Усомниться в Предопределении. Расскажи мне что-нибудь, быть может, Аллах удалит это из
моего сердца". Он сказал: "Если ты потратишь во имя Аллаха гору золота величиной с гору
Ухуд, то Он не примет это от тебя до тех пор, пока ты неуверуешь в Предопределение и не
Осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что
Миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Если же ты умрешь без подобных убеждений,
то окажешься среди обитателей Огня". После этого я посетил Абдуллу ибн Масуда, Хузейфу
Ибн аль-Йамана и Зейда ибн Сабита, и каждый из них сказал мне то же самое, ссылаясь на
Пророка»*. Достоверный хадис, приведенный аль-Хакимом в «ас-Сахихе». (Ахмад 5/182, Абу Дауд
(4699), Ибн Маджа (77), достоверный хадис).
*Хузейфа рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
В каждой общине есть маги, и маги этой общины — это те, которые отрицают
Предопределение. Если кто-либо из них умрет, за него не должен совершаться погребальная
Молитва, а если кто-либо из них заболеет, его не следует навещать. Они — приверженцы ад-
Даджжала, и Аллах обязался привести их к ад-Даджжалу. (Абу Дауд (4692), Ахмад 5/407;
Хороший хадис). Аллах приготовил для них мучительное наказание и сказал: «...В тот день, когда
поволокут их на лицах в Огонь — вкусите прикосновение геенны! Поистине, Мы каждую вещь
создали по Предопределению!» (Месяц, 48—49).
Первым же, кто начал отрицать Предопределение, был Ма'бад аль-Джухани (уб. в 699—700 или
Г), проповедовавший свои порочные взгляды в Басре.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТИДЕСЯТОЙ
Книга Аллаха, Сунна и единодушное мнение мусульманской общины сходятся на том, что вера в
Предопределение является одним из столпов веры. Это означает, что происходит лишь то, что угодно
Аллаху, а то, что не угодно Ему, не происходит. Тот же, кто не верит в это, не уверовал в Аллаха
Должным образом.
Мы должны веровать во все аспекты Предопределения: веровать в то, что Аллаху ведомо
Абсолютно все, что Он записал у Себя в Хранимой Скрижали все, что было, и все, что будет вплоть до
Дня Воскресения, а также верить в то, что все дела являются Его творением и вершатся по Его
Замыслу и Его могуществом.
Однако вера в Предопределение не станет правильной и совершенной без осознания того, что
Аллах не вынуждает Своих рабов поступать вопреки тому, что им хочется, а предоставляет им
Свободу выбора в повиновении Ему или непослушании.
Глава 61
О СОЗДАЮЩИХ ИЗОБРАЖЕНИЯ
РАГСМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Страшная угроза в адрес создающих изображения.
2. Указание на причину этого, то есть их неуважение по отношению к Аллаху, Который сказал:
«Кто же может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что
Сотворил Я?»
Указание на Его могущество и их беспомощность, так как Всевышний сказал: «Пусть
Попробуют создать хотя бы крупицу чего-нибудь, хотя бы пшеничное или ячменное зерно».
Провозглашение того, что такие люди понесут жесточайшее наказание.
Аллах создаст души в соответствии с числом сделанных изображений и оживит их всех, и они
Будут мучить художника (скульптора) в Аду.
Художнику (скульптору) будет велено вдохнуть в них душу.
Повеление стирать или уничтожать изображения при виде их.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует,
сказал:
Всевышний Аллах изрек: «Кто же может быть несправедливее того, кто пытается
Создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть попробуют создать хотя бы крупицу
Чего-нибудь, хотя бы пшеничное или ячменное зерно». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
(Аль-Бухари 10/324, Муслим [2111]).
Они же приводят хадис Аиши, которая рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал:
В день Воскресения самая жестокая кара ждет тех, кто пытается подражать Аллаху в
Его творении. (Аль-Бухари 10/325, Муслим (2106), [92]).
Они же приводят хадис Ибн Аббаса: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал:
Каждый, кто создает изображения, будет в Огне. И каждому созданному им изображению
Будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду. (Аль-Бухари 4/345, Муслим (2110),
Ахмад 1/308).
Они же приводят другой хадис Ибн Аббаса от Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, который сказал:
Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он
Будет не в состоянии сделать это. (Аль-Бухари 10/330, Муслим (2110), (100) от Ибн Аббаса).
Муслим приводит хадис Абу-ль-Хаййаджа:
Али сказал мне: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в свое время послал меня посланник
Аллаха: Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную
Могилу, сровняй ее с землей» (Муслим (969), Абу Дауд (3218), ат-Тирмизи (1049), ан-Насаи 4/88, 89).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВОЙ
Данная глава является логическим продолжением одной из предыдущих, где запрещается
Приобщение к Аллаху равных, будь то в намерениях, на словах или в делах, каким бы отдаленным
Такое уподобление ни было.
Изображение живых существ является попыткой создать нечто подобное тому, что сотворил
Аллах. Это является отрицанием Божественного творения, обманом и фальсификацией, поэтому
Законодатель и порицает это.
Глава 62
О МНОГОЧИСЛЕННОСТИ КЛЯТВ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Завет охранять клятвы.