Атем говорит, что они будут узнаны по лицам: “Узнаны будут грешники по их приметам”. (55:41)
Иной раз говорит, что никто не будет их связывать:
“И никто не завяжет его оковами”. (89:26). В значении, что каждый будет сам себя наказывать: “Довольно для тебя сегодня в самом себе счетчика”. (17:14).
В другой раз говорит:
“Потом в цепь длиною 70 локтей его поместите”. (69:32).
Я сказал ему:
— То, что ты привел, это не противоречия. Подумаем вместе над этим стихом Корана: “Кто хочет, пусть верит, кто не хочет, пусть не верит”, — это ясный стих, указывающий на свободу раба и его выбор. Но свободу мы не можем изъять у Аллаха насильно, это Он дал нам ее по Своей воле. И пришел другой стих, поясняя эту волю Аллаха, и сказал: “И вы не хотите, кроме того, что хочет Аллах”. То есть свобода раба содержится в воле Аллаха и не может быть против Его воли. Это значит, что свобода раба может быть против довольствия Аллаха и он может выбрать путь грешный или безгрешный, но свобода раба никогда не может быть против воли Аллаха. Все грехи и все прочее содержится в воле Аллаха, хотя и против Его довольствия. Это очень сложный вопрос. Мы говорили о ней в главе своеволия и введения. Мы говорили, что божественное введение — это то, что избрал себе раб, потому что Аллах выбирает судьбу для раба по роду занятий и желаний его сердца. Это значит, что Аллах дает рабу то, чего он ищет сам для своей души в зависимости от его желании и избрания его сердца, то есть рабу вводят то, что он избрал. Значение этого — что нет насилия, нет лицемерия и нет противоречий. Введение — это точный выбор раба. Этот вопрос один из самых сложных вопросов в понимании секрета своеволия и введения. И то, что ты назвал противоположностью, это в сущности раскрытие этой тайны. Но несогласованность стихов об отчете — это каждый стих относится к разным группам грешников. Там будут те, у которых потребуют их свидетельства. Там будут и те, у которых очень много грехов, что даже на их лицах будут видны следы грехов и их узнают по лицам, их возьмут за лоб и за ноги и закинут в ад. Там будут и такие, которые будут отрекаться от своих грехов, на них будут свидетельствовать их ноги и руки.
“Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели”. (36:65).
Там будут и те, кто сами себя будут отчитывать и наказывать раскаиванием и они будут окутываться горечью, это те, которых никто не будет связывать.
Там будут и такие большие грешники, как тираны, которые стоя перед лицом Аллаха будут лгать и клясться лжеклятвой в День Большого Суда.
“В тот День, когда их всех Аллах воскресит, они станут клясться Ему, как клялись вам, и думают они, что у них какая-то основа. О, ведь они лжецы”. (58:18).
Это те, которых бросают ниц и заковывают в цепи. Абу Хамид Газали объяснил, что эти цепи — цепи причин, которых они будут приводить себе в оправдание.
— А что ты скажешь о словах Корана о Божественном знании в этом стихе: “Поистине, у Аллаха ведение о часе; “Он низводит дождь и знает, что в утробах, но не знает душа, что она приобретет и не знает душа, в какой земле умрет”. (31:34).
Коран говорит, что только Аллах владеет этими знаниями и что никто не может знать этого, кроме Аллаха: “У Него — ключи тайного. Знает их только Он”. (6.59).
Ведь современная медицина может определить пол в утробе матери, а ученые искусственным путем вызывают дождь. Что ты скажешь об этом?
— Но Коран говорит о дожде, может быть, с химическим составом, о дожде, который может повысить урожайность, об обильном и густом дожде, который изменяет влияние засухи на урожайность. А тот дождь, которого создают ученые, это не дождь, а обыкновенная вода, которая способная лишь намочить землю без всякой для нее пользы. А тот дождь, о котором поведал Коран, не пошлет нам с неба ни один ученый.
Но знание Аллаха о том, что находится в утробе матери, — это всестороннее знание пола. Это знание о том, кем будет рожденный, что он сделает на этом свете со дня появления на свет. И этого не предскажет ни один ученый, и определения медицины не всегда точны.
