Сверхестественное зачатие
Билет #1
1. Цели и задачи курса. Основные сотериологические термины и их объяснение. Грех, виды греха. Представление о спасении в христианских конфессиях.
● Задачидогматического богословия:
1. «Стратегическая» - служить единению человека с Богом, приобщать человека к вечности;
2. «Тактическая» - историческая, задача свидетельства. Ответы на вопросы современности в русле Предания.
● Термины:
1. Сотериология(σωτηρία [сотирИа] - «спасение») - учение об искуплении и спасении человека;
2. Спасение -раскрытие термина имеет две стороны:
a) объективная сторона - все то, что сделано ради нашего спасения Богом и не зависит от нашей воли, но является даром Божиим - Вы спасены... и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2:8);
b) субъективная сторона - усвоение этого дара каждым отдельным человеком, что невозможно без приложения со стороны спасаемого необходимых усилий - Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2:12).
3. Искупление(ἀπολύτρωσις [аполИтросис] - «освобождение за выкуп»):
a) исходя из этимологии (отрицательное измерение) - освобождение падшего человека от последствий грехопадения, «выкуп», принесенный Спасителем ради нашего освобождения;
b) положительное измерение - сообщение человеку полноты благ и возведение его на степень совершенства, превышающую ту, на к-ой находились первые люди до грехопадения.
c) + объективная сторона спасения (см. 2, а) в целом.
СП: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28)
● Грех(ἁμαρτία [амартИя] - «промах, ошибка») есть всякое - как свободное и сознательное, так и несвободное и бессознательное - действие, слово, помышление или сердечное расположение свободно-разумного тварного существа, представляющее собой нарушение установленного Богом нравственного закона. Сам по себе не существует[1], а является искажением способа существования человеческой природы, уклонением от изначального состояния в противоположное; коренится в свободной воле разумных существ. Своё начало имеет в ангельском мире - сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8). В человеческий род вошёл через грехопадение прародителей.
Виды греха:
1. личный - например, прародительский грех - личный грех Адама и Евы;
2. природный - например, первородный грех (лат. peccatum originale)- СТС (страстность, тленность, смертность), переходящие по природе;
3. + мнение А.И. Осипова: родовой грех - усиление или ослабление страсти в роду.
● Спасение в христианских конфессиях:
1. православие - спасение от греха и смерти души + обожение => становлениеобразаБожия в человеке;
2. католицизм - спасение от ада, юридизм: «перевес» совокупности добрых дел над злыми, разделение на заповеди и необязательные для выполнения советы => «сверхдолжные» заслуги => «сокровищница» Церкви => индульгенции. ВнешнееподражаниеХристу;
3. протестантизм - Христос уже спас всех нас, нужно только верить в Него => потреблениезаслуг Христа.
2. Понятие о благодати в свете Священного Писания. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати. Ипостась Святаго Духа и божественная благодать.
● Понятие о благодати в свете СП
Определение о. Варфоломея[2]: Благодать(χάρις, gratia) - нетварная Божественная энергия, к-ая дарована человеку в результате спасительной миссии Христа через Ипостась Св. Духа посредством церковных Таинств для нравственного преображения человека.
В ВЗ на древнеевр. - «ген», обозначает:
1. Свойства предметов. вызывающих у человека чувство эстетического удовольствия: Слово из уст мудрого - благодать (Еккл. 10:12);
2. Чаще употреблялось как обозначение добрых чувств, возникающих между людьми: И дам народу сему (Израилю) милость («ген») в глазах Египтян + частое выражение Авраама: ели я обрел благоволение в очах твоих;
3. Милость Бога к человеку: Ной же обрёл благодать пред очами Господа (Быт. 6:8).
В НЗблагодать обозначает:
1. Отношения между людьми, некие блага
a) в материальном плане - напр., пожертвование: послю отнести благодать (только на ц/с, в Синодальном переводе - «подаяние») вашу во Иерусалим (1 Кор. 16:3);
b) в духовном плане: доброе слово ... доставляет благодать слушающим (Еф. 4:29).
