Иаков у переправы через иавок

Простившись с Лаваном у камней, Иаков со своими женами и детьми, совсем крупным и мелким скотом продолжал свой путь к югу. С прохладныхлесистых высот Галаадских гор он спустился на несколько тысяч футов вниз, вглубокую долину реки Иавок. Спуск этот занимает несколько часов. Совершивего и достигнув дна долины, путешественник сразу чувствует, что он очутилсяв совершенно другом климате. Оставив за собой хвойные леса и свежие ветрынагорья, он после часового спуска приближается к напоенной ароматами деревнеБурмэ, утопающей в фруктовых деревьях и цветах, где студеная водапрозрачного родника утолит его жажду во время полуденного привала. Продолжаясвой путь, путник круто спускается вниз еще на 2 тысячи футов, и егоохватывает тепличная атмосфера среди роскошной полутропическойрастительности у вод широкого Иавока. Вид этого ущелья в высшей степени дики живописен. С обеих сторон реки на огромную высоту поднимаются почтиотвесные утесы; верхние края пропасти и крутых скатов высоко над головойпутника вырисовываются на небе. На дне этой огромной бездны Иавок течетмогучим потоком; его серо-голубые воды обрамлены скрывающими их даже наблизком расстоянии густыми зарослями олеандров, чьи яркие цветы ранним летомпридают долине некоторую красочность. Эз-Зарка (таково ее теперешнееназвание) отличается быстрым и сильным течением. Уровень воды обычнодостигает лошади до брюха, но иногда река становится совершеннонепроходимой, заливая кусты и травы высоко по обоим берегам. Напротивоположной или южной стороне, у самой переправы, снова начинаетсячрезвычайно крутой подъем. Тропинка вьется все выше и выше; путешественникуприходится слезать с коня и вести его на поводу. У этого длинного подъема,оставшись один на берегу, Иаков в вечерних сумерках следил глазами за своимис трудом взбиравшимися верблюдами и вслушивался в крики погонщиков,постепенно замиравшие в вышине, пока и их самих и шум, производимый ими, непоглотили мрак и расстояние. Эта картина природы поможет нам разобраться в странном приключении,случившемся с Иаковом у брода через реку Иавок. Он переправил на ту сторонусвоих жен, прислугу и детей верхом на верблюдах. За ними и впереди них шлиего стада. Он остался один. Наступила ночь - вероятно, лунная, летняя ночь:ибо едва ли он решился бы отправить вброд такой большой караван темной ночьюили же в зимнюю пору, когда река бывает глубока и течение ее быстро. Но какбы то ни было - при свете луны или в темноте у шумящей реки - всю ночьнапролет с ним боролся какой-то человек, покуда утро не осветило верхушкилеса у края лощины, высоко над сцепившейся внизу во мраке парой. Незнакомецвзглянул наверх, увидел свет и сказал: "Отпусти меня, ибо взошла заря". ТакЮпитер вырвался перед рассветом из страстных объятий Алкмены; так дух отцаГамлета растаял, как только запели петухи; так Мефистофель в темнице, подстук молотка, сколачивающего виселицу, уговаривал Фауста поторопиться,потому что наступает день - последний день Гретхен. Иаков ухватился засвоего противника и сказал: "Не отпущу тебя, пока не благословишь меня".Незнакомец спросил у Иакова, как его зовут, и, когда Иаков назвал ему себя,тот сказал: "Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся сбогом, и человеков одолевать будешь". "Израиль" - по-еврейски буквальноозначает "богоборец". На просьбу Иакова: "Скажи мне имя твое" - неизвестныйответил отказом и, дав потребованное благословение, исчез. Иаков назвал этоместо Пенуэл, "ибо, говорил он, я видел бога лицем к лицу, и сохраниласьдуша моя". Вскоре взошло солнце и осветило Иакова, но оказалось, что онхромает, т. к. во время борьбы его противник дотронулся до сустава егобедра. "Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составебедра". Рассказ этот неясен, и возможно, что составители книги Бытие опустилинекоторые первоначальные подробности, носившие явные следы язычества;поэтому всякое объяснение этого