III. Тело как Феноменальное Явление

Немногое стоит сообщать здесь по этому поводу, посколь­ку телесная природа и аспект формы представляли собой предмет многовекового исследования, осмысления и обсужде­ния мыслящих людей. Многое, к чему они пришли, в основе своей верно. Современный исследователь допустит Закон Ана­логии в качестве базиса для своих предположений и признает, что иногда герметическая теория «Как наверху, так и внизу» способна пролить много 42]света на нынешние проблемы. Следую­щие постулаты помогут внести ясность:

1. Человек по своей телесной природе представляет собой совокупность, единое целое.

2. Эта совокупность подразделяется на множество частей и органов.

3. Все же эти многочисленные подразделения функциониру­ют связным образом, и тело является скоординированным целым.

4. Каждая из его частей отличается своей формой и фун­кцией, но все они взаимозависимы.

5. Каждая часть и каждый орган, в свою очередь, состоит из молекул, клеток и атомов; все они скрепляются вместе в форме организма жизнью целого.

6. Совокупность под названием «человек» можно условно разделить на пять частей, более важных, чем остальные, но вместе составляющих тот живой организм, кото­рый мы называем человеческим существом:

а) голова;

б) верхняя часть туловища, находящаяся выше диафрагмы;

в) нижняя часть туловища, находящаяся ниже диафрагмы;

г) руки;

д) ноги.

7. Эти органы служат различным целям, и от их правильного функционирования и должной регулировки зависит благо­состояние целого.

8. Каждый из них имеет свою собственную жизнь, которая является совокупностью жизней ее атомной структуры и тоже оживляется объединенной жизнью целого, руковод­ство которой осуществляется головой посредством интел­лектуальной воли, или энергии Духовного человека.

9. Самыми важными для тела являются три части: голова, верхняя и нижняя части туловища. Человек может функционировать ижить без рук и ног.

43]10. Каждая из этих трех частей также тройственна, физически являя аналогию трем частям человеческой природы и девяти частям совершенной монадической Жиз­ни. Имеются и другие органы, однако перечисленные име­ют большее эзотерическое значение, чем остальные:

а) в голове имеются:

1. Пять желудочков мозга, или то,что как единый орган можно назвать мозгом;

2. Три железы: каротидная, шишковидная и гипофиз;

3. Два глаза;

б) в верхней части туловища имеются:

1. Горло;

2. Легкие;

3. Сердце;

в) в нижней части туловища имеются:

1. Селезенка;

2. Желудок;

3. Половые органы.

11. Тело в целом также тройственно:

а) кожа и костная структура;

б) система кровообращения;

в) триединая нервная система.

12. Каждая из этих троичностей соответствует трем частям че­ловеческой природы:

а) физическая природа: кожа и костная структура являются аналогией плотного и эфирного тел человека;

б) природа души: кровеносные сосуды и система кро­вообращения являются аналогией всенасыщающей души, пронизывающей все части Солнечной системы, так же как кровь проникает во все частитела;

в) природа духа: нервная система, которая энергетизирует и действует повсюду в физическом человеке, яв­ляется соответствием энергии духа.

13. В голове имеем аналогию духовного аспекта, направляющей воли, Монады, Единого:

44]а) мозг с его пятью желудочками является подобием физической формы, оживляемой духом в человеке, то есть той пятеричной совокупностью, через посредство ко­торой дух способен проявляться на физическом плане;

б) три железы в голове тесно связаны с душой, или пси­хической природой (высшей и низшей);

в) два глаза являются соответствием на физическом плане Монады, которая является волей и любовью-мудростью, или Атма-Буддхи, согласно оккультной терминологии.

14. В верхней части туловища имеем аналогию троичной природы души:

а) горло, соответствующее Третьему, творческому аспекту, или телесной природе, активному интеллекту души;

б) сердце, любовь-мудрость души, Буддхи, или принцип Христа;

в) легкие, аналогия дыхания жизни, являются соот­ветствием духа.

15. В нижней части туловища, опять-таки, имеем тройную си­стему:

а) половые органы, творческий аспект, «модельер» тела;

б) желудок как физическое проявление солнечного спле­тения является аналогией природы души;

в) селезенка, приемник энергии, выражение на физическом плане центра, принимающего эту энергию, аналогия энергетизирующего духа.

Жизненное тело является проявлением энергии души и имеет следующее назначение:

1. Оно объединяет и связывает в одно целое совокупность всех форм.

45]2. Оно придает каждой форме ее особое качество благодаря:

а) типу материи, задействованному в этой конкретной ча­сти ткани жизни;

б) положению в теле Планетарного Логоса;

в) витализируемому определенному царству природы.

