Муром (ведьма муромская)

= Сестра ее (ведьмы) Муромская: б. м., Сах., 19.

( 1 упоминание.

( Реальный территориальный указатель.

НОВГОРОД (БОГАТЫРИ НОВГОРОДСКИЕ)

= Богатыри Новгородские: б. м., Сах., 26.

( 1 упоминание.

( Реальный территориальный указатель.

( Сбруя богатырей новгородских скрыта в тереме Владимира-князя® (для человека, идущего на войну).

РИМ (ПАПА РИМСКАЯ)

= Церковь папы Римской: Костр. г., Вин. 2, 26-28.

(1 упоминание.

( В результате бытования в народе письменного текста заговора произошло переосмысление непонятного слова "папа" как слова женского рода.

( Стоит на белом камне Латере®.

СИБИРЬ, КАЗАНЬ, АСТРАХАНЬ

= Сибирь, Казань, Астрахань: Симб. г., Майк., 522.

( 1 упоминание.

( Служат олицетворением клада в заговоре, читаемом при его поиске.

( Об Астрахани и Казани в русском эпосе см.: Кондратьева 1967, 187-189.

ЧАСТИ ГОРОДОВ

КРЕМЛЬ (КРЕМЛЕВСКАЯ СТЕНА)

= Кремлевская стена каменная: б. м., Сах., 27.

(5 упоминаний.

( Защищает от татар, бьет их, уберегает субъекта.

ГОРЫ

АФОН

= А"он-гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Арх. г., Ефим. 2, 170-172; А"онские горы: Енис. г., Красн., 73; б. м., Сах., 24-25; сочетание Ахонские угодники: Смол. г., Попов, 234.

(5 упоминаний.

( ( Она может служить местом встречи с 12 лихорадками. В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.

( Известный центр православной религиозности и церкви.

ВЕРТЕП

= Вертеп-гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; ркп. из Новгорода, Майк., 530-539.

(2 упоминания.

( От церковнославянского названия пещеры на восточном холме Вифлеема, где родился Христос (слово вертеп, собственно, и означает 'пещера').

( В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться. Закрепляет слова заговора.

( Упоминается, что она связана с рождением Христа.

ИЕРОСАЛИМСКИ

= Иеросалимски горы: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

(1 упоминание.

( ( В перечне из шести гор обладают способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.

НАРИМЕНСКИЕ

=Нарименские горы: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54).

(1 упоминание.

(Вероятно, контаминация Рымских® гор и Папаримских® земель, встречающиеся в том же тексте. Не будучи реальным территориальным указателем, воспринимались, судя по всему, как таковой.

( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий послылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой.

ПАЛЕСТИНСКАЯ

=Палестинская гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

(1 упоминание.

( В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.

РЫМСКИЯ

=Рымскiя горы: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54).

(1 упоминание.

(Ср. в том же тексте Нарименские® горы, Папаримския® земли. Возможно, восходят к представлению о семи римских холмах.

( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий послылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой.

СИНАЙ

Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира®.

ФАВОР

Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира®.

ИМЕНА (НАЗВАНИЯ) СТРОЕНИЙ

ЦЕРКВИ

САЛМАНИДА

= Церкы( Салманида: Смол. г., Добр., 191.

(1 упоминание.

( Соответствует центральному локусу традиционной модели мира. Стоит в синем море в заговоре от чемири (чемера - головная боль, угар, отравление [Меркулова 1969, 160]). На ней стоит Божья Матерь, отгоняющая чемирь. Ср. бабушку Соломониду® и реку Саламаниду®.

ЛАЗАРЕВА ЦЕРКОВЬ

= Лазарева церковь (в ней в гробнице Иван мертвец): Арх. г., Ефим. 2, 201-202 (ср. Лазарь®).

( 1 упоминание.

(Соответствует центральному локусу традиционной модели мира.

( Мотив мертвеца прямо связан с образом воскрешенного из мертвых Лазаря®.

