Последствия грехопадения в отношениях между людьми

Грех не только извратил человеческую природу, нарушив иерархическую соподчиненность ее составляющих, но также и «раздробил» ее. До грехопадения Адам и Ева жили в полном смысле слова общей жизнью, в единстве с Богом и друг с другом. Грех рассекает это внутреннее единство человеческого естества - каждая личность замыкается в самой себе, как бы в некоей скорлупе, начинает воспринимать других как нечто чуждое. В результате, по выражению Х.Яннараса, «природа [человека] дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя — индивидов, вероломных по отношению друг к другу и оспаривающих друг у друга право на жизнь".

До момента грехопадения "были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт. 2, 25). Первым следствием греха явилось чувство стыда (Быт. 3, 7). Нагота явилась следствие лишения человека «покрова божественной благодати», а в чувстве стыда "выражается осознание того факта, что устремленный на меня взгляд принадлежит не любящему и любимому существу, к которому я питаю полное доверие, но чужому. ..Ощущение наготы означает ..потребность в самозащите от опасности, которую с этого момента воплощает в моих глазах другой человек" (Х.Яннарас).

Таким образом, после грехопадения между людьми устанавливаются отношения отчужденности, подозрительности и вражды.

Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком

В силу особого, центрального, положения человека в мире грехопадение оказалось не только его "частным делом", но явилось поистине космической катастрофой. Свв. отцы учат, что человек является «проводником» Божественных действий на всю тварь. По словам свт. Григория Нисского, человек поставлен в центре мироздания для того, "чтобы …через соединение дольнего (вещественного) естества с естеством премирным (духовным), единая некая благодать равночестно проходила по всей твари...". Таким образом, только через человека материальный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать, и его духовно-нравственным состоянием определяется состояние всего мира. Поэтому в лице человека пал и лишился благодати весь тварный космос. Потеряв доступ к Божественной благодати, "вся тварь совокупно стенает и мучается доныне" (Рим. 8, 22).

Человек был введен Богом в мир как владыка твари (Быт. 1, 28). В результате грехопадения человек во многом утрачивает свою власть над миром. Так, земля отказывается кормить своего хозяина, произращая "терния и волчцы" (Быт. 3, 18).

Первородный грех

Православное богословие не допускает мысли, что потомки первых людей несут личную ответственность, наследственную вину за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех, который был предметом их покаяния. Однако очевидно, что все люди наследуют последствия греха прародителей, те изменения, которые произошли после падения в природе человека, - прежде всего смертность. "Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12). "Пространный Катихизис" объясняет это тем, "что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство". По словам сщмч. Иринея Лионского, "Адам сделался началом умирающих".

Православная Церковь с апостольских времен учила, что посредством физического рождения к последствиям грехопадения прародителей приобщаются все люди без исключения. Например, сщмч. Киприан Карфагенский (III в.) считал, что младенцы, как "происшедшие от плоти Адама", восприняли "заразу древней смерти чрез самое рождение...", а правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит, что "... и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через новое рождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения".

Наследственное повреждение духовно-телесной природы человека, возникшее вследствие грехопадения прародителей, получило в православном богословии наименование первородного греха.

Однако изменения, вызванные грехом в естестве человека, не сводятся к тленности и смертности человеческой природы. Греховность - это не просто недостаток или ущербность, а активное враждебное начало, внутренне присущее человеку и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли. Ап. Павел, характеризуя состояние потомков Адама, пишет: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех. ..В членах моих вижу закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7, 20, 21, 23).

Таким образом, первородный грех как таковой выражается, в первую очередь, в плененности воли человека диаволом, зависимости человека от воздействия демонических сил. Как состояние человека, родившегося вне царства благодати и находящегося вне Бога, первородный грех является предметом гнева Божия (Еф. 2:3). В силу первородного греха люди не могут войти в Царствие Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного, то есть противного Божественным установлениям, состояния природы.

Тленность, страдательность и смертность человеческого естества, а также склонность человека ко греху являются последствиями первородного греха и соотносятся с ним, как болезнь и ее проявления (симптомы) в живом организме. Различают два ряда последствий первородного греха:

а) физические, которые выражаются в тленности (болезненности, страдательности) человеческого естества и его смертности;

б) нравственные, проявляющиеся в удобопреклонности человеческой воли ко злу.

Первородный (наследственный) грех необходимо отличать от грехов личных, то есть свободного противления личности Божественному закону.

По учению Православной Церкви, от первородного греха человек освобождается в Таинстве Св.Крещения. Однако, это не означает, что после крещения человек становится бессмертным и полностью освобождается от склонности ко греху. После освобождения от власти диавола естество человека остается тленным и в нем промыслительно сохраняется «жало греха», для того, чтобы человек своим свободным произволением устремлялся к Богу, следуя путем святости и обожения во Христе.

Наши рекомендации