эпизода по необходимости должно основыватьсяна догадках. Приняв во внимание природу, среди которой происходила описаннаясцена, а также другие сходные легенды, речь о которых будет ниже, мы, бытьможет, имеем право предположить, что таинственный противник Иакова былречным духом или джинном и что Иаков нарочито искал этой борьбы, дабыполучить от него благословение. Тогда станет понятным, почему он отослалвперед всех женщин, слуг и животных и остался один впотьмах у переправы. Онмог предполагать, что боязливый речной бог, напуганный топотом такогоогромного каравана и плеском воды, спрячется где-нибудь в болоте или вгустых зарослях олеандров на безопасном расстоянии; когда же все кончится ивоцарится снова тишина, если не считать обычного шума от течения реки,любопытство заставит духа покинуть свою засаду и посмотреть, что делается уброда после всей этой возни и суматохи. Тут хитрый Иаков и накинется на негои будет с ним бороться, пока не получит желаемого благословения. Такимименно образом Менелай поймал пугливого морского бога Протея, спящего прилунном свете на желтом песке среди тюленей, и насильно заставил егопророчествовать. Точно так же Пелей захватил морскую богиню Фетиду, этугреческую Ундину, и сделал ее своей женой. В этих обеих греческих легендахводяной дух, тонкий и скользкий, извивается в руках своего противника,несколько раз ускользает от него, оборачивается то львом, то змеей, то водойи так далее, пока, исчерпав все усилия и отчаявшись в победе над упорнымврагом, он под конец не соглашается исполнить волю победителя. Так было и вборьбе Геркулеса с речным богом Ахелоем за прекрасную Деяниру; водяной дух,чтобы вырваться из крепких рук героя, сначала обернулся змеей, потом быком,но все было напрасно. Приведенные параллели заставляют думать, что в первоначальной версииэтого рассказа противник Иакова также принимал различные обличья, отбиваясьот дерзкого преследователя. Некоторый намек на подобные превращениясохранился, быть может, в легенде о явлении бога пророку Илии на горе Хорив;возможно, что в первоначальной редакции этого возвышенного повествованияветер, землетрясение и огонь были последовательными превращениямипротивящегося божества; побежденное под конец настойчивостью пророка, онооткрылось ему в тихом ветре. Надо иметь в виду, что люди, желая насильнополучить пророчество или благословение, устраивали засаду не только наводяных богов, но и на другие сверхъестественные существа. Так, фригийскийбог Силен, по преданию, обладал, несмотря на свой рассеянный образ жизни,обширным запасом различных сведений, которыми он, подобно Протею, делился,лишь будучи вынужденным к тому. Фригийский царь Мидас поймал его, подмешаввина в источник, из которого мудрый Силен в минуту слабости разрешил себенапиться. Когда усыпленный винными парами Силен проснулся, он увидел себя вплену и был вынужден вести возвышенную беседу о вселенной и о бренностичеловеческой жизни, прежде чем царь согласился отпустить его некоторые оченьсерьезные классические писатели оставили нам подробное изложение проповеди,которую веселый пропойца держал под шум придорожного родника, а по другимсообщениям, в беседке из роз. Посредством такой же хитрости Нума, попреданию, поймал деревенских богов Пика и Фавна и заставил их стащить с небасвоими чарами и заговорами самого Юпитера. Предположение, что противником Иакова у переправы через Иавок был некто иной, как речной бог, подкрепляется, может быть, тем соображением, что умногих народов практиковался обычай умилостивлять у переправ капризных ижестоких водяных богов. По совету Гесиода, собираясь перейти вброд реку, выдолжны, глядя на текущую воду, произнести молитву и вымыть руки; ибо тот,кто шагает через поток с немытыми руками, навлекает на себя гнев богов.