Те, кто называют себя христианами, но ведут небрежный, плотской, эгоистичный (сосредоточенный на себе) образ жизни, не войдут в число тех, кого примет Иисус
Христос грядет, воистину, как тать (вор), но совсем не для того, чтобы украсть. Он возьмет только тех, кто уже Его.
Давайте рассмотрим, что произойдет во время этой второй фазы воскресения. Павел говорит, что это случится в пришествие Христа, ясно, что эта вторая фаза непосредственно связана с возвращением Иисуса.
Возвращение же Христа является одной из главных тем всех библейских пророчеств. Кто-то подсчитал, что на каждое библейское обетование о первом пришествии Христа имеется, по крайней мере, пять о Его втором пришествии. Это свидетельствует о том, какую важную роль играет тема второго пришествия Христа во всем откровении Писания. Мы не можем детально рассмотреть все аспекты второго пришествия в рамках настоящего исследования. Однако полезно упомянуть, что по предвечному совету Божьему второе пришествие Христа достигает нескольких целей. Эти цели, в некотором смысле, отличаются друг от друга, но, тем не менее, все взаимосвязаны во всеобщем предвечном Божьем плане.
Пять целей второго пришествия Христа
Мы можем кратко перечислить следующие пять основных целей, ради которых Христос придет снова.
Во-первых, Христос придет за Церковью. Он придет еще раз, как Жених, чтобы принять к Себе всех истинных верующих, как Свою Невесту. Они соединятся со Христом, либо через воскресение, либо через моментальное изменение своих тел еще при жизни. В Евангелии от Иоанна 14:3 Иисус обещает Своим ученикам:
И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я.
Во-вторых, Христос придет, чтобы спасти государство Израиль. Остаток народа Израиля, который переживет огонь великой скорби, признает Иисуса своим Мессией и, таким образом, примирится с Богом. Об этом пророчески говорит Исайя и повторяет Павел в Послании к Римлянам 11:26-27:
...И так весь Израиль спасется, как написано: «приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова; и сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».
В-третьих, Христос придет, чтобы свергнуть антихриста и самого сатану. Об этом говорится во 2-ом Фессалоникийцам 2:8:
...И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия (греч. — парусия) Своего...
В-четвертых, Христос придет, чтобы судить языческие народы. Он Сам говорит об этом в Евангелии от Матфея 25:31-32:
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов...
В последующих стихах Иисус детально описывает процедуру суда.
В-пятых, Христос придет для установления Своего тысячелетнего царствия на земле. Об этом и говорится в Евангелии от Матфея 25. Пророчество об этом содержится у Исайи 24:23:
И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава.
Пророчествует об этом и Захария 14:9:
И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его — едино.
Отрезок времени, в который будет таким образом править Христос, обозначен в Откровении 20:4, где так говорится о мучениках периода скорби:
...Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет...
Так мы можем кратко изложить пять основных целей второго пришествия Христа:
1) Христос придет за Церковью, чтобы принять к Себе
всех истинных верующих.
2) Христос придет для спасения государства Израиль.
3) Христос придет, чтобы свергнуть антихриста и
самого сатану.
4) Христос придет для суда над языческими народами.
5) Христос придет, чтобы установить Свое
тысячелетнее царство на земле.
Если по поводу этих главных целей второго пришествия Христа между евангельскими верующими существует определенное единство, то относительно деталей и точного соотношения между собой каждого из этих событий — много разногласий и мнений. Чаще всего задается вопрос: осуществятся ли все эти цели Христова возвращения в едином событии или же будут определенные интервалы между ними? Если так, то в каком порядке они будут происходить? Возможно ли, что некоторые из них совпадут друг с другом?
Насколько это будет возможно, мы постараемся избежать этих спорных рассуждений и ограничимся только тем особым аспектом возвращения Христа, который непосредственно связан с воскресением праведников.
Воскресение и восхищение истинных верующих
В 1-м Фессалоникийцам 4:13-18 Павел описывает, как воскреснут христиане для встречи со Христом в Его пришествие:
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.
Павел старается утешить христиан о судьбе тех их близких или возлюбленных, которые умерли в Господе. Павлово утешение основано на той уверенности, что все истинные верующие воскреснут.