3. Оно, с чисто физической точки зрения, представляет со­бой принцип интеграции и связующую силу проявления.

4. Эта ткань жизни есть субъективная аналогия нервной си­стемы, и начинающие изучать эзотерические науки, помня об этом, могут представлять себе сеть нервов и нервных сплетений, охватывающую все тело, или совокупность всех форм, координирующую, связывающую и образующую сущностное единство.

5. Внутри этого единства существует многообразие. Как раз­ные органы человеческого тела взаимосвязаны разветвле­ниями нервной системы, так внутри тела Планетарного Ло­госа имеются разные царства природы и множественность форм. За объективной Вселенной скрыто тонкое чувстви­тельное тело – один организм, а не множество, одна чувству­ющая, отзывчивая, связная форма.

6. Эта чувствующая форма – не только то, что откликается на окруже­ние, она также является передатчиком (от внутренних источни­ков) определенных видов энергии, и можно утверждать, что предметом данного трактата является рассмотрение различных видов энергии, передаваемых форме человече­ского царства, рассмотрение отзывчивости формы на разные типы силы, воздействия этой силы на человека и его постепенно увеличивающийся отклик:

46]а) на силу, эманирующую от его окружения плюс силу его собственного плотного физического тела;

б) на силу, эманирующую с эмоционального плана, или на астральную силу;

в) на силу, эманирующую с ментального плана, или на мысленные токи;

г) на эгоическую силу, которая регистрируется только че­ловеком, хранителем которой является четвертое царство природы и которая вызывает таинственные и специфиче­ские следствия;

д) на тип энергии, вызывающий осаждение идей на фи­зическом плане;

е) на чистую духовную энергию, или силу с плана монады.

Все эти разные типы силы могут быть зарегистрированы в человеческом царстве. Некоторые из них могут регистриро­ваться в дочеловеческих царствах. Аппарат жизненного тела человека устроен таким образом, что благодаря его трем объективным проявлениям, триединой нервной системе, благодаря семи главным сплетениям, меньшим нервным ганглиям и многим тысячам нервов весь объективный человек способен отзываться на:

а) вышеупомянутые типы силы;

б) энергии, генерируемые в любой части планетарной эфир­ной ткани жизни и эманирующие из нее;

в) солнечную ткань жизни;

г) зодиакальные созвездия, которые обладают реальным воз­действием на нашу планету, и для подлинного изучения которых астро­логия пока еще не созрела;

д) некоторые космические силы, которые, как будет признано позднее, воздействуют и вызывают изменения в нашей Солнечной системе и, соответственно, воздействуют на нашу планету и на все формы, существующие на и внутри этой планетарной Жизни. Эта тема затрагивалась в «Трактате о Космическом Огне».

На все эти воздействия откликается планетарная ткань жизни, 47]и когда астрологи будут работать оккультно и смогут изучить гороскоп планеты, они быстрее достигнут понимания зодиакальных и космических влияний.

Анима Мунди – это то, что лежит в основе ткани жизни. Ткань жизни – лишь физический символ этой всеобщей единой мировой Души; она – внешнее и видимое свидетельство внутренней реальности, сгущение чувстви­тельной отзывчивой сущности, которая соединяет вместе Дух и Материю. Эту сущность мы называем Мировой Душой, сред­ним принципом с точки зрения планетарной Жизни. Когда мы сужаем эту концепцию до человеческого семейства и рас­сматриваем индивидуального человека, мы называем ее по­средничающим, связующим принципом, так как душа человечества – это не только сущ­ность, связующая Дух и Материю, и посредничающая между монадой и личностью. Душа человечества обладает уни­кальной функцией посредничества между тремя высшими и тремя низшими царствами природы. Три высшие царства природы следующие:

1. Духовная Иерархия нашей планеты, природные Духи, или ангелы, и человеческие Духи, стоящиена определенной ступени лестницы эволюции. Наивысший из них – Санат Кумара, воплощающий принцип Планетарного Логоса, а самые младшие – посвященные первой степени вместе с со­ответствующими сущностями в том, что мы называем ан­гельским, или дэва царством.

2. Иерархия Лучей – определенные комбинации семи Лучей, связанные с нашей планетой.

3. Иерархия Жизней, отобранных в ходе эволюцион­ного процесса из нашей планетарной эволюции и из че­тырех других планет и воплощающих собой Цель и План Солнечного Логоса по отношению к пяти данным плане­там.