2. Отношение Бога к человеку:
a) одно из Божественных свойств, очень похожее на благость, любовь и милость, действие Бога в отношении человека: служители Христовы - добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4:10); как милость Божия к человеку, явлённая в деле искупления: Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит. 2:11);
b) полнота любви и милости Божией. явленной в искуплении и изливающейся на людей в форме живой и деятельной силы, к-ая усвояет людям плоды искупления, возрождает их и помогает им в деле спасения: Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9);
c) благодать может иметься ввиду как сила, тогда слово меняется с «харис» на «динамис»: Вы приимите силу, когда сойдет на вас Дух Святый (Деян. 1:18).
● Участие Лиц Св. Троицы в раздаянии благодати
Как и всякое действие Творца в отношении созданного Им мира, благодать движется по воле Отца через Сына в Духе Святом.
1. Бог Отец - Источник нашего освящения благодатью, это освящение совершается по Его благоволению. Молитва Господа к Отцу: Освяти их истиною Твоею (Ин. 17:17). Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Иногда благодать называется благодатью Отца: Благодать вам и мир от Бога Отца (1 Кор. 1:3);
2. Бог Сын «заслужил» для нас благодатные дары Св. Духа, наше освящение стало возможным благодаря Его подвигу. Потому, если Отец - Источник, то Сын - Виновник (Причина) нашего освящения: еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7:39). Благодать дарована во Христе Иисусе (1 Кор. 1:4);
3. Бог Дух Святой- Совершительнашего освящения. Он возрождает человека в крещении (см. беседу с Никодимом в Ин. 3:5), тело человека - храм Св. Духа (1 Кор. 6:19). Св. Дух - Дух благодати (Евр. 10:29). Присутствие Св. Духа в людях составляет основание облагодатствования человека как его богопричастности.
Билет #2
1. Средство спасения человека. Представление о спасении в традиционных религиях. Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек.
● Средство спасения человека - точно не понял, в чём суть вопроса. Так-то главное средство - Церковь с богоустановленными Таинствами, пост, молитва и пр. (см. 9 билет, 2 вопрос)
● Представление о спасении в традиционных религиях
1. Ислам - спасение от жизненных невзгод и от адских мучений. Нет первородного греха, нет повреждения человеческой природы => нет необходимости в Спасителе, преимущественное значение Мухаммеда как провозвестника правильного учения. Предопределение мусульман ко спасению: «Возможно, Аллах Всевышний простит его без наказания, а если он и накажет его за грех, то наказание не будет вечным, и исход его дела - воздаяние в раю»[3]. Путь ко спасению (исходя из этимологии «ислам» - «покорность») - покорение воле Аллаха и следование закону, явленному в Коране: «Идите отныне вперед, и, если будет вам Мое водительство, тот, кто последует за Мной, не будет более бояться, не будет убогим» (Коран 2:38). Нет необходимости в покаянии: «Аллах очищает, кого пожелает» (4:51), прощение грехов «авансом»: «Соблюдение поста в день стояния на Арафате служит искуплением грехов прошедшего и следующего года» (хадисы Муслима, 6:2603) и многое другое => при условии соблюдения ритуала человек может быть свободен от заботы о грехах и покаянии.
2. Буддизм.4 Благородные Истины:
a. жизнь есть страдание;
b. причина всех страданий - желания;
c. от страданий можно избавиться путём избавления от желаний;
d. путь спасения - следование "восьмеричному пути".
Колесо перевоплощений (сансара), цель - вырваться из сансары, достичь нирваны - развоплощение (анатман - буддизм отрицание существование самости индивида, жизнь каждого конкретного человека есть сочетание нематериальных частиц - дхарм). Спаситель - тот, кто дал возможность вырваться из сансары - Будда.
3. Иудаизм-спасение не от вечной погибели, а от трудностей жизни, от каждодневной суеты, забот, невзгод. Спаситель - царь, обеспечивший господство евреев на земле.
● Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек
Божество:
1. Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5:17). Господь, во-первых, приписывает Себе Божественное сыновство; во-вторых, усвояет Себе власть, равную с властью Отчей; и, в-третьих, указывает на Свое соучастие в промыслительном действии Отца после прекращения творения, т. к. слово «делаю» в данном случае означает не создание из ничего, а указывает на промыслительную деятельность Бога в мире;
2. ...Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин. 5:19) - указание на единство воли и действия Отца и Сына;
3. Исцеление расслабленного в Капернауме: Прощаются тебе грехи твои... кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Лк.5:20-21);
4. Господь приписывает Себе полноту знания Отца: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Ин.10:15), ибо Я и Отец — одно (Ин.10:30), Отец во Мне и Я в Нем (Ин.10:38); указывает также на единство жизни Сына с Отцом: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26) — и как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин.5:21);
5. О единстве Отца и Сына выражена в Первосвященнической молитве Спасителя: И все Мое Твое, и Твое Мое (Ин.17:10).
6. Вечность бытия Господа: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин.8:58). И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин.17:5).
7. Сын, согласно словам Господа, являет в Себе всего Отца: Видевший Меня видел Отца (Ин.14:9). Господь указывает, что Сына должны чтить так же, как и Отца: Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин.5:23). И не только чтить как Отца, но и веровать в Него как в Бога: ...веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин.14:1);
8. Свидетельством Христа о Своем божественном достоинстве может быть и выражение Я есмь (Ин.6:20), похожее на то, как в Ветхом Завете говорил о Себе Бог (Втор.32:39). Возможно, это выражение, приводимое в Новом Завете, естественно, по-гречески, заключает в себе прикровенное указание на священную еврейскую тетраграмму (см.: Исх.3:14);
9. Свидетельства апостолов.Ап. Петр: Ты - Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16:16). Ап. Фома: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:28). Пролог Ин.
10. Свидетельства ап. Павла.Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3:16). Во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп. 2:6).
Человечество:
1. ВЗ:о грядущем Мессии говорится как о семени Авраамовом (см.: Быт.12:2-3), а также как о семени Исаака (см.: Быт.26:4) и Иакова (Быт.28:14);
2. НЗ:Мф. 1 и Лк. 3 - родословия Спасителя. Господь неоднократно называет Себя в Евангелии Человеком и Сыном Человеческим: Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф.8:20);
3. Реальность тела.Некая жена помазала тело Спасителя миром перед погребением (Мк.14:8). Господь вознес наши грехи на теле Своем (1 Пет.2:24). Иосиф Аримафейский просил у Пилата тело Иисусово (Мф.27:58-60). Тело Спасителя было обрезано (Лк.2:21), имело нужду в пище и питье, подвергалось усталости (Ин.4:6), требовало сна (Мк.4:38), было способно к болезненным ощущениям (Ин.19:30) и, наконец, вкусило смерть;
4. Духовная сторона человечества.Душа усвояется Христу с ее силами и проявлениями, например в Гефсиманском молении Он говорит: Душа моя скорбит смертельно (Мф.26:38). Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух (Мф.27:50). Усвояются Ему и силы души, например ум (Лк.2:52) и воля (Мф.26:39), различные проявления душевной жизни, например радость (Лк.10:21), возмущение (Ин. 12:27), любовь (Мк.10:13, 16), ревность о славе Божией и гнев (Ин.2:14-21), а также скорбь при мысли о страданиях и смерти (Мф.26:38).
2. Виды благодати. Благодать Ветхого и Нового Заветов.
• Виды благодати
Стремление «классифицировать» благодать по видам несвойственно богословию Восточной Церкви, но это позволяет лучше понять смысл богословских споров между католиками и протестантами, имевших место на Западе в эпоху Реформации. Она также полезна в полемике с католицизмом, протестантизмом и светским гуманизмом.
1. Всеобщая благодать. В богословской литературе ее часто называют «благодатью предваряющей», или «благодатью просвещающей».
Предваряющая, или всеобщая, благодать действует через общий Промысл Божий, поэтому иногда ее называют промыслительной благодатью.
Действиями предваряющей благодати являются, во-первых, призывание человека ко спасению, призыв к покаянию через осознание человеком своей греховности и желание освободиться от зла; во-вторых, призыв к вере во Христа как Искупителя, взявшего на Себя грехи мира и потому способного всех избавить от грехов и спасти, к вере в Него как в воплотившееся Лицо Пресвятой Троицы, воплощающее в Себе полноту добра, которое должно быть осуществлено и в жизни каждого человека:
а) И проповедь Иоанна Предтечи, и евангельская проповедь Самого Господа Иисуса Христа начинается с призыва к покаянию: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2, 4:17; Мк.1:15). Но через одно только покаяние, желание освободиться от зла человек не может обратиться к Богу, необходима еще и вера: надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11:6) + необходима вера в воздаяние — в то, что Бог строит Свои отношения с людьми по принципу нравственного взаимодействия.