Когда спартанский царь Клеомен, намереваясь напасть на Арголиду, прибыл сосвоими войсками к берегам Эразина, он совершил жертвоприношение реке, нопредзнаменования были неблагоприятны для переправы. Клеомен по этому поводузаметил, что хотя он восхищается патриотизмом речного бога, не желающегопредать свой народ, он, Клеомен, все же завладеет Арголидой. С этими словамион повел своих людей к морю, принес ему в жертву быка, посадил свое войскона корабли и переправил его на вражескую землю. Когда персидская армия подпредводительством Ксеркса подошла к реке Стримону во Фракии, волхвы, преждечем переправиться на другой берег, принесли там в жертву белых лошадей исовершили еще некоторые другие странные обряды. Лукулл, переходя со своейармией Евфрат, принес в жертву реке вола. "Находясь на берегу реки, перуанцыимели обыкновение зачерпнуть рукой воду и пить ее, прося речного богаразрешить им переправу или послать им хороший улов рыбы, и бросали при этомв воду маис как умилостивительную жертву. Индейцы в Кордильерах по сей день,переходя реку пешком или на лошади, проделывают эту церемонию и выпиваютглоток воды". В старину валлийцы "всегда трижды плевали на землю, прежде чемперейти реку вечерней порой, дабы отвратить от себя злые чары духов иведьм", По поверью племен банту, в Юго-Восточной Африке, "реки населеныдемонами или зловредными духами; переправляясь через незнакомую реку,необходимо их умилостивить, бросив в воду горсть зерна или иное приношение,хотя бы оно и не представляло никакой ценности". Масаи, в Восточной Африке,при переправе через реку бросают в воду пучок травы в виде дара; трава,источник существования для их стад, вообще занимает видное место в ритуале исуевериях этого племени. У баганда, в Центральной Африке, путник раньше, чемперейти вброд реку, просил речного духа послать ему благополучную переправуи бросал в дар реке несколько кофейных зерен. Когда человека уносилотечением, его близкие не пытались спасти его, боясь, что дух заберет и их,если они помогут тонущему. Они полагали, что дух - хранитель утопающегопокинул его, отдав на милость речного духа, и что смерть его неизбежна. Внекоторых местностях по рекам Накиза и Сезибва, в Уганде, на каждом берегулежали кучи травы и палок, и всякий туземец, переходивший эти реки, бросал,вступая в реку, пучок травы или несколько палок в одну из куч, а выходя изводы - в другую. То было его приношение духу за благополучную переправу.Иногда почитатели приносили к этим кучам и более ценные дары - пиво,какое-нибудь животное, птицу или же кусок одежды из коры - и оставляли там,произнося молитву духу. За ритуалом у каждой из названных рек следил особыйжрец, но храмов здесь не было. Клан тотема "боб" в Уганде был особеннопривержен культу реки Накиза, а жрецом был вождь этого клана. Когда рекаразливалась, ни один из членов клана не пытался перейти ее: жрец запрещал имэто под страхом смерти. В одном месте на Верхнем Ниле, называемом "водопад Карумы", течениереки преграждается рядом высоких камней, и вода здесь низвергается подлинному скату наподобие шлюза на глубину 10 футов. Местное предание гласит,что камни эти поставил здесь Карума, подручный или приближенный одноговеликого духа, и последний, довольный устроенной его слугой преградой,вознаградил его, назвав водопад его именем. К этому месту был приставленколдун, который руководил выполнением обрядов при переправах через реку.Когда известный исследователь Африки Спик вместе со своими спутникамипереправлялся здесь через Нил, группа туземцев племени баньоро,сопровождавшая их, принесла в жертву двух козлят, по одному у каждого берегареки. Они сняли с жертвенных животных кожу, сделав один длинный разрез погруди и животу. Затем убитых животных они положили поверх травы и сучьевспиной вниз, на манер распластанного орла, и путешественники переступиличерез них ради благополучного продолжения пути. Место для жертвоприношениябыло указано колдуном, приставленным к водопаду. Итури, один из верхних притоков Конго, образует границу между степью итропическим лесом. "Когда мой челн уже почти пересек