Фактически Павел рисует следующую картину.
Во-первых, это событие возвестят три эпохальных звука. Первым звуком будет возвещение (голос) Самого Господа Иисуса Христа, как Он и говорит об этом в Евангелии от Иоанна 5:28-29:
Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения.
Только голос Христа имеет силу воззвать мертвых из гробов. Однако в этот конкретный момент Он воззовет только к праведным верующим — только к тем, кто умер в вере. Воззвание к нечестивым умершим произойдет позже.
Двумя другими звуками будут голос Архангела и труба Божья. Под Архангелом, возможно, подразумевается Гавриил, так как создается такое впечатление, что провозглашать на земле предстоящее вмешательство Божье в дела людские является его особым служением.
На протяжении всей Библии труба созывала народ Божий в особые кризисные моменты. Звук трубы в этот момент станет сигналом сбора всего Божьего народа вместе, когда Христос будет спускаться с небес для встречи с ними.
На земле в очень быстрой последовательности произойдут два события. Прежде всего, все истинные верующие, умершие в вере, воскреснут. Во-вторых, тела всех тех истинных верующих, которые будут живы в этот момент, претерпят моментальные и сверхъестественные изменения.
Затем обе группы верующих — воскресшие и те, чьи тела изменятся, не испытав смерти — сверхъестественной силой Божьей будут быстро подняты с земли в воздух. Там они попадут в облако, где и соединятся с Господом и друг с другом. После этого Господь и Его искупленный народ навечно соединятся в нерушимой небесной гармонии союза.
Те два греческих слова, которые Павел употребляет в этом отрывке, имеют особое значение. Там, где он говорит: «мы... восхищены будем», употреблен глагол «харпадзо». Он обозначает неожиданное, быстрое, мощное хватательное движение. В Новом Завете он используется четыре раза для описания восхищения людей на небо.
Также этот глагол используется в Деяниях 8:39, где мы читаем, что Филиппа восхитил Ангел Господень. Иисус употребляет это же слово в Евангелии от Иоанна 10:12 для описания волка, расхищающего овец. В Евангелии от Матфея 13:19 речь идет о семени слова, похищаемом лукавым. В 23-м стихе Послания Иуды говорится о людях, исторгаемых из огня.
Традиционным переводом на русский язык слова «харпадзо» является «восхищение», довольно точно передающее смысл греческого оригинала. Как в греческом оригинале, так и в русском переводе имеется оттенок, берущий начало в корне слов «хищение», «хищный» — нечто имеющее отношение к краже, воровству. Неудивительно, что в других местах из Писания этот аспект Христова пришествия сравнивается с приходом вора. Например, в Откровении 16:15 Иисус говорит:
Се, иду как тать (старославянское слово «вор»)...
И снова, в Евангелии от Матфея 24:42-43 Он говорит:
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
Поэтому пришествие Христа за Своей Церковью можно сравнить с приходом вора по следующим причинам: оно будет неожиданно — без предупреждения; оно будет заключаться в едином и резком хватательном движении. То, что будет схвачено, является самым ценным на земле — истинные христиане.
Однако, как мы уже сказали, пришествие Христа будет отличаться от воровского в одном очень важном аспекте. Он заберет только то, что уже является Его собственностью по праву искупления.
В 1-м Фессалоникийцам 4:17 есть еще одно важное греческое слово. Павел говорит, что мы встретим Господа «на воздухе». По-гречески это слово «аэр».
Это одно из двух греческих слов, обычно переводимых как «воздух», второе слово — «аитер». Разница между двумя словами заключается в том, что «аэр» означает нижние слои атмосферы, соприкасающиеся непосредственно с земной поверхностью; «аитер» означает более высокие, разряженные слои атмосферы, на значительном расстоянии от земли. Так как Павел употребляет слово «аэр» в связи с пришествием Господа, то мы можем сделать вывод о том, что встреча Господа с Его святыми произойдет в нижних слоях атмосферы, на довольно близком расстоянии от земли.
Павел говорит об этом же моменте воскресения и восхищения в 1-м Коринфянам 15:51-52:
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся...
Здесь Павел раскрывает «тайну» — т.е. ранее скрытый секрет Божий о Церкви. Раскрываемый секрет заключается в следующем: все истинные верующие будут восхищены к Господу в Его пришествие, но не все восхищенные пройдут через смерть и воскресение.
