Арон, маланья его жена

= Царь Арон и его жена Маланья: Смол. г., Добр., 210.

(1 упоминание.

(Вероятно, искажение, утратившее семантическую связь с источником - ср. царь Огонь®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева).

( Защищают:людей от зверя.

( Известна преп. Малания Римляныня ((439 г.), память ее 22 дек., но рассматриваемый персонаж едва ли связан с ней.

ГОНГОИ, ГОГЕЯ

= Царь Гонгои и царица Гог±я: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 497.

(1 упоминание.

(Ср. царь Огонь®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева), а также царь Арон®, его жена Маланья - возможно, искажение. Имена эти воспринимались, очевидно, как тайные и достаточно сакральные - слова Гонгои и Гог±я в оригинале написаны так называемой "тарабарской грамотой", таблицу которой см.: Вин. 2, 4.

( Защищают:скот от медведей, волков и пр.

ДВИНСКОЙ ЦАРЬ, ПИНЕЖСКИЙ ЦАРЬ

=Царь морской, царь Двинской, царь Пинежский: Пинежье, Ив., 6.

(1 упоминание.

(Дают воды на красоту и здоровье ребенка.

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

=Грозный царь ИванВасильевич: Олон. г., Мансикка, 230.

(1 упоминание.

(Ему в матушку каменну Москву® угрожают написать грамоту, если домовой не бережет скот. Царь должен защитить от домового, наказав его "тремя кнутами железными".

МАНУИЛ

=Царь Мануил: Новг. г., Попов, 238.

(1 упоминание.

( Исцеляет:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Известны 3 Мануила: персидск. муч. - 17 июня, муч. - 27 марта, епископ Адрианопольский - 22 янв. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию® или перечням святых.

МЕЛАНЬЯ

= Оноки и Меланья: Перм. г., Черепан., 81. Ср. Арон царь, Маланья его жена®.

(1 упоминание.

( Защитники.

( Известна преп. Малания Римляныня ((439 г.), память ее 22 дек.

ПАРФЕИ

=Царь Пaр"ei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 498.

(1 упоминание.

( Защищает:от любого оружия.

( У него 2 булатных сына, защищающих от ран и ударов (ср. Шустия®).

( Ср., с одной стороны, св. Пар"ения (7 февр.), а с другой - парфян, Парфянское государство.

ХЛЕБ

= Царь Хл±б: Калуж. г., Майк., 485.

(1 упоминание.

( По предположению Майкова, Глеб с отражением на письме фрикативного произношения (г(.

( Исцеляет:людей от шала (собачье бешенство).

ШУСТИЯ

= Царь Шусти#: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 510.

(1 упоминание.

( Темное имя.

( Защищает:от любого оружия.

( У него 3 булатных сына, помогающих против недуга и деревянного оружия (ср. Парфеи®).

ПРОЧИЕ

ОСИНИЛА

= Царь Осинил(а) (в тексте форма косвенного падежа Осинил±): текст ХVII в., приводимый в судебном деле 1723 г., Барсов 1893, 219.

(1 упоминание.

(Н. И. Барсов вполне произвольно связывает это имя с летописным Синеусом, а затем сравнивает с именем сына Бабы-Яги Сини®.

(Усмиряет пса, чтобы не лаял на заговаривающегося.

САНТАЛ

= Сантал царь: Олон. г., Мансикка, 210.

( 1 упоминание.

(Очевидно, трансформация Султана (Салтана).

( В заговоре от змеиного укуса к нему за синё морё ссылаются змеи.

НЕЙТРАЛЬНЫЕ И НЕЯСНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

СИДОР, СИМОН, ОНИСИМ, ОСИП

=Четыре брата: Сидор, Симон, Онисим, Осип: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 57-59.

(2 упоминания.

(Можно предположить, что выбор имен братьев определен причинами исключительно формальными. Разложим имена по двум табличкам:

СИ...О... и ...Д...Р

СИ...О... ...М...Н

О...СИ... ...Н...М

О - СИ... .......П

Нетрудно заметить, что все четыре имени фонетически "обратно симметричны" по отношению к двум воображаемым осям симметрии. Имеет место двойная инверсия. Можно было бы предположить здесь магическую анаграмму (роль анаграмматического принципа в индоевропейской поэзии показана еще де Соссюром, исследования в этом направлении ведутся и сейчас - см.: Топоров 1987а), например, *semen- в связи с любовной направленностью одного из текстов; более того, заметим, что имя Ярила, записанное так называемой "тарабарской грамотой", широко использовавшейся на Руси для зашифровки тайных и запрещенных, в том числе заговорных текстов, выглядело бы Ямиса, а прочтенное с конца (тоже весьма распространенный прием) - Асима, что могло бы пролить свет на происхождение анаграммы. Впрочем, такие гипотезы едва ли могут быть доказаны. Ср. Симеон и Герасим®. Братья также явно напоминают встречающиеся в присушках четыре ветра.

( Помогаютвызвать (присушить) чью-либо любовь.

Исцеляют: людей от грыжи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.;

(Находятся в гридне в чистом поле в восточной стороне.

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ЗАХАРИЙ, МАКАРИЙ, СЕСТРЫ ДАРЬЯ, МАРЬЯ, УЛЬЯНЬЯ

= Захарий и Макарий, сестры Дарья, Марья и Ульянья: Симб. г., Майк., 45; Захарий и Макарий многомилосливы (без сестер): Олон. г., Мансикка, 192 (Ср. Макарий®).

(2 упоминания (1 без сестер).

( Имена сестер напоминают о круге имен персонифицированных звезд® и змей®.

( Исцеляют:людей от, порчи, сглаза и пр.; людей от зубной боли.

( В первой функции мотив отстреливания "притч и призоров".

ДАНИЛА(-О) МУЖ

= Едет Данило на белой кобыле: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 6559; то же (Данила): ФЭ-10: 6604.

( 3 упоминания.

( Исцеляет:людей от кровотечения из ран.

( Мотив всадника, останавливающего кровь.

АНАСТАСИЯ ДЕВИЦА

= Девица Анастасия: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 503; б. м., Щуров, 166. Ср. имена звезд®.

(2 упоминания.

( Исцеляет:людей от кровотечения из ран.

( Мотив зашивания раны, в котором выступает обычно безымянная девица или Богородица. Зашивает рану тремя красными иглами, тремя шелковыми красными нитками.

МАЙ

= Молодой Май и его 9 жен: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 1920-1921, 5448. Ср. Хай, Май, Якоф®.

(2 упоминания.

( Исцеляют:людей от чирья.

( Ср. в украинских текстах месяц Май: Еф., 6(очевидно, в смысле небесного светила - выступает в функции излечения зубной боли, хотя имя, конечно, возникло под влиянием календарного мая).

Наши рекомендации