— Что за трон у Аллаха, который вмещает небеса и земли? И что за престол, которого поддерживают восемь ангелов?
— В твоем уме умещаются небо и земля, а ты такой маленький, что по сравнению с ними ничто, как же их не уместит Аллах. Земля, солнце, большие и малые звезды и планеты — все держится благодаря могуществу Аллаха в космосе. Что удивительного, если там держится и трон Аллаха?
— Что такое трон и престол Аллаха?
— Ты объясни мне, что такое электрон, я окажу тебе, что такое трон. Ты скажи мне, что такое электричество, и я скажу тебе, что такое престол. Ты скажи мне, что такое земное притяжение и что такое время. Ты не знаешь сущности ни одной вещи, чтобы спрашивать у меня о троне Аллаха и Его престоле. Мир полон тайн и это одна из них.
— А что ты скажешь о муравье, который говорит, предупреждая остальных муравьев о приходе Сулеймана, мир ему, и его войску:
“Муравьиха сказала: “О муравьи, войдите в ваше жилье, пусть не растопчет вас Сулейман и его войска!” (27:18).
— Если бы ты читал и был знаком с природой насекомых, то сейчас не задавал бы этих вопросов. Наука о насекомых полна исчерпывающими знаниями о языке муравьев и пчел. И наукой сейчас доказано, что муравьиный язык действительно существует.
Невозможно было бы распределять задачи в скоплении из сотен тысяч насекомых, установить твердую дисциплину и порядок, передавать распоряжения друг другу, если бы у этого множества, т. е. у муравьев, не было языка, которого они понимают. И нет ничего удивительного в том, что муравьи узнали Сулеймана, мир ему ведь человек познает Аллаха.
— Как Аллах исправляет то, что написал на доске судьбы? “Стирает Аллах, что желает, и утверждает; у Него — мать, книги!” (13:39). Неужели ваш Господь ошибается в расчетах так, что Ему приходится исправлять, вычеркивать, оставлять? Что Он думает, как мы, как бы лучше сделать?
— Аллах исправляет плохое тем, что подсказывает своему рабу хорошее. Он сказал в Своей книге: “Поистине, добрые деяния удаляют дурные”. (11:114).
Аллах говорит об очищенных рабах Своих:
“И внушили им делать добрые дела, выполнять молитву, приносить налог”. (21:7). И этим способом Аллах исправляет без вычеркивания и это тайна стиха, о котором ты упоминал.
— Как ты понимаешь смысл стиха Корана: “Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись”. (51:56). Что же Аллах нуждается в нашем поклонении?
— Нет, Аллах не нуждается в нашем поклонении, но мы нуждаемся в поклонении Ему!
Разве за любимой женщиной ты ухаживаешь по принуждению? Ты опьяняешься ею, восхищаешься ее красотой, твои мысли, сердце отданы ей навсегда. Подобно этому чувству, подобно этому ухаживанию любовь и поклонение Аллаху, так как Аллах самый прекрасный из прекрасных. И если бы ты узнал Его славу, красоту, Его всемогущество, то ты поклонялся бы Ему и нашел бы в этом великое счастье и вершину удовольствия.