прозрачный и быстрыйпоток шириной в полтораста ярдов, - вспоминает один из путешественников, - язаметил на противоположном берегу у самого края воды два крошечных домика,похожих до мельчайших подробностей на обычные деревенские хижины. Стариквождь уклонялся от объяснений, для чего предназначены эти домики, но подконец он мне сообщил, что они построены для духа его предшественника,которому было вменено в обязанность, в награду за труды по постройкедомиков, охранять переправляющихся через Реку. С тех пор каждый раз, кактолько к берегу приближается караван, в домики приносят немного пищи какнапоминание о том, что переправляющийся караван нуждается в покровительстведуха". У племени ибо, в Южной Нигерии, в округе Авка, когда покойника несутк могиле и носильщикам приходится перейти через реку, ей приносят в жертвукозу и курицу. Бадага, племя в горах Нилгири в Южной Индии, верят в божество по имениГангамма, "находящееся будто бы в каждой реке, в особенности в реках Коондеи Никаре; в прежнее время каждый владелец стада, переходящего реку, имелобыкновение бросать туда четверть рупии, ибо скот часто уносило течением, ион погибал. Перечисляя после смерти каждого члена племени, во время похорон,его великие прегрешения, упоминали также о том, что он перешел реку, неуплатив своей лепты Гангамме". Тода, менее многочисленное, но лучшеизученное племя в тех же горах, считают две из своих рек - Тейнах (Пайкара)и Пахвар (Аваланш) божествами или обителями богов. Каждый туземец, переходяодну из этих рек, должен в знак почтения вытащить свою правую руку из-поднакидки. Прежде эти реки можно было переходить лишь в определенные днинедели. Когда два двоюродных брата, у которых отец одного и мать другогородные брат и сестра, переходят вместе одну из этих священных рек, онидолжны проделать специальную церемонию. Приближаясь к реке, они срываютнемного травы, жуют ее и спрашивают друг друга: "Оттолкну ли я реку (воду)?Перейду ли я реку?" После этого они спускаются к берегу, и каждый из них,набрав трижды горсть воды, отбрасывает ее от себя. Затем они переходят надругой берег, держа, по обычаю, правую руку поверх накидки. Некий прославленный вождь племени ангони, в Центральной Африке, былпосле смерти сожжен близ одной реки; и поныне, когда ангони переходят этуреку, они приветствуют ее глубоким, полнозвучным голосом так, какприветствуют только владетельных князей. Когда же они переплывают реку всвоих челнах, то во всеуслышание исповедуются во всех случаях неверности, вкоторых они провинились перед своими женами, очевидно полагая, что иначемогут утонуть. Тораджа (Центральный Целебес) верят, что водяные духи вобразе змей обитают в глубоких прудах и в стремнинах рек. Люди должныдержаться постоянно настороже по отношению к этим опасным существам.Поэтому, когда тораджа собирается в путь по реке, он часто с берега кричит:"Я сегодня не отплываю, я отплыву завтра". Духи слышат эти слова, и есликто-либо из них подстерегал в засаде путешественника, то думает, чтопутешествие отложено, и поэтому отдаляет свое нападение до следующего дня.Тем временем хитроумный тораджа будет себе спокойно плыть вниз по реке,втихомолку подсмеиваясь над простодушием одураченного водяного духа. Точный смысл, лежащий в основе многих таких обычаев, относящихся крекам, остается часто неясным, но главным мотивом здесь, по-видимому,является страх и ужас, внушаемые рекой, которая рассматривается как некоевсесильное существо или же как место, населенное могущественными духами.Представление о реке как об особом существе прекрасно иллюстрируетсяобычаем, широко распространенным среди народности кахиен в Верхней Бирме.