Слово Божие учит, что и покаянию, и обращению к вере содействует Божественная сила, Божественная благодать: благовествование есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим.1:16). Призыв к покаянию и научение, согласно Священному Писанию, это не просто сообщение человеку некоторой суммы знаний о Боге и о духовной жизни: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец (Ин.6:44); ...никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего (Ин.6:65); ...никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор.12:3).
Таким образом, Священное Писание убеждает в том, что все, что влечет человека к соединению со Христом, ведет его к покаянию и вере, не есть действие только естественных сил и способностей человека, но предполагает также и действие предваряющей Божественной благодати. Через эти начатки покаяния и веры благодать постепенно пробуждает в человеке хотение спастись.
б) Следующее действие — обращение. Обращение есть прежде всего осознание человеком своей вины перед Богом за свою греховность и невозможность выйти из греховного состояния, отвращение от зла и желание исправиться (=покаяние). Покаяние, с одной стороны, а с другой — живая и деятельная вера в Евангелие, выражающаяся в преданности Христу и желании последовать за Ним, называется внутренним или субъективным обращением. Вслед за этим внутренним обращением благодать Божия совершает и внешнее обращение в таинстве крещения.
Соединение человека с Богом в таинстве крещения также совершается предваряющей благодатью. Через крещение предваряющая благодать вводит человека в Церковь, и на этом ее действие заканчивается. Ей преемствует особая благодать, которая действует только в Церкви, и доступ к которой человек получает в таинстве крещения.
2. Церковная благодать.
а) оправдывающая.В «Послании Восточных Патриархов» (чл. 3) о ней сказано, что, содействуя, укрепляя и постепенно совершенствуя (верующих) в любви Божией, она оправдывает их и делает предрасположенными ко спасению. Различают 2 действия оправдывающей благодати: оправдание и освящение. Различение этих двух действий достаточно условно, ибо можно сказать, что Бог оправдывает, освящая, — и освящает, оправдывая. Поэтому в православном богословии часто говорится о возрождении как о едином действии оправдывающей благодати. Впрочем, различие между оправданием и освящением имеет основание в Священном Писании: освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор.6:11).
1) Восточное богословие понимает оправдание как сообщение человеку праведности Христовой. Это не амнистия, не объявление грешника праведником, а реальное освобождение человека от греха. Этим действием благодать Божия снимает осуждение за грехи, первородный и произвольные. Человек очищается от грехов, природа его восстанавливается в ее цельности. Иными словами, оправдание — это уничтожение всего злого в человеке, превращение грешника в праведника.
2) Освящение — это сообщение человеку святости, приобщение его к полноте жизни во Христе. Собственно церковная благодать не исчерпывается только благодатью оправдывающей. Мы веруем, что крещение есть рождение в новую жизнь, но при этом понимаем, что далеко не все люди, принимающие крещение, становятся святыми. В крещении человек получает освобождение от грехов, но последствия греха не исчезают. Сохраняются следствия как первородного греха (выражается в общей удобопреклонности человека ко злу), так и личных грехов (сохранение греховных навыков, привычек и т. п.). Поэтому после крещения перед человеком стоит задача победить и уничтожить в себе эти остатки греха и претворить объективно дарованные в крещении праведность и святость — в субъективные, чтобы исполниться всею полнотою Божиею (Еф.3:19).
В крещении человек приобщается святости Божией, объективно ему даруется святость, но сам он не может этой святостью воспользоваться, для этого ему нужна помощь извне =>
б) сохраняющая и возращающая духовную жизнь.Различают 2 действияэтой благодати:
а) помощь в борьбе с грехом через укрепление личной воли человека в ее направленности к добру;
б) усвоение человеку праведности и святости Христовых, полученных в крещении.