ИМЕНА ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ МИРА (СТИХИЙ) И ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ

ОГОНЬ

ОГОНЬ (ОГОНЕК) ЦАРЬ, ИСКРА (ИСКОРКА) ЦАРИЦА, ДЫМ ДЫМОВОЙ

= Батюшка царь огонь и матушка царица искра: Амур, Азад., 015; царь огонек, царица девица, искорка: Тобольск. г., Скалоз., 17; царь мой Огонь, царица Искра, ДымДымовой: Обск.-Ирт., Перун., 5.

(3 упоминания (1 раз с Дымом).

( Помогают:сделать, чтобы корова отдавала молоко; ладить огнивом вымя у коровы (в заговоре от ветреной порчи, произносимом над угольками); вызвать (присушить) чью-либо любовь (Дым входит в тело и вкладывает тоску, боль, любовь).

ОГОНЬ (АГОНЬ) ЦАРЬ

= Царь Огонь (в том же тексте Агонь): ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

(1 упоминание.

( Исцеляет:скот от всех болезней.

( Мотив сжигания.

( Ср. русскую сказку о царе Огне и царице Маланьице, которые жгут стада царя Змиулана (№ 164 в собрании А. Н. Афанасьева); см. также: Топоров 1979, 148; Успенский 1982, 44; статью "Царь Огонь" в СМ, 390.

ЗЕМЛЯ

ПЕЛАГЕЯ

= Сырая земля Пелагея (вместе с синим морем Еленой® и звездами): Енис. о., Майк., 448.

( 1 раз.

( Защищает от бессонницы младенца.

ВОДА

АЛИКСАНДРА ПА(ЛА(НА ЦАРЬ ВОДИЦА

= Царь водица АликсандраПа(ла(на: Смоленск. г., Добр., 208.

(1 упоминание.

( Исцеляет:от болезни телят (смывает притку [сглаз]).

( Именование воды антропонимами характерно и для других славянских традиций, в частности, украинской.

ИРИЦА

= Земля царица, вода Ирица: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6639.

(1 упоминание.

( Ср. звезду Ирису (Звезды®) и т. п., а также известное гнездо слов, обозначающих потусторонний мир, куда скрываются зимой змеи и птицы: вырей, вырай, ирей, ирий, ирица (!) (Даль 1989, т. 1, 310); о круге значений этого слова и библиографию см.: Успенский 1982, 60, 144-149; Безлай 1976.

( Помогает:вызвать (присушить) чью-либо любовь.

( Ср. белорусскую змеиную царицу Ирицу (Успенский 1982, 59), а также воду Елену и Улiяну в украинских заговорах (Еф., 29, 42); вода Ульяна, земля Тытяна, колодизь Якив (Иван., 732). Впрочем, в белорусском тесте имя Ульяна (очевидно, под влиянием бинарно-оппозиционного принципа) приписывается небу (!): "Зямля Таццяна, неба Вулляна, калодзесь Iван" (Барт., 278)

РОСА

СОЛОМОНИЯ

= Мокрая роса Соломония: Арх. г., Забыл., 373. Ср. Соломония бабушка®.

( 1 упоминание.

( Ею умывается в заговоре сват перед сватовством.

ВЕТРЫ

Персонифицированные ветры-помощники находятся на грани между нейтральными и демоническими персонажами, склоняясь, впрочем, ко вторым. Но использование христианских имен и "метеорологическая" природа не позволяют однозначно отнести их к демонам. Встречаются они исключительно в присушках, причем имеющих "черный" характер и сопряженных с мотивами переноса по ветру тоски, сухоты и т. п. Ветров обычно 3 или 4 (по числу сторон света).

= Ветр Мойс±й, ветр Лука, ветры буйные, вихори (в обращении они называются три ветра, три брата): Арх. г., Майк., 423-424; ветер МоЅсей, ветер луна, ветер буйный вихорь: Арх. г., Ефим. 2, 139 (др. список предыдущего текста); ветры Лука, Марк, Павел, Иван: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 4445; ветры Лука, Марко, Матвей, Гаврило, пятый вихорь: Сибирь, Шилков, 149-150; батюшки, ветры, вихри, сильные, могучие богатыри Марко, Гаврило лукавы: Вятск. о, Иван., 41; буйные ветры Исак, Марк, Абрам, Иаков: Сибирь, Гром., 90 (весьма любопытное использование имен ветхозаветных патриархов и апостола); Вихорь Вихоревич, дядюшка 12 ветров: Волог. г., Вин. 1, 76; ВихорьВихреевич и его 77 братьев: Вятск. о., Лобан., 20 (тот же текст с небольшими изменениями: Иван., 42); ВихорьИваныч, брат 12 ветров: Волог. г., Шуст., 127. Ср. нарицательные вехори-вехоречки в архангельской присушке (Сав., 175; то же: Ив., 35); вятские ветрищи, вихорищи, бурищи (Иван., 41) и т. п.