Если кто-либо из этого племени утонул, переправляясь через реку, то один изего родственников раз в год приходил к берегу провинившейся реки и, наполнивсосуд водой до краев, рассекал его мечом, как если бы расправлялся сврагом-человеком. Рассказывают, что однажды, когда Нил во время разливапокрыл египетскую землю на высоту в 18 локтей и сильный ветер гнал водуволнами, египетский царь Ферон схватил стрелу и пустил ее в бурлящий поток;за такой необдуманный и неблагочестивый поступок он поплатился потерейзрения. Когда Кир во время похода на Вавилон переправлялся через рекуГиндес, одна из священных белых лошадей, сопровождавших армию, былаподхвачена потоком и утонула. Придя в ярость по поводу такого святотатства,царь пригрозил реке сделать ее настолько мелководной, что женщина перейдетее вброд, не замочив колен. Для осуществления своей угрозы он заставилвойско рыть каналы, по которым вода была отведена из прежнего русла реки. Наудовлетворение ребяческого каприза суеверного деспота было потрачено вселето, которое должно было пройти в осаде Вавилона. Духи рек были не единственными водными божествами, которых дерзкие людиосмеливались вызывать на борьбу и наказывать. Когда буря снесла мост,построенный Ксерксом через Геллеспонт для переправы своей армии, царь вярости приговорил пролив к 300 ударам плетьми и к железным оковам.Исполнители приговора, ударяя бичами по воде, говорили при этом: "О, злаявода, твой господин наложил на тебя эту кару, потому что ты причинила злоему, он же тебе никакого зла не сделал. Но царь Ксеркс, хочешь ты или нет,переправится через тебя. И вот теперь никто не приносит тебе жертвы, ибо тыковарная и соленая река". По преданию, древние кельты, когда море затопилоберег, вошли в воду и стали рубить и колоть его мечами и копьями, полагая,что они в силах причинить увечье или внушить страх самому океану. Тораджа(Центральный Целебес) рассказывают об одном из своих племен, глупостькоторого вошла в поговорку, что однажды оно спустилось к морскому берегупосле отлива. Люди эти тотчас же построили хижину ниже линии прилива. Когдавода прибыла и стала угрожать хижине, они приняли надвигавшиеся волны зачудовище, пытающееся пожрать их, и решили задобрить его, бросив в воду весьсвой запас риса. Так как прилив все увеличивался, они стали кидать в море свои мечи,копья и ножи, намереваясь, по-видимому, поранить или испугать страшноговрага и заставить его отступить. Несколько человек из горного племениарафоо, на северном берегу Новой Гвинеи, плескались в море во время прибоя,и трое из них были подхвачены обратной волной и утонули. Чтобы отомстить засмерть товарищей, оставшиеся в течение многих часов стреляли в набегавшиеволны из ружей и луков. Представления о воде как о живом существе, котороеможно напугать или победить физическим насилием, облегчают нам пониманиестранного рассказа о приключении с Иаковом у брода на реке Иавок. Предание, по которому у Иакова было повреждено одно из сухожилий бедрав борьбе с ночным противником, является, очевидно, попыткой объяснить,почему евреи не едят соответственных сухожилий животных. Предание это исамый обычай находят себе параллель у некоторых индейских племен СевернойАмерики, которые неукоснительно вырезают и выбрасывают подколенные сухожилияубитых оленей. Индейцы племени чероки приводят для этого два основания. Однозаключается в том, что "это сухожилие, будучи перерезано, втягивается вмясо; значит, у всякого, кто, на свою беду, съест подколенное сухожилие,члены стянутся таким же точно образом". Другая причина запрета такова: еслиохотник, вместо того чтобы вырезать и выбросить подколенное сухожилие, съестего, то будет быстро утомляться в ходьбе. Оба основания вытекают из принципасимпатической магии, хотя применяется он в каждом из этих случаев различно.Первое объяснение предполагает, что если вы съедите сухожилие, имеющеесвойство стягиваться, то стянется и соответствующее сухожилие в вашем теле.