Действие этой благодати необходимо, т. к. мы не знаем, каким образом праведность Христова нам усвояется и делается нашей. Мы знаем, что человек может освящаться, может становиться святым, но сам механизм действия в нас благодати нам неведом. Священное Писание говорит, что желание спасения и исполнение этого желания зависят от помощи укрепляющей нас благодати: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп.2:13). Бог «возращает» в нас духовную жизнь: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3:6-7). Труды человека в лучшем случае лишь задают некоторые условия, необходимые для возрождения духовной жизни, а само возрождение производится Богом. Таким образом, причина зарождения и развития в человеке жизни духовной находится не в самом человеке, а в Боге.
в) Особые дарования благодати (χαρίσματα) -силы и способности, которые представляют собой либо усиленные и возведенные на особенную высоту естественные способности человека, либо совершенно новые, не имеющие оснований в природе и сообщаемые непосредственно Святым Духом не на личную пользу, а на общую — для служения всей Церкви. О них в 1 Кор.12:4-11: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.
Итак, дары даются для служения, нет дара без соответствующего служения, и нет служения, которому не соответствовал бы определенный дар. Различают дары постоянные, которые всегда существуют в Церкви, и временные, которые отвечают временным потребностям церковной жизни. К первым относятся дары пастырства и учительства, они связаны со священническим служением: Он поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем... в меру полного возраста Христова (Еф. 4:11-12). В то же время Священное Писание говорит о чрезвычайных дарах первенствующей Церкви. Служение апостольское, дар языков, дары истолкования, исцеления, чудотворения, пророческое служение и прочие дарования могут быть в Церкви, а могут и отсутствовать, однако Церковь от этого не перестает быть тем, чем она является.
• Благодать Ветхого и Нового Заветов
В ВЗ было вполне материальное понятие о благодати, в лучшем случае - как милость Бога к человеку (см. 1 билет, 2 вопрос). НЗ принёс новое понимание благодати. О воплотившемся Слове Божием говорится, что оно было полное благодати и истины (Ин. 1:14). Также ап. Павел замечает: ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит. 2:11). Сын Божий - Виновник (Причина) благодати, Св. Дух - Совершитель (опять же см. 1 билет, 2 вопрос).
Билет #3
1. Отличие Господа Иисуса Христа от нас по человечеству. Ересь автартодокетов.
● Отличие Господа Иисуса Христа от нас по человечеству
Сверхестественное зачатие
Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин.1:5) => Сын Божий не мог родиться естественным образом.
Указания в ВЗ: а) семя жены (Быт. 3:15); б) се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14) - проблема перевода: «дева» (LXX) или «молодая женщина» (масореты), но в чём особенность знамения, если «молодая женщина», а не «дева» родит сына? ВНЗ(Мф. 1 и Лк. 1) говорится об исполнении этого пророчества.
Сын Божий через Духа Святого сверхъестественным способом — «бессеменно» — мгновенно образовал Своей Божественной творческой силой во чреве Марии человеческое естество Господа.
Безгрешность
По факту, следствие первого отличия. Объяснение безгрешности из отсутствия плотского совокупления, через которое передаётся греховность: «зачатие Его невероятным образом было бессеменным, а рождение сверхъестественным образом было нетленным», оно очистило природу от закона греха, не допустив, чтобы «воплощению Его ради нас предшествовало плотское наслаждение» (прп. Максим Исповедник) => свобода от первородного греха и совершенная личная безгрешность, за всю Свою земную жизнь Господь не совершил ни одного греховного действия и был свободен от всякой скрытой греховности.
СП:[Он] не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:9); Кто из вас обличит Меня в неправде? (Ин.8:46); Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин.14:30); В Нем нет греха (1 Ин.3:5) и пр.
Однако, Господь не был полностью свободен от последствий первородного греха, в Нём были естественные неукоризненные страсти: голод, жажда, усталость, подверженность страданиям и смерти - сами по себе не греховны, но вошли в жизнь человека вследствие грехопадения прародителей. Это было необходимо, т.к. «что не воспринято, то не уврачевано; но что соединилось с Богом, то спасется» (свт. Григорий Богослов).
Но действия этих страстей неодинаковы во Христе и в людях:
1. В человеке эти страсти - наказание за грех, тогда как Христом они были восприняты по добровольному снисхождению;
2. В людях эти страсти являются благоприятной почвой для развития страстей греховных, тогда как во Христе тленность естества не имела следствием тление, т. е. искажение произволения;
3. В падшем человеке безукоризненные страсти действуют принудительно, тогда как во Христе они не действовали вопреки Его свободе.