(По 1 упоминанию.

(( Как пишет В. Н. Топоров, "ветр Лука могло бы отвечать понятию целенаправленного ветра, ср. Ветер третий день в одну луку дует (СРНГ 17, 187), т. е. в одном направлении, ср. диал. лукать 'метить в цель', 'попадать в цель' и т. п.; в связи с ситуацией четырех ветров, сходящихся в центре, где находится субъект заговора, вполне допустимо употребление глагола залучать 'сгонять в нужном направлении' (СРНГ 10, 225), употребительного, в частности, в заговорах, в связи с таким же действием по отношению к животным (ср.: залучай со всех четырех сторон, со стока и запада, и с лета и сивера. Майков, № 198). Наконец, уместно вспомнить и лит. aй-laukis (: прусск. -laukis), о юго-западном ветре, марине (ср. заимствование из литовского - вондлук, букв. - 'ветер с воды' или 'ветер, несущий влагу', см. Пр. яз. [В. Н. Топоров. Прусский язык. Словарь.] V, 142(143), чему в русском точно соответствовал бы элемент лук-. Весьма существенно, что действие залученья связывается в народной традиции именно с Лукой (ср.: Лука залутчик залучает Божьих зверей СРНГ 10, 225 или В чистом поле Лука залучник. Там же, 225, ср. четыре ветра в чистом поле). Очень показательно, что Лука Залушник появляется и в заговорах (ср. также Лука Залутчик, № 289). В заговоре из собрания Майкова (№ 300) отмечена пара имен персонажей, чья функция сгонять (залучать) нечто в единое место, - Лука Залушник, Стефан Попутник, к которым обращена просьба загонять животных со всех четырех сторон в центр, где находится охотник. Надо думать, что эпитеты Луки и Стефана определяют специфику "залученья": во втором случае зверь гонится, видимо, вдоль пути (Попутчик), дороги. Естественно предположить, что в первом случае могло иметься в виду, так сказать, перпендикулярное, поперечное "залученье". Лит. aй-laukis как раз и обозначает такой поперечный к береговой линии ветер, отличающийся от продольного берегового ветра. Такое различие, как известно, существует и в русской народной классификации ветров, ср. поперечный ветер. В свете сказанного пару ветр Моисей и ветр Лука можно, видимо, было бы толковать как персонифицированное обозначение двух ветров - продольного и поперечного (ср., кстати, клишированное обозначение пути, дороги, Млечного пути, все с идеей продольности, Моисеева дорога, см. Даль, s. v.)" (Топоров 1993, 101-102).

( Помогают:вызвать (присушить) чью-либо любовь.

( Могут жить в белокаменной церкви в чистом поле, просто в чистом поле, в лугах зеленых, в лесах дремучих и др. Их отпускает царь-батюшка сатана® (Вятск. о., Иван., 43). Обычно собираются сушить (крушить) леса, реки, топи, болота и т. п., а их призывают делать то же с сердцем и кровью привораживаемого.

( "Определение числа ветров ... относится к апокрифическим вопросам и ответам. На вопрос, сколько ветров на земле, Иоанн Дамаскин отвечает: двенадцать. В христианской аллегории ветры олицетворялись в виде четырех ангелов, расположенных на четырех странах света. С ними смешивались 4 апостола-евангелиста, из которых, по словам "Беседы трех святителей", Матфей помещается на востоке, Марк на западе, Иоанн на севере и Лука на юге. Слабым отражением этого сказания является: братская связь ветров в присушках..., упоминание четырех ангелов, идущих из чистого поля, и название одного из братьев Лукою" (Мансикка 1909, 12).

Наши рекомендации