Те, кто будут живы в момент пришествия Господня, не умрут, но просто претерпят моментальные и чудесные изменения в своих телах. Их тела станут точно такими, как тела воскресших из мертвых.
В следующем стихе Павел кратко подводит итоги природы предстоящего изменения:
...Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие.
Тела всех верующих поменяют тление и смертность на нетление и бессмертие.
Является ли Павлово описание полной картиной воскресения всех верующих перед установлением Христова тысячелетнего царствия? Ответ будет отрицательным. В книге Откровения описываются еще две стадии воскресения праведников.
Свидетели и мученики
В Откровении 11 мы читаем описание двух Божьих свидетелей во время периода скорби и их мученической смерти от руки зверя, выходящего из бездны. В стихах 9, 11 и 12 этой главы повествуется следующее:
И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы... Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.
Из этого повествования ясно, что это было самое настоящее воскресение. Хотя тела этих двух мучеников не были захоронены, они были мертвы три с половиною дня. Затем, на виду у всех их врагов, их тела воскресли, и они были подняты на небо. Интересно заметить, что их восхождение на небо похоже на каждый из уже рассмотренных нами случаев в том, что оно происходит в облаке.
Ясно, что это воскресение двух свидетелей отличается от воскресения христиан, описанного в 1-м Фессалоникийцам 4:16-17. Оно, прежде всего, не связано с нисхождением Христа с неба. Нет и упоминания других сопровождающих явлений, таких как труба или голос Архангела.
Если мы теперь обратимся к книге Откровения 20:4-6, то обнаружим то, что можно назвать еще одной стадией воскресения праведных:
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божье, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом...
Здесь описано воскресение тех, кто умер мученической смертью за Иисуса через обезглавливание во время правления антихриста. Воскресение этих святых эпохи скорби изображено в конце великой скорби, перед самым установлением тысячелетнего царствия Христова. Они, таким образом, разделяют с Самим Христом и всеми остальными воскресшими святыми привилегию правления и суда над народами во время тысячелетнего царства.
Некоторые исследователи полагают, что эти мученики периода скорби входят в число воскресших христиан, о которых идет речь в 1-м Фессалоникийцам 4:16-17. Другие же полагают, что это иная и последующая стадия воскресения праведных. Разногласия по этому спорному вопросу не очень назидательны.
Иоанн Богослов так завершает описание воскресения этих мучеников:
...Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом...
Очевидно, Иоанн подразумевает, что теперь первое воскресение закончилось. Все принявшие в нем участие названы блаженными и святыми. То есть это все праведные верующие. (До сего момента еще не воскрес никто из неправедных. Второе воскресение, в котором участвуют неправедные верующие, описано Иоанном в конце 20-й главы Книги Откровения.)
Объединив откровения Павла и Иоанна, мы можем представить себе следующую картину воскресения праведников:
Все воскресение праведников, от момента собственно воскресения Христа до воскресения мучеников периода скорби, называется Иоанном первым воскресением. Все, принимающие в нем участие, названы блаженными и святыми; т.е. это все праведные верующие.
Однако внутри этого общего воскресения праведных можно различить, по крайней мере, четыре подгруппы.
Во-первых, «первенец Христос» — Сам Христос и те ветхозаветные святые, которые воскресли во время Христова воскресения.
Во-вторых, «Христовы в пришествие Его» — истинные христиане, которые готовы для встречи с Ним в момент Его возвращения, вместе с теми, кто умер в вере — все они будут вместе восхищены на облаке для встречи со Христом на воздухе.
В-третьих, двое свидетелей периода скорби, которые были оставлены непогребенными в течение трех с половиной дней, а затем воскресли и взошли на небо в облаке.
В-четвертых, остаток мучеников периода скорби, которые воскресают в конце скорби, чтобы разделить со Христом и остальными святыми привилегию правления и суда над народами во время тысячелетнего царствия.
Такой, в сжатом виде, является картина воскресения праведных в Новом Завете.
В следующей главе мы рассмотрим третью и последнюю фазу общего воскресения.
А ЗАТЕМ КОНЕЦ
Рассмотрим теперь последнюю, завершающую стадию воскресения.