Если применить эту концепцию к микрокосму, то Эго, или душа, 48]действует поистине как средний принцип, связующийИерархию монад с внешними многообразными формами, ко­торые они последовательно используют в процессе:

а) получения определенного опыта, развивающего требуемые свойства;

б) отработки определенных следствий, порожденных в предыдущей системе;

в) сотрудничества с Планом Солнечного Логоса в связи с Его (если можно употребить местоимение по отношению к Жизни, которая представляет собой существование и в то же время общую идею) Кармой – это часто упускают из виду. Его Карма должна быть отработана посредством метода воплощения и последующего воздействия воплощающейся энергии на субстанцию формы. Это символизируется для нас – если бы мы только могли это осознать – отношением Солнца к Луне. «Солнечный Владыка своим теплом и све­том поддерживает иллюзорную жизнь умирающих Лунных Владык. Это великий обман и Майя Его Присутствия». Так гласит «Древний Комментарий», часто цитируемый мной в предыдущих книгах. Вышеизложенное относится равным образом и к индивидуальной душе.

Этот средний принцип находится в настоящее время в процессе раскрытия. Низший аспект функционирует. Высший аспект еще остается непознанным, однако то, что их соединяет (и в то же время открывает природу высшего аспекта), уже на грани открытия. Структура, механизм уже готов и в нужной мере развит; также присутствует витальная жизнь, которая может направлять и мотивировать этот механизм, и человек в состоянии сейчас интеллектуально использовать и контроли­ровать не только сам механизм, но и активный принцип.

Великий символ души в человеке – это его жизненное, или эфирное тело. Причины этому следующие:

1. Оно является физическим соответствием внутреннего тела света, которое мы называем телом души, духовным телом. Оно 49]называется в Библии «золотой повязкой»* и ха­рактеризуется:

а) своим световым качеством;

б) скоростью своей вибрации, которая всегда соответству­ет степени развития души;

в) своей связующей силой, соединяющей каждую часть телесной структуры.

2. Это микрокосмическая «ткань жизни», поскольку она ле­жит в основе каждой части физической структуры и имеет три назначения:

а) распределять по телу жизненный принцип, энергию, вызывающую активность. Это она делает посредством крови, а фокусом распределения является сердце, через которое передается физическая жизненность;

б) обеспечить воплотившейся душе связь со своим окружением. Это осуще­ствляется посредством всей нервной системы, и фоку­сом этой активности является мозг. В нем местонахож­дение сознательной восприимчивости;

в) в конце концов, благодаря жизни и сознанию вызывать то излучение, или проявление славы, что превратит каж­дое человеческое существо в активный центр распре­деления света и магнетической энергии для других представителей человеческого царства и – через чело­веческое царство – для дочеловеческих царств. Это часть плана Планетарного Логоса, направленного на оживотворение и обновление вибраций тех форм, которые мы называем дочеловеческими.

3. Этот микрокосмический символ души не только лежит в основе всей физической структуры и, таким образом, яв­ляется символом Анима Мунди, или мировой Души, но и является неделимой, связующей единой сущностью, симво­лизирующей, тем 50]самым, единство и гомогенность Бога. В нем нет отдельных организмов, это просто тело свободно протекающей силы, причем сила эта представляет собой соединение, или смесь в разных долях двух типов энергии: динамической энергии и притягательной, или маг­нетической энергии. Эти два типа энергии равным обра­зом характеризуют вселенскую Душу – силу Воли и силу Любви, или Атма и Буддхи; именно воздействие этих двух сил на материю привлекает, притягивает к эфирному телу всех форм нужные физические атомы и, таким образом, притянув их, силой воли направляет их к определенной активности.

4. Это связное, единое тело света и энергии является символом души, поскольку содержит внутри себя семь фокусов, или фокальных точек, которые интенсифицируют конденсацию, если можно так сказать, двух смешанных энергий. Эти семь фокусов со­ответствуют семи фокусам Солнечной системы, в которых Солнечный Логос через семь Планетарных Логосов фоку­сирует Свои энергии. В дальнейшем это будет рассмотре­но подробнее. Здесь же необходимо отметить символическую природу эфирного, или жизненного, тела, так как только в результате понимания природы описанных энергий и единой природы формы и работы можно пол­учить некоторое представление о работе души, среднего принципа природы.

5. Символизм также выявляется, если вспомнить, что эфир­ное тело соединяет физическое, или плотное, тело с тонким, астральным, или эмоциональным, телом. Эфирное тело отражает душу человека, объединяющую три мира (соответствующие твердому, жидкому и газообразному ас­пектам физического тела человека) с высшими пла­нами Солнечной системы, связывая, таким образом, мен­тальное с буддхическим и ум – с интуитивными состояни­ями сознания.

51]

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

Солнечный Ангел сосредотачивается, не рассеивает своей силы и в глубокой медитации устанавливает связь со сво­им отражением.

§ Некоторые основные положения.

§ Путь ученика.

53]

Наши рекомендации