Поклонение начинается только после познания Аллаха. Аллаху поклоняются только разумно. Познание Аллаха — это вершина всех познаний и конец длинного путешествия к познаванию. Начинается оно с момента рождения человека. Первое, что узнает ребенок, это грудь матери; это его первое наслаждение. Затем он узнает мать, отца, родственников, общество и свое Окружение. Затем он начинает пользоваться этим окружением. Это уже другая “грудь”, большая, дающая ему выгоду, богатство, наслаждения. Он добывает из земли золото, из моря жемчуг, собирает урожай — это все второе наслаждение в путешествии в сферу узнавания. После узнавания себя и своего окружения он начинает изучать окружение земли для того, чтобы выйти в космос и ступить ногой на луну. Посылает космические корабли к далеким планетам для изучения неизвестности, чтобы получить большее удовольствие — наслаждение в познании вселенной. Потом он возобновляет изучение, чтобы спросить себя: “Кто же я такой, который узнал все это?” И он начинает новое путешествие в узнавание самого себя, своей сущности, своих возможностей. Узнавание своего тела, его силу и ловкость, умение владеть этим телом и его способностями и направить их применение на пользу себе и другим, это будет другое наслаждение и вершина узнавания, после того как человек узнал себя — это познание своего Господа, который создал это тело. И этим последним узнаванием человек достигает пика счастья, потому что он дошел до высшей точки совершенства, красивейшей из красивых вершин счастья. Это есть путешествие раба к началу поклонения. И если в жизни встретятся трудности, то потому что рвущий цветы обязательно уколется. Жаждущий достичь вершины бесконечности не может дойти до нее без трудностей. Но узнавание раба своего Господа снимает завесу с глаз раба. Как прекрасно величие знаний!
Суфии, одетые в рубища, говорят: “Мы в таком наслаждении, что если бы правители познали б это, то, поистине, повели бы с нами войну за них!” Это действительное наслаждение от поклонения Великому. Но Аллах не нуждается в нем. Он в достатке от нашего поклонения. И мы поклоняемся Ему не из-за повеления, а поклоняемся, потому что мы узнали Его величие и славу! И нет в поклонении Ему унижения, а 'более того мы видим в этом самоосвобождение и благородство. Самоосвобождение от рабства мирской жизни. Самоосвобождение от рабства страстей, инстинктов, жажды к обогащению. Мы боимся Алаха, и нет никого, которого мы боялись бы больше Него. И если бояться кого-нибудь больше Аллаха, то мы делаем соучастника Ему, потому что мы боимся кого-то больше Его. Аллах может спасти нас от любого наказания, чье бы оно ни было, но земля не родила еще того, кто •спасет от ответа перед Аллахом. Это инстинная правда!
Бояться Аллаха — это героизм. Поклонение Ему — освобождение. Считать себя низшим перед Аллахом — благородство. Познание Его до конца — это есть поклонение. Мы те, кто ищем для себя выгоды, пользы, радости, но Аллах, Он в достатке без ничего. Поистине, Аллах создал нас, чтобы дарить нам из Своего богатства, а не брать от нас чего-нибудь. Он создал нас, чтобы одеть на нас из своего совершенства. Он, Слышащий, Видящий, дал нам слух, зрение. Он, Всезнающий, наделил нас умом, чтобы мы обогащались знаниями. Он дал нам ощущения, чтобы мы снабжались из Его могущества. Аллах говорит в своем изречении:
“Раб мой, будь Мне покорен. Я сделаю тебя божественным, скажешь вещи “будь!” — и она будет”.
Не даровал ли этого Аллах и Нее, мир ему? Ведь Иса, мир ему, оживлял мертвых, создавал из глины птиц, исцелял от болезни барас, возвращал зрение слепым — все это по разрешению Аллаха.
Рабство Аллаху в таком случае противоположно нашему Пониманию рабства. Рабство в нашем понимании — это когда наш господин забирает от нас пользу. Но рабство Аллаху — это когда Господин дает нам из Своих щедрот без ограничения, одаряет нас всеми благами и поэтому Аллах говорит:
“Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись”. (51:56).
Истинное значение и смысл этого стиха: “Я создал людей и джиннов только для того, чтобы дать им, предоставить им и любовь, и хорошее, и благоденствия, а также надевать на них священные одежды и сделать их наследниками на земле”.
Аллах не нуждается в нашем поклонении. Это мы нуждаемся в поклонении Ему, в Его щедрости, в Его дарах, которым нет границ. Аллах очень щедрый, Он разрешает нам входить к Нему в любое время без предварительного предупреждения и находиться в Его присутствии столько, сколько мы желаем. Мы просим Его, говорим с ним, о чем хотим. Как только мы расстелим коврик для молитвы и говорим: “Аллаху акбар”, мы находимся в Его присутствии и просим у Него всего, чего хотим.