В 1-м Коринфянам 15:23-26 Павел говорит, что этой стадии будет предшествовать воскресение истинных верующих, тех, кто «Христовы, в пришествии Его», и что во времени последняя стадия воскресения совпадает с завершением тысячелетнего царствия Христова:
...Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть...
Завершение тысячелетнего царства
В 24-м стихе Павел переходит к последней стадии воскресения. Об этом он говорит во фразе: «А затем конец». И указывает другие важные события, которые связаны с этой последней стадией воскресения.
Тогда Христос завершит Свое земное тысячелетнее царствование, к концу которого Бог Отец подчинит Ему всех Его врагов. Истребится последний враг — смерть.
После этого Христос Сын, в свою очередь, передаст царствие Богу Отцу. В соответствии со своим положением как Сына, Он добровольно подчинит Себя и Свое царствие Отцу. Это завершающее событие земного царствования Христа описано Павлом двумя стихами ниже, в 1-м Коринфянам 15:28:
Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
Изучая эту пророческую картину конца, мы обращаем внимание на ту совершенную гармонию, которая существует внутри Троицы, между Отцом и Сыном. Во-первых, Бог Отец во время тысячелетнего царства назначит Христа, Сына, Своим представителем и правителем над всем. В конце этого периода Отец подчинит Христу всех Его врагов, включая последнего врага — смерть. После этого Христос, Сын, в свою очередь, подчинит все Отцу, как Самого Себя, так и все то, что Отец подчинил Ему. Таким образом, как говорит Павел, Бог Отец через Христа будет все во всем.
Это представление Христом полного царствия Отцу является наивысшей и кульминационной точкой плана Божьего для всех веков. Павел также говорит об этой славной кульминации Божьей цели в Послании к Ефесянам 1:9-10, где он показывает, что Бог открыл нам
...тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом...
Этим соединением Богом Отцом всего во Христе, как говорит Павел, начнется период «устроения полноты времен» — т.е. тот период, который станет кульминацией и завершением плана Божьего, который постепенно раскрывался на протяжении всех предыдущих веков.
Если мы теперь обратимся к 20-й главе Книги Откровения, то увидим, как завершение воскресения оставшихся мертвых будет связано с другими частями плана Божьего при окончании тысячелетнего правления Христа.
В Откровении 20:7-10 Иоанн описывает последнюю попытку сатаны противостать авторитету Бога и Христа и возбудить бунт против Них; это произойдет в конце тысячелетнего царства.
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морский. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
Для описания города Иерусалима и окружающей его территории Иоанн использует фразы «стан святых» и «город возлюбленный». Во время тысячелетнего царства Иерусалим будет земным центром Христова правительства и правления над всеми народами земли.
В течение этого периода сатана будет узником бездны, но в конце его он будет освобожден ровно на столько времени, чтобы возбудить это последнее восстание языческих народов, кульминацией которого будет попытка атаковать Иерусалим.
Однако Бог вмешается огнем с неба; восстание потерпит полное поражение; а сам сатана будет брошен в озеро вечного огня, где будет мучим вместе со зверем (антихристом) и лжепророком, которые оба попадут туда еще в момент возвращения Христа на землю и начала тысячелетнего царствия.
Завершение воскресения
После этого в Откровении 20:11-15 Иоанн описывает последнюю стадию воскресения оставшихся мертвых:
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, и смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Заметим, что в этом повествовании сначала воскресение, затем суд. Этот же принцип на всех стадиях воскресения. Так как люди совершают добрые или злые дела, будучи в теле, то в теле же они и предстанут перед Богом, чтобы услышать Его приговор за все эти дела.
Мы уже увидели, что все, кто доверились Христу во спасение, воскреснут до начала тысячелетнего царствия. Сюда войдут как святые Ветхого Завета, которые ожидали Христово искупление через пророчества и прообразы, так и новозаветные святые, которые оглядываются назад на это совершившееся искупление, как исторический факт. Поэтому очевидно, что в конце тысячелетнего правления Христа воскреснут те, кто умер в грехе и неверии.