«Естественные наши страсти были во Христе и сообразно естеству, и превыше естества»:
1. Сообразно естеству, т.к. совершались в соответствии с законами человеческой природы, к-ым Господь свободно подчинил Себя в воплощении;
2. Превыше естества, поскольку «естественное во Христе не предваряло Его хотения... в Нем ничего не усматривается вынужденного, но все — добровольное. Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал... добровольно умер».
● Ересь автартодокетоввозникла в VI в., причем не в православной, а в монофизитской среде, в результате спора по вопросу о тленности тела Христа. 2 значения тления:
1. Распадение целого на части - в том, что тело Христово в этом значении было нетленно сходились и православные, и монофизиты;
2. Подверженностьстрадательным состояниям - богословская дискуссия по этому поводу.
Вопрос спора: подвержено ли было тело Христа (и Его человеческая природа в целом) реально тем страдательным состояниям, которым подвергается каждый из нас? => дискуссия:
1. Севир Антиохийский: Христос по Своему человечеству был подвержен естественным неукоризненным страстям. Если бы нет - Христос не был бы с нами одной сущности => более православная позиция. Прозвище от Юлиана - «фтартолатры» - «поклонники тления»;
2. Юлиан Галикарнасский: Человечество Христа нетленно, но страдания не были иллюзорны: Божественная природа заставляла человечество голодать, страдать и пр., т.е. не просто соизволяла. но и проявляла определённое воздействие. Прозваны «автартодокетами» (ἄφθαρτος [Афтартос] — «нетленный» + докеты, т.к., по мнению православных, возрождали древний докетизм - учение о призрачности страданий Христа)
2. Свидетельство о человеческой свободе в Священном Писании. Взаимоотношение свободы и божественной благодати в учениях Августина, Пелагия, прп. Иоанна Кассиана Римлянина.
● Свидетельство о человеческой свободе в Священном Писании
Гномическая (формальная, психологическая)или «свобода выбора»:Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло (Втор. 30:15); Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис. 1:19-20). Роль человеческой свободы в устроении спасения состоит в направленности человеческой воли к Богу и открытии сердца к принятию благодати: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20)
Свобода выбора не делает человека свободным: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:19). Освобождение от греха - путь к истинной свободе: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31-32). => Где дух Господень, там свобода! (2 Кор. 3:17).
Человек свободен действовать и вопреки воле Божией. Свт. Григорий Богослов: «человеческая воля не всегда следует, но весьма часто противоречит и противоборствует воле Божией». СП:Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян.7:51); ...когда услышите глас Его (Святого Духа), не ожесточите сердец ваших (Евр.3:7-8).
● Взаимоотношение свободы и божественной благодати в учении
1) Пелагия.Исторический контекст: V в., монах-аскет Пелагий приезжает в Рим и видит распущенность нравов, христиане оправдываются: «Мы не можем сопротивляться, это падшая человеческая природа» => пелагианство:
1. Отрицание реальности первородного греха и повреждения человеческой природы;
2. Свободная воля - опора нравственной жизни:
a) все люди рождаются непорочными, как прародители до грехопадения;
b) воля не имеет удобопреклонности ко злу;
c) смерть естественна для человека.
3. Благодать:
a) естественные дары, данные Богом при творении (разум, свободная воля) - естественная благодать (gratia naturalis) или закон природы (lex naturae);
b) ВЗ закон, научающий и побуждающий человека к добру через увещания и обещания будущих благ - благодать закона (gratia legis);
c) учение Христа и Его нравственный пример, к-ые внешним образом влияют на человека, просвещая разум и волю.
=> осуждение пелагиан в 419 г. на Карфагенском соборе.
2) блж. Августина.Полемика против Пелагия, оба исходят из личного аскетического опыта. Противоречивость Августина в разные творческие периоды.
1. Человек настолько погряз в грехе, что не может не грешить => всё за него делает благодать;
2. Благодать силой «вытаскивает» человека из греховной жизни;
3. Благодать - Божественная сила, к-ая заступает место свободы человека и производит его спасение.