По другому объяснению, съедая сухожилие, без которого олень не может ходить,вы таким же образом лишаетесь сами этой способности. Оба объяснения вполнесогласны с духом философии дикарей; каждого из них в отдельности было быдостаточно для понимания этого еврейского табу. Согласно нашей теории,библейский рассказ дает религиозное объяснение обычаю, первоначальнооснованному исключительно на симпатической магии. Предание о борьбе Иакова с ночным призраком и о полученном силойблагословении находится в полном соответствии с поверьем древнихмексиканцев. Они полагали, что великий бог. Тецкатлипока имел обыкновениебродить по ночам в образе человека гигантского роста, облаченного впепельного цвета одеяние и носившего в руках свою голову. Робкие люди,увидев страшный призрак, падали без памяти на землю и вскоре после тогоумирали; храбрый же человек вступал с ним в единоборство и заявлял, что неотпустит его, пока не наступит утро. Привидение упрашивало своего противникадать ему свободу, угрожая иначе всяческими проклятиями. Если человекуудавалось удержать в своих руках призрак до самого предрассветного часа, товидение меняло свой тон и предлагало ему все, что угодно: богатство,непобедимую силу, лишь бы тот освободил его и дал уйти до наступления утра.Человек, одержавший верх над своим неземным врагом, получал от него в знакпобеды четыре шипа определенного вида. Более того, людям исключительногомужества удавалось вырывать из груди привидения сердце и, обернув его вкусок ткани, уносить к себе домой. Но, развернув добычу, чтобы насладитьсязрелищем своего трофея, они находили только несколько белых перьев или одиншип, а иногда всего лишь горсточку золы либо старую тряпку. Глава 8.

ЧАША ИОСИФА.

Когда братья Иосифа пришли из Палестины в Египет, чтобы закупить тамзерно на время голода, и уже собирались в обратный путь, Иосиф велелположить в мешок Вениамина свою серебряную чашу. Как только братья покинулигород и еще не успели отойти на далекое расстояние, Иосиф послал им вследсвоего управителя, приказав ему обвинить их в краже чаши. Тот обыскал всемешки и нашел пропавшую чашу в мешке Вениамина. Управитель стал упрекатьбратьев за их неблагодарность по отношению к его господину, которому они заоказанное гостеприимство и за всю его доброту отплатили тем, что похитили унего драгоценный бокал. "Для чего вы заплатили злом за добро? - спросил оних. - Не та ли это (чаша), из которой пьет господин мой и он гадает на ней?Худо это вы сделали". Когда же братья были приведены обратно и поставленыперед Иосифом, он сказал им: "Что это вы сделали? разве вы не знали, чтотакой человек, как я, конечно, угадает?" Из этих слов мы можем заключить,что Иосиф особенно кичился умением обнаружить вора, гадая на своей чаше. Гадание с помощью чаши было известно как в древности, так и в новейшеевремя, хотя сами приемы гадания были не всегда одинаковы. В жизнеописаниифилософа-неоплатоника Исидора рассказывается, что этот мудрец встретился сблагочестивой женщиной, обладавшей божественным даром удивительногосвойства. Она наливала в хрустальную чашу чистой воды и по тому, что онавидела в воде, предсказывала будущее. Такие предсказания по водепредставляли особый вид гадания, который греки называли гидромантией; иногдав воду бросали геммы, чтобы вызвать изображения богов. Про царя Нумурассказывают, что он гадал по изображениям богов в воде, но о том,употреблял ли он для этой цели чашу, ничего не сообщается; вероятнее всего,что он, по представлению римлян, видел божественные образы в пруду Усвященного источника Эгерии, богиня которого была его женой. Когда жителиТраллеса, в Карии, пожелали узнать, чем окончится митридатская война, ониобратились к одному мальчику, который, глядя в воду, уверял, что видит в нейизображение Меркурия, и, вдохновленный видом божества, воспел грядущиесобытия в ста шестидесяти стихах. Персы, как передают, были также искусны вгадании по воде; существует предположение, что искусство это было занесенона Запад из Персии. Нам неизвестно, каким образом Иосиф посредством волшебной чашиобнаруживал вора и производил другие гадания, но мы имеем основаниепредположить, что он это делал по образам, являвшимся ему в