В связи с этим обратим внимание, что Иоанн называет этих воскресших «мертвыми». Он говорит: «...и увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом». Язык этого отрывка отличается от описания воскресших в начале тысячелетия, о которых Иоанн говорит в Откровении 20:4: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Так говоря о воскресении праведников, Иоанн показывает, что они не просто воскресли, но и ожили — они стали в полном и подлинном смысле живыми. С другой стороны, тех, кого Иоанн увидел воскресшими в конце тысячелетия, все еще мертвы. Хотя они и воскресли в теле из своих гробов, но духовно они мертвы — мертвы по грехам и преступлениям. Они отрезаны от присутствия и общения Божьего, и теперь призваны к Богу в последний раз, чтобы только услышать Его окончательный приговор для себя. После этого им дорога в озеро огненное, это — смерть вторая, место окончательного, вечного изгнания от лица Божьего, место, откуда уже ни убежать, ни вернуться.
Однако среди всех них, как указывает Писание, будет, по крайней мере две категории людей, которые воскреснут для жизни, а не для осуждения.
Одну такую группу составят люди, подобные царице Южной и ниневитянам, о которых говорит Иисус в Евангелии от Луки 11:31-32:
Царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
Из обоих примеров ясно, что сей род (те, кто отвергли предлагаемое им милосердие Христово) восстанут (воскреснут) для осуждающего суда. Вместе с ними, однако, воскреснет первая группа людей, которая будет помилована на суде: царица Южная и ниневитяне.
В отличии от святых Ветхого Завета, этой группе не было дано откровение искупительной жертвы Мессии — показанной через прообразы и пророчества — чтобы они могли верить спасению. Следовательно, люди из этой группы не войдут в воскресение тех, кто Христовы. Но в меру света, которая была дана им, в конце тысячелетия они будут избавлены от осуждения и воскреснут для жизни.
Войдет ли еще кто-то в ту же самую категорию, что и царица Южная и ниневитяне? Если да, то кто? И сколько? Ответить на этот вопрос может только всезнающий Бог. Однако ясно: те, кто услышав Евангелие Христово, отвергли его, сами отказались от милости Божьей.
Во вторую категорию людей, которые не понесут осуждения во время последней стадии воскресения, войдут и те праведники, которые умрут во время тысячелетнего правления Христа на земле. Об этом пророчествует Исайя 65:20:
Там не будет более малолетнего и старца, который бы не достигал полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.
Из этой картины, которую Исайя дает о жизни во время тысячелетнего царства Христа, ясно, что продолжительность человеческой жизни намного возрастет, но и праведник, и грешник все равно будут подвержены смерти. Из этого мы можем сделать вывод, что праведники, которые умрут во времена тысячелетнего царства, также воскреснут, но они не подвергнутся суду Божьему над неправедными, которые воскреснут в это же самое время.
Обратившись теперь к Откровению 20, давайте рассмотрим завершенность и окончательность воскресения, изображенного здесь Иоанном. В 13-м стихе он говорит:
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим...
Это уже последнее воскресение, речь идет о каждом. Никто не пропущен. Все сферы сотворенной Богом вселенной призваны Божьим авторитетом отдать своих мертвецов. Иоанн употребляет в связи с этим три слова: море, смерть и ад.
Греческому слову «ад» соответствует еврейское «шеол», используемое в Ветхом Завете. «Ад» или «шеол» – это место временного заключения отошедших духов, до окончательного воскресения и суда. После воскресения и суда все нечестивцы попадут в озеро огненное. В Ветхом Завете для обозначения этого огненного озера используются не «шеол», но «геенна». Таким образом, между «шеолом» и «геенной» существует ясное различие. «Шеол» или «ад» является местом временного заключения, где содержатся духи, но не тела умерших. «Геенна» или «озеро огненное» – это место окончательного, нескончаемого наказания, на которое обречена после воскресения вся личность каждого нечестивца — дух, душа и тело, все вместе.
Это различие между «шеолом» или «адом» и «озером огненным» подчеркивается в утверждении Иоанна в Откровении 20:14:
...И смерть и ад повержены в озеро огненное.
Смерть и ад — личности
Что говорит Новый Завет о природе смерти и ада?
Свет на это проливает Откровение 6, где содержится знаменитое откровение о четырех всадниках. Вот что говорит Иоанн о четвертом всаднике в Откровении 6:8:
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним...
