания, выражающее представления о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного Д. является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего Д. предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего Д.). С другой стороны, Д. личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.

Жизненная позиция -направленность жизнедеятельности личности, ее точки зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане Ж.п. - система поведения личности, определяемая его убеждениями, совестью. Критерий истинности, правильности той или иной Ж.п. - ее соответствие прогрессивным тенденциям развития общества.

Зависть -неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. З. возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство З. уродует личность и взаимоотношения людей (оно, например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков).

Законность -принцип права и морали, предписывающий неуклонное соблюдение и правильное применение законов.

Заповедь -нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от к.-л. авторитетного лица. Придание моральной норме формы З. связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем-то повелении. В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает бог.

Зло -категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Моральное З. следует отличать от социального З. (противоположности блага). Последнее является не только моральным, а более широким понятием, которое охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека, препятствующих общественному прогрессу. Как моральное зло обычно оцениваются отрицательные поступки людей.

Золотое правило -одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: “(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”. З.п. встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской “Махабхарате”, в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: “чего в других не любишь, того и сам не делай”.

Идеал нравственный - понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (доброде­тели).

Иезуитизм -антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности. Термин произошел от названия католического монашеского ордена Иисуса. Деятельность иезуитов была направлена на достижение возможно более полной духовной и светской власти лично папы и католической церкви в целом. Тайный и явный контроль за поступками и помыслами возможно большего числа людей, безусловное повиновение низших чинов высшим сочетались у иезуитов с широкими личными привилегиями и весьма вольным образом жизни. Нарицательный смысл понятие И. приобрело благодаря сомнительной политической морали иезуитов. Эта мораль допускала любые безнравственные поступки (оправ­ды­вая их “благой целью”). “Цель оправдывает средства” - этот моральный постулат, приписываемый основателю ордена иезуитов И. Лойоле, в дальнейшем становится практическим принципом И. и используется как в достижении эгоистических личных целей, так и в области государственной политики. В конечном счете практика И. оказывается не способной ни достигнуть провозглашаемых “благих целей”, поскольку объективные результаты человеческой деятельности находятся в функциональной зависимости от средств, ни прочно и надолго реализовать свои подлинные (по существу, аморальные) цели, поскольку моральные принципы И. начинают действовать и внутри принявшей их организации, тем самым обрекая ее на разложение и гибель.

Измена -нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви. Отрицательная оценка И., даваемая ей моральным сознанием, обусловлена положительным значением, которое придается этим узам. В том случае, если эти узы утрачивают положительный смысл или даже приобретают антиморальное значение, нарушение и отказ от них уже не есть И. Напротив, верность в этом случае является безнравственной и расценивается как ложное товарищество, круговая порука и т.д.

Интуитивизм - направление в этике, сторонники которого утверждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как “самоочевидные истины”. Этический И. есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе.

Иррационализм -методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное в этическом И. - отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме. Следствием этого является вывод, что разум и наука, способные устанавливать лишь общее в многообразном, совершенно неприменимы к области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Утверждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформулировать к.-л. общие принципы нравственности, на основании которых человек мог бы принимать конкретные решения в различных практических ситуациях.

Искренность -моральное качество, характеризующее личность и ее поступки ; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. И. противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

Категории -это универсальные формы человеческого мышления.

Категории этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание К. э., их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра и долга, совести, чести и др.

Категорический императив - основная категория этики Канта; сформулированный им “нравственный закон”, который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать). Кант считал, что из этого принципа можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является

Наши рекомендации