воде. Известно,что в Египте такой способ гадания практикуется до сих пор, и весьмавозможно, что в столь консервативной стране он сохранился с древнейшихвремен. Теперь его называют "волшебное зеркало". "Волшебное зеркало весьмаупотребительно. Чистому, невинному мальчику (не старше двенадцати лет) велятсмотреть в чашу, наполненную водой и расписанную священными текстами; подшапку же ему засовывают бумагу с надписями так, чтобы она свисала ему налоб; его окуривают благовониями, а в это время заклинатель бормочет какие-тоизречения. Через некоторое время мальчик на вопрос, что он видит, отвечает,что в воде, как в зеркале, движутся фигуры людей. Заклинатель велит мальчикудать духу какое-либо поручение, например раскинуть палатку или принести кофеи трубки. Все это тут же приводится в исполнение. Затем заклинательпредлагает присутствующим указать лицо, которое бы они хотели вызвать.Произносится чье-либо имя - безразлично, живого или умершего. Мальчикприказывает духу привести его. Через несколько секунд вызываемый появляется,и мальчик начинает его описывать - по нашему личному опыту, всегда невпопад.Мальчик обыкновенно оправдывается тем, что вызванное лицо не хочет появитьсяв середине чаши и прячется наполовину в тени; но иногда мальчикдействительно видит соответствующие лица и их движения. Дело в том, что кмагическому зеркалу обращаются иногда и в случае воровства, чему мы былиоднажды свидетелями (это называется darb el mandel). Мальчик обвинил вворовстве человека, чья полная невиновность была впоследствии доказана; каквыяснилось, он сделал это из личной злобы. На этом основании правительствострого запретило подобные эксперименты, прежде весьма распространенные; новсе же они до сих пор практикуются". Иногда в Египте магическим зеркалом служит не вода в чаше, а чернила,налитые на ладонь гадальщика, но принцип и сама процедура в обоих случаяходинаковы. Гадальщик якобы видит в чернилах фигуры вызываемых лиц, живых илиумерших. К чернильному магическому зеркалу, так же как и к магическомузеркалу в воде, прибегают для обнаружения вора и в других случаях. Видеть внем могут юноши, девственницы, черные рабыни и беременные женщины; чаще жевсего, по-видимому, пользуются услугами мальчика. На его ладони рисуютчернилами магический квадрат, а чернильная лужица в центре этого квадратапредставляет собой само зеркало. Все время, пока гадальщик вглядывается внего, жгут курения и бросают в огонь кусочки бумаги с написанными на нихзаклинаниями. Когда Кинглек был в Каире, он послал за магом и предложил емупоказать образчик своего искусства. Кинглек Александер Уильям (1809-1891) -английский военный историк и политический деятель, автор известных писем опутешествии на Восток. Маг, осанистый старик с развевающейся бородой,живописно облаченный в просторную одежду, с пышным тюрбаном на голове,привел с собой юношу, на обязанности которого лежало смотреть в чернильнуюлужицу на своей ладони, чтобы разглядеть там изображение лица, названногоему англичанином. Кинглек пожелал вызвать Кита, старого руководителяИтонской школы, свирепого педагога старого типа, низкорослого, вспыльчивого,с рыжими нависшими бровями и прочими соответствующими атрибутами. Юный жегадальщик заявил, что он видит в чернильном зеркале прекрасную девушку сзолотистыми волосами, синими глазами, бледнолицую, с розовыми губами. КогдаКинглек разразился смехом, сконфуженный маг заявил, что, наверно, юношасогрешил, и немедленно выгнал его. Такого же рода гадание практикуется и в других частях света. Так, вСкандинавии жители имели обыкновение отправляться к гадальщику в четвергвечером, чтобы увидеть у него в ведре с водой лицо обокравшего их вора. "Утаитян существует странный способ обнаруживания вора: во всех случаяхпропажи они обращаются к человеку, обладающему даром прорицания, который, поих убеждению, всегда верно показывает им лицо вора, отраженное в тыквенномсосуде, наполненном водой". Подобные