Иоанн воспринимает и смерть, и ад как личности. Только личность может быть всадником и только личность сможет следовать за кем-то.
Этот отрывок приоткрывает завесу о природе смерти и ада. В одном смысле смерть — это состояние. Это прекращение жизни, такое явление, когда дух отделяется от тела. Однако смерть также и личность. Смерть — это темный ангел, служитель сатаны, который притязает на отходящий дух каждого нечестивца.
То же самое относится и к аду. В одном смысле ад — это место заключения отошедших духов. А в другом смысле ад — это личность. Ад, подобно смерти, является темным ангелом, служителем сатаны, следующим по пятам смерти. Ад прибирает к рукам духи нечестивых, которые востребованы смертью и препровождает их в то место для отошедших духов, от которого он получил свое имя — т.е. в ад.
Так и смерть, и ад являются черными ангелами-служителями преисподнего сатанинского царства. Но вот в чем они различаются: смерть заявляет в своем праве на духи всех нечестивых, когда те умирают. А ад принимает их от смерти и препровождает в предназначенное для них место заключения. Поэтому Иоанн и увидел их идущими в этом порядке: сначала смерть, заявляющая о своих правах на духи умерших, затем ад, забирающий их в место их заключения в преисподней.
Эта сцена из книги Откровения проливает свет на слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 8:51:
...Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
Иисус вовсе не имеет в виду, что верующий не умрет физической смертью. Он говорит, что верующий не увидит смерти. Он не имеет в виду физическое состояние смерти, которое проявляется в отделении духа от тела. Когда Он говорит о видении смерти, он имеет в виду личность того черного ангела, которого зовут смерть и другого темного ангела, его спутника, которого зовут ад.
Иисус имеет в виду, что дух истинного верующего, отходя от тела, никогда не попадет под господство этих двух темных ангелов, смерти и ада. Наоборот, подобно бедняку Лазарю, отходящий дух истинного верующего будет встречен Божьими ангелами — ангелами света — и в их сопровождении отправится в рай.
Учитывая это, мы можем понять утверждение Павла в 1-м Коринфянам 15:26:
Последний же враг истребится — смерть...
А также и заявление Иоанна в Откровении 20:14:
И смерть и ад повержены в озеро огненное.
В каждом из этих отрывков смерть и ад представлены как личности, как темные ангелы, служители сатаны и враги Бога и человечества. Последней Божьему осуждению подвергнется смерть. Вместе с адом они будут брошены в озеро огненное, где присоединятся к своему хозяину, сатане и всем остальным служителям и последователям сатаны, как ангелам, так и людям.
Через этот последний акт суда последний из врагов Божьих будет навсегда отвержен от лица Божьего.
В КАКОМ ТЕЛЕ?
В последних трех главах мы рассматривали одну за другой три основных фазы воскресения, как о них говорит апостол Павел в 1-м Коринфянам 15:23-24:
Во-первых, «первенец Христос» — т.е. воскресение Самого Христа, а вместе с Ним и некоторых ветхозаветных святых.
Во-вторых, те, которые «Христовы, в пришествие Его» — т.е. все верующие, которые умерли в предыдущие века и которые воскреснут в момент второго пришествия Христа, до установления Его тысячелетнего царства.
В-третьих, конец — т.е. последнее воскресение всех оставшихся мертвых в конце тысячелетнего периода.
Большая часть этой главы будет посвящена тому, что говорит Писание относительно природы тела воскресшего христианина.
Ранее мы уже отметили, что существует непосредственная взаимосвязь между тем телом, которое умирает и погребается, и тем телом, которое воскрешается. Воскресшее тело будет состоять из тех же основных элементов, что и погребенное тело. То есть воскресение, правильно выражаясь, это восстановление того же тела, которое было погребено, а не сотворение совершенно нового тела.
Однако, установив этот факт, мы добавим, что в случае с верующим христианином, его тело в процессе воскресения подвергается определенным, весьма существенным переменам.
Аналогия с зерном
Павел обсуждает это в 1-м Коринфянам 15:35-38:
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
Здесь Павел проводит аналогию с зерном пшеницы, посаженным в почву, чтобы проиллюстрировать взаимоотношение между телом погребенным и телом воскресения. Из этой аналогии мы извлекаем три факта, применимые к воскресению тела.