гадальщики с юго-востока Новой Гвинеиуверяют, что различают лицо преступника в луже, если туда налить кокосовогомасла. Когда эскимос отправляется в море и не возвращается к сроку домой,колдун обращается к магическому зеркалу, чтобы узнать, жив этот человек илиумер. С этой целью он подпирает палкой голову ближайшего родственникапропавшего, ставит внизу ведро с водой и, глядя в это "зеркало", заявляет,что он видит отсутствующего лежащим в своем челне или же сидящим прямо свеслами в руках. В соответствии с этим колдун либо успокаивает тревогуродных уверениями в полном благополучии пропавшего, либо же подтверждает иххудшие опасения сообщением о его гибели, Следует заметить, что сосуд с водой служит орудием гадания не только вкачестве магического зеркала. В Индии для обнаружения вора прибегают ктакому способу: на шариках из теста или воска пишут имена всех лиц,подозреваемых в воровстве, и затем бросают все шарики в сосуд с водой.Предполагается, что шарик с именем вора всплывет на поверхность, остальныеже все погрузятся на дно. В Европе в ночь на Ивана Купалу молодежьзанимается разного рода гаданиями, чтобы узнать своих суженых. Так, вДорсетшире девушки, укладываясь спать, пишут на клочках бумаги отдельныебуквы алфавита и кладут их в чашу с водой буквами вниз, с тем чтобы наутроувидеть первую букву имени своего будущего мужа на перевернувшейся бумажке;все другие бумажки должны остаться в прежнем положении. Иногда стараются угадать свою судьбу, бросая в сосуд с водой то илииное вещество и следя за тем, какре положение или форму оно примет в воде. Упастушеского племени багима или банианколе, в Уганде, знахарь берет иногдагоршок с водой и кладет туда некоторые травы, отчего на воде образуетсяпена; затем он кидает в воду четыре кофейных зерна и сообразно снаправлением, на которое они указывают, или со стороной, на какую они,плавая, перевернутся, он толкует волю богов. У гаро, в Ассаме, жрецы гадаютпосредством чаши с водой и нескольких зерен сырого риса. Держа чашу с водойв одной руке, они бросают в нее рис, зерно за зерном, выкликая при этом имякакого-нибудь духа. Тот дух, чье имя было произнесено при столкновении двухплавающих зерен, подлежит умилостивлению. В горной Шотландии было детальноразработано искусство гадания по чайным листочкам или по осадку на днечайной чашки. Молодые женщины часто обращаются к гадателям этого рода,которые за одно лишь угощение чаем называют своим клиенткам имена ихсуженых. Предсказание дается по расположению чайного осадка или отдельныхчаинок после того, как стенки чашки были ополоснуты остатком питьяпосредством вращения ее слева направо, а жидкость была выплеснута вон. ВАнглии также делаются подобные предсказания на основании расположения чаиноки кофейной гущи, оставшихся на дне чашки. В Македонии гадают по кофеследующим образом: "Один пузырек воздуха в центре чашки означает, что улица, держащего ее, имеется один верный и испытанный друг; несколькопузырьков у края чашки означают ветреный характер этого лица, делящего своисимпатии между несколькими объектами любви. Разглядывают также кофейную гущуи соответственно ее форме дают различные толкования; если гуща легла вокругчаши струйками или ручейками, это предвещает деньги и так далее". В Европе широко практикуется гадание посредством опускания в сосуд сводой расплавленного свинца или воска; предсказания даются на основанииформ, принимаемых этими веществами при охлаждении. Такой способ заглядыванияв будущее является излюбленным в Литве, в Швеции, Шотландии и Ирландии.Ирландцы, кроме того, полагают, что болезнь, которую они называют esane,насылается на них колдуньями, и, чтобы предсказать исход ее или предписатьспособ лечения, гадальщики смотрят на угольки, брошенные ими в сосуд счистой водой. К одному из изложенных приемов, вероятно, и прибегал Иосиф, гадая насвоей серебряной чаше. часть третья.

ЭПОХА СУДЕЙ И ЦАРЕЙ.

Глава 1.

Наши рекомендации