Во-первых, между семенем, посаженным в почву и растением, которое позднее произрастает из этого семени, существует прямая зависимость.
Во-вторых, растение меняется: внешняя форма и вид нового растения отличаются от исходного семени.
В-третьих, природа исходного семени определяет природу произрастаемого растения. Из семени может вырасти только соответствующее ему растение. Семя пшеницы даст только пшеницу, семя ячменя — только ячмень.
Давайте теперь применим эти три факта, взятые из аналогии с семенем, к природе воскресающего тела.
Во-первых, между погребаемым телом и телом воскресаемым существует непосредственная взаимосвязь.
Во-вторых, воскрешаемое тело претерпевает в этом процессе определенные и явные изменения. Внешний вид и форма нового, воскресшего тела отличается от исходного, погребенного тела.
В-третьих, природа погребенного тела определяет природу воскрешаемого тела. Между состоянием верующего во время его земного бытия и природой его воскресшего тела будет прямая логическая и причинная взаимосвязь.
В 1-м Коринфянам 15:39-44 Павел приводит дальнейшие детали о природе тех изменений, которым подвергнется тело верующего в результате воскресения:
Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных; иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть и тело духовное.
Для того чтобы картина была полной, прибавим заявление, сделанное Павлом далее, в 1-м Коринфянам 15:53:
...Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие.
Анализ Павла о природе тех изменений, которые претерпит тело верующего при воскресении, можно выразить в виде ряда утверждений.
Во-первых, Павел указывает, что даже среди сотворенных тел, которые знакомы нам в существующем ныне миропорядке, есть различия по природе и строению. Он упоминает следующие основные классы: люди, животные, рыбы и птицы. Это не расходится с выводами современной науки, что между различными этническими группами людей нет заметных различий в химическом составе тела; но это различие существует между кровью человека и других классов животного мира.
Во-вторых, Павел указывает, что кроме тех творений, которые знакомы нам здесь на земле, есть другой класс тел, которые он называет небесными. Опять-таки, это согласовывается с последними научными открытиями. Наука помогла человеку попасть в космос; но для того чтобы ему там выжить, человека пришлось поместить в капсулу и окружить земной атмосферой и условиями. Для того чтобы действительно чувствовать себя нормально на любом расстоянии от земной поверхности, человеку нужно совершенно иное тело, чем то, которое у него сейчас. В этом он зависит от Бога; он не может сделать его сам.
В-третьих, Павел указывает, что среди различных небесных тел, которые мы можем обозревать — солнца, луны и звезд — есть различия в природе и славе (яркости). Солнце дает свой собственный свет; луна просто отражает солнечный свет. Звезды отличаются друг от друга по яркости.
Павел утверждает, что то же самое относится и к телам воскресших мертвых. Они будут отличаться друг от друга по славе. Об этом же пророчествовал Даниил (12:2-3):
И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда.
Здесь Даниил указывает, что среди воскресших святых будет разница в наградах и славе. Те, кто были наиболее верными и усердными в распространении истины Божьей, будут сиять ярче остальных.
Эта аналогия со святыми, воскресшими с прославленными телами, подобными звездам, подтверждается также исполнением обетования Божьего Аврааму, записанного в Бытии 15:5:
И вывел его вон, и сказал: посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
Бог включает в число семени Авраамова всех, кто верит в Слово Божье и послушен ему, как и Авраам, кто верой принимает в свое сердце семя Божьего Слова. Фактически, именно это нетленное семя Слова Божьего, принятое верой в сердце каждого верующего, и делает возможным его воскресение среди праведников.
В день окончательного исполнения Божьего обетования, при воскресении, все верующие, которые восстанут на основании своей веры в Слово Божье, будут подобны тем звездам, которые Бог показал Аврааму — столь же многочисленны, столь же славны и столь же различны друг от друга по славе.
Пять явных перемен
Павел завершает свой анализ природы тела воскресшего верующего перечнем ряда конкретных перемен, которые будут иметь место.
Во-первых, нынешнее тело тленно, оно подвержено тлению: болезням, увяданию и старости. Новое тело будет нетленным — свободным от всех этих зол.